15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Мечты и мысли
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Мечты и мысли

9 января 2014 года
Мечты и мысли

      Вот и вновь уже в который раз на пороге Новый год. С телеэкранов, со страниц газет, отовсюду в мою жизнь вторгаются знакомые с детства персонажи: Дед Мороз со Снегурочкой и украшенная елка. Казалось бы, ну что тут нового? Я же не маленький ребенок, вступил в возраст, про который говорят: «Пора подумать о вечном», в чудеса не верю. Но за окном падает чистый, белый снег и пушистое одеяло ласково ложится на землю, чуть прихваченную морозом. Все, как и прежде, даже сама природа ждет прихода Нового года, и поневоле в душе я опять возвращаюсь в далекое детство, начинаю мечтать. Видимо, надеюсь, что все же существует какая-то ирреальность, способная сотворить чудо в предновогоднюю ночь. Закрываю глаза и пытаюсь выстроить в своем воображении некую виртуальную модель жизни в этой, на какое-то время посетившей меня фантазии. Но мечтам трудно пробиться через окружающую действительность, которая не дает возможности полностью погрузиться в облако фантазии, все смешивается в одно целое. И все-таки постепенно вначале словно как в тумане, а затем и совсем ясно я уже вижу себя молодым и полным жизненных сил.
     Родился я в городе Зеленодольске, детство провел в деревне Протопоповка, что на правом берегу Волги около станции Свияжск. Судьба так распорядилась, что в отрочестве мне довелось пожить еще и в курортной Ялте, где я, будучи учеником старшего класса, научился видеть в женщине не только маму, учительницу, сварливую соседку или девчонку из своего класса, а недосягаемое прекрасное создание, воплощение красоты. С тех пор в моей жизни, как, полагаю, и в жизни большинства мужчин, женщина занимает самое главное место. Женская красота, как и все необъятное, бывает самой разной, и некрасивых женщин не бывает, так, во всяком случае, мне подсказывает мой собственный опыт. Но даже среди красавиц есть особенные раскрасавицы. В годы юношества я считал, что они живут у нас в Зеленодольске. Считал, пока не побывал в Казани. Красота казанских девушек ошеломила. Они были не просто красивы, а выглядели словно принцессы, одна другой краше. На всю жизнь это впечатление осталось в моей душе. Немало городов довелось мне повидать на своем веку, например, в те же юношеские годы я целый месяц провел в славной Одессе. Тамошние девушки имели возможность красоваться в заграничной одежде, приобретенной у моряков. Заграничные вещи, конечно, очень украшали их юные фигурки, превращая в некое подобие витринных куколок. Но эта внешняя красивость не могла даже близко сравниться с красотой казанских девушек. А уже в зрелом возрасте я все более убеждался, что трудно найти в мире город с такой «плотностью» красавиц на своих улицах.
     В чем здесь дело, пусть каждый решает как знает. А на мой взгляд, все дело в том, что Казань – город, где исторически переплелись судьбы татар и русских и межнациональные браки – обычное явление. Разный менталитет, разная религия и даже внешне они не похожи, но судьба распорядилась по-своему, определив им жить совместно. И вот уже перед нами картина, которую не часто встретишь в мире: мусульмане идут в мечеть на намаз, а в рядом расположенном храме молятся тому же Богу христиане. Для Казани это обычное явление, здесь имеются культовые сооружения и большинства других мировых конфессий. Неспроста, наверно, именно в Казани Ильдар Ханов – татарин, архитектор и философ, художник и целитель построил необычный храм всех религий. Каждый может посмотреть и прикоснуться к его восприятию мира, посетив комплекс зданий, составляющий единый ансамбль, устремленный к Богу.
     Советская власть почти уничтожила неповторимый архитектурный облик города, превратив мечети и храмы в производственные помещения, хранилища и склады. Постепенно Казань становилась похожей на все остальные города Советского Союза, со своими спальными районами вроде московских Черемушек. Выручили два события: тысячелетие со дня основания и Универсиада–2013. И ныне наша Казань – это современный и красивый город с интересными зданиями, проспектами, неплохими дорогами и автомобильными развязками на магистральных улицах. Природа щедро наградила его своими богатствами: две реки, не считая Волги, три озера, и все это не где-нибудь за чертой города, а в самом центре мегаполиса. В центре же на холме располагается Казанский кремль. Ничего не скажешь, умели первооснователи города выбрать место для столицы. Казань искони обладает особым шармом города с разноязычным населением, и это не только татары и русские. До 1917 года здесь исторически образовался как бы перекресток на пути между Востоком и Западом, между мусульманским и христианским миром.
     Нынешнее возрождение Казани почему-то идет по пути стандартной урбанизации, и не исключено, что вскоре город трудно будет отличить от какого-нибудь американского Сан-Франциско или Чикаго. «Продвинутые» архитекторы уже ведут разговоры об осушении части акватории Казанки и строительстве там Downtown по американскому образцу. В моих же мечтах город не должен копировать даже самые знаменитые мегаполисы. Казань должна быть похожей только на себя и своим архитектурным обликом отражать свою богатую историю. За примером далеко ходить не надо, всем известный Стамбул невозможно спутать ни с каким городом мира. Почему же наша Казань не обладает такой яркой индивидуальностью? Почему здесь не шумят восточные базары, не пахнет пахлавой, нет и китайского квартала «чайна-таун»? Азербайджанцы и дагестанцы, которые сейчас оккупировали наши рынки, торгуют нашим же товаром да еще импортом из той же Турции и Китая. Никакой экзотики и очарования. А на предполагаемой к осушению территории около «чаши» можно было бы разбить настоящий современный парк для отдыха горожан и гостей столицы. Нынешний парк аттракционов Кырлай, расположенный по другую сторону дамбы, явно не соответствует облику и масштабам нашего прекрасного города. 
     Творческое заимствование интересных градостроительных решений, опыта в организации общественного транспорта, утилизации мусора и т.д. можно только приветствовать, не стыдно и копировать. Но что делают наши властители? Наверняка многие из них бывали в Стамбуле, наверняка видели, а может, из любопытства даже изволили прокатиться на местном трамвае, но урока для себя они здесь не нашли. Соорудили в Казани скоростную трамвайную линию. Было много шума, помпы, но получилась жалкая пародия. Лучше бы турок пригласили, заплатили им и получили бы современный трамвай, как в Стамбуле. Но, к сожалению, городские власти руководствуются своим пониманием, весьма далеким от здравого смысла. А на мой взгляд, просто нужно любить город, а не себя в городе, тогда и город будет краше, и туристы к нам поедут.      
     Но не о туристах, а о людях, которые здесь живут, мои мысли, мечты и тревоги. Более четырех сотен лет мы, русские и татары, живем как бы одной семьей в одном государстве. Во всяком случае так считаем мы, русские, а как считают татары, мы об этом задумываемся? Татары, гордый и свободолюбивый народ, они сумели сохранить главное: свою нацию, свою самоиндентичность. И это несмотря на усилия российской власти ассимилировать татар. Формы давления были разными, но главными были попытки церкви обратить их в христианство. Выстоять, особенно на первых порах, татарам помогала их верность исламу и его традиционным ценностям. Но совместно прожитые века многое изменили, в том числе и сами наши этносы. Развитие капиталистических отношений в России втянуло в свою орбиту наиболее креативную часть татар, которые смогли встать на один уровень с русскими купцами и, соответственно, волей-неволей были вынуждены русифицироваться, чтобы стать успешным бизнесменами. Это не значит, что они порывали с татарскими корнями, напротив, многие из них становились меценатами, жертвующими на строительство мечетей и образовательные учреждения, их имена навеки остаются в народной памяти.
     С приходом к власти большевиков народ ждали новые испытания. В свое время В.И. Ленин заявил, что для успешного строительства коммунистического общества нужно воспитать нового человека с новым мышлением и классовым сознанием. При этом не важно, какая у человека национальность, главное – классовая принадлежность. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - вот лозунг, по которому приходилось жить всем гражданам СССР. К счастью, сверхзадачу воспитания нового человека большевики выполнить не смогли, но определенную лепту привнести сумели. Это и эксперименты с использованием латинской графики в письменности нерусских народов, и провозглашение на одном из партийных съездов декларации о возникновении в СССР новой исторической общности – советского человека. Ничего, кроме сумятицы в мозгах, эти и другие новации не дали ни русским, ни татарам. Правда, мы все стали интернационалистами, кто-то мнимым, а кто то и подлинным. Например, городские татары в основной своей массе перешли на русский язык даже в быту, в кругу своей семьи. Мы жили и работали, не обращая внимания на национальность начальника, соседа, друга. Государством правили не нацики, а лидеры КПСС, «выдающиеся деятели международного коммунистического движения». Их национальная принадлежность нас не интересовала. В верховной власти побывали люди самых разных национальностей: грузин, бравые парубки с Украины, еврей и комбайнер из полуказаков, а организатор этой кавалькады вообще не имел роду, племени, правда, считался русским. Они довели страну до ручки, но в народе до сих пор многие считают их благодетелями. Вот такие метаморфозы демонстрирует нам живая история.
     Девяностые. Наступили сумбурные, лихие времена, когда после перестройки в стране местами началась перестрелка. Суверенитет, своя республиканская конституция, где записана особая роль татарского народа как источника власти, послужили толчком к ренессансу национального самосознания среди татар и, как следствие, к смене приоритетов в татарской среде. Подобно пене при кипении бульона, на свет повылезали лидеры–националисты с лозунгами исключительной самобытности татарского народа и ненависти к русскому как поработителю татарского народа. Очень быстро появились и призывы к выходу из состава России, которые вначале маскировались под соусом объявления республики как субъекта международного права, а затем приняли явный и совершенно открытый сепаратистский характер. И татары, между тем, стали по-настоящему доминирующей нацией в республике. Что ни начальник, то татарин. Теперь уже русские стали себя чувствовать угнетенными.
     До сих пор мы можем ощущать отголоски того противостояния и в быту, и в общественной жизни. Призывы к отделению или как минимум к кардинальной перемене отношений с федеральным центром раздаются все настойчивее, все громче и аргументированнее. Игнорировать это явление никак нельзя, если мы действительно хотим мирной жизни. Но мы должны отличать национальный радикализм, который питает экстремизм и терроризм, от простого национализма как формы национального самосознания. Во втором случае национализм приобретает, если хотите, роль стабилизатора в межнациональных отношениях, когда любой человек может с полным основанием сказать о себе классическое: «Без меня мой народ неполный». Радикалы же открыто оскорбляют русский народ и призывают к сепаратизму, желая скорейшего заката российской государственности. Читать такое очень неприятно, но и не читать нельзя, ибо, как сказал тот же Владимир Ильич: «Он сукин сын, конечно, но это же наш сукин сын». Так и эти, брызжущие злобной слюной люди, граждане РФ, были когда-то нашими, советскими людьми, а многие наверняка даже членствовали в КПСС. Но они, видимо, забыли об этом и не считают Россию своей Родиной, и для них чем хуже стране, тем лучше им. Ну что ж, Бог им судья!
     Что же делать нам, людям самых разных национальностей, имеющих за душой только одну Родину, имя которой Россия? За свою жизнь мне довелось повидать довольно многое, я знаю, что идеи не материальны, но, к великому сожалению, крови и разрушений от них бывает не меньше, чем от природных катаклизмов. Радикалы пытаются навязать мне мысль, что татары – исключительно толерантный народ. Но как сказал однажды поэт: «Свежо предание, да верится с трудом». Посмотрим на историю в той ее части, что относится к Казанскому ханству. Мы не найдем ни одного имени человека с русскими или другими не тюрскими корнями, чтобы он играл существенную роль в жизни этого государственного образования, хотя деньги в ханстве были русской чеканки. А в истории России, пожалуйста: патриарх Никон – мордвин, Шереметьевы из черемисов, Кутузов из татар и т.д. и т.п. Продолжать дальше нет смысла, выводы делайте сами, какой народ толерантнее. Можно лишь добавить, что и ныне в республике практически все начальники из власти татары. Толерантнее, как говорится, некуда.
     Каких только «собак» не вешают на мой народ, обвиняя его во всех мыслимых и не очень грехах. Пьяницы, лентяи, недоумки, импотенты, варвары, только вчера научившиеся носить штаны и еще много всяческих эпитетов в адрес русских. Спорить и обижаться на эту убогую публику - это значит, себя не уважать, настолько они ничтожны. Пытаются сравнивать западный менталитет с русским и по незнанию делают нелепые, скороспелые выводы. Им и в голову не приходит, они просто не знают, что можно жить по закону, а можно по совести, как это издревле делается на Руси. В Европах о совести давно забыли, а Русь не только выжила в суровых климатических условиях и навязываемых ей беспрерывных войнах, но и создала крупнейшее государство в мире, объединив около двухсот инородных племен и народов. Сухопутная страна пробилась к морям и океанам, русские люди прошли всю Сибирь, Камчатку и оказались в Америке, дойдя до Калифорнии. Российскую империю создавали не нигилист Базаров и не барин по фамилии Обломов, а Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, московские князья-цари, первопроходцы неизведанных земель, тысячи русских тружеников заселявших новые края. Такой народ не может состоять только из люмпенов и алкашей, не способных к размножению и развитию, он, по меньшей мере, достоин уважения и справедливой оценки, а не глумления. И я думаю, что нынешнее противостояние – это просто издержки роста национального самосознания, ведь известно, что настоящие патриоты не превозносят свой народ за счет оскорбления и унижения другого.
     Зимний вечер длинен, за окном продолжается волшебный хоровод снежинок, и я потихоньку отвлекаюсь от воспоминаний и обид. Мечты в голове начинают обретать зримые очертания. И главная из них – это мечта о счастье и мире в нашем общем доме, республике и стране. Я незаметно размечтался, что вдруг все мы, граждане огромной России, все как один и наш президент с нами одномоментно поняли, что государствообразущим народом в России являются не только русские, но и все другие народы, историческая Родина которых находится здесь, на территории нашей большой Родины. Это понимание нужно нам всем, например, мадам Мизулиной с ее православием и господину Жириновскому с его русскостью. Только тогда можно построить справедливое федеративное государство, в котором будут учтены все чаяния народов, населяющих нашу страну. Понимаю, что решить эту задачу очень сложно, что это уравнение с большим количеством переменных неизвестных. Но решать необходимо.
     Вторая мечта проще и конкретнее, но ее решение может оказать самое сильное влияние на осуществление первой мечты. Вновь хочу напомнить об идее памятника воинам, павшим в битве за Казань. Воплощение этого предложения явит всему человечеству и в первую очередь народам нашей страны пример настоящей толерантности и примирения. Это будет гигантский шаг к достижению межнационального мира. А мир очень нужен нам всем: и стране, и людям.
     И, наконец, по известному выражению, красота должна спасти мир, но надеяться только на нее было бы опрометчиво, сил у красоты явно маловато. Давайте поможем ей, ведь это наше общее богатство, а наш долг – беречь и приумножать его. Пусть Новый год принесет мир и спокойствие в наши дома, а нашим женам, сестрам, дочерям и матерям подлинное счастье и любовь.
     С наступающим Новым годом вас, уважаемые.

Юрий ШМЕЛЕВ.


Комментарии (17)
Читатель, 10.01.2014 в 07:35

Юрий, ничего против русских не имею, точно так же, как и против немцев. Но не хотел бы оказаться ни в немецком концлагере, ни в русской "тюрьме народов".

Guest, 10.01.2014 в 08:54

Очень уважаю русский народ ,но всю жизнь мечтал , чтобы он был нашим добрым соседом , а не хозяином на нашей земле ... а если и живет ,то никогда не забывал на чьей земле он живет( скажем как на Северном Кавказе) .И чтобы мой народ никогда и ни у кого не спрашивал какие он памятники хочет поставить и каким алфавитом пользоваться и т.д.

Адиль, 10.01.2014 в 10:17

Опять то же самое,давайте жить дружно,но не забывайте кто в доме хозяин.А дом мой,а свой дом вам незачем иметь и жить в нем своим уставом.Памятник поставьте, черт с вами,да успокойтесь.

УУСТИК, 10.01.2014 в 11:12

...да,памятник по моим чертежам,моим эскизам,так сказать,чтоб все было красиво,эстетично,толерантно.нельзя доверять такое ответственное дело татарам всяким,тут должон руководить человек православный,великоросс.а то нарисуют черт-те чего!

Guest, 10.01.2014 в 17:49

Ребята, давайте жить равноправно.

Guest, 12.01.2014 в 00:08

"...Радикалы же открыто оскорбляют русский народ и призывают к сепаратизму, желая скорейшего заката российской государственности. Читать такое очень неприятно, но и не читать нельзя, ибо, как сказал тот же Владимир Ильич: «Он сукин сын, конечно, но это же наш сукин сын». Так и эти, брызжущие злобной слюной люди, граждане РФ, были когда-то нашими, советскими людьми, а многие наверняка даже членствовали в КПСС. Но они, видимо, забыли об этом и не считают Россию своей Родиной, и для них чем хуже стране, тем лучше им. Ну что ж, Бог им судья!"
__________________________________________________
Не хотелось писать, но - задевает. Радикалы есть с обеих сторон. Примеров - масса. Особенно в инете. Причем в "федеральных" ресурсах подавляющее преобладание антитатарских, т.е. татары знают, что там им бесполезно "вякать". Конкретно: почитайте хотя бы комменты к сообщениям о победе на конкурсе мисс-Россия девушки с тат. фамилией (которая, кстати, себя татаркой не считает), или спорадические "пиявки" в адрес призеров (призерш?) конкурса"Голос" 2012 года...
Понимаю, что все эти всплески ксенофобии или инспирированы или идут от невежества. Но если автор уделяет время раздумьям на эту тему и излагает мысли "на бумаге", то желательно быть максимально точным. Например, зачем "притягивать" нашего Ильича к выше означенной цитате? Другие источники приписывают в 1939 г. Франклину Рузвельту ставшее крылатым выражение «Сомоса может быть и сукин сын, но это наш сукин сын». И то - предположительно. Несмотря на то, что было воспроизведено в США в журнале в 1948 г. и там же на радио в 1960 г. Некоторые говорят, что "отец перла" - Рональд Рейган. Не удивительно, если учесть, что и президентов Анастасио Сомоса в Никарагуа было два в разное время - отец и сын. В общем, не надо, наверное, жёстко приделывать ярлык бывшим советским людям. Обобщённо, гуртом. Они - разные. И причины их нынешнего положения и самочувствия нам не раскроет пропаганда с телеканалов. Скорее наоборот она заточена. Поэтому у себя надо тренировать непредвзятое, объективное мышление в восприятии текущих событий. И пополнять багаж знаний, если их недостаточно. Тогда будут видны "косяки" в нашей официальной истории, которые в значительной степени являются основой воспроизведения в поколениях "менталитета в осаде", "духовных скреп" и т.д. Согласен с необходимостью опираться на свой жизненный опыт, коим, думаю, тоже располагаю в достаточном размере. Всегда настроен на то, что кто-то "критикнёт", а кто-то выскажет правду. Жаль, что времени не хватает на детальные "разборы полётов".

Юрий Шмелев., 12.01.2014 в 08:30

Здесь, на том форуме присутствуют два персонажа под ником «Guest». Условно назовем их: «татарофил» и «татарофоб», а может это один человек в двух лицах, все возможно. Я надеюсь, комментарий написал «татарофил» и мне понравилось разумное начало. Правда, затем автор увлекся менторством и этим, как бы свел на нет все начатое, а жаль. Кто сказал знаменитую фразу о сукином сыне дело десятое, давайте не будем соревноватся в начитанности, блистать эрудицией и знанием чужих слов. И пора бы прекратить брань и оскорбления в Интернете.
И здесь я согласен, что «отличаются» на этом поприще не только татарские нацики, но и со стороны русских таких слов также предостаточно и это удручает. Мы все живем в одном государстве и жизнь наша определяется, прежде всего, не национальной принадлежностью, а отношением этого государства к своему народу. А оно, это отношение, мягко говоря, наплевательское, если не сказать больше. Наша власть живет отдельно от своего народа, распоряжаясь народными богатствами. У нее свои заботы. Отсюда и недовольство людей, отсюда и обостренное чуство несправедливости в нашем обществе, отсюда и злобность в межнациональных отношениях. Недовольство ищет выход.
Что касается форума на «ЗП», меня это затрагивает непосредственно, потому что я живу в Татарстане и хочу жить в мирной, дружественной среде. Потому призываю всех к поиску тех решений, которые позволят этого достичь. Давайте будем терпимы и уважительны по отношению друг к другу.

Шрек, 12.01.2014 в 12:09


Автор, в своей статье, либо умышленно не договаривает начатую мысль, либо просто по-глупости не понимает того о чём пишет.
Шмелёв:
"Например, городские татары в основной своей массе перешли на русский язык даже в быту, в кругу своей семьи."
-------------------------------------
Здесь автор не договаривает: татары по своему большому желанию перешли на русский язык или их специально поставили в такие условия, что они вынуждены были перейти на него.
====================================
Шмелёв:
"Теперь уже русские стали себя чувствовать угнетенными."
-------------------------------------
Опять автор хитёр. Ведь лукаво пишет "чувствовать", но "чувствовать" и "быть" это два разных понятия.
Если автор действительно думает согласно цитате, то этим он косвенно подтверждает то, что до этого времени татары чувствовали себя угнетёнными. А это значит, что они праведны в своих действиях против угнетения. И если Шмелёв порядочный человек, то он должен был всячески поддерживать друзей-татар в своей борьбе против угнетения татарской нации.
========================================
Шмелёв:
"Посмотрим на историю в той ее части, что относится к Казанскому ханству. Мы не найдем ни одного имени человека с русскими или другими не тюрскими корнями, чтобы он играл существенную роль в жизни этого государственного образования, хотя деньги в ханстве были русской чеканки. А в истории России, пожалуйста: патриарх Никон – мордвин, Шереметьевы из черемисов, Кутузов из татар и т.д. и т.п."
-----------------------------------------------
Опять автор лукаво не договаривает.
Он ничего не пишет о русских и представителях других не тюркских национальностей живущих в Казанском ханстве, а именно: знали и умели ли они разговаривать на татарском языке; приняли ли они ислам и вообще считали ли они себя татарами. А ведь он прекрасно понимает, что для государственной деятельности в ханстве, первые два качества были необходимы.
В то же самое время мы все прекрасно знаем, что и Никон, и Черемисов, и Кутузов разговаривали на русском языке, к тому же по-видимому были православными и считали себя русскими.
Кстати хочу сказать русским нацистам, кричащим о том, что они прогонят татар, если русских будут изгонять из Татарстана:"Глупцы, обмен не равноценен. Изгоните людей, которые говорят на вашем языке и работают на вашу нацию."




УУСТИК, 12.01.2014 в 14:34

рекомендация:приводя цитату,если не уверен,кто автор,нужно ссылаться по списку: наполеон,ал-др второй(третий),ленин,маркс(энгельс),рузвельт,черчилль,ДУ-ФУ(китаец),конфуций,цезарь...можете продолжить по мере эрудиции.пусть дотошные ищут в энциклопедиях,загибая пальцы:-я же сам читал в газетах-один паккард...ответиь,как ответил остап бендер(найдите в книжке,что предлагал остап)

Mischar, 14.01.2014 в 01:43

Ю.Шмелев о какой вы не толерантности татар и вашей толерантности пишете,чушь пишете.А в других регионах много татар или других не русской национальности начальников???и вообще какая может идти речь о русских чиновниках в Казанском ханстве???в те времена в ханстве из русских здесь если только были не столь многочисленные русские купцы,и в это же время в Московском княжестве не было татар чиновников,это было в то время,когда было два самостоятельных государства.А Кутузов когда был???????????? Когда Казанское ханство было уже захвачено и входило в империю.и он был крещенным,и о татарских корнях даже не упоминалось! Чиновником не русский человек мог стать только в том случае если принимал христианство и назывл себя русским,отказываясь от своей нации.Вы мне ответьте-много ли русских чиновников в Татарстане знает татарский язык??? А татарские чиновники все знают русский язык!И еще о вашей чиновничей толерантности:вспомните Алма-Ата 1986 год,из-за чего вспыхнули события там,что в город даже танки пришлось ввести?(результат имперской толерантности)

Guest, 14.01.2014 в 15:41

Юрий, Вам еще не надоело метать бисер? Дискутировать с ними бесполезно, когда Вы наконец это осознаете? Я раньше тоже пытался, а потом плюнул. Все равно татарин для татар всегда будет прав, русский по-любому будет не прав. Так что не тратьте свои душевные силы на это бессмысленное занятие.

Юрий Шмелев., 14.01.2014 в 17:05

Благодарю Вас, уважаемый Guest (15.41) за добрый совет. Действительно, дискутировать с авторами здешних комментариев бесполезно. Они не слышат (не читают) даже своих, а уж о русских и говорить не приходится. Потому я и стараюсь не участвовать в этом. Другое дело написать статью, газету ведь читают не только они (они, по моему, вообще её не читают), но и другие, вполне адекватные люди разных национальностей, в том числе и татары, а среди них и мои друзья, мнение которых я искренне уважаю. Что касается комментаторов, я воспринимаю их, как некий спам, по возможности стараясь понять их претензии и мотивы. Но это трудно сделать, согласен. И все таки делать нужно, ведь не они делают погоду, а народ.

Mischar, 15.01.2014 в 01:19

Вы и Guest 15:41 сами и есть спам.Для вас правда и как должен быть устроен Мир,это то что выгодно и удобно вам,а какие-то "второсортные народы" так себе "по боку".Ничего удивительного в этом нет,у вас обычное имперское мышление.

Guest, 15.01.2014 в 09:39

"Ничего удивительного в этом нет,у вас обычное имперское мышление." А у вас какое мышление Mischar, 15.01.2014 в 01:19?

Зем, 15.01.2014 в 15:58

Как это такой умный человек не поймет что империя кроется не в простых человеческих отношениях соседей по квартире, а в отношениях распределения национальных богатств, в том числе и для культурного развития и поддержки колониальной системы, которая давно уже себя изжила. Памятник можно поставить и разрушить а установки в голове долго сохраняются

Историк, 19.01.2014 в 00:32

Империя кроется не в принципах экономического распределения, а в принципах господства одного народа над другими. А именно это главное, а уж все остальное, в том числе распределение доходов, вытекает из этого. Кто будет сомневаться, что народ-господин при распределении доходов сам себя никак не обидит? Как заметил в 1942 Герман Геринг, кто бы в Европе не голодал, в любом случае это будут не немцы.

Mischar, 22.01.2014 в 15:44

Guest15.01.2014 09:39 в отличии от вас я за реальное равноправие народов,а не за такое "псевдо толерантное" отношение как сейчас происходит.