17 июня 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Лидеры

29 августа 2013 года
Лидеры

     В марте т.г. в Казани состоялись два митинга, организованных ТОЦ. Оба были посвящены разоблачению происков Москвы против РТ, т.е. являют собой рядовое мероприятие, ничем в принципе не отличающееся от ежегодных дней памяти. Состав выступивших на обоих митингах, равно как и содержание выступлений, также ничего нового собравшимся не явил: Р. Кашапов поведал каждый раз повторяющуюся на протяжении вот уже двадцати лет душещипательную историю об очередных кознях ФСБ против него и добытых им с таким трудом транспортных средствах для доставки сотен своих сторонников на митинг, Ф. Байрамова тоже поделилась своими личными обидами на своих коллег по цеху – историков. В выступлениях остальных звучали призывы не допустить отмены названия «президент» для главы республики. Политическая ситуация вокруг республики в последнее время постоянно меняется, и ожидалось, что все эти изменения отразятся на содержании выступлений, однако эти ожидания, к сожалению, не оправдались.
      Между тем среди участников митингов было немало представителей интеллигенции, которые могли бы сказать что-нибудь новое и свежее, однако и они ограничили свое участие в мероприятии только скандированием вместе со всеми лозунга «Азатлык». Новым в последние два года является, пожалуй, только участие в ТОЦевских акциях лидера молодежной организации «Азатлык» Н. Набиуллина да и вообще неожиданное для всех воскрешение из небытия этой организации. В общем, у участников митингов сложилось впечатление, что в татарском национальном движении сейчас царит полный застой, отсутствует всякая динамика, что-то все не так.
      Ведь, по существу, вся история этого движения в позднесоветский и постсоветский период выдала на-гора только одну идею – поднятие статуса ТАССР до статуса союзной республики, после этого никакой новой идеи рождено не было. Между тем произошедшие в мире изменения: провозглашение независимости Косово да и теми же более близкими нам Абхазией и Южной Осетией, и признание этих независимостей мировым сообществом или хотя бы его частью (Россией) должны были поставить на повестку дня и вопрос о подлинной независимости и для Татарстана. Ан нет, до такого радикализма татарское национальное движение еще не доросло, хотя в кулуарах да и на страницах газет такая идея уже появлялась. Что же является причиной нашей нерешительности, что нам мешает провозгласить открыто, что мы своей главной целью имеем добиться провозглашения независимого национального государства на всей этнической и исторической территории поволжских тюрок вне зависимости от того, хочет того Москва или нет?
      Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сделать небольшой экскурс в историю. Известно, что всякий народ, утративший не по своей воле государственность, не расстается с мечтой о ее восстановлении, пока он существует. Так было и у евреев, и у армян, которые в конце концов дожили до осуществления своей мечты. Даже ассирийцы, которые утратили свое государство еще раньше евреев и которых насчитывается всего-то несколько сотен тысяч по всему миру, имеют такую мечту. Не является здесь исключением и наш народ, татары всегда не только мечтали о восстановлении своей независимости, но и до пугачевского восстания предпринимали в этом направлении все доступные им меры. После подавления пугачевщины и создания для мусульман внутренней России духовного управления, т.е. фактически культурно-национальной автономии, острота вопроса была снята, но вовсе не исчезла. Открытых восстаний со стороны татар уже не было, сторонники независимости перенесли свою деятельность всецело в сферу идеологии, примером чего являлось ваисовское движение.
      Главной же движущей силой движения за независимость оставался единственный образованный класс у татар – духовенство, главным образом неофициальное, поскольку официальное империалистами, как последние думали, было куплено. Между тем в отношении официального мусульманского духовенства империалисты ошибались, указные муллы, хоть на словах и призывали народ к лояльности в отношении «белого царя», но на деле всячески оберегали татар от ассимиляции, противились проникновению в жизнь мусульман всех, в том числе и кажущихся с позиций сегодняшнего дня прогрессивными, новшеств, то есть фактически готовили народ к борьбе за создание независимого государства. Даже само то, что официальные татарские муллы являлись хранителями и распространителями исламской религии, пусть даже в самом усеченном и изуродованном колониализмом виде, являлось оппозицией русскому государству, поскольку несло в себе инаковость по отношению к этому государству. Духовенство же формировало и культуру татарского народа.
      По представлениям того времени татары являлись носителями общемусульманской культуры, в которой все было общим: и персоязычная поэзия, и арабско-османская музыка, и исламская история, тюркский язык и даже общие имена. Эта культура являлась настолько для татар самодостаточной, что им, т.е. татарам, не было необходимости что-либо заимствовать из культуры немусульманских народов. В результате этого татары, уже веками проживавшие с русскими вперемежку, часто даже в одних населенных пунктах, тем не менее нисколько не поддавались русскому культурному влиянию, что хорошо отражено в известном произведении К. Фукса. А постоянно на протяжении уже более ста лет подчеркиваемая в джадидистской, российской и советской литературе «отсталость» татар в культурном плане легко опровергается одним уже тем фактом, что жившие по соседству с татарами и русскими чуваши, марийцы и удмурты массами добровольно и даже вопреки чинимым русскими властями препятствиям, переходили в ислам и тюркизировались, о чем с тревогой писали православные миссионеры Ильминский, Малов и др.
      К православию же те же поволжские инородцы приводились только насильственно, а случаев массового культурного их слияния с русскими наукой не зафиксировано и вовсе. Из этого следует, что на взгляд сторонних и беспристрастных наблюдателей-инородцев, тогдашняя татарская культура была более развитой, чем русская, хотя внешне все выглядело наоборот. Таким образом, заслугой кадимистских мулл было то, что они на протяжении нескольких веков, до самого отстранения их от лидерства джадидистами, сохраняли национальную идею татарского народа – выживание этноса и готовность его при благоприятных условиях восстановить свою государственность.
      В начале ХХ в. ислам во всем мире, в т.ч. и в российских владениях, переживал глубочайший кризис, показателем которого явился переход лидерства среди мусульманских народов от мусульманской улямы к новому сословию – народившейся среди мусульман интеллигенции в европейском смысле этого слова, не связанной или слабосвязанной с исламом прослойки, ориентированной на европейскую, точнее, на метропольческую (алжирцы, марокканцы – на французскую, афганцы, носители урду-языка – на английскую, индонезийцы – на голландскую, османцы – на европейскую вообще) культуру. Ситуация с российскими мусульманами интересна тем, что они ориентировались на российскую имперскую культуру, т.е. не на подлинно европейскую, оригинальную, а на подражательную, псевдоевропейскую, вторичную культуру.
      Таким образом, созданные впоследствии джадидистами новые поволжско– и крымско-татарские, азербайджанская, среднеазиатские тюркские культуры изначально были производными не от Европы, как та же современная турецкая культура, а производными от подражательной российской культуры. Всякий знакомый с русской культурой ХIХ – ХХ вв. знает, что она в основном построена на низкопоклонстве перед Западом (Чаадаев, Лермонтов, Соловьев, Ключевский, Бердяев и др.), принижении всего своего национального (кроме, возможно, Достоевского и некоторых славянофилов, ранняя православная культура была в принципе византийской). Русское дворянство ощущало, например, французский язык своим почти родным языком.
      Джадидистско-татарская же культура зиждется на вознесении до небес всего российского при полном пренебрежении национальным, ненависти к исламскому и полном незнании западной культуры. Фактически современные «национальные» культуры тюркских народов России ничего национального не имеют, это местные варианты русской культуры, этап на пути полной ассимиляции, орудия этой ассимиляции. Даже национализм начала ХХ в., созданный джадидистами в подражание европейцам, носил уродливый характер и с подлинным европейским национализмом ничего общего не имел. Этот «национализм» имел направленность не на национальное освобождение и не против угнетающего империализма, а, с одной стороны, антиарабскую, антиисламскую, у татар дополнительно и антитурецкую, антисартскую, антикиргизскую (в переводе на современный язык последние два понятия следует читать как антиузбекскую и антиказахскую) сущность в сочетании с пресмыкательством перед всем российским. Можно смело сказать, что джадидисты, большей частью сами того не сознавая, являлись агентурой ассимиляторов и исполнителями планов самых махровых шовинистов.
      Понятно, что они никакой идеи, направленной на сохранение национальной самобытности и тем более на достижение государственной независимости, родить не могли. Отсюда идет и их нежелание и неумение воспользоваться революционной смутой в национальных интересах. Самые «радикальные» татарские националисты в 1917 – 1920 гг. не шли дальше мечты об автономии, большинство же их вообще плелись в хвосте у различных русских партий. В чем они были мастерами, так это в умении ссорить мусульман и тюрок друг с другом, что, впрочем, относится и к джадидистам других тюркских народов. «Националисты» из российских инородцев на протяжении уже целого века грызут друг друга, доказывая имперскому хозяину, что именно они являются самыми преданными ему собаками. Кстати, подобный «национализм» в конечном счете ударил бумерангом по самим его создателям – только так можно понимать появление не входившего в планы татарских джади-дистов, но бьющего по татарам уже сто лет башкирского трайбализма. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.
      В результате столетней селекции к началу ХХI в. сформировался особый тип татарина с высшим образованием, который считает себя европейцем при полном незнании европейских языков, татарином при плохом знании родного языка, мусульманином при фактическом православии и интеллигентом при минимальном IQ. От такой «интеллигенции» ждать рождения каких-либо идей – это напрасная трата времени, самое большее, на что способны такие «интеллигенты», – это тайком от сослуживцев и от жен прийти на митинг, вдоволь и до хрипоты накричаться «А-З-А-Т-Л-Ы-К», чтобы под большим секретом потом несколько лет рассказывать об этом друзьям. Основная же их часть занята устройством себе комфортной жизни, поеданием себе подобных, служением верой и правдой любой власти и для разнообразия рассуждениями типа «европейского ислама», «нежелания быть чьим-то, даже Аллаха, рабом», «ислам – это препятствие для прогресса нации» и пр.
      Причем следует иметь в виду, что качественно татарская интеллигенция начала ХХI в. не идет ни в какое сравнение со своими предшественниками вековой давности, происходившей, как правило, из среды мулл и мугаллимов, т.е. лиц умственного труда, знавших, кроме родного, также и классические для мусульманского Востока арабский, персидский и османский языки, в связи с чем их и называли «зыялылар» – т.е. «просвещенные», а многие также и русский язык. Современные же татарские интеллигенты иностранными языками не владеют вообще, родным же языком владеют поверхностно, из них даже те, для кого владение этим языком является профессией, т.е. литераторы, учителя татарского и артисты, не в состоянии понять в полном объеме язык Тукая, Амирхана, не говоря уже о Марджани, Насыри. Будучи интеллигенцией да и горожанами первого поколения, имеющими ограниченное образование, они объективно в своих духовных интересах выйти за пределы, очерченные профессиональным долгом, не могут. Это поколение интеллигенции к рождению каких-либо идей неспособно вообще, единственное, что ему по плечу – это исполнение приказаний власти. В целом в «заслугу» татарской интеллигенции, начиная с момента ее рождения, можно поставить только одно – она оторвала татарский народ от ислама, чем обрекла его на неминуемое исчезновение с лица Земли, т.е. повторение судьбы перечисленных в Коране гадян, самудян и прочих ныне исчезнувших древних народов. Впрочем, чему же тут удивляться – только для этого ее колонизаторы и создали.
      Впрочем, плачевное положение нашего поработителя, а самое главное, пусть и не столь массовое как на Кавказе и в Средней Азии, но все равно ощутимое возвращение части татар в ислам, кажется, дает нам основание считать процесс исчезновения обратимым, оставляющим шанс одуматься, покаяться в грехах и вернуться на правильный путь, с которого наш народ сбили джадидисты. Чтобы спасение народа было реальным, нужно вернуться к той исходной точке, с которой начались наши блуждания по ложному пути. Такой точкой видится нам отмеченная в трудах еще дореволюционных русских этнографов и миссионеров преданность татарского народа исламу, особенно новое обретение чувства истинности пути мусульман перед всеми. Мусульманин, в каком бы трудном и бедственном положении он не находился, все равно счастливее любого, самого сильного и благополучного немусульманина – этому нас учат Коран и Сунна. Если мы вновь всем народом проникнемся этим чувством, будем во всем следовать предписаниям шариата, не нужно будет проливать свою и своего врага кровь за свою независимость. От нас требуется только работа над собой, изживание своих недостатков, отторжение от себя несвойственных мусульманину пьянства, чужих языков, чужих имен, смешения своей религии с иноверцами.
      Деградирующий и слабеющий день ото дня на глазах империализм будет вынужден нас сам вытолкнуть из своего государства, что он сделал с союзными республиками 22 года назад и что он не сегодня-завтра собирается сделать с Кавказом. Также нам нужно отказаться от бесполезной и даже вредной, порожденной теми же самыми джадидистами, идеи Идель-Урала, заменив ее на идею федеративного или конфедеративного союза с другими тюркскими странами, прежде всего с Казахстаном. Последний в лице своих националистов уже сегодня, пусть пока еще робко, примеряет на себя роль объединителя всех золотоордынских земель и в этом качестве начинает выдвигать территориальные претензии к России, в частности, на Оренбургскую, Челябинскую, Курганскую и Омскую области. Татары сейчас слабы и опираться они должны не на еще более слабых поволжских финнов, а на реальную и растущую силу других тюрок. Тем более что ориентация на чуждых духовно, лингвистически и кровно татарам, географически еще более вдающихся в тело России финнов еще более отдаляет нас от тюркского и исламского миров, передвигает нас на запад и север.
      Кстати, ориентация на Казахстан могла бы примирить татар и с башкирами, поскольку она предполагает отказ от попытки татар доминировать над башкирами, с чем последние согласиться не могут. Да и сами отношения с башкирами в целом желательно бы пересмотреть с обеих сторон. Ведь, по существу, мы единый народ, уникальность которого состоит в том, что у этого единого народа имеется два консолидирующих ядра, приказанский и зауральский, между которыми идет спор за гегемонию в объединительном процессе, как в ХIХ веке боролись за роль объединителя Германии Пруссия и Австрия. Как история отдала предпочтение Пруссии, так и сегодняшние реалии таковы, что у башкирского ядра позиции более выгодные, чем у казанского ввиду географической удаленности первого от центра России и близости его к внешней, казахстанской границе.
      Вообще татарам следует более решительно отказываться от пережитков совковости, в частности, от привычной оценки многих исторических событий и личностей. Например, идолом татарской советской культуры был и продолжает сейчас оставаться Г. Тукай, он и гений, и пророк, убеленные сединой академики продолжают затыкать цитатами из его творчества своим оппонентам рот. Между тем Тукай не успел создать ничего гениального по той простой причине, что прожил на свете всего-то 27 лет, фактически он не успел даже узнать жизнь, обзавестись жизненным опытом. Как поэт он также еще только созревал, литературно стихи его небесспорны, если прямо сказать, то они корявы. Например, как поэт Дэрдменд гораздо выше Тукая. К тому же Г. Тукай является поэтом неоригинальным, значительную часть его творчества составляет вольные переводы из русской литературы, он являлся ее популяризатором. Сегодняшние апологеты Г. Тукая возносят его до небес по элементарному невежеству или будучи введенными в заблуждение.
      Да иначе и быть не может, ведь в оригинале язык его произведений сейчас понять никто не в состоянии, настолько за сто лет изменился язык. Да и объективно Тукай не мог быть эталонным поэтом, ему не у кого было учиться, ведь до него у татар светской поэзии не было. Тукай был зачинателем поэзии, которая развитие получила уже после него, уже в произведениях авторов 20 – 30-х годов. Ф. Амирхан был одареннейшим прозаиком, читать его одно удовольствие, если поймешь, конечно, однако и он след в след повторял Чехова, единственно оригинальное, что он сделал, так это низведение мулл до уровня клоунов, то есть помогал ВКП(б) отгонять народ от ислама. Словом, в пересмотре в духе борьбы за выживание этноса и государственную независимость нуждается вся духовная сфера жизни народа.
      Выше уже говорилось, что в начале ХХ в. роль духовного лидера татар от улемов была отобрана и передана национальной интеллигенции, которая и завела народ на путь духовной деградации. Из этого следует, что спасение народа возможно только при условии возвращения лидерства улемам. Однако для выполнения этой роли улемы должны быть готовы. На сегодняшний день такой готовности у хазретов не просматривается. Во первых, они в поголовном большинстве рассматривают свой высокий пост не как служение Аллаху и своему народу, а как рядовую профессию, средство заработка хлеба насущного, отсюда жесточайшая конкурентная борьба в их среде, которую впору сравнивать с криминальными разборками, и пресмыкательство перед светскими властями. Во-вторых, и сам народ еще до конца не осознал глубины своей деградации, он по-прежнему считает себя мусульманским этносом, между тем как это очень далеко от истины, сегодняшние татары ближе к православию, чем к исламу. Однако хазреты этого народу не разъясняют, для них народ интересен только как объект взимания садака, а потому пребывание народа в невежестве для хазретов выгодно. Полагаю, что пока народ не осознает, что он является отпавшим от истинной веры, всенародно не покается в вероотступничестве, о спасении ему нечего и мечтать.
      Хазреты, чтобы стать духовным лидером, должны перестать потакать дальнейшему распространению пороков среди своей паствы, быть жестче и требовательнее. Например, у нас сейчас всех татар хоронят по мусульманскому обряду: и пьяниц, и самоубийц, и атеистов, и даже тех, кто при жизни все силы прилагал для недопущения возврата народа в ислам. Откажись наши муллы от исполнения джаназа в отношении нескольких таких умерших кяфиров, остальные бы поостереглись хотя бы от публичной демонстрации своей «прогрессивности» – ведь умирать-то предстоит и им. То же самое и с языковой русификацией татар. До начала перестройки казалось, что возвращение народа к вере предков гарантированно будет означать и возвращение к родному языку. Однако последующее бурное строительство мечетей, появление имамов не только не остановило русификацию, но и предало ей такие новые черты, как господство русской речи и в мечетях и, что самое печальное, потакание этому процессу со стороны этих самых имамов. Для этих самых имамов, самим своим появлением которые всецело обязаны национальному движению, ревнители татарского языка ныне являются главными врагами.
      На робкие попытки побудить молодежь говорить хотя бы в мечетях между собой по-татарски, мечетные национал-нигилисты тут же заявляют: «В исламе нет нации». Заявление это правильное, но употребляется оно не к месту. Во-первых, эта банальная истина всего-навсего означает, что никакой этнос в религии не имеет права на какие-либо привилегии, в религии и перед Богом мы все равны. Во-вторых, это утверждение касается только мусульман, но не взаимоотношений между мусульманами и неверными. В-третьих, «нет нации» вовсе не означает «нет национального языка». А смешение же мусульман с немусульманами, тем более растворение первых среди вторых, как это имеет место у татар, и вовсе является богопротивным и осуждаемым делом и запрещено шариатом. В Коране неоднократно осуждается иметь мусульманам друзей кяфиров. В хадисах же предписание отделять себя от кяфиров выражено еще резче; Пророк (сас) в свое время сменил прическу, чтобы не походить на иноверцев. Также Пророк (сас) при выборе способа созыва верующих на молитву отверг колокольный звон и трубение в рог именно из-за недопустимости уподобления иноверцам.
      Думаю, что отказ от языка предков-мусульман в пользу языка христианского народа также является деянием, которое бы Пророк (сас) не одобрил. Кроме того, в шариате существует основополагающий, базовый принцип «Все ведущее к хараму является харамом». Так вот, наши предки на протяжении трех с половиной столетий до революции как зеницу ока берегли свою религию и свой язык, избегая изучения русского языка, считая его угрозой для своей религиозности. Время показало, что их опасения были обоснованными – в советское время именно проникновение русского языка в самую гущу народа и привело к полному отпадению татар от ислама.
      Следовательно, знание этого языка и уж тем более общение между собой на нем и обучение ему детей является поводом для мусульманина быть более ответственным к своей религии, к своему родному языку. Народ, одурманенный сначала поэтами-джадидистами, потом восьмидесятилетним периодом атеизма, этого не знает. Имамы, хоть и знают, но народу этого не разъясняют. Тем самым имамы не исполняют своей главной обязанности – удерживать народ от совершения греховных деяний. Такие имамы являются по шариату фасиками, и, согласно ханифитскому мазхабу, в верности которому клянутся и божатся все татарстанские хазреты, следование им на молитве запрещено. Вот такие у татар религиозные лидеры. Следует ли после этого удивляться тому, что авторитет их среди народа крайне низок! И тем не менее других, лучших кандидатов на духовное лидерство у нас нет, а потому нужно срочно помогать хазретам изживать отмеченные недостатки и растить из них подлинных духовных пастырей.
      У К. Фукса есть в его известном произведении одно интересное место, злободневность которого многократно возросла теперь, спустя почти 200 лет. Там отмечается, что умеющих правильно говорить по-русски своих соплеменников наши предки называли «негодяями». Это в них говорил инстинкт самосохранения родного языка в условиях тотальной царской русификации, впоследствии утраченный. Предки знали, что через чужой язык в народ будет проникать чужая идеология, потому они и отвергали знающих этот язык, в частности, мурз. Нам необходимо вновь научиться быть нетерпимыми к ренегатству в своей среде. Пора зарубить себе на носу – всех татар спасти не удастся, для значительной части нашего народа полная и бесповоротная ассимиляция – неотвратимый удел.
      Однако для спасения хотя бы части народа от ассимиляции мы должны отделить эту здоровую часть от пораженной болезнью части, отсекать от здоровой плоти зараженную. Нечего сюсюкать с авторами книг, славящих верную службу татар русскому государству, – все они являются для нас чужими, их пути-дороги и их идеалы для нас неприемлемы. Как говорится в Коране, «у вас своя религия, у нас – своя», «оставь их». Как бы ни был талантлив Д. Валеев, но для татар он – чужой, в этом Т. Миннуллин был прав. Только народ, усвоивший понятия «родной» и «чужой», умеющий отделить родное от чужого, является нацией и вправе претендовать на свое национальное государство. Вот пути к такому родному государству и должны находить и показывать народу его духовные лидеры.
 

Ф. ЗАГИДУЛЛА.


Комментарии (44)
Тимур и его друзья..., 29.08.2013 в 11:10

Газета "Звезда Поволжья"http://tatar-centr.blogspot.ru/2013/08/blog-post_29.html

марат, 29.08.2013 в 16:36

жестко...

Алмаз улы, 29.08.2013 в 17:22

....Но верно!

Ильяс, 29.08.2013 в 19:30

Как всё верно написал!

Адиль, 29.08.2013 в 20:47

Почти со всем сказанным можно согласиться,но предлагаемый автором заметки выход из этой ситуации возможен при создании национального государства.Казахстан тому пример,там тоже было тяжелое положение с казахским языком до распада союза.После обретения независимости именно мощью государства начался ренессанс казахского языка и культуры.Именно государство является гарантом сохранения и развития языка.И то что Татарстан,пытающийся позиционировать себя как государство,за все это время не смог переломить ситуацию с татарским языком,говорить о его несостоятельности как государственного образования.

лейла, 29.08.2013 в 22:35

В Уфе вроде тоже хотели памятник Габдуле Тукаю поставить.Опозорятся теперь башкирские татары с Габдулой Тукаем. А мне Габдулла Тукай нравится.И сыну моему тоже.Особенно сказки.

Малик, 30.08.2013 в 00:22

Прочитал практически на одном вздохе и получил огромное удовлетворение. Написано настолько цельно и верно, что ничего и не вставишь. Мне особенно понравилось сравнительное описание истинной интеллегенции (зыялылар) и "гнилой интеллегенции" без веры, без языка, вообще без кыйбла, а особенно смелое описание образа Тукая как прослойки между ними. Ведь на первый взгляд кажется, что у Тукая было очень широкое мировоззрение. На самом деле он бился в бурной речке за выживание и бросался с одного берега на другой и так и не пристал ни к одному, не выжил, утонул. Наверное потому, что джадидисты победили. А ведь Ленин интеллигенцию называл гнилой потому, что она к тому времени уничтожила себя. Вопрос - каким образом? Лицемерием, т.е. отказом говорить правду во всех ситуациях, какими бы они не были тяжелыми. Сегодня же все российское общество погрязло во лжи, лицемерии. Авангардом в этом стоит именно интеллигенция. Думаю, мои слова подтверждают два факта: 1) выборы уверенно выигрывает Единая Россия, точно названная как партия воров и жуликов (жулики это обманщики, т.е. не лгуны-дети, а сознательные в своей корысти лжецы; 2) эту победу им организовывает та самая "интеллигенция" (рука не поднимается писать без кавычек). В этом беда не только татар, но и русских. Ведь по этой причине, из-за гнилости интеллегенции, власть в России в 1917 году захватили голодранцы (пролетариат). Не побоюсь коснуться самого Ленина. Говорят, в нем меньше всего было русской крови. Преобладала кровь калмыцкая и еврейская. Многие поражаются его полиглотству, знал много языков. Интересно, а знал ли он родной калмыцкий и еврейский языки. Думаю, что нет. По сути, Ленин сам и есть представитель той самой гнилой... Также как Гитлер был полуевреем, Сталин полухристианином (учился в духовной семинарии). И все трое истребляли себе же подобных. Лишь в одном не совсем согласен с автором - это в призыве перевоспитать татарское духовенство. Точнее, нужно воспитывать истинных зыялылар (не хочу использовать слово интеллегентов, боясь стать на ту же колею). Первым шагом в этом воспитании считаю говорить правду и только правду и ничего кроме правды. Вот поэтому единственное министерство в России носит нерусское название - Министерство юстиции! В России боятся говорить правду! Спасибо!

Малик, 30.08.2013 в 00:34

Юстиция переводится как Справедливость, производное слово от Правда. По-русски Минюст звучало бы Министерство справедливости. Но поскольку в России нет правды и справедливости, так зашифровано и министерство.

Rimma, 30.08.2013 в 12:15

Статья понравилась, но она не учитывает, что-ли, ужасные реалии настоящего дня. Начинается статья с иронии над ТОЦом, Байрамовой, как мало они сделали, а ведь сегодня мы имеем, что даже их, так "вяло" сопротивлявшихся, выселяют из офисов,чтобы окончательно прекратить и эту деятельность, а на поддержку собралось человек 50 всего. При этом мы видим, как в стране ФСБ прессует мусульман (дагестанский журналист, писавший об издевательствах над мусульманами в действующих органах власти, убит) и т.п. и т.д., т.е. в таких условиях воспитать поколение истинных татар не дадут, не получится. И много ли сейчас наберется "здоровой части" татар? Вот отсечем всех "пораженных болезнью". А ведь "пораженные болезнью" это базис,на котором еще может возродится татарская нация.

Guest, 30.08.2013 в 13:16

"что даже их, так "вяло" сопротивлявшихся, выселяют из офисов,чтобы окончательно прекратить и эту деятельность, а на поддержку собралось человек 50 всего" Правильно Rimma, никому эта байрамова с тоцом уже не нужны!!! Люди в большинстве своём живут другими проблемами, как правило общероссийскими.

Рафаэль, 30.08.2013 в 17:09

Rimma вы правильно мыслите полностью согласен с вашим коментом .Каков народ такая интелигенция и духовенство (Как можно развиваться под прессингом Москвы ?). Нападки на националистов выглядят как провакация хочется спросить он сам что сделал ? Насчет Казакстана не надо питать особых иллюзий .Я здесь живу в 7 седьмом поколении и скажу прямо казахам до нас далеко .Однозначно одно с обретением Независимости Казакстан преобразился и стал развиватся (хотя бардака и здесь хватает у нас получилось бы лучше )

Малик, 30.08.2013 в 23:21

Рафаэль, не согласен с Вашим тезисом "Каков народ такая интеллигенция и духовенство". Он подходит для правителей, но интеллигенция и духовенство всегда должны быть ведущими, а не ведомыми. В этом суть интеллигентности, но к сожалению не в сегодняшней России. Поэтому нужно стараться претворять в жизнь тезис "Какая интеллигенция, такой и народ". Тогда будет и духовное развитие у народа.

Ослоподобный Раис Сулейманов., 31.08.2013 в 00:42

Guest, 30.08.2013 в 13:16
"что даже их, так "вяло" сопротивлявшихся, выселяют из офисов,чтобы окончательно прекратить и эту деятельность, а на поддержку собралось человек 50 всего" Правильно Rimma, никому эта байрамова с тоцом уже не нужны!!! Люди в большинстве своём живут другими проблемами, как правило общероссийскими.
)))))))))))))))))))))))))))))))))))

Людям в большинстве насрать на общероссийские проблемы.Каждый думает о своей жопе..

Guest, 31.08.2013 в 00:45

Рафаэль: "Однозначно одно с обретением Независимости Казакстан преобразился и стал развиватся (хотя бардака и здесь хватает, у нас получилось бы лучше)"
++++++++++++++++++++
Полностью согласен с Вами, Рафаэль!
Казахстан после обретения независимости преобразился, стал развиваться, все так говорят, кто там раньше жил при Советском Союзе и кто там сейчас живет. Но также все говорят, что у нас, у татар, получилось бы намного лучше!
Но казахи все равно молодцы, они добились своего, они очень свободолюбивые, смелые, независимые и сплоченные!
Нам в этом плане надо брать пример с них!

Рафаэль, 31.08.2013 в 09:21

У нас с казахами разный психологический тип .Татары они индивидуалисты казахи попроще(иногда через чур) .Казахов легче организовать ,татары тяжелы на подъем не любят ходить толпой .Каждый по своему хорош и плох .То что Россия развалится рано или поздно без сомнения .Нам татарам нужно максимально нужно подготовится к этому моменту и стать реально Независимыми .

Rimma, 31.08.2013 в 14:09

Еще меня немного смутило в статье, что автор надеется, что дряхлеющий империализм сам вытолкнет нас как Кавказ. Кавказ вытолкнут только благодаря его борьбе, сколько человек там погибло и еще готово погибнуть, народ не сдается. А татары, у меня сложилось ощущение, сидят и ждут, когда развалится Россия, поэтому активно и не выступают в поддержку националистов, чтобы "не создавать проблем на свою зад-цу". Но это ошибочная позиция.

Рафаэль, 31.08.2013 в 15:11

Сейчас идет поиск оптимальных моделей повидения у татар . Люди разные одни ждут с моря погоды другие по своему пытаются влиять на процесс . Несомненно одно те кто динамичны и активны будут в выигрыше .

мин чаллыдан, 31.08.2013 в 20:10

Мин автор белэн тулысынча килешэм.Безнен хазратлар турында дорес эйтелгэн.Алар кубесе фасик кына тугел-даже вохабит булучылар да бар!Татарча белмэгэн манкортларга ялагайланып вагазларны русча укырга тырышалар.

Vil Mirzayanov, 31.08.2013 в 21:58

Как легко автор перечеркивает работу других, хотя совершеенно неизвестно, что он сам вложил в дело независимости. Для начала хочу ему напомнить вот это:ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ ТАТАРСТАНА.

Вот уже 456 лет татары находятся под гнетом самого свирепого человеческого деяния - русского колониализма. За это время сменилось много правителей России в лице царей, императоров, первых секретарей, президентов. Менялся также общественный строй: феодализм, капитализм, социализм и пр. Неизменной оставалась лишь одно: политика насильственного крещения, русификации, бесчеловеческой эксплуатации, физического уничтожения татар путем постоянного и целенаправленного геноцида. Если в начале 18 века, согласно переписи, устроенной Петром I, русских и татар было примерно по 5 с половиной миллиона человек, то в конце 20 века русских стало 120 миллионов, а количество татар осталось те же 5 с половиной миллиона человек.
В конце 90-х годов татары, доведенные до последнего отчаяния, поднялись на борьбу с русским колониализмом и приняли декларацию о государственном суверенитете, провели референдум при участии иностранных наблюдателей, в ходе которого 61,4 процент населения Татарстана высказался за государственный суверенитет республики. Кроме того, Татарстан отказался участвовать в референдуме по утверждению нынешней конституции Российской Федерации (РФ) и не подписал федеративного договора, тем самым заявив о его нелегитимности. Каких-либо договоров между Татарстаном и Российской Федерацией о его включении в состав последней не существует. Первый президент РФ Б. Ельцин согласился с тем, чтобы татары взяли столько независимости, сколько, они в состоянии реализовать. Однако, это согласие, как всегда, оказалась очередной уловкой русских колонизаторов, направленной на обман и выигрыш времени. В то время как РФ была вынуждена смириться с уходом из-под ее господства 14 ее колоний, она категорически отказалась признать независимость Татарстана и предприняла еще более жестокие меры по уничтожению элементарных прав его народа, в том числе, иметь своего избранного органа представителей местного законодательного собрания и президента республики, заменив их назначаемым Кремлем наместником и его администрацией. Более того, Кремль запретил татарам иметь свой алфавит, насильно навязав им непригодный для их языка кириллицу, а теперь запрещает учить татарских детей на их родном языке. Мусульман-татар, за отказ молиться под контролем, по существу назначаемых колониальной администрацией мулл и даже за один факт наличия в их жилищах мусульманских книг, жестоко преследуют, подвергают пыткам и бросают их на многие годы в тюрьмы. Происходит беспощадный грабеж естественных ресурсов Татарстана. 85 процентов прибыли от продажи нефти безвозмездно отбирает Кремль, лишая самих татар насущных средств существования. Все это происходит на фоне циничного и лицемерного признания Российской Федерацией независимости грузинских республик Абхазия и Южная Осетия. Позволительно спросить, чем же отличаются права татарского народа – колонии русских - от прав народов вышеназванных республик? Ничем. Правда в том, что Россия фактически вновь закабалила и эти народы, сделав их своими поданными. Следовательно, татарам больше невозможно рассчитывать на добрую волю русских колонизаторов, питая напрасные надежды на свою деколонизацию и получение независимости.
Изъявляя волю татарского народа и во имя его спасения от полного уничтожения, Милли Меджлис (Парламент) татарского народа:

1. Поддерживает Декларацию о государственном суверенитете – независимости - Татарстана от 30 августа 1990 года и заявляет о нелегетимности насильственного включения Республики Татарстан в состав Российской Федерации.
2. Обращается с просьбой ко всем государствам мира и
Организации Объединенных Наций признать независимость Татарстана.
3. Для защиты интересов татарского народа утверждает состав правительства в изгнании.
4. Призывает всех татар, проживающих за рубежом, организовать массовые кампании в поддержку независимости Татарстана перед правительствами своих стран и общественностью.

Принято на расширенной сессии Милли Меджлиса
Татарского народа, 20 декабря 2008 года.

Vil Mirzayanov, 31.08.2013 в 22:18

Другое дело, что по историческим причинам татарский народ ныне абсолютно индифферентен к своему рабскому положению и его представители в виде данного автора всегда и повсюду лишь занимаются деструктивной работой - разрушают веру в их работу. Автор знает, что в труднейших условиях критикуемые им люди, рискуя своей безопасностью, пытаются активизировать народ и призывают его проснуться для активной борьбы против русского колониализма. Конечно, гораздо безопаснее предаваться беспочвенным фантазиям типа объединения с Казахстаном и пр. Автор видимо не знает, что казахский лидер в свое время отверг предложение татар стать союзной республикой и внес свой вклад в распад СССР. Что, теперь этот лидер так и воспылал любовью к татарам? Таких сведений пока нет. М.б. г. Загидулла вел такие переговоры с казахами? Абсолютно уверен, нет. Так что г. Загидулла вы не первый в ряду тех, кто просто занимается критиканством по поводу татарской независимости, но не ударит даже пальцем для конкретны дел по ее реализации. Лично я явлюсь практически автором этой декларации и горд, что мои коллеги с ней согласились. Кроме того, я также вел переписку с рядом государственных руководителей и отправил им вот эту декарацию вместе с обращением, текст которого я также приведу. Если в Польше был поставлен памятник татарскому коннику, то это результат этой работы с убиенным русскими польским президентом. Эх, вы...

Vil Mirzayanov, 31.08.2013 в 22:22

Президентам и парламентам
государств, в Организацию
Объединенных Наций.





Обращение
Милли Меджлиса татарского народа
о признании
государственного суверенитета Республики Татарстан


Принимая во внимание невозможность дальнейшего самобытного существования татарского народа в составе России по причине откровенно-циничной русификаторской политики её правительства, Государственной Думы, Совета Федерации и президента этого тоталитарного государства особенно после прихода к власти В.В. Путина в качестве президента, а затем – премьер министра, в связи с методичным постоянным навязыванием детям мусульман, проживающих на своих исконных территориях, православной религии через школьные программы их обучения и тотальным переводом всех татарских школ на русский язык, а также в связи с повсеместным планомерным волевым вытеснением российскими властями татарского языка из всех сфер управления, науки, производства и общественной жизни и на основании прав народов на самоопределение, предусмотренных «Международным Пактом об экономических, социальных, и культурных правах», принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 19 декабря 1966 г., имея в виду, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом Организации Объединенных Наций, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, признавая, что согласно Всеобщей декларации прав человека, идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами и в силу права народов свободно устанавливать свой политический статус и, основываясь на положительных результатах референдума, прошедшего 21 марта 1992 г. с формулировкой «Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Россией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» просим Вас, господин президент, господа парламентарии, признать государственный суверенитет Республики Татарстан.
Согласно п.3 статьи 1 части I Международного Пакта «Все участвующие в настоящем Пакте государства, в том числе те, которые несут ответственность за управление несамоуправляющимися и подчиненными территориями, должны, в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций, поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право». Однако после референдума, на котором 61,4 % участников голосовали за суверенитет Татарстана, и принятия 6 ноября 1992 года Конституции суверенного Татарстана российские власти не только не поощряли, но и всячески дискредитировали стремление татарского народа к суверенитету. Чтобы вызвать ужас у остальных народов, в том числе у татар, в 1994 году российские власти затеяли самую бесчеловечную войну против Чеченской республики Ичкерия, которая до этого объявила о своем суверенитете. В результате этой войны была истреблена наиболее активная часть чеченского народа, включая двух президентов с интервалом между их убийствами около 10 лет и других деятелей республики, чтобы впредь некому было защищать национальные интересы простых людей.
Президент М.Ш. Шаймиев, ныне уже ставленник Москвы, под сильнейшим давлением российских властей фактически оказался не в состоянии быть гарантом Конституции Республики Татарстан. Вероятно, что он по этой причине 15 февраля 1994 г. подписал с Российским Президентом Ельциным Б.Н. ничтожный «договор о делегировании полномочий между Россией и Татарстаном», который противоречил Конституции Татарстана и изначально был результатом политико-правовой агрессии российских властей.
В настоящее время ущемление человеческих прав татарского народа российскими властями доведено до ксенофобии – по всему видно, что ими поставлена цель принудить всех татар стать русскоязычными российскими патриотами, не помнящими своей истории, культуры и родного языка. Мы считаем свой язык и культуру не уступающими ни русским, ни другим европейским языкам и их культуре в целом. Но сегодня фашистствующие молодчики, сгруппировавшиеся благодаря патриотической риторике политиков о русском национальном единении, считающих, что русский народ больше других пострадал от разных реформ и ему плохо живется из-за понаехавших в русские города инородцев и, что он при этом имеет миссию управлять другими народами, занимая и эксплуатируя их территории, недра во имя осуществления идеи возрождения великой империи, в Москве, Петербурге, Воронеже, Смоленске, Ставрополе и других российских городах систематически и в большинстве случаев почти безнаказанно убивают людей «неславянской внешности». Вместе с тем российские политики, как видно, со злым умыслом весь вопрос межнациональных отношений сводят на уровень взаимоотношений русских с иммигрантами, оставляя в тени на бессловесную русификацию порабощенные Россией коренные народы, включая татар, проживающие на своих исконных территориях под российской юрисдикцией.
В этом государстве великодержавный шовинизм культивировался постоянно с XVI века в той или иной форме, но действия российских властей последних лет правомерно было бы классифицировать как выходящие за рамки человеческого понимания. Даже при сталинском режиме в СССР, не только в Татарской Автономной Советской Социалистической Республике, но и за её пределами действовали свободно без притеснений общеобразовательные школы, училища и техникумы с татарским языком обучения, пусть даже со специфической коммунистической идеологией. Сегодняшняя идеология великорусского шовинизма значительно мрачнее для всего человечества, чем большевистская, нынче Россию все больше охватывает волна фашизма, которая угрожает всему миру.
Татарстан в течение 456 лет остается московской колонией, 223 года из которых, начиная с сентября 1552 г., лучшие сыны татарского народа вели почти постоянную вооруженную борьбу против национального и религиозного угнетения. Миф о том, что российское государство было создано совместными усилиями русских и татар - не более чем пропагандистский прием. Средства и силы на строительство Российской империи у татарского народа изымали насильственно. При этом большая часть интеллектуального потенциала татарского народа уходила на постоянную борьбу с российскими властями за сохранение своей национальной самобытности. Речь в этом документе не идет об отдельных людях, происходивших из татар, но служивших добровольно Московии, затем- России, а о колониальной зависимости татарского народа в целом.
Российские государственная Дума, Совет Федерации и Президент в сентябре 2008 г. признали независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии, а страны западной демократии – Косова, основываясь на международные правовые нормы, включая Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1966 года. Этот прецедент выполнения международных правовых норм дает татарскому народу обоснованную надежду на признание Россией государственного суверенитета Республики Татарстан с обеспечением территориального коридора через Оренбургскую область для экономических и культурных международных сообщений Татарстана. Проживание 2/3 части татарского народа за пределами Татарстана под российской юрисдикцией, но на своих исконных территориях, не может быть ни причиной, ни поводом для отказа в признании суверенитета Татарстана, ибо эта республика, став подлинно суверенной, сможет поддерживать национальную самобытность всех татар по примеру Армении, Израиля и самой России.
Татарский народ хочет восстановить свою государственность без кровопролития, демократическим путем, основываясь на международно-правовые нормы и процедуры. Поэтому обращаясь мы просим Вас поддержать законные стремления татарского народа в восстановлении утерянной государственности.

Принято на расширенной сессии
Милли Меджлиса татарского народа.
20 декабря 2008 года.

Guest, 01.09.2013 в 08:52

Об этом Обращении мало кто знает. Прошло целых 5 лет. А Международная общественность, вместе со своей номинальной ООН и пальцем не пошевелила, даже когда шла ЧЕЧЕНСКАЯ война ( 1994 - 2000 ). И сегодня , когда международный империализм в купе с империалистической Россией создает новую карту мира, делит мир на сферы влияния МИР молчит ! Видимо забыли предостережение Ю.Фучика - Люди , я Вас люблю - будьте бдительны ! Ну, а наши предки, казанцы, говорили: Когда войну забывают , начинается НОВАЯ ! В третьей мировой войне по словам Эйнштейна - победителей не будет !

Guest, 01.09.2013 в 08:56

Mы не можем ждать милости от империалистов. Лучшим спасением для России - создание Конфедеративного государства. Распад СССР пережили, РФ - антинародно по своему содержанию.

Ринат ХАФИЗ, 01.09.2013 в 13:00

Очень актуально, и главное на 100% верно,развелось столько национал-предателей, готовых за мнимые привелегии на любую пакость по отношению к своему народу

Вил Мирзаянов, 01.09.2013 в 19:12

Когда мы опубликовали заграницей и на сайте радио Азатлык эти документы, то ни одна татарская газета не заикнулась о них. г. Загидулла, а вы где были тогда? Почему молчали? Видимо, радовались блокаде, что через несколько лет вы будете авторов крыть грязью. Все дело в том, что татары теперь полностью находятся под абсолютным контролем Кремля и делают все, что он хочет. Вот на сайте радио Азатлык Денис Валеев, который обучался в Англии и является сыном многолетнего зав. редакцией радио Азатлык в Казани, хвастается тем, что Казань обеспечивает Кремль 70 процентами голосов в обмен на деньги из Москвы. Какой цинизизм! Ни стыда, ни совести! Многие здесь, например, некая Римма, призывают к единству татарской элиты, которая во главе с наместником Кремля Мини ханом полностью продала национальные интересы татар и в основном занимается промыванием мозгов татарам своими бесконечными праздниками, танцами, песнями и универсиадой. Трагедия татар в их продажной элите. Ей независимость татар не нужна. Самое максимальное, это возможность по-больше грабануть средств для своего удовольствия. Что, универсиада, хоккейные и футбольные команды стоимостью в сотни миллионов долларов служат татарской нации? Надо быть отъявленным подлецом, чтобы утверждать положительно. Так что сегодня самый главный враг татар это наряду с Москвой продажная татарская элита с ее продажными газетами, с продажным союзом писателей, журналистов, ВТК, который полностью находится под контролем ФСБ.

Guest, 01.09.2013 в 21:47

Вы абсолютно правы Вил Мирзоянов.В Набережных Челнах ,даже эту газету Звезда Поволжья запрещают продавать.И делают это через мэрию города.Вот такие продажные татарские чиновники у нас сидят в мэрии города.Спасибо что хоть есть интернет.А то мы татары вообще деградировали бы........как бараны.....

Вил Мирзаянов, 02.09.2013 в 00:02

Увы, куда же еще больше.

Guest, 02.09.2013 в 00:05

Надо уважаемого Рашита Ахметова от имени читателей газеты наградить премией за то, что он дает возможность знать правду, обсуждать насущные вопросы нашего народа.
И вообще его надо было наградить нашему Президенту Миннеханову в честь дня Республики Татарстан 30 августа. Надо же поощрять и ценить настоящих патриотов!
Он же великий человек для татарского народа, т.к. имеет смелость писать правду, в то время, как все газеты, радио и телевидение пишут только о праздниках, и передают только песни и пляски.
Это единственный источник правдивой информации!
Было бы хорошо, если бы, например, газета опубликовала реквизиты для перечисления денег, а редакции эти деньги бы пригодились для развития газеты, увеличения тиража, и может быть для командировок журналистов в разные страны, с тем, чтобы там брать интервью у интересных людей, татар, проживающих за рубежом и т.д.
Это же всем интересно!
Мне кажется, что все татары перечислили бы деньги на такое святое дело!

Rimma, 02.09.2013 в 18:22

В ответ на прозвучавшие обвинения в мой адрес за поддержку элиты, могу только повторить свой вопрос, заданный ранее: кто смог бы стать сейчас президентом Татарстана-истинным выразителем идей татар (но при этом это д.б. не просто "пустоболт"), и как этого кандидата сделать президентом сейчас (при Путине). Согласна на все 100% в адрес обвинений нынешней элиты, но допустим, вот сейчас мы эту элиту уберем, кто реально придет на смену? Я понимаю, что власть д.б. сменяемой, но при этом, вижу реалии сегодняшнего дня-Путин будет рад заменить нынешних на еще более сговорчивых. Чьи желания мы сможем реализовать сейчас? Свои или Путина? Если поменяется ситуация в стране (надежда на Чечню, что она раскачает империю окончательно, на другие субъекты РФ, которые устали быть донорами и т.д.) моя тактика поменяется. И важный вопрос: предложите человека вместо Минниханова, для меня и других это актуально, поскольку без веры в лучшее человек не может существовать, тем более, что ситуация может неожиданно развернуться в пользу независимости Татарстана.

Вил Мирзаянов, 02.09.2013 в 19:29

Путин своего наместника назначает из числа самых преданных ему и способного держать вверенный ему население колонии Татарстан в повиновении. Какой там президент? Если у вас есть немного логики, то называть наместника президентом постеснялись бы. Президентов не назначают даже банки. Так что ваш Мини хан никакой там умный да требовательный. Другой на его месте будет точно таким же. Однако, это ж не говорит, что мы им должны доверять и одобрять их. Прежде всего любой наместник доверенный Кремля, а никак татарского народа. Все, что делает наместник, это для того, чтобы народ держать в повиновении без всяких там движений за свободу и независимость. Отсюда разрушение всего татарского национального движения всеми средствами. Эти универсиада, бесконечные песни и пляски по ТВ, радио и повсюду, сабантуи, хоккей и футбол предназначены для этого. ВТК находится полностью под контролем ФСБ. Уверен, вы все это знаете, однако, по тем или иным причинам вам хочется пожить в мире иллюзий.

Вил Мирзаянов, 02.09.2013 в 20:01

Кто бы хотя бы слово сказал по поводу Декларации. Все боятся даже слово проронить. Куда только подевались постоянные «гость» и пр.? Не тряситесь, я давно уже знаю, что здесь сидите для того, чтобы троллить. Пустословы.

Адиль, 02.09.2013 в 22:00

Уважаемый Вил эфенди.Вы прекрасно знаете,что под лежачий камень вода не течет.Поэтому можно напечатать сотни деклараций,воззваний,требований по разным адресам,но все это будет уподобляться пустой хлопушке,пока не будет реальных протестных движенийсо стороны масс населения,как это происходило в 90-х годах в Татарстане.Было время когда российское телевидение начинало новостной блок с событий в Татарстане.По ТВ мы видели массы людей с реальными требованиями национальной свободы.Именно благодаря реальной активности татарского народа стал возможен и договор о разграничении полномочий с Москвой и Декларация о суверенитете.И это все реальное достижение татарского народа.Обидно читать некоторые публикации,где вся заслуга приписывается Шаймиеву.Конечно он сыграл свою роль,будучи опытным аппаратчиком в переговорах с Москвой,но он наверно надеялся на силу подписанных бумаг и считал,что в дальнейшем он сможет обойтись без поддержки реального национального движения и их неудобных лидеров из числа народа.Он ушел от народа, аппаратными играми заменил реальное национальное движение на подконтрольное ему ручные национальные образования в виде ВКТ(как вы правильно отметили,громко именуемый всемирный конгреесс нигде в мире не имел своего представительства и никто его не знал).Пока в России был ельцинский запой-перепой,Шаймиеву была дозволена относительная свобода внутри республики.Придя к власти,птенец из гнезда КГБ,имперец Путин показал,что ему не нужны всякие самостоятельные национальные образования.Он грезит возрождением русской империи и соответственно этому ведет свою политику и внутреннюю и внешнюю.Шаймиев еще видно надеялся на какой торг с Путиным по поводу национальных свобод,но быстро сдулся.Под конец своей власти он навряд ли думал о свободе народа,больше наверно о личном.За что и заслужил индульгенцию в виде безопасности в отношении богатств семьи и денег на булгаро-свияжск.Вот так и получилось народ оказался для Шаймиева инструментом в достижении своих целей.Особенно это стало заметно в последние годы при лишении Татарстана последних полномочий,а от Шаймиева пару раз слышался какой-то робкий шепот "это неправильно мы считаем".Смотря на все это,трудно понять,пассивность народа почему это,или это затишье передь бурей или это отсутствие настоящего лидера,могущего пожертвовать ради народа собой и привлечь внимание к проблемам народа,как это есть у крымских татар.Почитайте например биографию М. Джемилева.Вам конечно спасибо,что вы на международной арене говорите о проблемах нашего народа,но как бы сделать,чтобы и народ в своей массе начал говорить об этом же.

Rimma, 02.09.2013 в 23:27

Да, народ политически пассивен, поскольку просто занят выживанием, ежедневной рутиной. Чтобы сейчас он вышел на улицы его что-то должно всколыхнуть, но и реального оппозиционного лидера,видимо, нет, и боюсь не будет, т.к. ФСБ на корню уничтожает любую более менее реальную оппозицию. Мне нравится приложение к сайту НДП "Ватан"-Свободное слово,там интересные статьи.

Малик, 03.09.2013 в 01:53

Вил эфенде, наверное я отношусь к "пр.".
Признаюсь честно, не читал и, судя по отсутствию реакции публики, мало кто их читал. Вообще говоря, это форум, где высказывают мнения своими словами и по существу вопроса, т.е. в данном случае по опубликованной статье Ф.Загидулла. Вот также и ТОЦ, не имея ни своей газеты, ни своего бюллетеня, наконец, как выясняется, ни своего здания, старается вписаться, встроиться, втереться к кому-то и навязать свою волю. Поэтому у него ничего кроме деклараций не получается и не получится, т.к. это есть, назовем прямо, паразитизм. Сочинить красивый текст еще не значит сделать работу. Вы тоже навешиваете какие-то большие тексты и пытаетесь навязать их участникам форума (это видно по Вашим претензиям).

Ф. Загидулла, 03.09.2013 в 17:40

Благодарю всех за отклики. Однако в завершение хочу поставить всех в известность, что статья редактором слегка отредактирована таким образом, что самое резкое место в ней выпало. К редактору за это у меня нет никаких претензий, я его очень хорошо понимаю и даже ему благодарен за то, что он ,хоть и в усеченном виде, но мой опус опубликовал. Полный текст статьи скоро появится на сайте "Шахри-Чулман"

Вил Мирзаянов, 03.09.2013 в 20:50

г. Малик, я поместил лишь с тем, чтобы напомнить г. Загидулле, что есть люди, которые, рискуя своей безопасностью, собрались и приняли эти документы. Они в свое время были опубикованы, озвучены на ютубе, на татарском, русском и английском языках. Члены Милли Меджлис, принявшие эти обращения, подверглись преследованиям, арестам и в их квартирах были проведены обыски. Об этом говорилось лишь на радио Азатлык. Все документы нашли широкий отклик в зарубежной печати, в частности, в Азербайджане, Грузии. А то, что здесь на них откликов, это естественно, поскольку здесь не сидят люди, болеющие по настоящему за свой народ. Они лишь почесывают язык и упражняются в злословии по адресу тех, кто делает конкретные дела. А жаловаться на то, якобы, татары заняты лишь выживанием, абсолютно неправда. Они пляшут, танцуют, пьют горькую и славят своего президента вместе с продажными журналистами.

Rimma, 03.09.2013 в 21:37

Уважаемый Вил эфенди, документы, принятые Милли Меджлисом, как и лично написанные Вами статьи, очень нужные и полезные, польза от них огромная. Не говорится о них в нашем обсуждении только потому, что это очевидно, бесспорно, добавлять к написанному и опровергать что-либо там нечего. Большое спасибо Вам, что Вы по мере сил и возможностей привлекаете внимание зарубежной общественности к проблемам Татарстана, это сейчас очень актуально, и к своему сожалению, я больше не увидела людей, кто еще бы это делал, по-моему ощущению европейские татары избегают даже какой-либо негативной оценки федеральной власти. Ваша критика нынешнего руководства Татарстана обоснованна, поскольку Вы много сделали и делаете для татарского народа и его государственности, в отличие от нас-простых пустоболтов на форуме.

Вил Мирзаянов, 03.09.2013 в 21:52

Огромное спасибо, Римма. Вы правы, татары как в Америке, так и в Европе, такие же безразличные к независимости, как в Татарстане. Проблема очень глубокая, даже не знаю, что и посоветовать. Остается лишь совсем не впасть в отчаяние, что очень трудно.

Rimma, 03.09.2013 в 22:29

Может быть это, конечно, иллюзия, но меня как-то обнадежило поднятие вопроса о статусе татар в ООН, но нигде не нашла информации, что это как-то претворяется в жизнь; ФСБ, видимо, это успешно блокирует; очень огорчило гонение на Милли Меджлис, в последнее время ТОЦ и Азатлык, последний радовал своими акциями в Турции и поездками в Азербайджан; несмотря на то, что сейчас идет просто физическое устранение активных людей, в т.в. юристов-защитников, я все-таки надеюсь, что люди будут обращаться в ЕС, как это делают чеченцы. Кстати, Ваши статьи, Вил эфенде, я прочитала раньше, чем нашла этот форум, и они вселили в меня надежду, что м.б. не все потеряно, т.к. есть образованные люди, которые реально обеспокоены и предпринимают конкретные действия, и при этом в силу их места нахождения менее подвержены давлению властей. А свое пребывание на форуме, как раз и объясняешь тем, что надо тормошить друг друга, чтобы окончательно не впасть в отчаяние.

Guest, 03.09.2013 в 23:44

Rimma: "А свое пребывание на форуме, как раз и объясняешь тем, что надо тормошить друг друга, чтобы окончательно не впасть в отчаяние".
::::::::::::::::::::::
Согласен с Вами, уважаемая Римма.
А этот "Малик" - ясно ведь, что он никакой ни Малик.
Но у имперцев так принято, они любят скрываться под татарскими никами, чтобы создавалось впечатление, что татары не хотят свободы.(((

Guest, 04.09.2013 в 11:46

Несчастная Rimma, даже жаль её. все женщины как женщины а она.......

Guest, 04.09.2013 в 14:17

Римма не несчастная, она счастливая, потому, что она умная, честная, свободолюбивая, и хочет вернуться на Родину! Она настоящая патриотка татарского народа!
А вот вы - несчастный, т.к. занимаетесь очернением хороших и порядочных людей.
Даже жалко вас, что вам приходится заниматься такой грязной, недостойной для нормального, нравственного человека, работой.(
Но это ваш выбор, и вы имеете на это право.(((((((

Rimma, 06.09.2013 в 16:35

Хорошо известный старый прием: если нельзя оспорить позицию оппонента, надо его дискредитировать. Жаль, что интеллекта хватило только на оскорбления.

Guest, 06.09.2013 в 17:36

Римма, у них всегда интеллекта хватает только на оскорбления, фальсификацию, ложь. Видимо, это участь такая у них - всю жизнь лгать, сталкивать народы, и т.д., лишь бы сохранить гниющую империю.