30 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Личность в истории
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Личность в истории

17 сентября 2015 года
Личность в истории

     На исторической арене никогда не утихали страсти. Народы воевали с народами, происходили революции, вспыхивали гражданские столкновения. В упорной борьбе и противостоянии друг с другом вырастали вожди и лидеры, формировались личности. В результате человек возвышался над обществом.  
     Казалось бы, что в большой и сложной истории общества единичный человек лишь преходящий «момент», частица. Однако нередко эта «частица», этот единичный человек становится выдающейся личностью. Таковым его формирует общество. Он живет в обществе, дышит его легкими. Словом, без общества нет личности. В свою очередь, и личность вносит весьма существенные коррективы в его развитие. Взаимосвязь общества и личности очевидна и неразрывна. 
     Выдающаяся личность это общественный индивид, обособляющийся в той или иной области общественной жизни. В литературе это Пушкин, Лермонтов, Толстой, Шекспир, Гете, Гейне, Тукай, Джалиль. Можно к ним добавить сотни имен в области искусства, музыки, живописи и т.д. и посвятить этому самостоятельное изложение.
     Однако наша тема несколько иная, а именно, о личности, проявляющей себя в истории и политике. Таким был Александр Македонский, оставивший глубокий след в истории, подчинивший себе полмира и, как это ни удивительно, оставшийся в плену высокой культуры завоеванной им Персии. Хорошо просматриваются в истории следы и Юлия Цезаря, завидовавшего завоеваниям Александра Македонского. Вошли в словарный запас историков и филологов его крылатые слова «жребий брошен, Рубикон пройден!» или «пришел, увидел, победил veni, vidi, vici».
     Укажем на некоторые условия реализации личности. Это: а) несомненный природный талант, б) огромная политическая воля и умение предвидеть будущее, в) достаточный уровень образования. 
     Впрочем, в средние века для того чтобы стать образованным, не обязательно было быть грамотным. Так, пророк Мухаммад не умел ни читать, не писать. Чингисхан также был неграмотным. Но, узнав, что грамотность существует, заставил всех своих чиновников приобщиться к письменности. Хан Индии Акбар также не был обучен грамоте. И, тем не менее, был одним из образованнейших людей своего времени. Ему читали и читали очень много.
     Однако в новое и новейшее время такое уже невозможно. Лицо, претендующее на роль лидера, обязательно должно быть всесторонне образованным и подготовленным к политической деятельности человеком.
     Одним из тех, кто впервые определил особенности поведения человека в сфере политической власти, был Никколо Макиавелли, живший в XVI веке и оставивший поучительнейшее сочинение «Государь», к которому и ныне обращаются историки и политики. 
     Выдающийся русский историк С.М. Соловьев писал: «Всякий исторический деятель, в известной степени, есть произведение своего века, и значение его деятельности определяется тем, как он содействовал решению задач своего времени относительно своего народа и относительно других народов, в обществе которых его народ живет, ибо эти две стороны неразрывно связаны».  
     В становлении личности большую роль играет соответствующая политическая обстановка. Как очень правильно писал Джавахарлал Неру, если бы Наполеон жил в условиях мирной жизни, мог бы стать лишь выдающимся генералом, но не всемирно известной личностью.
     Личность от личности отличается: а) способностями, б) по происхождению. Одни из них по рождению определены для больших дел, другие сами добиваются соответствующего положения. Так, Александр II, вступивший на российский престол в 1855 году, в первые дни своего царствования болезненно реагировал на обращение «Ваше Величество». «Не называйте меня так. Мне это слишком больно», говорил он.  
     А вот Петр I был рожден для царствования, его известный реформатор М.М. Сперанский называл работником на троне. В отличие от этих царских особ, Наполеон императорского титула добился своими деяниями. Его доминирующим импульсом было не стремление к идеалу, а жажда личной власти. «Власть моя любовница!» говорил он.
     Различаются друг от друга и личности, творившие в одно и то же время, в одной и той же политической реальности.  
     Так, В.И. Ленин (Ульянов) и А.Ф. Керенский оба родом из провинциального поволжского Симбирска, учились в гимназии, директором которой был Федор Михайлович Керенский. Именно за его подписью была блестящая характеристика Владимиру Ульянову для поступления в Казанский университет. Оба окончили гимназию с золотой медалью и выбрали себе профессию юриста. 
     Дальше один стал революционером, другой блестящим петербургским адвокатом и членом Государственной думы. Снова их судьбы сошлись в 1917 году. У обоих были шансы стать национальным лидером. Однако история выбрала только одного из них.
     Керенский как блестящий оратор приобрел известность прежде всего на политических процессах. В IV Думу он прошел от партии трудовиков. Выступая с думской трибуны, Керенский гневно обличал пороки царского режима. Для многих стало памятным его выступление с трибуны Думы 14 февраля 1917 года с обвинением в бедствиях страны не только бездарного правительства, но и монархической власти, добавив, что справиться с этим можно только одним способом путем их физического устранения. Когда председательствующий спросил, что он имеет в виду, то Керенский ответил, что имеет в виду то, что сделал Брут во времена Древнего Рима. Императрица Александра Федоровна сообщила об этом инциденте в письме мужу и написала, что за такие речи этого депутата нужно повесить. От Министерства юстиции поступило предписание о привлечении Керенского к ответственности и лишении депутатской неприкосновенности. Однако когда судебный пристав пришел за Керенским на заседание Думы, ее председатель М.В. Родзянко сказал ему: «Мы своих не отдаем». 
     Казалось, как писал Н.Н. Суханов, что если произойдут масштабные события, то на роль лидера может выдвинуться Керенский. И они действительно произошли и, казалось, что загорелась звезда Керенского.
     Пришел февраль 1917 года, сбросивший с политического олимпа династию Романовых. Когда в столице друг за другом восстали Павловский и Волынский полки, Керенский немедленно направился в Думу, где стали собираться толпы солдат, не знавшие, что им делать. Он выступил перед ними с яркой речью, дав им нужное направление.
     Его выступления, сопровождавшиеся истерическим эффектом, ошеломляли многих. Бывали случаи, когда он падал даже в обморок. Тогда женщины срывали с себя драгоценности, кидали их на сцену, жертвовали во имя Керенского на алтарь желанной победы. Его встречали тысячные восторженные толпы с цветами, ему аплодировали, носили на руках.
     Когда он, считавший, что новое правительство обязано довести войну до победного конца, занял пост военного и морского министра, его популярность резко возросла. 
     В этот период сложился своего рода культ личности Керенского. Его называли «апостолом мира, свободы, равенства и братства». Ему посвящали стихи. О нем писали: «Всех можно забыть, всякую роль можно стушевать, Керенского Россия не забудет».

Индус ТАГИРОВ,
академик АНТ.
(Продолжение следует.)

На снимке: Александр Керенский.

Комментарии (20)
Guest, 17.09.2015 в 22:41

он не так давно умер.
что же он делал за границей
всю оставшуюся жизнь?

Расим, 18.09.2015 в 09:26

Керенский - татарин?

Guest, 18.09.2015 в 09:53

Безумный расим всю жизнь занимается обсиранием татар. В этом он видит смысл своей убогой жизни, несчастный.

Аналитик, 18.09.2015 в 13:59

Василий Гатов: Путин создает Советский Союз без недостатков
В интервью DW медиааналитик и журналист Василий Гатов говорит о мифологизации 1990-х, сегодняшней идеологии в России и о том, в какую ловушку попал Путин.
Изображение

DW: Как и почему сформировалось отношение к 1990-м как к "лихим"?

Василий Гатов: Появление конструкта "лихие 90-е" прямо связано с Пелевиным. Он был и остается конструктором мозгов для постструктурализма российской политики. Влияние художественного вымысла отчасти не требует особых доказательств. В 1999-м выходит "Generation "П" , в 2000-м - "Брат -2" Балабанова. И вот между этими двумя конструктами формируется некое идеологическое отношение к только что пережитому времени. Люди, отвечающие во власти за коммуникацию, в середине нулевых начинают этим пользоваться. И очень по-разному.

Власть еще не может полностью отрицать некие принципы демократии, а 90-е, безусловно, в массовом сознании, несмотря на ярлыки, ассоциируются со свободой. Существенное ухудшение отношения к 90-м именно во властной коммуникации приходит со смертью Ельцина. До 2007 года в политическом дискурсе только фрики ругали Ельцина - Жириновский, Зюганов. Но из Кремля по отношению к 90-м не исходило ничего. Соответственно, вот уже такое деятельное наполнение этого конструкта началось после 2007 года.
Изображение
Борис Ельцин поздравляет Владимира Путина с победой на президентских выборах в 2000 году

- Какое отношение у политической элиты к 90-м сегодня?

- Мы наблюдаем очень странную с политологической точки зрения конструкцию. Это некая квазидемократия с признаками авторитарного режима или авторитарный режим, который сохраняет несколько подлинных или имитационных демократических институтов. За эти восемь лет произошла интересная вещь. Путин, как любой нормальный человек средней культуры, крайне преувеличенно относится к значению истории. Дело в том, что высокая культура требует знания истории, уважения к ней, но не использования истории в качестве строительного материала для настоящего и будущего.

История - перечень человеческих ошибок. Если я правильно помню, то так сказал Адорно. И, соответственно, высокая культура, даже если изучает историю, то изучает ее только в этом контексте. Средняя и низкая культура отличаются тем, что они видят в истории набор закономерностей и этими закономерностями хотят обложить настоящее и будущее. Даже если им не нравится прошлое, они придумают, как через отрицание прошлого можно построить будущее. Равно и наоборот. Если им нравится какой-то участок в прошлом, они в соответствии с собственными представлениями начинают реконструировать те обстоятельства.

Путину, как и любому идеологу, нужен образ прошлого, от которого он уходит, и образ будущего, к которому он идет. Но он попал в классическую ловушку средней культуры. Он не может сформулировать образ будущего, а берет образ прошлого и упрощает его. В результате на уровне трансляции в государственных медиа и в образовательной политике, где идеология должна проявляться, - абсолютный сумбур вместо музыки. И видно только одно: Путину очень хочется оттолкнуться от какого-то темного прошлого. И единственное темное прошлое, которое он признает, - эпоха от поражения Советского Союза в холодной войне и до собственного появления во власти. Вот эти 15 лет он как идеолог обязан демонизировать.

- Но почему такое отношение, если именно это время подняло на гребень власти Путина и его окружение? Он должен был быть благодарен временам…

- Он был благодарен. Он был и западником до определенного момента. Он, как личность и как отчасти носитель идеологии, претерпел после первого срока очевидное разочарование. Вообще средней культуре свойственно то, что она очаровывается и разочаровывается. 80-е и 90-е были временем резкого разочарования в советской идее и очарования альтернативы в виде Запада. Потом последовало разочарование в ней. Путин, как всякий представитель средней культуры, прошел такой же путь.

Это очень непростая вещь, связанная с интерпретацией массового сознания. Страна метнулась от советского империализма к абсолютному разочарованию. Поскольку нужно было что-то любить, то было решено: сейчас мы будем жить, как на Западе. И у нас все будет замечательно. Но тут оказывается, что не все так замечательно, и общество сначала надо переустроить. Дальше идет попытка приспособиться к этому, и она не удалась.

- Поэтому советский период стал романтизироваться? Из-за разочарования в Западе?

- Да, сейчас образ позднего "совка" примерно также мифологизирован, как и образ 90-х. Но сознанию нужно двигаться к чему-то хорошему, отталкиваясь от чего-то плохого. Вот в прошлом периоде плохим был Советский Союз, а процесс освобождения от тоталитаризма воспринимался очень светло. Я уже говорил, что Путину нужно дать образ будущего, но он не может даже синтезировать его. Потому что ему хочется, с одной стороны, вернуться в собственную молодость, когда все было ясно и понятно. Но за это время он начитался истории и понимает, что это было нехорошее время с многих точек зрения. Ему кажется, что, зная остальную историю, он не допустит ошибок в конструкте. Он сделает как бы Советский Союз без недостатков.

- Но это же идеалистическая мечта.

- Да, но она еще неправильна с точки зрения культуры. Общество формируется на основе не средней культуры, а на основе высокой. Средняя культура - этот объект, который переделывается. Высокая культура благодаря своей серьезности очень статична. Если я признаю себя человеком высокой культуры, то я, общаясь с представителем высокой культуры начала 20-го века, буду говорить с ним в одних терминах, о понятных друг другу вещах. Вот этот набор конструктов высокой культуры общий. Он модифицируется со скоростью раз в триста лет. А средняя культура за последнее время мутировала раз двадцать.

- Можно ли говорить о том, что такое отношение к 90-м вполне устойчиво, и оно не поменяется?

- Сейчас мы начинаем обсуждать трансляцию собственного развития Путина как человека в реальность. Ему 63 года. Обычно люди в это время застывают, они плохо осваивают технологии, новые отношения и так далее. Ожидать, что он, как фотография, положенная в фиксаж, сейчас закрепляется и останется таким же, будет правильнее, чем предположить, что он будет меняться. Однако если тактические обстоятельства потребуют, то он пересмотрит свое отношение к 90-м, по крайней мере в коммуникации собственной идеи.

Условно говоря, если завтра окажется, что единственный союзник России в решении собственных проблем с исламским наступлением - США, то это будет вывернуто наизнанку за два дня. И Обама из черного дьявола превратится в лучшего друга. Но это тактика, которая с идеологией, являющейся в принципе стратегичной, ничего общего не имеет. С другой стороны, можно представить, что объективные обстоятельства заставят его начать внутриполитические действия, которые нужны для того, чтобы вывести страну из тупика, куда он ее сам завел. И в этом смысле он повторяет и возможно до конца повторит ту спираль, которую прошел Франко в Испании.

Guest, 18.09.2015 в 16:29

недальновидно поступили товарищи евреи,
назначив ЕГО на эту высокую должность.
несравненный булгаков:
-а как же он был начальником отдела очистки?!
-извините,я туда шарикова не назначал.
если не ошибаюсь,-господин швондер его рекомендовал!

Guest, 18.09.2015 в 17:26

Расим сегодня выпустил свой фейк Яну Башшкурову(голубой бантик, голубые стринги), с утра гадить в татарских группах.

Guest, 18.09.2015 в 17:48

Василий Гатов: Путин создает Советский Союз без недостатков
В интервью DW медиааналитик и журналист Василий Гатов говори____________________________

СССР не делал таких разворотов в сторону фашизма и проводил политику мирного существования. Да и не обозвал себя преемницей рос. империи и государственные атрибуты и само название - ПРОЛЕТАРСКОЕ. Здесь же шовинизм прет из всех щелей начиная с названия, гос. атрибутов и кончая барскими замашками, со средневековым церковным мракобесием.
Вот пытаются медный гривенник выдать за серебряный. Он создает общество страха, в котором свобода слова будет караться сталинскими лагерями, лубянкой. Надо вещи называть своими именами. Неужели история так и не научила жить по-человечески, по законам божьим.

Ирек абзый, 18.09.2015 в 20:58

"Чир бетэ ,гадят бетми!"говорят татары.То есть"болезнь проходит,привычки остаются!"

Расим, 20.09.2015 в 07:23

Да, шовинизм прёт. Это не федеративное, а фашистское государство.

Башкир, 21.09.2015 в 05:58

загорелась звезда Керенского...
----------------------
смех

Башшкурва, 21.09.2015 в 09:36

Когда же загорится звезда нашего любимого мальчика- шалунишки укральчика?

Guest, 21.09.2015 в 10:23

имеется урал рахимов в виду?

Guest, 22.09.2015 в 03:14

Чурки

Guest, 22.09.2015 в 17:31

керенский в женском платье бежал из россии. вот его звезда, полет орла на закате.

Guest, 22.09.2015 в 19:23

Какая долгоживущая большевистская сказка про женское платье Керенского.

Guest, 23.09.2015 в 12:18

и где достает советские газеты тот,
кто пишет о женском платье?!

Guest, 23.09.2015 в 12:37

вообще-то керенский был удачливым адвокатом.
даже сам себя защищал в суде
по серъезному обвинению
и ВЫИГРАЛ процесс,
был освобожден в зале суда,
просидев месяцев семь в турме.
был он парень лихой,
а потом как-то сразу за бугор
и молчок.
хотя прожил долгую жизнь.

Guest, 23.09.2015 в 13:26

не дурак, выходит, керенский

Однокашника Ильич решил не мочить.


Какая интересная школа-гимназия в симбирске. Непростая.

Guest, 24.09.2015 в 13:30

это был турецкий лицей.
позже ликвидирован,
как принято в россии.
а ильич своих не выдавал,
как и наш рейтингообладатель.

Guest, 27.09.2015 в 10:33

В России фраза "Пока я ем, я глух и нем" раньше была детской поговоркой, а сейчас стала для подавляющего большинства осознанной политической позицией.