30 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Ленин: современное прочтение
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Ленин: современное прочтение

10 апреля 2012 года
Ленин: современное прочтение

Светлой памяти всех,
кто жизнь положил
за мечту человечества
- социализм
.
 

     А почему автор взялся за описание этой личности? Ведь его время прошло. И так всё понятно, как ясный день. Кроме вреда России он и его приспешники-большевики больше ничего и не принесли.
      Подобные реплики сегодня можно услышать довольно часто. Они как бы утвердились в сознании большинства. И то правда, на каждый роток не накинешь платок. Ох, как нам историкам было бы легко, если эта самая история была мазана изначально двумя красками: чёрной и белой. Этакие черные и белые люди, то одни трубят в фанфары о победе, то другие ликуют, скинув первых. Вот такая чересполосица. Но это только на поле можно увидеть: пахота, а рядом земля, находящаяся под «паром», т.е. отдыхает, а по склонам оврагов растёт ковыль – целина.
      А в жизни людей, общества такой примитивизм отсутствует, жизнь многослойна и многогранна. «История – это не тротуар Невского проспекта», любил повторять демократ, вершитель дум разночинной молодёжи середины XIX века Н.Г. Чернышевский. История не имеет сослагательного наклонения, «бы» в ней отсутствует. Вчерашний день – он уже история, он состоялся таким, каким состоялся.
      Наша главная задача – понять пружину причинно-следственной связи, почему люди вели себя так, а не иначе, как бы порой нам хотелось. И вообще следует смотреть на того или иного политического деятеля с позиций его времени, а не настоящего.
      Итак, Ленин. Современен ли он? Стоит ли ещё раз анализировать ситуацию начала XX столетия? Думаю, да, в этом я убеждён, чтобы в который раз последующие поколения не наступали на грабли, как их предки, и были мудрее и умнее. Мне всегда было интересно понять внутренний механизм поведения исторической личности, что ею двигало? Благородные цели или эгоистические порывы?
      Ленин как и протоиерей отец Иоанн Сергиев Кронштадтский вошли в моё сознание ещё в середине 1960-х годов (ничего себе, противоположная пара, читатель далее поймёт хитросплетение сюжетной линии автора), когда я, немного повзрослев, стал общаться с двумя моими дедами, этими семейными коренниками, художниками.
      Церковный живописец Г.А. Гришин, выпускник живописной школы Троице-Сергиевой лавры, в начале 1890-х годов был знаком с отцом Иоанном Кронштадтским и много рассказывал мне о нём. И.И. Тютиков, его ученик, заслуженный художник Российской Федерации рассказывал, как он в начале 1930-х годов посетил с. Шушенское, место сибирской ссылки В.И. Ульянова, как встречался с крестьянами, с которыми будущий вождь пролетариата охотился и рыбачил. Посетил дома, в которых Ульянов с женой Н.К. Крупской и её матерью Елизаветой Васильевной проживали. Эта пожилая и умудрённая жизнью женщина не всегда понимала его разговоры о будущем переустройстве России, уж всё это отдавало какой-то маниловщиной.
      В начале 1930-х годов Тютиков написал несколько художественных полотен, которые долго украшали экспозиции музеев Москвы и Киева, Новосибирска и Томска: «Протест семнадцати ссыльных социал-демократов против «кредо» экономистов», «В.И. Ленин и Н.К. Крупская в с. Шушенское», «В.И. Ленин на охоте», «Окрестности с. Шушенское», «Озеро Перово».
      Дед, таким образом, писал вождя по горячим следам, что, конечно, и предоставляло ему некий карт-бланш от посягательств известных органов, что не всегда, кстати, и спасало. Несколько сибирских художников, Тютиков жил тогда в Новосибирске, были репрессированы.
      Вот такое противоречие жизни. И они, мои деды, находящиеся какое-то время в годы Гражданской войны по разную сторону баррикад, не казались мне, тогда 16-летнему, какими-то отдалёнными друг от друга, потому, что были близкими мне по духу людьми, которых я любил и уважал, хотя их и нет уже достаточно давно, а как хочется порой, до слёз, с ними пообщаться. Но жизнь состоялась и прошлого не вернёшь. Так, что берегите своих стариков, побольше с ними общайтесь, узнавайте через них свою родословную.
      Но вернёмся к Ленину. Вы поняли, что уже давно он стал для меня вполне осязаемой личностью, а не шаблонной фигурой из учебника по истории КПСС. Это был человек-кремень, человек-идея, человек-магнит. Плеханов чувствовал, общаясь с ним, физическую силу его ума. И это говорил Георгий Плеханов, первый русский марксист, который был старше Ленина на 16 лет. Эсер Чернов: «Как можно бороться с Лениным, который о революции думает все 24 часа в сутки». «Матёрый человечище» – это о нём говорил Максим Горький.
      Что побудило Ленина, потомственного дворянина перейти на идейные позиции рабочего класса и защищать этот класс? Ответ один – вопиющая социальная несправедливость. Что, разве это не современно? Когда сегодня нарушены все мыслимые законы человеческого общежития; когда попрана основа жизни тысячелетнего народа – социальная справедливость; когда страна опять окунулась в смрадный период, который Россия прошла ещё в конце XIX – начале XX в. – так называемый период первоначального накопления капитала, когда 5 – 7% владеют столько же, сколько и остальное население страны. Почитайте 24 главу «Капитала» Маркса и поймёте какой жуткий период прошли европейские страны в XVII – XVIII столетиях. Сегодня Россия снова, как и в начале XX века, оказалась в исторической ловушке.
      Что не хватало Ленину в жизни? Он никогда не голодал, не ходил в дранных носках и рваных галошах, не дрожал от холода, как всё это сполна пришлось пережить Иосифу Джугашвили. Шушенское – это курорт по сравнению со станком Курейка, местом заполярной ссылки И. Сталина.
      Плеяду революционеров сплачивало чувство социальной несправедливости и ненависть к монархии, к царским сатрапам.
      Мы, исследователи, сегодня тоже ведь не те, которые были в советское время. Мы ведь тоже в своих представлениях перевернулись (перевёртышами я уж не называю, а то коллеги могут обидеться). В начале августа в Елабуге собираются потомки Шишкиных и Стахеевых, официально пригласили и меня, как внука иконописца Стахеевых.
      Так о чём там будет разговор? О том, какие Стахеевы были благотворители, радетели о жизни народной. Ни один из присутствующих, я в этом уверен, не скажет, что их миллионы, это результат жестокой эксплуатации, надувательства, афёр, присвоения неоплаченного труда рабочих. Да, их благотворительность сегодня преобладает над эксплуатацией работного люда. Вот так-то, сменилось время, сменился и вектор размышлений.
      Итак, Ленин. Все мы носители комплексов, особенно помним обиды, нанесённые в детстве. Детские раны долго не заживают.
      А представьте себе, Вам 16 лет. Вы баловень судьбы. У Вас уважаемый отец, добрая, любящая мать, братья и сёстры. И вдруг в одночасье всё рушится. Неожиданно в возрасте 54 лет умирает любимый и уважаемый в обществе отец, а через год повесят любимого и уважаемого, правда в узких кругах, старшего брата, посягнувшего на жизнь самого помазанника Божиего – императора.
      Вы переживаете, хотите поделиться своей скорбью с друзьями, знакомыми, соседями, а перед Вами, как перед прокажённым закрываются двери и калитки, окна и форточки. Скорбь перерастает в обиду, обида – в непонимание, непонимание – в презрение, презрение – в ненависть к окружающим, а затем и к самому установившемуся миропорядку.
      Российская действительность 1880 – 1890-х годов бурно формировала революционеров, бунтарей. Молодёжь рвалась в среду ниспровергателей режима. Вспомним протоиерея отца Иоанна Кронштадтского, его посещения Казани. В нашем городе он был летом 1894 и 1897 гг. Я обратил внимание, что в июле 1897 г. он был четыре дня, а это много для плотного графика «всероссийского пастыря», как его уже тогда называла вся православная Россия. Оказывается он прибыл в Казань по приглашению своего земляка и друга, известного профессора Казанской Духовной академии Н.И. Ивановского, который жил на Ново-Горшечной (ныне ул. Бутлерова).
      И вот представьте картину того времени – на первом этаже два богослова рассуждают о величии Духа Святаго, а на втором – дети профессора со своими друзьями – о попрании прав и свобод, бредят идеями Маркса, мечтают о социализме. И подобных примеров можно привести множество.
      В августе 1887 года Ульянов поступает в Казанский Императорский университет. В этом ему помог своей рекомендацией Фёдор Керенский (отец Александра Фёдоровича – председателя Временного правительства в 1917 году), директор Симбирской гимназии, в которой учился Володя Ульянов.
      Об этом все знают, но главное – помог профессор Казанской Духовной академии и Императорского университета Н.И. Ильминский, друг Ильи Николаевича. После смерти мужа Мария Александровна приехала в Казань, встретилась с ним. «Николай Иванович, в память о Вашем друге и моём супруге, прошу Вас устроить Володю в университет». Авторитет Ильминского был непререкаем, он был вхож не только к ректору университета, но и в губернский дворец, его лично знал и ценил император Александр III. Володя Ульянов не только поступил в университет, но несколько месяцев прожил на квартире Ильминского.
      Судьба вела Ульянова, она явно ему благоволила. А вот об этом нам в советское время никто и не говорил. Богослов и вождь мирового пролетариата – вещи явно не совместимые.
      Свой выбор им был сделан. Он не мог находиться в стороне от студенческой сходки 16 декабря 1887 года. Далее ссылка в с. Кокушкино, имение деда по материнской линии Бланка. Писал прошения на восстановление в университет, но неизменно получал отказы. А если и приняли, глядишь, и испарился бы революционный запал. Но найдите пример из нашей и зарубежной истории, чтобы власть благосклонно отнеслась к родному брату человека, посягнувшего на жизнь руководителя страны. Найдёте ли такой пример? Я лично не знаю.
      Всё. Окончательный выбор сделан. Единственным кумиром для него до конца жизни стал Карл Маркс, его нетленное учение. Титан мысли, сделавший политический и экономический анализ ранней стадии развития капитализма. Если бы Маркс творил в наши дни, то несомненно был бы лауреатом Нобелевской премии по экономике. Ну, а Ленин получил бы не менее, как государственную премию за капитальный труд, написанный в сибирской ссылке «Развитии капитализма в России», а ему было то всего 29 лет.
      В 1895 году Ульянов – организатор Санкт-Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».
      Революционер – это особый человеческий типаж. Он мыслит глобальными человеческими категориями. Вспоминаются слова, сказанные Николаем Бухариным в начале 1920-х годов: «Мы, коммунисты, пойдём даже на то, что уничтожим несколько миллионов человек, но зато сформируем человека новой формации». Сказал, сделал, так не проси уж пощады у тирана, не ползай на коленях, что твоя жизнь, когда разговор вёл о судьбе миллионов. Так и хочется сказать власть предержащим – счастье на несчастье других не построишь.
      Ленин мыслил категориями больших чисел. В его голове вызревал план революционного переустройства не только России, но и всего мира (при Сталине коммунисты контролировали до 70% земного шара).
      А Ленин мог бы и не дождаться революции. В декабре 1916 г. гуляя по берегу Женевского озера он говорил Карлу Радеку: «Карл, кажется революции в России не будет, кажется это удел следующих поколений». И как гром среди ясного неба – в Петрограде февральская революция, которая буквально за неделю срубила 300-летнее Романовское дерево. Демонстрации, восторг толпы, братание, красные банты, счастье, слёзы.
      Всё, свершилось! Любой ценой в Россию, даже в пломбированном вагоне. Пробил его час! Энергия масс выплеснулась на улицу. Она жаждала вождя. Лев Аннинский: «Свобода приходит нагая, бросая к подножью цветы. И мы вместе с нею шагая, беседуем с небом на ты».
      Вдумайтесь, в декабре 1922 года на учредительном съезде был создан СССР – как часть союза мировых советских республик, со столицей в Варшаве, либо в Берлине, на худой конец в Риме. Москва в качестве столицы не рассматривалась. «Мы на горе всем буржуям, мировой пожар раздуем» – радостно восклицал поэт Маяковский.
      У подобных людей преобладает идея-фикс. Другие точки зрения их просто не интересуют, они их не видят, отбрасывают. Поэтому фантаст Герберт Уэллс так и не усмотрел то, что виделось Ленину.
      Встретив в 1915 году там за границей одного из своих многочисленных оппонентов, взял его за пуговицу (одна из его любимых привычек) сказал: «Голубчик, если Вы и впредь будете идти против нас, то придя к власти мы Вас повесим, так и знайте».
      Хотя, придя к власти, вспомнил своего старшего по возрасту студента Казанского университета по сходке 1887 года и записочкой спас ему жизнь: «Дорогой Чириков, уезжайте из России, сейчас я Вам могу помочь, завтра вряд ли». Таким образом, жизнь известного писателя-эсэра была спасена, он эмигрировал. Его потомки ныне живут в Нижнем Новгороде, я с ними встречался. Они благодарны Ленину.
      Подобные типажи – люди власти. Власть – их идол, их кумир. Они всеми силами стремятся к ней. Им безразлично то, в чём они будут ходить (Ленин так и умер в заношенном и заштопанном женой пальто, которое 5 лет назад ему прострелила Фаина Каплан), что будут есть (гурманом он не был, к рациону был равнодушен, хотя Надежда Константиновна так и не научилась сносно готовить, да всё некогда было, революция ведь зреет).
      Власть – это всё. Вспоминается 1919 год. Конница Деникина в 300 верстах от Москвы, взяли Орёл. Позиции большевиков зашатались. Вызывает преданную большевичку Землячку с дореволюционным партийным стажем (ещё до революции 1905 года) и даёт ей задание, на случай сдачи Москвы белым, готовить подпольные диверсионные группы и партячейки для новой борьбы за власть.
      Всякий человек живёт в заданных рамках своего времени. Выйти за них – удел гениев. Поэт сказал: «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Ленин, несомненно, перешагнул рамки своего неспокойного времени, своей 54-летней жизни, шагнув в XXI столетие и я не думаю, что он растворится в ближайшей перспективе. Чтобы закопать гения, земли не хватит.
      Борис Пастернак: «Предвестьем льгот приходит гений, и гнётом мстит за свой уход». Очень сильно сказано. Уж очень многое мы хотим от гения, от личности. Многое мы требуем от него. Вот Медведев уходит с поста Президента страны, прошло четыре года. Вспомните, что позитивного было сделано за этот срок. Каждый вспомнит про себя, не вслух. А это же было мирное время, войны же нет, лишений же нет, голода же нет. Интеллектуальное вымывание общества, пьянство, воровство, проституция, рэкет, шампанское не по назначению, не в счёт, это издержки сегодняшнего времени.
      В мирное время, как председатель СНК РСФСР Ленин правил всего 2 года и 7 месяцев (!). У власти он находился с ноября 1917 по январь 1924 года (75 месяцев), из них на период Гражданской войны приходится (апрель 1918 – октябрь 1920 г. – 31 месяц), на болезнь – 13 месяцев.
      За этот исторически очень короткий период был построен фундамент будущего советского государства, заложены основы его промышленной базы, органов управления, был утверждён и стал реализовываться план ГОЭЛРО, в 1920 году произошёл резкий поворот в сторону НЭПа (новой экономической политики), подавлено инакомыслие, вплоть до проведения показательных судебных процессов над меньшевиками и эсерами, создана основа будущей карательной системы. Лозунг того времени: «Железной рукой загоним человечество в счастье!»
      За это время осуществлён прорыв дипломатической блокады (нас признали Афганистан, Иран, Ирак, Монголия; Великобритания чуть позже – в 1927 г., а США – в 1934 г.), завершил своё теоретическое наследие, составившее 55 томов (Ленин и Сталин явились последними руководителями страны, а можно сказать и единственными, кто лично, не прибегая к помощи спичрайтеров, писали свои книги, статьи и выступления).
      За этот период были сохранены основные территории бывшей российской империи, созданы очаги советского укрепления в Средней Азии, на Кавказе, Дальнем Востоке (буферное государство – ДВР).
      Титанический труд, гигантская по напряжению работа. И всего за два года и семь месяцев (!) на фоне братоубийственной гражданской войны. Назовите имена современных государственных руководителей, кто справился бы с подобным объёмом работ? Ведь некоторым не хватает и двух сроков по четыре года, и они уходят ещё на 6-летний период интенсивного труда. А этот трудился как раб на галерах и сгорел в 54 года (юношеский возраст для российского мужчины). Вот надолго и задумаешься.
      Ленин, что это зло или благодать для нашей страны в представлении нас уже живущих спустя 88 лет со дня его кончины? Когда я спрашивал студентов, что легче проанализировать, допустим, петровский период правления или ленинский? Некоторые говорили – ленинский, но большинство утверждали – легче петровский.
      Конечно, петровский, ибо история уже улеглась, успокоилась, камни мостовой сцементировались, отшлифовались. Сегодня ушли из жизни те, кто лично Ленина видел, работал с ним, даже сидел на коленях, но живы дети, уже старики его соратников, поколение, которое кормилось (и неплохо) несколько десятилетий его идеями. Жива партия КПРФ, постоянно получающая на выборах в верховные органы власти неизменные 15 – 25% голосов избирателей. Это я к тому, что ещё не наступило время для объективной оценки. Ну, хотя бы ещё лет 50 – 70 должно пройти.
      Вопрос о ленинском атеизме. До 16 лет он посещал церковь, молился, исповедался, причащался. Потом резко перестал, выбросил нательный крестик. Начал курить, но когда мать сказала, что курево – накладно для семьи, бросил.
      Сказать, что он рос в безбожной семье, нельзя. Отец – Илья Николаевич – глубоко верующий православный, монархист по убеждениям. Не эти ли разговоры со старшими детьми – Сашей и Анной, когда он понял, что они стали вдруг чужими ему по взглядам людьми, свели его рано и неожиданно в могилу.
      Мать – Мария Александровна, ведь тоже была верующим человеком. А сколько ушатов грязи за последнее время было вылито на неё! В Казани недалеко от дома, который они снимали на Первой Горе (ныне улица Ульянова – Ленина) стоял величественный краснокирпичный храм, освящённый в честь Кирилла и Мефодия. Так вот, Мария Александровна остеклила собор на свои средства, купив стекла на сумму в 250 рублей, достаточно большая сумма по тому времени.
      Но сын стал неистовым атеистом, люто возненавидел всех церковнослужителей и царскую семью. По существу, это был сподвижник народника Нечаева, воплотивший на практике его «Катехизис революционера». Тот только мечтал уничтожить всю Романовскую ектению, а Ленин, это осуществил. Вот здесь от суда истории и Божиего суда никуда не деться.
      Он покусился на Бога и потерпел поражение уже при жизни. Неустойчивость системы, заложенной при нём, он уже увидел, но не мог ей противостоять. Но не раскаялся (это не в правилах наших руководителей, может быть выпадает здесь уходящий Ельцин, попросивший прощения за то, что хотелось, но не свершилось. Да Сталин, когда немцы продвинулись вглубь советской территории почти на тысячу километров, 3 июля 1941 г. обратился к народу, как к пастве, помятуя, наверное, о своём катехизисном образовании: «Братья и сестры! Друзья мои! К вам обращаюсь я в минуту испытаний»).
      «Бог обращается к человеку шёпотом любви, а если он не услышан – то голосом совести, если человек не слышит и голос совести – то Бог обращается через рупор страданий» (Карл Льюис).
      Начал бороться с советской бюрократией(совбурами), но не успел. Сталин пошёл кратким путём – террора и запугивания. «Есть человек, есть проблема. Нет человека, нет проблемы», «Кто не с нами, тот против нас», «Если враг не сдаётся, его уничтожают». Бюрократия, им взращённая, его же и утопила в пафосных речах, в бесчисленных по всей стране памятниках, названиях населённых пунктов, колхозов, совхозов, парков, выхолостила крупицы задуманного.
      Умирал мучительно. Атеисты так умирают, без веры, без Бога. Страшно умирал первый европейский атеист Вольтер. Сошёл с ума его казанский друг, масон Василий Ипатович Полянский (ум. в 1800 г.), дядя графа Толстого. Его могила до середины 1920-х годов ещё проглядывалась среди высокой некошеной травы на территории бывшего Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря (Архиерейская дача).
      Ленин, Сталин, большевики и современность, это два сообщающихся сосуда. Чем ближе сегодняшние руководители к народу, тем вожди большевизма дальше от нас, и наоборот. Чем современная система более демократична и прозрачна, тем опыт большевизма менее нам интересен и симпатичен, и наоборот. Об этом, сегодняшним руководителям, несомненно, надо помнить.
      Ленин – сложное, многоплановое явление. Титаническая личность. Кому сегодня по плечу создать партию, взять власть в свои руки, сохранить целостность государства, заставить половину человечества верить идеям, идти по тобой намеченному пути?


       P.S. Ленин верил в свою звезду. Рано стал смотреться в историческое зеркало, заставлял секретарей собирать в архив все его записочки, статьи, рукописи, но не увидел, что оно кривое и искажает истину. За прошедшее столетие оно не раз меняло своё выражение. Каким оно будет через годы, десятилетия, века, это уже не в его власти и силах, да и не в наших. Он сделал всё, что мог, хотя желал несомненно большего, но не успел. Уж больно заманчива была идея всеобщего братства и счастья, за которую отдали жизнь сотни тысяч, если не миллионы начиная с Томазо Кампанеллы, Сен-Симона, Оуэна, Фурье, Новикова, Радищева, декабристов, народников, большевиков, меньшевиков, эсеров и просто беспартийных подвижников коммунистической веры.

Анатолий Елдашев


Комментарии (5)
Vil Mirzayanov, 11.04.2012 в 00:53

Жалкая попытка отбелить бандита с большой дороги. Все, что он хотел и добился, была власть. Все остальное для легковерных. То, что он преступник века, не соменвается никто из порядочных людей.

Бакир, 11.04.2012 в 19:32

Все дети рождаются такими хорошими,честными,безгрешными и т.п.,но затем взрослея, некоторые из них становятся подлецами.И почему-то никому и в голову не приходит обелять их, вспоминая их детство.

Гостьрустам, 12.04.2012 в 18:27

а где все были,куда смотрели?

Гость, 13.04.2012 в 23:01

Если так строго подходить,все кто при власти бандиты
Иван Грозный,Петр Первый,Екатерина Великая и так до сегодняшнего дня.Посмотрите вокруг даже маленьким начальником нельзя стать оставаясь порядочным человеком.Так что давайте не будем про Ленина-Сталина.

Гостirekь, 14.04.2012 в 10:15

Lenin prodlil jizn imperii kotoray nazivalas "Turmoy narodov" pod krasnim sousom. Sdelal toje samoe chto delali imperialisti do nego"Razdelyay i vlavstvuy!" Razdelil Turko-Tatar Idel- Urala 1919 podpisav dekret o sozdanii Maloy Bashkiri.Golodomor 1921 goda respublika Tatarstan s 25 % tatarskim naseleniem, rodivshis V Povoljiya znaya chayaniya Narodov Idel-Urala sdelal vse shtobi eti narodi ostalis pod pyatoy Rossiyskogo imperializma.