3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Крым – Казань (ч.4)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Крым – Казань (ч.4)

29 мая 2014 года
Крым – Казань (ч.4)

      3. Булгарский вилайет, Кыйяты и Мамаева Орда

     Уже изложенные сведения исторического характера позволяют говорить об особых этнополитических контактах Мамаевой Орды, чей реальный глава из племени кыйят Мамай владел Крымским вилайетом (туменом), с Булгарским вилайетом во главе с «Булгарским князем» в конце XIV в., как мы видели, также бывшим из того же клана. Наша задача – опираясь на уже накопленные к настоящему времени данные, попытаться обнаружить глубинные исторические связи двух названных выше административно-территориальных образований Золотой Орды, контролировавшихся в определенный исторический период, как будет видно далее, весьма длительный, князьями одного и того же клана. Без этого практически невозможно разобраться в тех событиях, которые происходили в Ак Орде – западном крыле Улуса Джучи, во второй половине XIV – начале XV вв.
     Хивинский историк Утемиш-хаджи в своем труде «Чингиз-наме», описывая события, случившиеся в Золотой Орде во время правления там сына хана Джанибека Бердибека (1357 – 1359), ради власти совместно с сарайскими беками уничтожившего не только собственного больного отца, но и весь свой «урук» (12 братьев, включая грудных младенцев), замечает: «…В то время было много смут. Кыйят Мамай забрал правое крыло и ушел с племенами в Крым, (a) левое крыло увел на берег реки Сыр (Сыр-Дарьи. – Д.И.) Тенгиз-Буга, сын кыйата Джир-Кутлы». Данное сообщение источника фиксирует раскол между Ак Ордой и Кок Ордой в ходе начавшейся в Улусе Джучи «великой замятни», но одновременно указывает на нахождение реальной власти в обоих крыльях Золотой Орды в руках знати из клана кыйят, занимавшего в государстве высокое положение. Согласно Утемишу-хаджи, в ходе названных событий «большая часть эля» хана Бердибека тогда ушла в «вилайет Крым к кыйяту Мамаю», затем, как мы уже видели, доставшуюся после поражения Мамая в 1380 г. от хана Тохтамыша победителям, в числе которых были и «личные» племена хана ширин, барын, аргын и кипчак, а также его «прочие эли».
     Но что скрывается под этими скудными строками хивинского историка в плане внутренних событий в Ак Орде? Кое-что на этот счет из источников узнать можно, хотя относительно крымско-поволжских (булгарских) связей и не так много.
     Известно, что темник Мамай начал возвышаться в 1361 г. не в последнюю очередь из-за своего происхождения из «царственоого» клана кыйят, а также благодаря женитьбе на дочери покойного хана Бердибека из «урука» хана Узбека. О высоком положении этого клана мы знаем из «Продолжения сборника летописей» (первая пол. XV в.), в котором есть рассказ о прибытии в 1315 г. «великого посла» из «кости» кыйят Ак-Буги из Золотой Орды в государство Хулагуидов – в г. Тебриз, где эмир Хусаин-гурген устроил в его честь пир и в ходе него захотел подать гостю чашу с питьем сидя. Ак-Буга тогда «рассердился и начал шуметь (говоря): «Ты вассал и крепостной, каким же образом я приму чашу от сидящего, а во-вторых, вы забыли старинный йасак и обычай (йусун), по которому гурген (т.е. ханский зять не из «золотого урука» Чингисхана. – Д.И.) должен стоять как слуга перед уруком». На это эмир Хусаин возразил, что тот пришел «с посольством, а не для устройства урука Чингизханова», в результате чего Ак-Буга, согласно источнику, замолчал. Как видим, в первых десятилетиях XIV в. знатные представители клана кыйят, откуда в свое время вышли и предки Чингисхана, ставили себя в особое положение, о чем скорее всего как бек этого племени помнил и Мамай.
     После первого захвата темником Мамаем г. Сарая в 1361 г. со своим ставленником уже знакомым нам ханом Абдаллахом/Габдуллой он там не смог удержаться, повторно завоевав этот «престольный» центр лишь в 1367 г. Но они опять весьма быстро, в том же или следующем 1368 г., были вытеснены оттуда своими противниками и ушли (во всяком случае, сам Мамай) в Крым. Но Мамай тем не менее продолжал контролировать часть Поволжья. Например, когда осенью 1370 г. великий князь суздальский и нижегородский Дмитрий Константинович послал рать на «болгарского князя Асана/Осана», это было явно сделано по повелению Мамая, посадившего в том году в своей Орде ханом «Мамат салтана» (Мухаммед-Булака, по нашему мнению). В итоге этого похода в политическом центре Булгарского вилайета на «княжение» (по русским летописям) был посажен некий «Салтан Баков сын» («Салтанбаков сын»). Скорее всего, это был Чингисид, ибо у него, судя по имени, можно заподозрить наличие титула «султан». А если иметь в виду, что при этом уже бывший там «князем» Асан/Хасан остался на месте, в лице «Бакова сына» мы, судя по всему, имеем дело с уже упоминавшемся в 1377 г. в г. Булгаре «Махмат Солтаном» (он там отмечается вместе с «болгарским князем Осаном»), в котором надо видеть названного выше «Мамат салтана»/Мухаммеда-Буляка. Поэтому можно думать, что прибытие в 1370 г. в Булгарский вилайет посла из Мамаевой Орды, скорее всего, привезшего в это престольное владение ярлык на контроль над данным административно-политическим образованием со стороны Чингисида «Мамат солтана», скорее всего свидетельствует о том, что сам политический центр Мамаевой Орды мог находиться не в степях Дешт-и Кипчака или в Крыму, а в г. Булгаре, далеко не случайно в некоторых поздних татарских хрониках называвшегося «золотым престолом» («алтын тахт»).
     В итоге получается, что Мухаммет-Буляк (Махмат/Мамат солтан), как и Габдулла с Туляком, также, похоже, сидевшие на «ханском» престоле в Мамаевой Орде, точнее, скорее всего в г. Булгаре, были из клана кыйят, но не Чингисидами в том плане, что они происходили из женской линии «золотого рода», а не из мужской. Интронизация этих «шахзаде» на ханском престоле было нарушением обычая, но в условиях крайнего дефицита у Мамая подлинных Чингисидов допустимое – на территории Золотой Орды уже наступала пора правления «гургенов» (вспомним хотя бы Тимура), являвшихся на самом деле племенными беками, возможно, в ряде случаев (но не всегда) происходившими от принцесс ханского рода.
     Теперь, имея в виду значимость вопроса о времени появления клана кыйят в Крымском и Булгарском вилайетах Золотой Орды, пора перейти и к его рассмотрению.
     Отца Мамая, которого звали Алашем/Алышем/Алишом, пока не удалось связать с  известными историческими личностями, но во время правления хана Узбека (1312 – 1342) клан кыйят уже занимал в политической структуре Улуса Джучи видное место. В частности, «старший эмир», «начальник улуса» этого хана Иса-бек, женатый на дочери Узбека (т.е. занимавший социально значимую в золдотоордынском обществе позицию «гургена»), может быть идентифицирован Исатай Кыйятом, сыгравшим решающую роль в интронизации Узбека. Судя по тому, что около 1358 г. Крымское владение с центром в г. Солхат перешло к Алибеку, сыну Исы б. Тулу (Тулук) – Тимуру (аль-Мухибби, ал-Калкшанди), домениальное владение клана кыйят в первой половине XIV в. находилось именно в Крыму (но в реальности Иса-бек приходился братом Тулук-Тимуру). Действительно, комплекс золотоордынских документов за 1358 г. упоминает «правителя Крымского тумена» Кутлуг-Тимура (итальянцы Кафы звали его «сеньором Солхата»), являвшегося, в свою очередь, сыном правителя Крымского тумена в 1300 – 1341 гг. Тулуг-Тимура, которого арабский путешественник Ибн Баттута посетил лично. Он сообщает, что над «городом Кирам (т.е. Иске Кырымом/Солхатом. – Д.И.) (со стороны хана Узбека) поставлен эмир, имя которого Тулуктимур». Затем, когда арабский путешественник выехал в г. Сарай в «сообществе» Тулук-Тимура, его сопровождали брат Иса и двое сыновей (Кутлу-Тимур и Сарубек). Присутствие клана кыйят, образующего в Золотой Орде отдельный тумен уже во время правления хана Тохты (1291 – 1312), видно из следующего высказывания Рашид-ад-Дина: «…племя кият в настоящее время находится у Тохтая и о котором говорят, что оно составляет один туман». По всей видимости, Мамай находился в родстве с упомянутыми выше знатными владельцами Крымского тумена из клана кыйят, но из-за состояния источников мы пока не можем установить точно его генеалогическую цепочку.
     Из сохранившихся исторических материалов достаточно уверенно можно заключить, что клан кыйят появился в Крыму во время завоевательного похода монгольских войск 1236 – 1242 гг. Об этом свидетельствует и сообщение Утемиша-хаджи о том, что при выделении Шибану Бату-ханом «родов и племен» наряду с «вилайетами», в дополнение к уже данным «тридцати тысячам человек» ему были еще приданы «десять тысяч кыйятов (и) йуралдаев» (тут «йуралдаи» – это испорченное от имени Бурундай/Бурулдай, о котором см. далее). В этом источнике уточняется, что данное событие случилось перед походом Шибана «в вилайеты Крыма (и) Кафы». Кроме того, историк XVIII в. Абд ал-Гаффар Кырыми (он происходил из рода Ширинов) также упоминает об отправке Бату-ханом Шибана в крымский поход с аталыком последнего «Бор(а)лтай Тараклы Кыйятом». Наконец, в известном среднеазиатском сочинении XVI в. «Таварих–и гузида-ий нусрат-наме» есть следующее известие, подтверждающее уже приведенные выше отрывки источников: «Шайбан-хан проявил большую доблесть при завоевании Булгара, руссов, асов и в сражении с башгирдами. За это ему было пожаловано сорок тысяч человек». Далее в источнике приводятся имена лиц, возглавлявших отдельные клановые структуры этих войск: «…Имена предводителей этих сорока тысяч (таковы): кыйят Бурулдай бик, затем дед (предок) (Гали) бика из кунгратов, Тайбуга из буркутов,Туругбуга из тюменей».
     Безусловно, после завоевательных кампаний 1236 – 1242 гг. часть этих войск осталась в районе Крыма. Так, при описании поездки египетских послов к хану Берке около 1263/64 г. через Крым и далее от Судака в степь, там отмечается «начальник по имени Тукбуга», который «начальствовал над десятком тысяч воинов и был правителем всего этого края». Похоже, что тут мы имеем дело с предводителями кланового войска из группы Шибана в один тумен из племени «тюмен/туман/таман» (не отсюда ли название Тюмени?). В 1258/1260 гг. из ряда русских летописей мы знаем также об участии «Бурундея безбожного», занявшего в 1256/57 г. «мест в Куремьсине» по соседству с Галицко-Волынским княжеством (на правом берегу Днепра), в походе во главе «множества полков татарских» на Литву (1258 г.) и на Польшу (1259 – 1260), когда после взятия Сандомира он затем «возвратился в свои вежи». Как видим, глава клана кыйят, несмотря на то что он мог быть в случае необходимости со своими войсками переброшен и в другие районы Монгольской империи (например, известно, что Бурунтай-нойон при Менгу кагане (1251 – 1260) во главе десятитысячного отряда «воевал между Бишбалыком и Каракорумом»), все еще оставался на западе, скорее всего центральным владением имея Крым.
     В ходе завоевательного похода 1236 – 1242 гг. Бурундай-нойон (бек) и клан кыйят участвовали также в войсках Шибана и других Чингисидов во главе с Бату-ханом в покорении Волжской Булгарии осенью 1236 г. Об этом Рашид ад-Дин сообщает: «Бату с Шибаном и Бурулдаем и войском (пошли) в поход против буларов и башгудов». В русских летописях «Бурундай-багатырь» фигурирует среди первых воевод Бату в боевых действиях против «Болгарской земли», Владимирско-Суздальского княжества и при завоевании Киева. Эти известия перекликаются с другими данными (Джувейни, «Историей Вассафа»). Самое любопытное заключается в том, что участие Шибана и вверенных ему войск в завоевании Волжской Булгарии, судя по всему, привело к тому, что он и его потомки, а также части подчиненных им кланов, получили определенные права на эту территорию (возможно, на восточную часть Волжской Булгарии и все Приуралье), оставшись там. В этом плане заслуживает внимание один дастан об Аксак-Тимуре, записанный (или переведенный) казанским краеведом А. Кавериным в первой половине XIX в., в котором речь шла о том, что «Абдуллах-хан, владевший городом Булгаром», происходил «от поколения Джучи, сыновей его Бойярки (видимо, хана Берке. – Д.И.), Шабана и Кашела ханов», с примечанием, что последние двое владели «народом болгарским» после брата их «Бойярки-хана». Похожая информация есть и в «Джихан-наме» Катиба Челеби: «Упомянутый народ (булгары. – Д.И.) находился под властью Шейбани б. Джучи б. Чингиза и Кишилу-хана». Несмотря на то что мы имеем дело с легендарными данными, они соответствуют другим материалам, говорящим о нахождении Шибанидов в Булгарском вилайете.
     Очевидно, пребывание клановых войск, связанных с Шибаном, в Крымском и Булгарском вилайетах уже с XIII в., позволяют протянуть нити между двумя административно-политическими образованиями Золотой Орды с XIV в. вплоть до походов 1236 – 1242 гг. Кроме прочего, тут нам следует обратить внимание на то, что Шибан и часть его владений, безусловно, оказались на правом крыле Улуса Джучи, что следует иметь в виду, когда мы займемся рассмотрением некоторых деталей той эпохи, которая наступила в Золотой Орде в результате «великой замятни» 1360 – 1370-х годов. Этот анализ и позволит посмотреть по-новому на крымско-казанские дела XV в., что историками в основном все еще в должной мере не сделано.

     Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (5)
Guest, 30.05.2014 в 20:45

Ты вассал и крепостной, каким же образом я приму чашу от сидящего, а во-вторых, вы забыли старинный йасак и обычай (йусун), по которому гурген (т.е. ханский зять не из «золотого урука» Чингисхана. – Д.И.) должен стоять как слуга перед уруком

__________________________________________________

Иной раз начнёшь читать историков-татаристов, имперцов, евразийцев и начинаешь задумываться: зачем нам Туган тел возрождать, популяризировать, может с русского сразу на монгольский переходить ???? (((( нет

Guest, 30.05.2014 в 22:55

Правильно!

Монголия родина предков. Все татары в Монголию.
Там русских нет. Никто нам не помешает жить в своих традициях.









Хочу домой в Монголию!

Guest, 05.06.2014 в 14:49

статья тенденциозная-совершенно не упоминается великая кушанская династия марата токушева -из зависти конечно!

Guest, 05.06.2014 в 18:09

Ты Enter сколько раз нажал между строчками? Брысь отсюда, салага. Гадишь как котёнок. Здесь взрослые люди пишут.

Хәлил, 06.06.2014 в 06:39

Татарлар бер халык, Алтын урда варислары, иң бөек халык, болгарлар иң кабәхат, иң кафер, иң юнсез халкы кешелек тарихының.