2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Крым – Казань (ч.10)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Крым – Казань (ч.10)

24 июля 2014 года
Крым – Казань (ч.10)

9. Улуг-Мухаммед: хан сарайский, крымский и казанский.

    Продолжим предыдущую часть статьи, посвященную восхождению хана Улуг-Мухаммеда на престол, как уже было сказано, не вполне выясненный, на какой: крымский или сарайский.
     Согласно собственной традиции крымских ханов линии Гиреев, отраженной в труде «Гюльбюн – и ханан яхуд Кырым тарихи» султана Халима-Гирея (1772-1823), генеалогия традиционно считающегося основателем крымской династии и Крымского ханства Хаджи-Гирея выглядит так: Хаджи-Гирей б. Гийяс ад-дин б. Таш-Тимур и т.д. Так как отец и дед Хаджи-Гирея хорошо известны по источникам и они являлись ханами в Крыму, на первый взгляд для Улуг-Мухаммеда как крымского хана места не остается. Однако по другим источникам мы обнаруживаем несколько иную историю правления крымских ханов в ходе становления самостоятельного Крымского ханства.
     Но при осмыслении этих источников надо принять во внимание, что уже в 1420-х годах генуэзцы, жившие в г.Кафе, различали «императора Солхата» (Imperator de Salhat) и «императора Большой Орды» (Imperator de Lordo Magni Tartarorum), что необходимо принять во внимание в ходе нашего дальнейшего анализа.
     Уже в ходе чтения отмеченного ранее труда Абдулгаффара Кырыми «Умдет ал-ахбар», недавно переизданного Институтом истории им.Ш.Марджани в полной версии, создается устойчивое впечатление, что Улуг-Мухаммед являлся не чисто сарайским ханом, временами удаляясь под давлением своих противников в Крым, как сообщают источники – в «Крымскую сторону». Так, рассказывая об уходе трех сыновей Едигея (Мансура, Гази, Навруза) с «элем Гийяс ад-дина б. Шадибека в Московский вилайет», откуда  Мансур, якобы не захотев жить среди неверных, вначале переправился с 3000 бахадуров в «верховья Яика», затем уйдя оттуда «в Тахт Итили» к хану Гийяс ад-дину, севшему «на престол Саин-хана», т.е. ставший сарайским ханом, этот автор отмечает, что тогда Улуг-Мухаммед, ясно, что под давлением этого хана с Мансуром, «ушел от  Итиля на запад в Крымскую сторону». В другой раз, Абдулгаффар Кырыми, повествуя о том, как «народ сол», т.е. левого крыла, после смерти своего «раиса» Турди-Хаджа-бека решил уйти «в сторону Калмыка», указывает, что тогда Улуг-Мухаммед «со стороны Крыма со всеми племенами пришел на Итиль…переправившись [через реку] сел окружившись». По ходу рассказа этот автор замечает: «…народ Итили в Хаджи-Тархане и в Сарайчике» [находился] у Кучук-Мухаммеда, т.е. в Большой Орде, а «[народ] Крыма и его стороны» – у Улуг-Мухаммеда. В третий раз, когда Абдулгаффар Кырыми рассказывает о том, как Улуг-Мухаммед пришел сразиться с ханом Большой Орды Кучук-Мухаммедом, Хайдар-бек из клана кунграт с 30 тыс.людей (с тремя туменами) подняв на ханство Сайид-Ахмеда б. Джелал ад-дина, победил Улуг-Мухаммеда, после этого «ушедшего к Казани», создается впечатление, что этот хан до того находился на крымском престоле или в «Крымской стороне».
     Как же разобраться в этом нагромождении не вполне ясной информации о местах правления хана Улуг-Мухаммеда? Благодаря недавним публикациям ряда авторов (В.П.Гулевича, А.Л.Пономарева и др.) это сейчас становится возможным.
     Начнем с того, что при описании событий периода после первого нашествия Тимура на Золотую Орду уже отмечалась фигура Таш-Тимура оглана из Тука-Тимуридов, не исключено, что ненадолго утвердившегося в Крыму в качестве самостоятельного хана в условиях временного безвластия и анархии в Улусе Джучи (это произошло в 796 г.х. – 6.11.1393-26.10.1394). Так как он приходился Улуг-Мухаммеду дядей, нет ничего удивительного в том, что в условиях политического вакуума, возникшего в результате одновременной гибели в 1419 г. Едигея и хана Кадыр-Берди б. Тохтамыша, крымская ветвь Тука-Тимуридов, т.е. потомки и родственники Таш-Тимура, пришли в движение. По последним исследованиям было установлено, что в 1419 г. крымские беи при поддержке великого Литовского князя Витовта на крымский престол в качестве хана (Imperator de Salhat) подняли одного из сыновей Таш-Тимура по имени Бек-Суфи –оглан. В хронике Яна Длогуша речь идет именно о нем, правда под 1418 г.: «Бексуф улан, которого Великий князь литовский Витовт сделал императором татар». Скорее всего об этом же событии идет речь и в белорусско-литовских летописях: «…прислашеся к нему (Витовту – Д.И.) велици ординьскыя князи…, просяша у него царя на царство. Много бяше бо ординьскых великых царей служаху во дворе его; он же даль им царя, именем Салтана». Бек-Суфи правил как крымский правитель до своей кончины в середине сентября 1421 г., но с одним перерывом весной 1420г ., ибо тогда сарайский хан Улуг-Мухаммед, о поднятии ханом которого уже говорилось, появился в Крыму и захватил его (с этого времени от него сохранился ярлык, выданный даруге Керчи Тоглу-бею, датированный апрелем 1420 г.), видимо стремясь преодолеть сепаратизм крымских беев и Бек-Суфия. Но как только Улуг-Мухаммед покинул Крым и вернулся в свой сарайский домен, Бек-Суфи, судя по всему, при поддержке Витовта, свою власть в Крыму восстановил опять и правил там до своей кончины в сентябре 1421 г.
     Сохранились свидетельства бургундского посла Жильбера де Ланнуа, побывавшего в Крыму как раз вскоре после смерти Бек-Суфия. Он отмечает, что преемник покойного хана еще не назначен вследствие претензий «Великого хана Орды» т.е. Улуг-Мухаммеда. Согласно белорусско-литовским летописям, после «Салтана» т.е. скорее всего Бек-Суфия, Витовт по просьбе «старейшин ордынских» дал им «иного царя именем малого Султана», вслед за ним, еще одного «по имени Давлат-Берди». Последний хан известен по ряду источников и о нем речь пойдет далее, но кем был его предшественник, зашифрованный как «малый Султан», не установлено. Но показательно, что между смертью Бек-Суфия и воцарением в Крыму Давлат-Берди, его брата, имеется более чем годовой перерыв. Можно предположить, что это было время междуцарствия, такое мнение в литературе высказывалось, но не исключено, что в этом промежутке на крымском престоле успел посидеть неизвестный нам хан. А вот Давлат-Берди как крымский хан, похоже, утвердился не позже ноября 1422 г. Уже весной 1423 г. он отправился в поход за пределы Крыма, надо думать, против Улуг-Мухаммеда.

     Дамир Исхаков,
     доктор исторических наук.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (0)