15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Кряшенские пазлы
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Кряшенские пазлы

1 февраля 2014 года
Кряшенские пазлы

      Фрагмент 1. Кряшены, РПЦ и региональная власть


     Серия заявлений, обращений и круглых столов, подхваченных федеральными СМИ о якобы творящемся в Татарстане геноциде малочисленного кряшенского народа, обратили внимание общественности на нерешенные проблемы этого молодого этноса. Разобраться в том, что же на самом деле происходит в республике и как это отражается на кряшанах, нелегко даже человеку, знающему реалии этого региона. Представленный ниже материал является первым пазлом полотна, которое по мере насыщения поможет неискушенному читателю увидеть полную картину происходящего.
     Прежде чем начать излагать собственную точку зрения, хочу обратить внимание на то, что единственным близким другом президента Татарстана Рустама Минниханова, татарина-мусульманина по национальности, является кряшен Иван Егоров, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак барс». Кстати, родовые корни обоих друзей из Мамадышского района Татарстана. А это, хочу обратить внимание, уникальная территория потому, что здесь проживает достаточно высокий процент кряшенского населения. Именно здесь как нигде в Татарстане концентрировано проявляется атмосфера татаро-кряшено-русских отношений. Кстати, главой Мамадышского муниципального района опять же является кряшен. И это никого не смущает, несмотря на то что кряшены здесь даже при сравнительной многочисленности являются этническим меньшинством.
     Однако недавний информационный выброс в федеральные СМИ создал образ кряшена-мученика, с которым якобы борются региональные татарские власти. Учитывая непропорционально высокое количество кряшен в политической и бизнес-элитах республики, это мягко говоря, вызывает удивление. Однако все становится на свои места, когда начинаешь понимать, что вся эта шумиха поднята для того, чтобы пустить людей по ложном следу и увести посторонние взоры от реального межнационального противостояния, существующего внутри Русской православной церкви МП.
     Надо сказать, что вялотекущий, культурный конфликт между русскими и кряшенами был всегда. Проявлялся он как в быту, так и внутри религиозной общины. Причин здесь много. Одна из них – разное ощущение православной веры: если для русских она является мощным фактором духовного возрождения, то для кряшен она в первую очередь инструмент собственного этностроительства, замешанный на мощном национализме. Русские верующие люди, для которых православие – это в первую очередь связь с Богом, никогда не смирятся с таким потребительским мироощущением. Кроме того, всем очевидно, что действия кряшенских активистов, направленные на создание параллельных РПЦ религиозных структур, ведут к созданию самостоятельной Кряшенской христианской церкви. Может быть, они сами еще до конца это не осознают, но то, что вектор в этом направлении задан, сомнений не вызывает. А раз это так, то где-то впереди маячит явление авторитетной личности с мощным богословским багажом и сильным национальным самосознанием, эдакого кряшенского Мартина Лютера.
     Уже сейчас кряшенские приходы – это некие протестантские общины внутри РПЦ. Они запросто объявляют некоторые приходы национальными и вытесняют из них церковнославянский язык, заменяя его церковно-кряшенским. Останавливает кряшенизацию церквей только отсутствие должного количества священнослужителей, владеющих родным для них языком: на 192 кряшенских населенных пункта в Татарстане приходится всего 7 кряшенских священников. Над решением этой проблемы в настоящее время бьются активисты, благо в Казани есть собственная Духовная семинария. С другой стороны, эти претензии кажутся надуманными, учитывая, что кряшены прекрасно владеют русским языком, а церковнославянский является наднациональным, от которого до конца не отказались даже румыны. Не стоит забывать и то, что богослужения на кряшенском языке могут создать проблемы русским христианам, которые, придя в православный храм, будут поставлены в неловкое положение. Все-таки РПЦ – это в первую очередь русская церковь, и православный – это значит русский. Именно поэтому проявление кряшенского национализма воспринимается православными народами как попытка расколоть внутрицерковное единство.
     Наглядным примером русско-кряшенских отношений являются споры, связанные с организацией национального прихода в г. Елабуге. В начале перестройки здесь в одном из старинных храмов началось богослужение на церковнославянском языке. Вскоре кряшены попросили для себя одну из заброшенных церквей, и местные власти готовы были поддержать эту инициативу, но против этого выступили русские священники. И действительно, на каком основании храм, построенный русскими купцами в XIX веке, должен менять национальную окраску? Строить же для них новое здание в то время, когда требуется реставрация еще двух старинных церквей, было бы неразумно. Тем не менее в данном конкретном случае был найден компромисс, и периодически в одном из храмов Елабуги проводятся богослужения на церковно-кряшенском языке.
     Замалчивать эти противоречия, которые плохо сказываются на самочувствии целого народа, дальше уже нельзя. Однако РПЦ не торопится их признавать, уводя свою паству в неконструктивные дискуссии. А власти Татарстана, учитывая особый статус РПЦ в России, тактично продолжают политику невмешательства во внутреннюю жизнь православной общины республики. И их понять можно – это слишком деликатный вопрос. На этом фоне удивляет позиция высших иерархов РПЦ, критикующих региональные власти за игнорирование кряшенской проблематики, которая на самом деле сводится к межэтническим взаимоотношениям внутри христианской общины. А тем временем некоторые кряшенские активисты, которые ведут свою игру, нашли поддержку на федеральном уровне не только среди российских черносотенцев, но и среди иерархов РПЦ.
     Не вызывает сомнений, что у кряшен как у народа, сформированного под воздействием православия, существуют реальные проблемы в условиях светского государства. А их решение возможно только при определенных уступках и в первую очередь со стороны РПЦ. Только готова ли она объединить все кряшенские приходы России в автономную структуру, которая позволила бы решить эти специфические противоречия? Речь, конечно же, идет не об Автономной ПЦ, как, например, Японская, и даже не о Самоуправляемой ПЦ, как Украинская, можно было бы обойтись Кряшенской епархией прямого подчинения. Тем более что это объединение внутри РПЦ фактически уже существует, но просто имеет негласный характер и неформальных лидеров, радеющих за развитие собственного народа.

Линур МИФТАХОВ.


Комментарии (20)
Рафаэль, 01.02.2014 в 10:05

Попы с фсбешниками хотят использовать кряшенов как презерватив .С одной стороны они нужны русским в качестве" навоза для произрастания Русского народа (Столыпин ) . С другой стороны есть соблазн использовать их для христианизации татар .Скорее всего РПЦ с Москвой не дадут им самостоятельности и будут дурить их обещаниями .

noname, 01.02.2014 в 11:07

Этому автору верить совершенно нельзя.

УУСТИК, 01.02.2014 в 12:58

я тоже с мамадыша.с детства среди кряшен.наши крестились на второй волне,за льготы. у многих сохранились или татарские прежние прозвища,или называются по татарскому предку(напр.:арсланныкылар)-историческая память сохранила,так как по времени совсем недалеко.то есть -это выходцы с точными адресами из наших же селений,а никакие не пришельцы с другой планеты.что касается мамадышского район-кряшены у нас везде на постах:сельсовет ли,райпо ли,глава ли,бригадир,предколхоза(не знаю,как он ныне называется)-все поголовно кряшены,что уже вызывает раздражение остального "коренного" населения.пора бы чистки уже проводить(народ дружный,почти как евреи или армяне,поддерживают,черти,друг дружку-не то,что мы,бестолковые татары!).сегодня много интересного вокруг мамадыша-срочно вернуть САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА(был сослан в мамадыш на некоторое время).найдет здесь персонажей еще на книжку вроде "города Глупова"

кряшен, 01.02.2014 в 18:47

Ложь высшей пробы!

прохожий, 01.02.2014 в 21:13

автор вывернул все наизнанку

Нияз, 01.02.2014 в 21:28

Кряшенам не нужно еретическое православие. Кряшены наши могут быть остатками Печенегских христиан Суздаля, Тамбова Липецка, которые с 3-го 4-го веков несут свое христианство в нашем Государстве.
А потомки печенегов-христиан - это молокане, духоборцы и гагаузы.

Guest, 02.02.2014 в 01:18

скорее бы продолжение на сайте разместили - они интереснее.

Guest, 02.02.2014 в 10:02

Машанов М. А. Профессор Казанской духовной академии. «Записки миссионера», 1875 год?!

Привожу отрывок из работы Машанова:

"Отправляясь из Казани, я думал, что крещеные отличаются от русских только своим языком и одеждою. Я думал, что русский дух и христианство окончательно привились к крещеным, возвысили их в религиозном отношении до степени русских, так как 300-летнего периода, вполне достаточно для того, чтобы насадить в их сердцах христианство так глубоко, как оно укоренилось, например, в сердце русского крестьянина. Словом я надеялся встретить крещеных ревностными сынами православной церкви, твердыми исполнителями её уставов и достаточно сведущими в главных и необходимых для всякого христианина истинах веры. Но, к несчастью, надежды мои должны были рушиться при первой же встрече с крещеными. Первый разговор с крещеными показал всю неосновательность моих надежд; он доказал мне, что, крещеный стоит далеко ниже русского в отношении усвоения им христианства. Чем дольше я жил и чем больше входил в тесные сношения с крещеными, тем сильнее я убеждался, что крещеные почти все представляют поле, над которым еще нужно трудиться пастырям русской церкви для того, чтобы православная вера привилась к этим младенцам веры надлежащим образом. Знакомство с верою крещеных ничтожное, уровень религиозного их развития чрезвычайно низок. Большая часть их только по имени христиане, а в существе дела скорее мусульмане, хотя этого часто не сознают и сами крещеные, считая мусульманские понятия христианскими. Стоит только всмотреться в быт и в убеждения крещеных и видимый образ христианства спадет с них само собою; в душе крещеного обнаружится или ужасная религиозная пустота, или всецелое господство мусульманских понятий и воззрений, так что, смотря на крещеных и зная, что они уже около 300 лет исповедуют христианскую веру, русскому человеку становится стыдно за них, А между тем нельзя не сознаться, что у громадного большинства крещеных сумма мусульманских воззрений понятий, обрядностей, суеверий далеко превышает сумму христианского знания и христианской обрядности, превышает настолько, что с трудом можно узнать в чем заключается их христианство. Сказанное относится к лицам, не чувствующим наклонности отпасть в мусульманстве. О последних нечего говорить. Там нельзя заметить и следов христианства.
В громадном большинстве крещеных с трудом можно отыскать христианские понятия, им почти неизвестно христианство, как учение веры. Положим, и русский крестьянин мало знает христианство со стороны его догматического учения, но зато у него есть запас знаний религиозно-легендарных. Напрасно мы стали бы искать среди крещеных легенды с христианским характером; место их заступают легенды мусульманского характера и происхождения. Много раз я задавался вопросом, в чем же собственно состоит христианство у крещеных? Я вступал с ними в разговоры о тех или других религиозных предметах с целью испытать их в знании веры, и на все свои вопросы получал один прискорбный ответ: «где нам знать это». Когда я сообщал им самые элементарные сведения из области религии, они обыкновенно говорили: «мы до сих пор еще этого не слыхали». Всего печальнее то, что они не знакомы с учением церкви о таких пунктах веры, которые преимущественно подвергаются нападению со стороны мухаммедан, например с учением о Божестиве Христа, с учением об иконах и т. п. Так в д. Томасовом Починке один крещеный спросил меня, указывая на икону: «неужели это - Бог? Мусульмане говорят, что русские почитают иконы Богами»... Что показывает подобный вопрос, как не самое крайнее незнание христианства?

Guest, 03.02.2014 в 16:55

РПЦ ни за что не позволит кряшенам автокефалию,не для того эту грязную кампанию затеяли.Нужно больше власти,денег.и тут терять такую прибыльную паству.

Guest, 04.02.2014 в 08:07

Татары, просто обязаны поддержать кряшен в деле борьбы за свои права. Мы все вместе обязаны требовать от РПЦ самостоятельной епархии для кряшен. В церквях Татарстана проповеди должны вестись на церковнокряшенском языке. Хочу подчеркнуть - во всех церквях!

gazim, 04.02.2014 в 23:03

Ниязу.Те тюрки-христиане были несторианами,а не про-
вославными и давно обрусели переходя в православие.
Теперешние-это старокрещенные и новокрещенные,этническая группа отличающиеся религиозной принадлежностью.от других групп татар

Guest, 04.02.2014 в 23:29

Далеко не логичные суждения.

Москвич , 05.02.2014 в 01:08

Уважаемый Guest,
у меня к Вам как продвинутому по истории вопрос: есть ли какие-либо достоверные сведения о наличии православных татар до завоевания Казани?

Рәхмат.

УУСТИК, 05.02.2014 в 10:47

присутствовал на обряде погребения,когда хоронили товарища.дедушка глаголил по-татарски,весь обряд на родном языке,кроме слова "боже"(боже,безне ярлыка!..)

Аналитик, 05.02.2014 в 20:00

Москвич , 05.02.2014 в 01:08
Уважаемый Guest,
у меня к Вам как продвинутому по истории вопрос: есть ли какие-либо достоверные сведения о наличии православных татар до завоевания Казани?
Рәхмат.
=======
Правильный ответ: нет ни единого доказательства наличия православной общины среди татар до русского завоевания, ни единого сообщения из исторических источников, ни единого артефакта. И наоборот, есть множество доказательств противного. Самое главное доказательство - если существует хотя бы один факт, доказывающий наличие православной общины среди татар до 1552 года, почему он предъявляется широкой публике? Ведь заинтересованных в этом лиц и организаций хоть отбавляй. Нет никакого сомнения, что если бы был добыт хоть один факт или предмет, свидетельствующий в пользу этой версии, его несомненно подняли бы на щит и РПЦ, и русские империалисты и сами кряшенские деятели. А раз этого нет, значит, ни единого подтверждения крещения кряшен до 1552 года нет!

Аналитик, 05.02.2014 в 20:02

Извините, опечатка. Следует читать:
Самое главное доказательство - если существует хотя бы один факт, доказывающий наличие православной общины среди татар до 1552 года, почему он HE предъявляется широкой публике?

Москвич, 05.02.2014 в 21:49

Рәхмәт Аналитик,
Сезнең әйткәнегезгә минем бер дә шик юк.
Крәшен татарлаларының теле саф татар теле, анда бернинди рус теленең йогынтысу юк.

Сәлам

Mischar, 05.02.2014 в 23:30

Аналитик вы молодецNETCAT_SMILE_SMILE.Привели правильные доводы. Но агентура не дремлет.Будет не удивительно если псевдоученые -орки Салагаев,Елдашев,Сулейманов,Фокин и им подобные изобретут "артефакты" "доказывающие" существование крещеных тюрков еще до появления самих тюрков,в мезозойскую эру.

Guest, 06.02.2014 в 02:45

Будет не удивительно если псевдоученые -орки Салагаев,Елдашев,Сулейманов,Фокин и им подобные изобретут "артефакты" "доказывающие" существование крещеных тюрков еще до появления самих тюрков,в мезозойскую эру.
***********
Как Вы точно сказали!
Псевдоученые для того и существуют, чтобы заниматься фальсификациями!

Guest, 06.02.2014 в 02:47

А раз этого нет, значит, ни единого подтверждения крещения кряшен до 1552 года нет!
^
Абсолютно верно!!!