30 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Кризис мира: тревоги и надежды
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Кризис мира: тревоги и надежды

12 марта 2012 года
Кризис мира: тревоги и надежды

«Мир достаточно велик,
чтобы удовлетворить нужды любого человека,
но слишком мал,
чтобы удовлетворить человеческую жадность».

Махатма Ганди
 

     В противоборстве изменчивости и устойчивости – «вечный двигатель» развития нашего мира, рожденного безжизненным и родившего Разум. В кризисных потрясениях отживших устоев жизни рождается новое. Рождение нового становится началом его устаревания. И нет в мире худа без добра. Так же, наверное, и наоборот.
      Наша красавица Земля на своем долгом веку пережила много катастрофических потрясений и природных кризисов: перекраивающие лик планеты «бомбардировки» астероидами и кометами, погружавшие планету во тьму и жуткий холод адские извержения вулканов, изменявшие очертания континентов землетрясения, гигантские волны цунами, прокатившиеся всемирным потопом по всей планете... Но, сокрушая устоявшийся мир, они же изменяли направление, и ускоряли ход эволюции живой природы. Много миллионов лет тому назад нашим древнейшим животным предкам сильно «повезло» с одним из крупных катаклизмом на планете. Последовавший за ним всемирный природный кризис привел к крушению господства тупых прожорливых динозавров и отвратительных пресмыкающихся. А гонимые и забитые ими, но более сообразительные млекопитающие получили возможность свободной эволюции, породившей, в конечном итоге, человека разумного.
      Одно из ужасающих событий, случившееся уже на заре человечества, запечатлелось навеки в памяти народов мира. Перенесенное в будущее отдаленное эхо того бедствия стало «первоисточником» пророчеств о «конце Света». Его ожидание сопровождает всю историю человечества, обостряясь накануне крутых поворотов в судьбах народов.
      Мир сегодня вновь в настороженном предчувствии грозных глобальных потрясений. Становится все более вероятным, что на долю уже родившегося поколения жителей Земли выпадут первые испытания беспримерно драматических перемен в истории человечества.
      Нет, грядущая мировая перетряска – это еще не «конец Света». Тот неизбежный последний день последнего человека на Земле – это по отдельной программе, календарные сроки которого человечеству пока не дано знать.
      Жизнь продолжается, но предстоит крушение нынешнего погрязшего в пороках мироустройства с его алчными «динозаврами» и пресмыкающимися при них. Тревожных предпосылок к грозным событиям уже более чем достаточно.
      На одном, на нынешнем, историческом перекрестке сошлись и переплелись общечеловеческие по масштабам и неотложные по угрожающей остроте мировые проблемы: экономические, социальные, энергетические, экологические, демографические, мировоззренческие, нравственные и даже климатические. Перечисление можно продолжить, проявлений неблагополучия природы и общества немало. Возможно, острота разрушительных угроз некоторых из них пока еще человечеством и не осознана.
      Взаимообусловленность, чрезвычайная сложность и запущенность глобальных кризисных проблем делают невозможным их решение по отдельности и усилиями лишь отдельных государств. А ускорение тревожных разрушительных процессов делает все более трудным их прогноз. У человечества остается все меньше времени для безошибочных опережающих действий по предотвращению их бедственных последствий.
      Над человечеством нависла реальная угроза истощения источников его жизнеобеспечения и необратимого исчезновения условий для его существования. Безудержное расточительство потребительской цивилизации с культом наживы и ненасытных удовольствий, стало самой грозной разрушительной силой на планете.
      Земля устала от человека.
      Наступает кризис мира – системный кризис всего человечества, разделенного государственными границами, раздираемого взаимной враждой и противостоянием народов, наций, классов, религий, социальной несправедливостью и бесчеловечностью существующих экономических и политических систем.
      Приступы мирового финансово-экономическое расстройства – это ещё не сам кризис, а лишь предвестники начального этапа кризиса мира.
      Кризис мира – это кризис человеческого Разума, ставшего служанкой животных потребностей, звериных и зверских инстинктов и греховных пороков человека. Необузданная жадность, хищность, бездушный индивидуализм, насилие и жестокость все еще остаются, как однажды заведенный мотор, движущей силой современного общества. Но всему в природе свой предел. И этот мотор, перемалывающий дух человеческий и источники жизни человечества, исчерпав свой рабочий ресурс, уже пошел вразнос, и готов рассыпаться в любой момент.
      Предстоит переходная эпоха глубинного преобразования основ всего нынешнего миропорядка с жесткой мировоззренческой схваткой старого и рождающегося миров.
      Наступает кризис человечества, не обремененного ответственностью за свое будущее, поднявшегося на головокружительные вершины научно-технического и потребительского прогресса, но не сумевшего или не успевшего создать разумное, человечное, справедливое мироустройство.
      Противоречие между Человеком разумным и неразумным Человечеством стало основным противоречием нынешней эпохи.
      К несчастью, безоглядный отрыв ненасытного потребительского прогресса от нравственного и духовного развития человечества обострили это противоречие до крайнего предела, исключающего возможность безболезненного перехода человечества на высшую – разумную ступень развития.
      Стремительно сужается возможность осознанного всеми народами постепенного, эволюционного, относительно безболезненного перехода к новому разумному мироустройству. В этом вся сложность, и драматизм неотвратимой перетряски и перестройки мира уже в близком будущем.
      Суетливое стремление посрамить самого Создателя, устраивая для грешников более комфортный земной рай, чем небесный для праведников, как оказалось, это прямой путь в ад на Земле. Для всех без исключения.
      В древности, когда познания человека о мире его бытия и о самом себе были еще недостаточны для различения Добра и Зла, Истины и Заблуждения, разумные нравственные ориентиры человечеству указывали «полномочные представители» Всевышнего на Земле – Его пророки. Их миссию завершил пророк Мухаммед, «печать пророков» (Коран, 33, 40). «Печать» эта означала признание достаточной зрелости человеческого Разума для самостоятельного и свободного выбора человеком начертанного ему Истинного пути к Добру и Справедливости. Разум и воля человека были освобождены от покорного ожидания «спасителя» и иждивенческих надежд на очередных посланников, от услуг посредников между человеком и Всевышним.
      Через последнего Посланника было дано пояснение и по поводу библейского сказания о «первородном грехе», как о не соответствующем воле Всевышнего заблуждению:
 

      «…Каждая душа одна отвечает за деяния, которые она совершает. И никто не понесет наказания за злодеяния другой души и не будет наказан за ее грехи» (Коран, 6, 164). 

      Человечеству была доверена и возложена самостоятельная высшая ответственность за свое будущее. Без груза «первородного греха» и без Небесной опеки, но с жестким условием: использование только по назначению – исключительно во имя Жизни и Добра – предоставленной Человеку свободы воли, дарованных Человеку плодов и сокровищ Земли, дозволенных ему познаний о мире и о себе.
      Расхолаживающее волю человека упование на самозваных «ставленников Бога» на Земле, развращающие души соблазны бездуховного потребительского общества мало способствовали ответственному использованию человечеством доверенных ему свободы воли, благ и возможностей.
      Пределы Небесного и Земного терпения не бесконечны. Придется «пожинать плоды» – пережить сокрушительную кризисную ломку и перестройку основ всего миропорядка.
      Грядущий глобальный кризис жестко ограничит возможности удовлетворения жадности человека к богатству, деньгам, удовольствиям, ставшим смыслом жизни человека в потребительском обществе. Разумеется, жадность – это врожденный инстинкт человека. Ее невозможно «отменить» или запретить, но можно и необходимо переключить на «жадность» духовного, культурного, интеллектуального обогащения, самосовершенствования, на потребность творить Добро, на стремление превзойти других в служении общему благу, добру и справедливости. А способность общества обуздать ее без насилия – путем переориентации человека и общества на более высокие гуманистические ценности станет показателем зрелой развитости и разумности общества.
      Достижения в материальном производстве, науке, технике, и даже уровень социального и бытового благополучия людей уже не являются конечным показателем развития человечества. Они лишь необходимые средства и условия для достижения реального прогресса.
      Настоящим и единственным критерием прогресса человечества, его отдельных сообществ, народов, наций становится уровень их нравственного, культурного, духовного развития.
      Дальнейшее устойчивое развитие и процветание ни отдельных народов, ни человечества, в целом, уже невозможны и недостижимы без опережающего развития культуры, образования и нравственности, без морально-духовного здоровья человека и общества. Следовательно, объединенные усилия всего человечества по преодолению нависших над нами кризисных угроз, при оставлении в стороне их общей причины, то есть без культурного, нравственного, духовного оздоровления человечества, они обречены на провал.
      Разрушение культуры, нравственности, образования – это кризис кризисов, это первопричина всех других его видов и форм, всех рукотворных бедствий на Земле.
      Никакие благонамеренные экономические и политические реформы не приведут к намеченной цели, никакие «модернизации» ни при каких организационных усилиях и финансовых вливаниях не состоятся без первоочередного, опережающего развития культуры, образования и нравственности, как высших ценностей общества.
      Потрясающий пример спасительной мощи высокой культуры и нравственности народа мир увидел в дни ужасного стихийного бедствия, постигшего недавно Японию. Никакой паники, никакой истерики. Спокойная мгновенная самомобилизация всей нации на оказание помощи пострадавшим и на спасение страны. Никаких грабежей, мародерства, воровства. Никакой надобности в охране от разграбления разрушенных городов и поселений, оставшихся бесхозными магазинов, складов и даже банков. Никакой давки на пунктах раздачи помощи. Оказалось, что в самые страшные дни трагедии из уцелевших продуктовых магазинов покупатели смели все не для того, чтобы самим запастись, а чтобы отвезти и раздать еду и питье в районах бедствия. Пока цела земля под ногами, есть чистое небо и теплое солнце над головой, такому народу не страшны никакие испытания.
      К сожалению, ныне в мире и, к несчастью, в нашей стране, набирает силу противоположная тенденция. Происходит духовное, культурное и нравственное опустошение человека, разрушение культуры, системы образования и интеллектуального развития народов, погружение человека в мир мракобесия, навязывание примитивных ценностей и открытое поощрение зла и пороков. Видимо, «хозяевам жизни» так комфортнее жить и править.
      Вытравливание человеческого из человеке многолетних особых усилий не требует. Для нацистского озверения культурной немецкой нации потребовалось всего несколько лет, одна ударная пятилетка. Народ Германии спасло то, что не успела произойти смена поколений при победившем нацизме. Было достаточно потерпеть сокрушительное поражение в войне и протрезветь. Для необратимой деградации нации и общества может потребоваться тоже небольшой срок – смена двух-трех поколений.
      Человеческое в человеке очень уязвимо. Оно не передается по биологическому наследственному коду, а лишь приобретается как приобщение к накопленному тысячелетиями культурному и социальному наследию предшествующих поколений. В этом хрупкость и уязвимость разума, культуры и нравственности. В этом их зависимость от формирующей человека окружающей среды и от ценностной ориентации общества. Но в этом же – свобода и независимость человека от жестких запрограммированных инстинктов, возможность неограниченного совершенствования путем создания соответствующих условий. Невредно вспомнить К. Маркса: «Если характер человека создается обстоятельствами, то, стало быть, обстоятельства нужно сделать человечными». В этой формуле – вся суть его учения в предельно сжатой форме.
      Человеку, ставшему существом разумным, предстоит создать разумное человеческое общество, создавая для этого «человечные обстоятельства». Это была сказочная мечта не одного поколения мыслителей прошлого. Сегодня она предстает как единственно возможный вариант мирного выживания и дальнейшего развития человечества. Мечты сбываются, когда они становятся твердой верой всех в возможность их реализации.
      А пока остаются открытыми вопросы: как, в каких формах будут происходить грядущие перемены, какие потрясения придется пережить народам? С какими потерями и последствиями мир выйдет из неизбежного кризиса мира? Каким он будет новый мир после завершения эпохи перемен? Одно лишь ясно – таким, каким он был и таким, какой он есть сегодня, мир уже не будет.
      Новый мир наступит как завершение тех преобразований, которые мы называем глобализацией.
      Сама по себе глобализация – это не чья-либо теоретическая или политическая выдумка, не «мировой заговор», а естественная и неизбежная ступень восхождения человеческой общности от родовых племен к единому планетарному сообществу всего рода человеческого.
      Субъективными, авторскими, в том числе и в виде «мировых заговоров», могут быть лишь отдельные проекты воплощения глобализации в ту или иную конкретную форму. Мыслимых, полярно противоположных моделей глобализации лишь два: или опущение Человека разумного до уровня неразумного человечества, или, наоборот, поднятие неразумное человечество до уровня Человека разумного. Но в реальном мире нет однозначных крайних полярностей. Они «существуют» лишь в теоретических абстракциях. Поэтому конечная форма глобализации мира сложится из сочетания отдельных признаков и элементов обеих теоретически возможных полярно противоположных вариантов. Все зависит от того, «вклад» сторонников какой крайности будет, в конечном итоге, больше или меньше в единый их «знаменатель».
      Черты обеих полярных моделей глобализации видны уже давно. На первый взгляд, более близким к осуществлению кажется проект установления господства мировых финансово-экономических корпораций в интересах так называемого «золотого миллиарда». Сущность той формы глобализации красочно описал известный миру экономист Жак Аттали:
      "Деньги покончат со всем, что может им помешать, включая государства, которые они мало-помалу разрушают. Став единственным законом в мире, рынок сформирует гиперимперию, необъятную и планетарную, создающую огромные состояния и ужасающую нищету"
      У тех, кто ведет мир к такому финишу, уже существует неформальное «мировое правительство»; есть все прототипы глобальной власти: ООН, Совет Безопасности, «миротворческие» вооруженные силы, международный суд, всемирные могущественные банки. Есть сеть СМИ, направляющие мировой поток информации и контролирующие умы сотен миллионов людей. Все это может показаться достаточным для глобального господства нынешних «хозяев мира». Но те же атрибуты мировой власти могут быть востребованы и для разумного общечеловеческого мироустройства.
      Слабость проекта нынешних претендентов на мировое господство – в их стремлении сохранить и увековечить финансово-экономические механизмы и все пороки нынешнего миропорядка.
      Но даже сосредоточение богатств всего мира и политической власти над всей планетой далеко недостаточны для консервации истории и «отмены» объективных законов мирового развития.
      Торжество Зла и Несправедливости не может быть увековечено в устройстве мира. Не для того созданы наш мир и человек разумный.
      Самые свирепые древние хищники, господствовавшие на Земле десятки миллионов лет, не смогли воспрепятствовать возникновению человека разумного. Так и вымерли сами. Так будет и с теми, кто стремится, погасив разум, разрушив культуру и образование, установить свою безраздельную власть над народами и всем миром.
      Рождение нового мироустройства неотвратимо. Воспрепятствовать ему бесполезно и, мало того, опасно. Рождение – это не болезнь, а продолжение рода. Оно нуждается не в излечении, а в оказании помощи. Поэтому, какие-либо «антикризисные меры» отдельных стран и сообществ государств против грядущих перемен будут бесполезны. Объединенные усилия государств и народов должны быть направлены лишь на способствование рождению здорового и более человечного мира – без чрезмерных мук и опасных осложнений.
      Разумное мироустройство на то оно и разумное, что может возникнуть лишь осознанными целенаправленными объединенными усилиями всех народов Земли. Стихийный прогресс человечества уже исчерпало себя. Продолжение стихийности, даже если оно «управляемо», ведет мир к упадку и гибели.
      В то же время, вряд ли будет разработан кем-либо самый верный подробный проект будущего человечного миропорядка и технология его осуществления. Ростки желаемого будущего всегда возникают в настоящем. Увидеть, подметить эти ростки и создавать условия для их укоренения и развития – это и есть разумное создание разумного будущего.
      Вся острота вопроса, который остается без ответа, – лишь в цене, во что обойдутся человечеству конечная победа сил Разума и Справедливости? Для предварительно разложенных, развращенных, потерявших самоуважение и волю к жизни народов и наций цена эта может оказаться несовместимой с их выживанием.
      Придет время – пройдут кризисные потрясения. Рано или поздно, с большими или меньшими потерями, человечество, в конечном итоге, изберет свой верный путь – разумный ненасильственный мир, объединяющий во взаимном уважении и согласии все многообразие народов, культур и цивилизаций Земли.
      Такая задача была поставлена Карлом Марксом еще в XIX веке, в 1864 году, перед Международным товариществом рабочих: «чтобы простые законы нравственности и справедливости, которыми должны руководствоваться в своих взаимоотношениях частные лица, стали высшими законами и в отношениях между народами».
      Кстати, эта идея ещё жива. В 1992 году она вошла в новую Конституцию Татарстана. Там есть статья 15-я (первоначально она была 8-я), которая гласит: «Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между народами и государствами».
      Горжусь тем, что в свое время, как народный депутат Татарстана и как член Конституционной комиссии Татарстана, был инициатором, автором и «толкателем» проекта этой статьи в Верховном Совете республики.
      Новый мир станет более человечным. Скорее всего, и более суровым, менее «гламурным». Коренные изменения претерпят фундаментальные общественные ценности, устоявшееся веками мировосприятие и привычный уклад жизни всех землян. Это – очень нелегкая, отчасти трагическая, но захватывающая дух судьба нескольких будущих поколений.
      Новый мир, даже при самом разумном и справедливом устройстве, не обойдется без определенных общих, единых для всех норм и правил жизни, устанавливаемых в интересах всех жителей Земли. Их не следует страшиться. Не означают же единые правила движения по дорогам обязательность единых для всех средств, способов и маршрутов передвижения.
      Будет покончено с разделяющими народы границами. Уйдет в прошлое мир с разными «глобусами» имперских амбиций.
      Возникнет единое неразделимое мировое сообщество равноправных народов и цивилизаций, управляемое Советом Цивилизаций. Человечество получит шанс существования и развития в пределах отведенных ему естественных земных и космических сроков.
      Наступит всеобщее понимание, что наша Земля – это уникальный обитаемый космический корабль во Вселенной, у которой нет базы снабжения на других небесных телах, нет транспортных кораблей, доставляющих оттуда средства жизнеобеспечения. Возникнет всемирная общность всех людей мира как «экипажа» Земли. Единое Человечество осознает себя как Ноев ковчег разума во Вселенной, благополучие и срок его жизни которого зависит и от разумного бережного расходования имеющихся на «борту» запасов, и от численности «экипажа», и от исправности корабля и его систем, от возможных в пути аварий и катастроф. Придет понимание, что в физически досягаемом Космосе мы – одни, что нигде нас не ждут, а сохранение Жизни и Разума на Земле важнее поиска пригодных для земной жизни планет. Это будет революционный переворот в мировосприятии.
      Наступит осознание всеобщей ответственности за бессмертие человечества. Именно эта цель способна объединять все народы Земли. В этом её отличие от идеи личного бессмертия человека, которое лишь сохранит и обострит все язвы, противоречия и пороки старого мира, разделив человечество на «избранных» «бессмертных» и простых смертных. Идея бессмертия человечества в пределах отведенных человечеству естественных сроков бытия станет новой философией жизни.
      Единство мира не означает и его единообразия. Мало того, оно противоестественно и гибельно. Многообразие культур и языков в мире – это не ошибка Всевышнего, а Его сверхразумный Закон. Если бы единообразие было целесообразным, то оно установилось бы в живой природе.
      Эволюция жизни на Земле со времен ее зарождения – это органическое сочетание цветущего многообразия и единых законов живой природы. Если бы биологическая «глобализация» была направлена на сохранение лишь одной формы жизни, то она завершилась бы скорой гибелью всей живой природы.
      Точно так же, как взаимозависимое многообразие форм жизни обеспечивают единую биологическую энергетику существования и эволюции живой природы, так и многообразие культур, языков, верований гарантирует энергетику духовного самосохранения и развития человечества.
      Разные исторические, природные и социальные условия бытия людей и разное мировосприятие ими окружающего мира находят своеобразное их отражение в разных языках и культурах. А, в целом, в совокупности, обогащают представления человека о мире и о себе. Именно в этом ценность многообразия культур как неприкосновенного генофонда цивилизации, гарантия от культурного и духовного вырождения человечества.
      Смертельная угроза для цивилизационного многообразия – не только для Евразии, но и для всего мира – планы глобализации по принципу «единство в единообразии». То есть, превращение разных народов с их самобытной культурой, традициями и языками в безликую серую биомассу как решающее условие установления и «стабильности» глобальной властной вертикали.
      Россия как многонациональное государство с жесткой вертикалью власти, целенаправленно проводя политику подавления культур, языков и национальной системы образования подвластных им самобытных народов, фактически, готовит, торопит и насаждает у себя победу именно той бесчеловечной сатанинской модели «нового мирового порядка». Растрата материальных и финансовых возможностей страны на массовые зрелища и развлечения, на обогащение «хозяев жизни «работают» на ту же цель – на национально-культурное вырождение народов. «Подготовленный» таким образом безликий, беспамятный, невежественный безмолвный «народ» без хлопот можно будет влить в общую массу глобального биоматериала или «списать» как отработанный расходный материал.
      А те, кто у основания властной вертикали государства, послушно, с рвением и усердием готовят своему, относительно небольшому по численности народу такую судьбу, видимо, не опасаются суда истории. Наверное, уверены в том, что судить и проклинать их будет уже некому среди потомков выродившейся нации.
      Шансы народов выдержать любые испытания грядущей мировой перестройки и выжить, сохранив национальную самобытность, еще есть. Они прямо пропорциональны уровню государственного и общественного внимания к интеллектуальному, культурному развитию, духовно-нравственному оздоровлению народов.
      Не может быть сомнений в том, что переход к новому мироустройству будет жестким и беспощадным к народам, безразличным к своей судьбе. Права народов на самосохранение и гарантии этих прав никому и никем не будут преподнесены, как говорится, на тарелочке с голубой каемочкой. Выживут как нации и этносы не все, а лишь те, которые сами будут стремиться к национально-культурному самосохранению.
      Наступили времена, когда судьба каждого народа решается лишь самим народом, судьба человечества – всем человечеством.
      Достойное уважения место в новом мире обретут и сохранят те народы, которые, уступая по количеству населения большим и «великим», не будут уступать им по «удельному весу» интеллектуального, культурного, нравственного, духовного развития. А атрибутами величия народов в грядущем мире будут не размеры занимаемых им земель, ни численность населения, не количество еще не проржавевших бомб и пушек, танков и бомбардировщиков, а его интеллектуальный и духовный потенциал. Это значит, что у каждого «малого» народа будет стимул стремиться к величию, как его национальная идея.
      Разве это не великая цель для любого народа – «малого» или «великого» – добиваться опережения других в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии? От такого «национализма» народов потерпевших поражения не будет, а выиграют все нации по отдельности и все вместе, в целом. К примеру, почему бы татарскому народу не добиваться того, чтобы у татар не было ни одного брошенного ребенка, ни одного брошенного старика, ни одной матери, отказавшегося от своего ребенка, ни одной сироты при живых родителях? Разве будет плохо оттого, что и другие постараются опередить нас в добром начинании и добьются большего успеха?
      А Республике Татарстан, почему бы не поставить задачу: создать Татарский государственный национальный университет, не уступающий по уровню вклада в развитие мировой научной мысли ни одному университету мира?
Величие народа определяется величием задач, которые он способен ставить перед собой, и единой волей народа к успехам и победам.
      Превращением культуры в коммерческую развлекаловку, растратой материальных и финансовых ресурсов на обогащение «узкого круга ограниченных людей», на первоочередное развитие индустрии азартных зрелищ не удастся получить допуск в число достойных уважения наций в грядущем мироустройстве.
      У России еще есть не до конца утраченные возможности стать, если не лидером, то хотя бы инициатором и участником создания параллельной более гуманной модели глобализации. На основе примерности и привлекательности равноправного и свободного национально-культурного развития всех народов нашей многонациональной страны, как их единство в многообразии.
      Еще не все потеряно, еще есть возможность России благополучно пережить грядущий кризис мира и занять достойное место в обновленном мире. Лишь бы хватило ума, чтобы понять, что невозможно создавать притягательный образ России в мире, превращая братские народы и союзников в неприятелей, отталкивая от себя коренные народы своей страны, унижая их имперским недоверием, относясь к ним как к надоедливым пасынкам, лишая их драконовскими шовинистическими законами чувства Родины.
 

Фандас Сафиуллин


Комментарии (3)
Зиннур, 21.04.2012 в 14:38

Доклад достойный трибуны ООН и Трибуны Нобелевского комитета. Мы гордимся ВАМИ!

Гость, 21.04.2012 в 14:42

Доклад достойный трибуны ООН или трибуны Нобелевского комитета. Спасибо ВАМ!

Илдус, 30.09.2012 в 20:03

Хорошая, актуальная нашему времени статья! Достойная по свой философской сути,если не трибуны ООН,то уж обязательно трибуны парламента. Жаль, что не напечатали на страницах газеты "ЗП". Спасибо Фандасу эфенди за его обеспокоенность и тревогу судьбами человечества. Лучшие умы земной цивилизации всегда думали о путях и результатах развития человеческого сообщества.Нарушение норм морали и нравственности всегда вели к разрушению жизненного баланса, как отдельной личности, так и общества в целом, в масштабе государства. Алочность, войны с целью захвата чужих территории ввергают человечество бесконечный круговорот по разрушению самой природы. Прочитав статью невольно возникает мысль, человек может погибнуть, убитый непомерным ростом того, что он называет цивилизацией. Любой прогресс реакционен, если рушится человек. Мне, кажется, что автор статьи не только обращает наше внимание на печальные последствия от не разумных шагов человека по отношению к природе,к жизни, но и обнадеживает нас о возможности своим интеллектом спасти земную цивилизацию. И действительно, человечество не может противостоять катастрофам планетарного, космического масштаба. Но, может успешно противостоять тем катаклизмом земного масштаба, если он во время сумеет ограничить свою жадность потребления.