3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Коррупция
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Коррупция

20 января 2012 года

     Ровно год назад Рустам Минниханов лично возглавил совет по противодействию коррупции в Татарстане, принял ряд важных управленческих решений. Среди них — по структуре и ее кадрам. Так, в целях повышения эффективности ранее созданного отдела его статус был поднят до уровня управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики. Руководителем его был назначен Марс Бадрутдинов, опытнейший спец МВД по борьбе с экономическими преступлениями.Год стажа в новом качестве — хороший повод, чтобы подвести первые итоги.


  Из истории вопроса
 

      Безусловно, управление создано не в "чистом поле", не на пустом месте.
Международный день борьбы с коррупцией отмечается 9 декабря. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции — многосторонний международно-правовой документ, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением. С 2004 года 9 декабря стал Международным днем борьбы с коррупцией.
      Известно, Дмитрий Медведев признал коррупцию в России системной проблемой. Был разработан ряд законодательных актов, в том числе и федеральный закон «О противодействии коррупции», принятый в декабре 2008 года.
      В Татарстане проблемой озаботились еще раньше. Планомерная работа по минимизации коррупционных рисков, выстраиванию мер противодействия началась еще в 2004 году, когда по решению первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева специальная рабочая группа с участием ученых разработала стратегию антикоррупционной политики республики. Был проведен анализ коррупционной ситуации в Татарстане, определены основы и инструменты антикоррупционной политики.
      Свое особое место в этой системе занимает управление президента РТ по вопросам антикоррупционной политики. Президент Татарстана Рустам Минниханов год назад лично возглавил совет по противодействию коррупции. Управление стало "мозговым центром", обеспечивая работу президента по реализации антикоррупционной политики.
      В управлении работают 10 сотрудников, есть два подразделения — организационное и отдел мониторинга. Существуют различные пути получения информации о правонарушениях и фактах коррупции, в первую очередь это десятки тысяч обращений граждан, поступающих в аппарат президента РТ.
      Глава республики поставил стратегическую задачу — ликвидация условий коррупционных рисков. Президент в курсе всей работы, лично вникает в предоставленную информацию, а потом принимает меры. Главная задача управления — все процессы сделать прозрачными, чтобы у чиновника даже мысли не было ни о взятках, ни о баловстве с бюджетными средствами.


Единственное в России
 

      Откликаясь на вызов дня, каждый регион пошел по своему пути. Татарстан, как всегда, отличился: отдельная структура — управление по вопросам антикоррупционной политики при главе региона — единственная в России.
      Прежде чем создать управление, в республике изучили и проанализировали весь опыт России. В результате было принято решение создать управление именно при аппарате президента РТ. До этого в республике был организационно-аналитический отдел, антикоррупционный совет возглавлял руководитель аппарата президента, и в совет входили вторые лица министерств и ведомств. А когда отдел расширили до управления, а совет возглавил сам президент РТ — членами совета стали первые лица ведомств. Так резко был повышен статус всей антикоррупционной работы.
 

Команда
 

      Когда Бадрутдинова спрашивают, почему именно он назначен на эту должность, Марс Сарымович уклончиво отвечает: "Не знаю". Неожиданно пригласили в Кремль на пару с министром внутренних дел…
      Скромность, как говорится, через край. Бадрутдинов последние 6 лет возглавлял УБЭП МВД по РТ — грозную структуру по борьбе с экономическими преступлениями. За это время сотрудниками УБЭП МВД по РТ были раскрыты громкие многоэпизодные резонансные преступления. УБЭП МВД по РТ по многим показателям стало одним из лучших в России. М. Бадрутдинов всю жизнь посвятил службе в МВД по линии экономических преступлений.
      Работал в Вахитовском районе, затем в управлении по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РТ. Двадцать лет - по одному направлению, на острие ножа, и при этом — безупречная репутация.
      В служебном списке "опера" Бадрутдинова громких дел было много. Например, хищение спирта с Шумбутского спиртзавода было резонансным делом на всю страну. Год разрабатывали это дело, участниками которого были десятки людей. В итоге посадили директора завода и посредников.
      Громким можно назвать и дело о хищении деталей с золотыми контактами на оборонных заводах в 90-е годы. Группа была межрегиональной и многонациональной.
      В команде Бадрутдинова — в основном сотрудники следственного комитета, прокуратуры и УБЭП. Например, опытные опера Ринат Гайнутдинов, Артем Шарафутдинов, Рустем Гаязов, у которых за плечами сотни успешно проведенных и раскрытых эпизодов экономических преступлений. Есть и кандидат юридических наук из минюста.


Теперь другая работа
 

      Конечно, многое меняется. Лет десять-пятнадцать назад была другая экономика, другие преступления, даже страна была другая. В последнее время идет много посягательств на бюджет. А вот взяточничество само по себе меняется мало, считает Бадрутдинов. По-прежнему есть дающий взятку и тот, кто ее берет. Что касается динамики, то больше стало выявляться преступлений, связанных именно с получением взятки должностными лицами. По статистике на каждый доказанный факт дачи взятки приходится примерно два факта ее получения. Но пресечение преступлений - прерогатива правоохранителей, а у Бадрутдинова теперь другая работа — профилактическая: ликвидировать или минимизировать условия возникновения коррупции.
      Когда создавали управление, изучали и международный опыт. За основу взяли сингапурскую модель. Но главное — иметь «светлую» голову, ведь сегодня можно получить огромное количество информации, не выходя из кабинета.
Выходит, надо очень серьезно заниматься антикоррупционным правовоспитанием со школьной скамьи.
 

Бить рублем и… гласностью
 

      Каковы же главные итоги работы управления за год?
      По результатам мониторинга коррупционных проступков за 11 месяцев более 50 миллионов рублей возмещено в различные бюджеты, а также гражданам и юридическим лицам. Когда речь идет не о преступлении, а о нанесении коррупционного ущерба, есть даже министры и руководители районов, которые возместили от 500 тысяч до миллиона рублей. Они не преступники, но в результате их просчетов бюджет или граждане пострадали. За такие действия надо расплачиваться.
      Это, например, потери, связанные с невзысканием штрафных санкций, предусмотренных государственными или муниципальными контрактами при их нарушении или невыполнении. Или пени за неисполнение договорных обязательств в установленные сроки. Такие нарушения довольно часто допускаются должностными лицами при капитальном ремонте, строительных работах в сфере ЖКХ и т.п.
      Весьма болезненный вопрос - приписки в сельском хозяйстве. Были случаи, когда специалисты управления, выезжая в сельские поселения, где по документам должно быть несколько тысяч голов КРС, видели на поле одну - две коровы… Увы, в этом вопросе и госстат неправильно себя повел, когда принимал все цифры, не выходя из кабинета. В чем подноготная приписок? С их помощью умельцы делать "липу" получают незаконные субсидии. Еще в бытность свою начальником УБЭП Бадрутдинов жестко и непримиримо боролся с "липой" в АПК, в результате были наказаны, в том числе по линии уголовной ответственности, многие руководители районных сельхозуправлений и хозяйств.
      В марте президент РТ поставил вопрос ребром и вынес его на заседание антикоррупционного совета. Глава республики четко сказал, что самообмана быть не должно, и дал срок до конца года для наведения порядка в этом вопросе. Ряду глав районов президент РТ показал «желтую карточку» и велел восполнить все приписанное из собственных средств.
      Сотрудники управления совместно с Министерством сельского хозяйства и другими структурами взялись за эту проблему засучив рукава. Всех заместителей министра сельского хозяйства закрепили за конкретными районами, и они объездили все хозяйства с проверкой соответствия отчетов действительному положению дел. Порядок был наведен, теперь все данные, в том числе по КРС, приведены в соответствие.
      Цифры цифрами, но главное для управления все-таки не поймать десяток-полтора коррупционеров, а создать условия, в которых сотни потенциальных взяточников и казнокрадов чувствовали бы себя неуютно. Ведь даже открытость такой деятельности — тоже результат.
      Конкретные факты и фамилии звучали и будут звучать на заседаниях совета по противодействию коррупции. Открыто, в присутствии всех СМИ. Там же их в режиме видеоконференции слушают и все руководители, все главы районов. Президент РТ сказал, чтобы в случае нецелевого использования бюджетных средств все виновные ущерб возмещали. Есть даже такой пример — один чиновник возместил 2,5 миллиона рублей через три часа. Понятно, что речь не идет о преступлении. Но когда человек намеренно украл деньги, то наступает уголовное наказание.
 

Конфликт интересов
 

      Как было сказано выше, совет по противодействию коррупции возглавил лично президент. Экспертная группа совета занимается комплексной проверкой состояния реализации антикоррупционных мер в органах муниципальной власти. Первым такой проверке подверглась власть Лениногорского и Азнакаевского районов. Выявлены серьезнейшие нарушения при использовании муниципального и республиканского имущества, при заключении и исполнении контрактов, освоении бюджетных средств. Также факты участия должностных лиц в деятельности коммерческих организаций, совместной деятельности близких родственников, что создало возможности для возникновения конфликта интересов.
      В 2008 году тогдашний глава района И. Садриев создал МУП «Многофункциональный центр недвижимости Лениногорского района». Директором назначается Олег Рычкалов. Но до этого уже администрация района в 2004 году приватизирует ГУП «Земельное бюро Лениногорского района» в ОАО «Земельное бюро Лениногорского района». После чего 100% акций ОАО, находящиеся в государственной собственности, продают за 210000рублей. Победителем станет ООО «Меридиан». Самое интересное — директором ОАО «Земельное бюро» и учредителем ООО «Меридиан» оказалось одно и то же лицо — О. Рычкалов. После назначения его директором МУП «Многофункциональный центр недвижимости Лениногорского района» он не только не выходит из состава учредителей ООО, а более того, организует широкую деятельность, совмещая ее с коммерцией.
      В 2008 году распоряжением главы района И. Садриева Наил Нигматуллин назначается главным врачом Центральной районной больницы Лениногорского района. Но вместо того чтобы направить все свои силы на улучшение здравоохранения в районе, обеспечения больницы современной техникой, он бросил их на укрепление своего благосостояния. Нигматуллин на базе ЦРБ создает свою частную фирму «МЧС+», где директором является его жена Раушан Нигматуллина.
      Конечно, главное доходное место в муниципалитетах — это заключение контрактов на поставку товаров в бюджетные организации, проведение аукционов по выбору победителя для выполнения работ по благоустройству города. Как выяснилось во время проверки, основными поставщиками в Лениногорске являются фирмы ООО «Промо», ООО «ЭККО», ОАО «Нур», где учредителями числятся Вадим Порин и Елена Шулина. Общая сумма заключенных контрактов с этими фирмами превышает 150 млн. рублей. Например, состоялся конкурс на поставку продуктов питания школам на сумму 31 млн. рублей. Победителями стали ООО «Промо» и ООО «ЭККО». Как указали члены экспертного совета, данные обстоятельства указывают на явные скоординированные действия участников аукциона и членов конкурсной комиссии.
      В 2009 году Рягат Хусаинов избирается главой Лениногорского муниципального района и заключает контракт с бывшим главой района И. Садриевым о назначении его на должность генерального директора только созданного МУП «Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства» численностью 55 человек. За два года из городского бюджета были произведены расходы на сумму более 32 млн. рублей.
      Например, УК «Коммунальник» и подрядчик ООО «Коммунальник», где одним из учредителей является заместитель руководителя исполкома Фарид Фархутдинов, с его фирмой заключили договор на 56 миллионов рублей.
 

Дочь председателя исполкома не вернулась
 

      К тому же с 18 по 22 июля 2011 года экспертная группа совета при президенте РТ по противодействию коррупции осуществила в Арском районе комплексную проверку. Итоги проверки вылились во внушительную справку размером в 53 печатные страницы.
      Например, проверкой выявлено, что М. Рахимова, племянница первого заместителя руководителя Арского исполкома Р. Исмагилова, была принята на работу в аппарат исполкома вопреки требованиям федерального закона "О муниципальной службе в РФ".
      Проверка констатировала, что в 2010 году правоохранительными органами района было выявлено 8 преступлений коррупционной направленности. За истекший период 2011 года было выявлено 7 таких преступлений. В июне текущего года было выявлено, что Р. Гусманова, являясь замначальника Управления соцзащиты Минтруда РТ в Арском районе, использовала свои служебные полномочия вопреки интересам службы и совершила хищение бюджетных средств, в результате чего возбуждено уголовное дело о мошенничестве и злоупотреблении служебными полномочиями.
      Экспертной группой был также установлен факт неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму 12,9 млн. руб., тайная реализация муниципального имущества. Проверка показала, что, например, дочь руководителя исполкома Арского района И. Галимуллина окончила в июне 2011 года экономический факультет КГФЭИ. На ее обучение было затрачено из бюджета 340 тысяч рублей. Однако она так и не прибыла в район для трудоустройства по специальности.
 

Буинский разлом
 

      С 14 по 18 июня 2011 года осуществлена комплексная проверка в Буинском муниципальном районе. Проверкой установлено следующее. В районе на 1 января 2011 года по сравнению с 2008 годом количество хозяйствующих субъектов сократилось: с 78 до 60 предприятий, связанных с производством, переработкой сельхозпродукции; с 57 до 50 обрабатывающих производств; с 42 до 37 строительных организаций.
      По сравнению с 2008 годом уменьшился индекс промышленного производства с 108,2% до 81,2%. Снизилось производство: сахарного песка с 77,4 тысяч тонн до 36 тысяч тонн; масла с 547 тонн до 324 тонн; молочной продукции с 550 тонн до 442 тонн. Посевная площадь зерновых культур по сравнению с 2009 годом сократилась с 38,5 тыс. га до 36,7 тыс. га.
Постановлением главы от 23 октября 2010 года образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. План работы комиссии не составлялся.
      Результат? Было установлено, что муниципальный служащий — ведущий специалист ПИЗО Алиуллов М.К., вопреки действующим ограничениям, являлся с 2003 года исполнительным директором сельскохозяйственного кредитного потребительного кооператива "Артель".
      Еще один вывод: целенаправленной работы по антикоррупционному образованию в районе не осуществляется. Отделом образования района данная работа не организована и не контролируется.
      Осуществлен анализ отдельных муниципальных нормативных правовых актов на предмет наличия в них условий, способствующих проявлениям коррупции. В ряде НПА установлены нормы, содержащие коррупциогенные факторы. В том числе в положении о размещении рекламных конструкций на территории района, в положении о порядке приватизации муниципального имущества района.
      В марте 2010 года на территории района открылся «Многофункциональный центр». В помещениях данного учреждения функционируют ПИЗО, филиал ФГУП «Ростехинвентаризация — БТИ» по РТ, Буинское отделение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Однако многофункциональный центр не обеспечивает выполнение установленных законодательством требований по предоставлению муниципальных услуг по принципу «одного окна». Обращает на себя внимание и то, что вышеуказанные государственные учреждения располагаются в здании на правах аренды у физического лица — Хасанзянова Ш.А.
      Установлены нарушения законодательства при размещении муниципального заказа. Например, по результатам электронных аукционов: 16.12.09 заключен муниципальный контракт с ОАО «Буинская ПМК N5» на капитальный ремонт СДК в н.п. А. Тулумбаево на сумму 800,9 тыс. рублей. Срок действия контракта с 21.12.2009 по 31.12.2009; 16.12.09 заключен контракт с ООО «Строительные технологии» на капитальный ремонт СДК в н.п. Мещеряково на сумму 200 тыс. рублей. Срок действия контракта с 21.12.2009 по 31.12.2009; 13.12.10 заключен контракт с ООО «Энергия-БУА» на капитальный ремонт здания исполнительного комитета района на общую сумму 997,3 тыс. рублей. Срок действия контракта с 21.12.2010 по 31.12.2010.
      Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 17.12.2008 не допущены к открытому аукциону ООО «Строительная фирма «Гранит» и ООО «Строительная компания Профи». Платежные поручения (на сумму 1292296 рублей и на сумму 1292296 рублей), предоставленные ими в обеспечение аукционных заявок, оказались поддельными.
      Вывод: отсутствие целенаправленной и системной работы по контролю исполнения муниципальных заказов и повышению эффективности торгов, сами торги проводились с различными нарушениями. При этом создавались условия для заключения муниципальных контрактов с конкретными подрядчиками, которые уже фактически приступили к выполнению работ. Из изложенного можно сделать вывод о наличии коррупционных рисков, а также аффилированности ряда предприятий, участвующих в муниципальных торгах, с руководством района.
      В отдельных случаях при проведении капитального ремонта многоквартирных жилых домов подрядными организациями работы, предусмотренные договорами подряда, в полном объеме не выполнялись. В результате допущена необоснованная оплата работ в сумме 106 тыс. рублей, фактически не выполненных. Организации-подрядчики, проводившие работы, аффилированы к руководству района.
      Таким образом, и в Арском, и в Буинском муниципальных районах были выявлены многочисленные нарушения в сфере заключения муниципальных контрактов при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
      Как уже указано, выводы экспертных групп рассматриваются на заседаниях совета по противодействию коррупции. По выявляемым нарушениям имеются факты возмещения нанесенного ущерба, привлечения к дисциплинарной ответственности и увольнения.
      При обсуждении вопроса о реализации антикоррупционных мероприятий в Буинском и Арском районах президент подчеркивал достаточно объемную работу управления антикоррупционной политики. И заявил: "Мне известно, что многие недостатки руководители районов уже устранили. Я предупреждаю о персональной ответственности каждого руководителя. Замечания серьезные, с каждым руководителем указанных районов будет отдельная встреча".
      В текущем году проведены 132 проверки в республиканских органах государственной власти и около 3 тысяч проверок в органах местного самоуправления. Есть факты, когда должностные лица принимали участие в коммерческих организациях. Часть таких материалов послужила основанием для возбуждения уголовных дел и уже освещалась в прессе. Остальные случаи рассмотрены комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. И имеются примеры, когда по результатам проверок служащие были уволены.
      По результатам проверок экспертной группы и сотрудников управления по антикоррупционной политике президента РТ в целом к дисциплинарной ответственности привлечено 12 муниципальных служащих и 5 руководителей муниципальных учреждений. Так, 14 сентября 2011 года проведено заседание комиссии по противодействию коррупции при главе Азнакаевского муниципального района РТ, на котором были рассмотрены вопросы устранения выявленных экспертной группой нарушений. Решением Азнакаевского городского совета Азнакаевского муниципального района от 09.09.2011 N38-10 полномочия руководителя исполнительного комитета города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Идрисова Закуана Азватовича прекращены досрочно. Часть материалов передана в правоохранительные органы. Через некоторое время и глава района Р. Галиев покинул свою должность.
      Директор МУП "Многофункциональный центр недвижимости Лениногорского района" Олег Рычкалов уволен с должности, главврач района Наиль Нигматуллин, замглавы руководителя исполкома Фарид Фатхутдинов вышли из состава учредителей коммерческих учреждений.
      Практика выездов показала наглядную пользу такой работы. Однако деятельность совета не ограничивается рассмотрением результатов работы экспертных групп. С начала года совет рассмотрел меры по сокращению коррупции в сфере имущественных отношений и оборота земель, в процедурах банкротства, в образовательной сфере – при организации контрактной подготовки специалистов с высшим образованием и в связи с поборами в школах.
      Говоря об итогах, следует подчеркнуть, что многое из того, что делается по профилактике коррупции, не дает сиюминутной отдачи. Однако определенное влияние можно заметить и сейчас. Индикаторами происходящих в обществе изменений являются социологические исследования. Например, в этом году комитет по социально-экономическому мониторингу провел исследование. Выяснилось, что охват населения бытовой коррупцией по сравнению с 2010 годом не изменился и составил 21,2%, что свидетельствует об отсутствии роста коррупции. А вот доля предпринимателей, попавших в коррупционную ситуацию, даже сократилась и составила 19% (в 2010 году – 20%).


"Посадки" не их работа
 

      Вот фермеры часто жалуются, что система субсидий очень сложная и непонятная. Действительно, в 2008 - 2010 годах таких фактов было достаточно много. Но после мониторинга и анализа эта тема обсуждалась на заседании совета по противодействию коррупции при президенте РТ. Было принято решение разработать подробные методические рекомендации и довести их до каждого потенциального претендента на субсидии. Рустам Минниханов жестко сказал, что все деньги должны дойти до адресатов, а чиновники обязаны способствовать эффективному использованию выделяемых средств. Министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Ахметов подошел к проблеме самокритично. Был разработан пошаговый регламент и проведены разъяснения, и в этом году было гораздо меньше жалоб и выявленных правонарушений, хотя поток субсидий не уменьшился. Работа управления и здесь сыграла свою роль. Управление не правоохранительный орган, «посадки» не его работа. Штаб изучает ситуацию, выявляет причины правонарушений, вырабатывает такие условия работы, при которых минимизируется коррупционный риск.
      Еще один пример. Было много жалоб на то, что в Министерстве социальной защиты нельзя было получить путевку в санаторий — инвалиды и участники войны годами стояли в очереди. После изучения оказалось, некоторые люди ездят в санаторий по три раза в год… Президент дал поручение минсоцзащиты и минсвязи разработать систему электронного учета очередников, чтобы каждый мог видеть, как движется его очередь.
      Одно время было много разговоров вокруг поборов в школах. Этот вопрос тоже обсуждался на заседании антикоррупционного совета, и было принято решение сделать процесс спонсорской помощи прозрачным. Ведь не секрет, что среди родителей есть желающие оказывать школе материальную помощь. Министерству образования было дано поручение разработать типовое положение об использовании спонсорских денег. Сегодня положение разработано и разослано в школы. Процесс поступления и расходования денег должен стать прозрачным, для чего надо открывать специальный банковский счет, отчитываться перед родителями и анализировать эффективность использования спонсорских средств.


Откровенно
 

      Марс Бадрутдинов во время интернет-конференции высказался откровенно. Вот его манифест:
      — Раньше даже стеснялись произносить слово «коррупция»… Но когда есть антикоррупционный совет на уровне президента, то это уже хорошо. Мы признали, что такая проблема есть, что этой болезнью многие болеют. Значит, надо лечить. Теперь мы, не стесняясь, с высоких трибун озвучиваем факты коррупции. Ищем методы лечения и профилактики этой болезни. Я не говорю, что мы на 100 процентов уничтожим эту проблему, но минимизировать должны. Это наша задача. А оценку нашей работе даст общественность. Над этой проблемой надо работать всем миром.
      В общем, управление под руководством Марса Бадрутдинова уважать себя заставило. Уже всем очевидно, что в Татарстане занимаются не компанейщиной, а целенаправленными, планируемыми усилиями по борьбе с коррупцией. Выходит, и президент РТ не ошибся, сделав ставку на профессионалов с безупречной репутацией.
 

Николай АНИСИМОВ.
 


Комментарии (1)
Не важно, 14.05.2016 в 10:37

Коррупция - болезнь неизлечимая! Оставьте эти наивные надежды! Она была, есть и будет!