3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Концепт "традиционного ислама"
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Концепт "традиционного ислама"

2 марта 2013 года
Концепт "традиционного ислама"

     4. При внимательном изучении позиций (документы, выступления, отдельные высказывания) всех более или менее заметных татарско-мусульманских деятелей современной России, задействованных в деле защиты ценностей «традиционного ислама», нетрудно заметить, что в своем большинстве они выступают: а) за равенство прав в стране основных конфессий; б) за свободу (границы ее колеблются) в решении внутриконфессиональных проблем; в) за братские отношения между конфессиями на основе толерантности; г) за возможность полноценного сотрудничества (в его понимании есть разногласия, ибо тут политика вмешивается очень сильно) с остальным исламским миром. Если провести ранжирование и структурирование этих требований, получим классическую триаду (свобода, равенство, братство), с которой в XVIII в. начиналось современное демократическое общество. Что может означать только одно: наши сторонники «традиционного ислама» на самом деле тоже являются потенциальными революционерами, носителями буржуазно-демократического духа. Это не те кадимисты, которых мы знаем из истории. Причина проста – общество сейчас иное и оно неуклонно меняется дальше, как бы кому-то ни хотелось удержать прогресс. Не выйдет.
      5. Конечно, консервативным кругам федеральных политиков хотелось бы получить в лице представителей татарского и иного «традиционного ислама» покорную умму, занятую не политикой, а только молитвами и «социальным служением», по возможности запертую внутри России и не выходящую в глобальный исламский мир. Такой проект, однако, практически нереализуем, времена не те, да и внутренние и внешние условия этому не способствуют. Если даже Россия скатится в архаичный консерватизм – что, учитывая включенность российской финансово-олигархической элиты в мировую экономическую систему, вряд ли возможно – это еще не означает, что мусульманская умма пойдет по этому же пути. Татарская однозначно не пойдет, ибо внутри нее скрывается этнонация, уже давно прошедшая реформацию, откуда, как известно, хода назад нет. К тому же мусульмане изначально могут быть только рабами Аллаха, но никак не какой-то правящей элиты или чьей-то персоналистской власти.
      Лишь очень наивные люди вроде «эксперта» Р. Сулейманова могут полагать, что сторонники «традиционного ислама» каким-то чудесным образом «лучше» для России, чем остальные мусульмане. Знаете, это мне очень напоминает его же совершенно детские рассуждения относительно того, что «булгаризм», мол, менее «опасен» для России, чем «политическое золотоордынство». Этот ребенок от политики, видимо, не может даже представить, что на основе «булгаризма» можно построить такой же национализм, который ничем не будет отличаться от «политического золотоордынства». Действительно, границы деятельности «могущественных булгар» при умелом подходе к трактовкам могут простираться от Алтая и Западной Сибири до Дуная – в том числе, если учесть, что булгары – это всего лишь часть древних тюрок – затем сюда можно добавить «булгарскую цивилизацию», чьи достижения неоспоримы и хорошо известны, после прибавить особое мессианство булгар в Улусе Джучи как исламизаторов, и хоп ля – на «выходе» получим то же самое. Небольшая проблема будет только с неподчиненностью (в отличие от Золотой Орды) русских булгарам. Ну, это вполне поправимо, ибо булгары довольно долго были частью Хазарского каганата, которому ряд славянских племен – предки русских в том числе – платили дань.
      И какое же следует заключение из всего сказанного? Оно очень простое и обращено к политикам как общероссийским, так и татарстанским. Достопочтенные господа, самый лучший способ борьбы с «иноземным» влиянием – это развить трактовку собственного исламского наследия до такого уровня, чтобы отсюда влиять на внешний исламский мир. И уверяю вас, татарское богословское наследие и мозги наших сородичей вполне способны реализовать такой проект. Но очень умная татарско-мусульманская умма, конечно, захочет, чтобы с ней в России считались как с равной стороной, как с политической и интеллектуальной силой. Да, такой вариант неугоден тем силам в стране, которые хотели бы сохранить ее имперский облик, но зато сторонники подлинного (именно подлинного!) демократического переустройства России примут такую умму как должную.
      И последнее. Когда я писал об основных принципах, на основе которых нынешние сторонники «традиционного ислама» готовы сотрудничать с властью, мною один момент специально не был обозначен: тот баланс, который был достигнут между российской уммой и существующей властью на основе признания ею ценностей «традиционного ислама», на самом деле весьма хрупок, ибо в обществе, где вера является личным делом, навязать никому ничего невозможно. И любые попытки дискриминировать те или иные мусульманские группы под предлогом того, что они исповедуют «не то, что надо», влияют в реальности на всю этномассу, которая скрывается за несколько различающимися по своим взглядам группами верующих. Поэтому попытка «окончательной зачистки» татарских или любых других мозгов через репрессивный механизм может привести лишь к общей дестабилизации этнонации в целом за счет повышения с ее стороны сопротивления внешнему давлению. В Дагестане это, кажется, уже поняли, ибо Рамазан Абдулатипов является сторонником внутренних переговоров (да и его предшественник шел по этому же пути) без внешнего давления. У нас, к сожалению, еще идут по ложному пути, в конце которого, как уже доподлинно известно, есть надпись: «Здесь выхода нет».
      Говорят, недавно Фетхуллаха-эфенди Гюлена спросили, что он думает по поводу происходящего в последнее время в Татарстане. Сам этот факт заслуживает внимания, ибо ему вопросы задают только в необходимых случаях. Каков же был ответ виднейшего турецкого богослова? Для начала он спросил: «А в мечетях молиться еще можно?». Ему сказали: «Да, можно». Тогда он заявил: «Продолжайте молиться». Достойный вердикт. Пока представители татарской уммы помнят, где у них Кибла и обращают свои молитвы Всевышнему, они непобедимы. А всякие там фракции, течения, инаковость мышления – это преходящее. Как и то, как сегодня в России определенные силы хотели бы выстроить мусульман в угодном им направлении. Не получится – мусульмане, как было сказано, всегда ориентированы на Киблу, даже если они опускаются на колени перед силой, они смотрят туда, если это невозможно, они поднимают в душе духовную Киблу. Вот о чем на самом деле, как я думаю, сказал Фетхуллах-эфенди Гюлен, являющийся вообще-то глубоким традиционалистом.
 

Дамир ИСХАКОВ,
доктор исторических наук.


Комментарии (16)
Халида Хамидуллина, 02.03.2013 в 21:30

Уважаемый Дамир, Вы написали свой материал 2 августа 2013 года?

Ослоподобный Раис Сулейманов, 02.03.2013 в 21:34

Лишь очень наивные люди вроде «эксперта» Р. Сулейманова могут полагать, что сторонники «традиционного ислама» каким-то чудесным образом «лучше» для России, чем остальные мусульмане.

ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх

Зря Вы так обо мне. Я ещё вам татарам покажу.
Все у меня как миленькие русскими будете.И православными к тому же.

Rafa 66, 02.03.2013 в 21:48

Сайт взломан? У меня это единственная новость, да и то за 2 августа 2013не могу смотреть

Аналитик, 03.03.2013 в 00:52

"Традиционный ислам", по мнению российских спецслужб, это когда муфтий избирается по предложению РПЦ и целует руку патриарху, а ДУМ фактически является организацией, подконтрольной как РПЦ, так и Кремлю.

Халида Хамидуллина, 03.03.2013 в 01:16

"Традиционный ислам" - это когда любимый и продвигаемый властями "ИМАМ" Валиулла Якупов женат был по "никаху" на православной женщине, активной прихожанке православной церкви, и имел детей, которых воспитывала его православная жена с постоянными чтениями христианских молитв и словами на устах прославления своего бога-человека.

Когда православный поп будет иметь в женах практикующую исламскую веру мусульманку, активную прихожанку мечети,при этом воспитывая своих детей в исламской вере, я соглашусь, что это "традиционное православие". А кто будет несогласен - тот будет православным ваххабитом :-)))

CабантуйВодкаГармошка, 03.03.2013 в 02:10

Да уж с этим православным традиционным исламом ,мы татары поторопились.ХОтелось бы узнать ,а этот Дамир Исхаков в бога верит ?

Рафаэль, 03.03.2013 в 09:22

Не те времена чтобы мусульмане смотрели в рот муфтию.В целом с выводами Дамира әфәнде согласен .

Ирек Биккинин, 03.03.2013 в 11:26

Машаллах, Дамир кардэш! Давай уже становись на намаз, и при твоем уме и старании ты станешь одним из лучших нас! Помимо того (или прежде всего) у тебя будет надежда на джаннат.

Guest, 03.03.2013 в 15:43

Спасибо Дамиру эфенди за умную и полезную статью!
Я думаю, что только верующий человек может так честно и справедливо рассуждать!
Среди татар много верующих в сердце, в душе, на подсознательном уровне, но просто многие не соблюдают пока религиозную практику (не читают намаз, не дают милостыню - садака, не платят налог в пользу бедных - закят, не держат пост - уразу и т.д.). Но это же все поправимо!
Главное, что люди, благодаря нападкам на Ислам, его очернению, запретам, стали больше интересоваться своей родной религией, стали с удовольствием самостоятельно изучать его, и возвращаться к Исламу! Это очень позитивная тенденция! Может быть, наконец, вернется в наше общество та высокая нравственность, которая всегда была свойственна нашим предкам - истинным практикующим мусульманам!

УУСТИК, 04.03.2013 в 09:51

да,с венеруллой вон какой прямо-таки казус!сам сотрудник фсб,дети православы,жена-ясно дело,маржа ирония судьбы,одним словом.а плачем вот о чем:какие все-таки дикие персоны руководят и управляют горемычнейшим моим народом -дай нам,всевышний,терпения выдержать весь этот бордель.амин аллагу акбар.

Рафаэль, 04.03.2013 в 13:01

Если у Якупова дети еще христиане то это настоящий дурдом . Женится на старой чукунган марже может только психически больной человек .Надо всех имамов проверить кто у них жены .

Руслан Мурзаков, 04.03.2013 в 17:40

рэхмэт, поставили сюда vk.com/tatar_bozqurd

Guest, 04.03.2013 в 18:15

CабантуйВодкаГармошка, 03.03.2013 в 02:10
Да уж с этим православным традиционным исламом ,мы татары поторопились.ХОтелось бы узнать ,а этот Дамир Исхаков в бога веритебе


дачем тебе знать самгомосек ты же племеной башкурва члену поклоняешся

СабантуйВодкаГармошка, 04.03.2013 в 23:50

Действительно.Жена у него русская,дети крещенные.А мы тут татары сидим и переживаем.

Аналитик, 09.03.2013 в 14:30

"В этом месяце мы будем отмечать 400-летие династии Романовых и вспоминать как мусульмане-татары изгоняли захватчиков из российского государства.
Век назад отмечали 300-летие династии и надеялись, что она просуществует еще столько же, но меньше чем через четыре года династию Романовых свергли. Сыграли здесь свою роль и внешние и внутренние враги, но главным было разочарование россиян ошибками власти. Одной из них было назначение в 1915 г. муфтием Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС) 30-ти летнего Мухаммад-Сафу Баязитова, который не скрывал своих симпатий к русским черносотенцам и даже создал его мусульманский аналог в лице «Сират аль-мустаким». После Февральской революции 1917 г. мусульмане округа ОМДС сразу сместили М.-С. Баязитова и отдали под суд. В мае 1917 г. на I Всероссийском мусульманском съезде в Москве муфтием был избран казанский имам Галимджан Баруди, один из лидеров джадидов.
История имеет свойство повторяться в виде фарса. 6 марта 2013 года состоялся пленум Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ), муфтий Илдус Файзов подал в отставку, сложил с себя полномочия первого заместителя муфтия и Абдулла Адыгамов. Полномочия временно исполняющего обязанности муфтия единогласным решением Пленума возложены на заместителя муфтия по научной работе Камиля Самигуллина. Последний был имамом мечети "Тынычлык" из поселка Мирный в Казани, последние два года возглавлял издательский отдел Духовного управления мусульман Татарстана. Здесь за год издали две книги: «Акиду» и.о. муфтия Г.Адгамова и репринт казанского Корана 1787 г. (с исправлением ошибок). К. Самигуллин всплыл 2 года назад после избрания муфтием бывшего артиста Ильдуса Файзова, который в течение полугода изображает лечение травмы ноги, не забывая целовать руку актрисе (чужой жене) и фотографироваться стоя в обнимку с турецким генконсулом в Казани.
Уже И.Файзов выдвинул кадимистскую линию в защиту тотального контроля над обществом. Здесь он получил идеолога в лице К.Самигуллина, который учился в ультраконсервативном центре - медресе при стамбульской мечети "Исмаил-ага" у суфийского шейха Махмуда аль-Уфи. Так что здесь преобладает далеко не российское образование. Причем туда К.Самигуллин отправился в 19 лет без получения диплома о базовом образовании в России. В 2013 г. (!!!) К.Самигуллин скоропостижно окончил факультет исламских наук Российского исламского университета, где получил наконец-то высшее образование.
Свое кредо К.Самигуллин изложил естественно на площадке Раиса Сулейманова. 19 апреля 2012 года Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ организовал посиделки под названием: «Кадимизм в религиозной и общественно-политической жизни татар Российской империи». На мероприятии, названном «научная конференция», не было ни одного доктора наук, ни одного специалиста по теме, так что в отчете идут ссылки исключительно на чужие труды. Р.Сулейманов четко изложил, какие татары ему нравятся: «В Казанской губернии наряду с черносотенным "Царско-Народным Русским обществом" существовало "Царско-Народное Мусульманское общество" – татарская мусульманская черносотенная организация». К.Самигуллин в гостях у Р.Сулейманова утвержал, что «кадимисты были приверженцами того самого традиционного ислама, о котором так много ведётся разговоров в татарском обществе… а большинство татар начала ХХ века были бы сторонниками традиционных консервативных ценностей». К.Самигуллин и Р.Сулейманов не признают тот элементарный факт, что джадиды побеждали на всех выборах в татарском обществе в первой четверти прошлого века, а кадимисты даже не осмеивались выставить ни одного своего кандидата на выборах муфтия Центрального духовного управления мусульман. Но сейчас и ЦДУМ проводит выборы раз в 12 лет, а не в 3 года, а на его съезде в первых рядах сидят Силантьев и Сулейманов (СС).
Такое впечатление, что под лозунгами защиты «традиционного ислама» систематически стремятся подорвать авторитет Духовных управлений мусульман, особенно среди молодых образованных слоев. В общем радикалы и экстремисты могут не нарадоваться, глядя на еще одного персонажа из соратников СС. Ни один нормальный российский мусульманин не будет ассоциировать себя с черносотенцами, хотя бы потому что он потеряет равные права с христианами, не сможет работать в системе управления и гособразования, как это было в царские времена. Как будет руководить двухмиллионной уммой Татарстана человек, 5 лет возглавлявший приход поселка в пригороде Казани. Все больше татарстанцев говорят, что им надоел этот фарс и дискредитация института Духовного управления мусульман. Вернутся ли здравый смысл и благоразумие в Казань или татарстанцев хотя бы одернут из Москвы?
http://golosislama.ru/news.php?id=15607