2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.8)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.8)

27 сентября 2014 года
Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.8)

     Из ее сведения мы узнали о том, что семья Уммегульсум жила впроголодь, Дэрдменд же поехал к ним, чтобы поделиться хоть скудной, но хоть какой-то провизией. В воспоминаниях той же Асмы-ханум говорится о том, что семья Дэрдменда в Орске жила лишь на каше, от прежнего достатка уже и следа не осталось, нет также и слуг, и для питания ничего нет, кроме той каши, которую готовили сами. Разумеется, наличие каши – это еще не голод, но это говорит о том, что все продуктовые запасы в доме кончились.
     Таким образом, если Дэрдменд ездил в Оренбург к старшей дочери весной 1921 года, возвращаясь оттуда с внуками, в пути заболел, выходит, он полгода до смерти пролежал в постели. Известно, что во время болезни его навестили Ризаэтдин Фахретдин и Заки Валиди. А это невозможно было сделать за неделю, особенно для проживавшего в Уфе Ризы-хазрата. Сам он оставил следующую запись о последней встрече с Дэрдмендом. «Во время путешествия из Оренбурга в Уфу я проведал его, – пишет Ризаэтдин Фахретдин. – Заболевший лежал в постели. Услышав слова Дэрдменда: «Я поправляюсь» и зная, что ему хочется со мной поговорить, немного посидел с ним рядом. И тогда он произнес: «Хазрат! Если дела пойдут на лад, мы возобновим выпуск «Вакыт» и «Шура». Надеемся и просим, чтобы вы вернулись в Оренбург и продолжили свою прежнюю работу. Остаюсь в надежде совершить совместное путешествие в Хиджаз, о чем мы уже говорили с вами». Я ему ответил: «Если позволит Аллах, мы все исполним». Потом я попрощался. Это была наша последняя встреча (Ризаэтдин Фахретдин. Асар. 3 – 4 тома. Казань, 2010).
     Когда и где состоялась эта встреча – доподлинно неизвестно, но по логике, должно быть, во время предсмертной болезни Дэрдменда. Так как в конце февраля 1918 года, когда из Оренбурга один уезжал в Уфу, другой – в Орск, Дэрдменд не находился на предсмертном ложе, после этого он прожил еще три года. Следовательно, последняя встреча произошла в 1921 году, но месяц и день неизвестны. Эта была последняя встреча, прощание двух великих личностей, почитаемых сыновей нации. Даже на смертном одре Дэрдменд заботился о национальной периодической печати, мечтал о возобновлении выпуска газеты «Вакыт» и журнала «Шура», намеревался совершить вместе с Ризаэтдином-хазратом хадж. Как видно из беседы, об этом они говорили и раньше. Значит, до этого еще и Дэрдменд, и Ризаэтдин Фахретдин не совершали хадж? Во всяком случае, такой информации я не обнаружила. Намерениям Дэрдменда не суждено было сбыться, пусть за это пожелание Аллах удостоит его своей милостью!
     Но для подтверждения слов Лирона Хамидуллина «Дэрдменд навестил в Оренбурге больную дочь осенью 1921 года» есть другое доказательство. Главный редактор газеты «Вакыт» Фатих Карими, близко знавший Дэрдменда, в 1927 году о его смерти написал следующее: «В октябре 1921 года при возвращении из Оренбурга по железной дороге сильно простудился, 9 октября скончался в Орске и похоронен там. Ему было 62 года» (Братья Рамиевы...).
     Известно также, что больного Дэрдменда навестил Заки Валиди, он обратил внимание на заботу Дэрдменда не о себе, а о своей нации. Когда, в каком месяце состоялась их встреча? Ответ на этот вопрос внес бы некоторую ясность. Лирон Хамидуллин пишет, что эта встреча состоялась в 1920 году: «Видный башкирский государственный и общественный деятель Ахметзаки Валиди пишет в воспоминаниях о своей последней встрече с Дэрдмендом в 1920 году: «...поэт не горюет о потерянном богатстве, но сильно встревожен судьбой нации». Но Дэрдменд так долго не болел, в постели не лежал, он даже к больной дочери в Оренбург сам поехал.
     Теперь мы подошли к основному вопросу – татарский поэт Дэрдменд скончался от голода или тифа? Обычно эти две беды приходят друг за другом, находятся рядом. Но, как видно из воспоминаний свояченицы поэта Асмы-ханум, в Орске в роду Дэрдменда, кажется, от голода никто не умирал. Если бы таковые были, она бы написала об этом. Ее родная сестра Сара умерла от тифа в 18 лет. «Езни (Дэрдменд. – Ф.Б.) дал маме денег на похороны, еще привел трех овец», – сообщает она в своих воспоминаниях (Указанный труд). Если в 1921 году имелась возможность выделить трех овец, это уже не голод. «Не успели прийти в себя от этой потери, пришла другая беда: езни поехал в Оренбург проведать старшую дочь Гульсум и доставить продукты», – продолжает Асма Рахматуллина-Ибрагимова.
     Раз Дэрдменд повез в Оренбург продукты, это еще не голод. Однако голод, обошедший эту семью весной, мог постучаться в дверь осенью. Поэтому выяснение времени кончины Уммегульсум внесло бы ясность в этот вопрос. «Так как на обратном пути езни ехал в неотапливаемом поезде, то сильно продрог, – пишет Асма ханум. – Он подхватил бронхит, не смог выздороветь и скончался. Врач сказал, что у него очень слабое сердце» (Указанный труд). 
     Да, возможно, и сердце болело, и бронхит мог дорасти до пневмонии. Тиф с голодом тоже постоянно подстерегали свои жертвы. Когда умирает человек? Если не остается сил и желания, чтобы бороться за жизнь, он навечно закрывает глаза. Сердце перестает биться.
     Поэт с удивительно грустным лирическим псевдонимом Дэрдменд, словно чувствуя грядущие еще более тревожные, страшные времена, покинул этот несправедливый мир. Он умиротворенно отдал Аллаху душу на родной земле, в семье, рядом с близкими, был предан земле по мусульманским канонам. Правда, на кладбище, где погребен поэт, в годы Отечественной войны построят военный завод, над его могилой начнут производить ракеты, но его душа, покинув узкую могилу задолго до этого, вознесется к Аллаху. А вечной заповедью для народа останутся его предсмертные стихотворные строки:

Говор вод в истоках звездных – 
Знайте – вспомнит о мольбе
Той мечты, что в зорях слезных
Всхлипывала вслед судьбе.
О, моей отчизны воздух,
Не взропща – возьми к себе,
Не взропща – возьми к себе!
Что милей – страна ль родная?
Ах, милей родной народ!
Молоко и кровь святая,
Время вас не изживет.
Родина – она уйдет.
Молоко – не пропадет!

Фаузия БАЙРАМОВА, 
писатель,
кандидат исторических наук.
(Продолжение следует.)


Комментарии (18)
Guest, 27.09.2014 в 15:56

Редакция видимо не замечает что коментов по данной теме практически нет, не интересно, так может быть пора заменить на что то более волнующее людей?

Русский казанец, 27.09.2014 в 18:06

А мне нравится!

Кунак, 27.09.2014 в 21:31

Guest.27,09,2014.в15:56
А что тут коментировать. Всё ясно и интересно. Ты спокойно обходи всё что не нравится.

Guest, 28.09.2014 в 12:27

"Комментов нет"- это не говорит о том, что не читают.Читаем, нам интересно, это о нашем народе, о его прошлом.Большое спасибо уважаемой Фаузии ханум .Если кому не интересно- проходите мимо...

Guest, 29.09.2014 в 09:16

в прошлый раз писал здесь:
фаузия,спасибо,на свои средства занимается
вот этим всем.
памятник ей!
а нашим "дорогим"буквально ТЮРЯЛЯРГЭ(чинушам),
тем,кто по службе обязан организовать такие исследования -
-СТАТУЮ!(стоит статуя с огромным...)

Guest, 29.09.2014 в 12:19

Очень интересные тексты.
Спасибо Фаузии -ханум.
Персоналии татарских авторов мало изучены, и мало известны широкой татарской аудитории.
Эти тексты ещё бы издать в бумажном варианте.
Спрос будет обязательно. С красивыми иллюстрациями.

Guest, 29.09.2014 в 12:26

Guest, 27.09.2014 в 15:56
"Редакция видимо не замечает, что... на что - то более волнующее людей?
_______________________________________________
А ты разве не знаешь, что за "волнующие людей" Фаузию Байрамову преследуют, третируют уже много лет?
Она, несомненно, может написать "волнующие тексты", но ты сможешь защитить её от фашизоидов и нацистов?

Guest, 29.09.2014 в 12:33

фаузия всегда пишет очень даже волнующее людей.
имею в виду татар в первую очередь.
о чем бы ни писала - пишет правду.
не в пример нашим "высоким отцам-руководителям",
которые врут на каждом шагу.
СТОЙКАЯ.

Guest, 01.10.2014 в 08:35

Очень трогательный текст.
Мы не знаем свою -татарскую литературу. Стыдно.
Какая красота в стихе. А как он звучит на татарском!

Фәүзия Бәйрәмова, 01.10.2014 в 15:17

Впервые в истории острова о сахалинских татарах написали книгу. Ее автором является кандидат 586767исторических наук, писательница из Казани Фаузия Байрамова. Книгу «Остров Сахалин и татары» в дружественной и праздничной обстановке представили вниманию общественности в Сахалинской областной библиотеке. На мероприятие пригласили почетных гостей – руководителей диаспор региона, муфтия духовного управления мусульман Дальнего Востока из Хабаровска. Тут же на мероприятии можно было познакомиться и с татарской кухней, литературой и различными наградами местных татар. А желающим познакомиться со своеобразным, певучим татарским языком организаторы провели открытый урок. Кроме того, юное поколение татарской народности исполнило национальные песни на родном языке.

По материалам ИА SakhalinMedia.

Guest, 02.10.2014 в 06:30

Очень приятная новость о татарах Сахалина.
Будем надеяться, что это будет способствовать сохранению их самосознания, и осознанию себя неотъемлемой частью нашей нации. Особый РАХМАТ за книгу писателю Ф. Байрамовой.

Фәүзия Бәйрәмова, 02.10.2014 в 10:35

ПРИГОВОР

ПРИЗНАТЬ БАЙРАМОВУ ФАУЗИИ АУХАДИЕВНУ ВИНОВНОЙ В СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ,282 Ч,1 УК РФ (в ред. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 03.02.2014 г. №5-ФЗ) и НАЗНАЧИТЬ ЕЙ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ 1 ГОДА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.
В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 73 УК РФ ДАННЫЕ НАКАЗАНИЕ СЧИТАТЬ УСЛОВНЫМ С ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ СРОКОМ НА 1 ГОД, ОБЯЗАВ БАЙРАМОВУ ФАУЗИЮ АУХАДИЕВНУ НЕ МЕНЯТЬ БЕЗ УВЕДОМЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, ПОСТОЯННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА, ПЕРИОДИЧЕСКИ ЯВЛЯТЬСЯ ПО ВЫЗОВАМ НА РЕГИСТРАЦИЮ.
..................
СУДЬЯ ШАКУРОВ Д.Б.
СЕКРЕТАРЬ ГАТАУЛЛИНА Г.Р.
2 октября 2014 г.
г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РТ.

Русский казанец, 02.10.2014 в 11:00

Так я и думал.
По принципу око за око, раз русского не посадили, то и татарку не посадят!
В принципе, и в одном, и в другом случае люди преследовались за слова.

Guest, 02.10.2014 в 11:57

Засранец,Сердюкова с Васильевой за миллиардные хищения не посадили,после них украли в МО еще 700 млрд.руб.,про этих вообще молчат.Некогда наверно,надо с Украиной как-то выкручиваться.А ведь в МО вообще никаких татар нет,одни русские и тот кто украл и тот кто расследует и тот кто определил,что Сердюков ветеран или участник каких-то боевых действий и суду не подлежит,а Васильева гениальная поэтесса и художник,тоже такую судить нельзя.Раз такие люди в Москве сидят и управляют,разве могут в Казани,Махачкале,Грозном,Уфе,Ижевске и пр.местах сидет другие,про которых можно сказать,что они"Ум,Честь и Совесть нашей эпохи".Вот такое государство,за которое ты попу рвешь.Ну я думаю они тебе доплачивают,только не из своих уворованных денег,а из наших налогов.

Guest, 02.10.2014 в 12:04

Кстати,вся подоплека украинских событий в том,что украинцы захотели избавиться от таких как Сердюков,Васильева и им подобных в т.ч. Янукович.Этот опасный пример для своего народа народа Путин в корне пресек и все завертелось,якобы бендеровцы и фашисты рвутся к власти,да русских обижают.Но эта сказка для своего народа,рашенского.

Русский казанец, 02.10.2014 в 12:09

Если ты, мудачЁк, по своей природе оказался не способен к пониманию даже простенького текста в три строки, это твои трудности, а не мои.

А я писал с месяц назад о том, что по результату приговора Щеглову становится ясным исход суда над Байрамовой, так что ее не посадят, что и случилось.
Это я объясняю не мудачку Guest, 02.10.2014 в 11:57, он все равно не поймет, а другим.

Guest, 02.10.2014 в 13:22

Засранец,почему то ты свое мнение по поводу этих гос.воров никак не хочешь выразить,а сам тем временем находишь какие-то грешки у татар и громогласно возмущаешься.Но рыба то с головы гниет,не так ли.Так что засранский мудачок(раз тебе нравиться это словечко) я тебе буду периодически напоминать о русской действительности,которую ты выставляешь для нас нерусских народов как образец справедливости.

Русский казанец, 02.10.2014 в 23:32

Так и получилось, что ты - чучмекский мудачёк (видит Аллах, что я сдержан до крайности!) ничего не понимаешь, и никогда не поймешь.