12 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.5)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.5)

27 августа 2014 года
Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.5)

     Орский период жизни Дэрдменда

     «О, перо, острием пашню сердца взрыхли
     И засыпь семена, чтоб дружно взошли.
     И так только исчезну я с лона земного,
     Из души прорастет погребенное слово.
     Песня отчих полей в этом слове живет,
     Сила страсти моей в этом слове живет.
     Это слово слезой оросит сновиденья,
     Для влюбленных раскинется бархатной сенью.  
     Если путники ночью собьются с пути,
     Вырежь сердце и пламенем путь освети.
     Скажет странник, увидя огонь в непогоду:
     «Это он... он оставил светильник народу». 

     Орский период Дэрдменда многие связывают лишь с его последними годами жизни и кончиной, а ведь в этом городе прошли его отрочество и юность! К сожалению, биография Дэрдменда не составлена хронологически, год за годом, поэтому его жизненный путь нам пришлось представить, собирая данные из разных источников. Многие знают, что Дэрдменд родился в 1859 году в селе Зирган-Джирган. Когда ему исполнилось 3 года, семья переехала в село Юлук, все эти населенные пункты расположены на Южном Урале. Будущий поэт Дэрдменд – Мухаммедзакир Рамиев – со своим братом Мухаммедшакиром, который был на 2 года старше, начальное образование получил в Юлукском сельском медресе, далее продолжили учебу в Орске.
     «Когда они росли, в Юлуке была только начальная мусульманская школа, – пишут исследователи жизненного пути Дэрдменда. – После нее они две зимы проучились в г. Орске». (Дэрдменд. Казань. – 2003, 75, автор текста – Лирон Хамидуллин). Здесь годы учебы братьев Рамиевых конкретно не указаны, по логике это должно быть начало 1870 года, тогда юношам было 12 – 13 лет. Теперь обратимся к Ризаэддину Фахреддину, вот что он пишет про Шакира Рамиева: «Шакир-эфенди начальное образование получил в селе Юлук, далее учился в городе Орске в медресе дамеллы (мулла, преподающий в собственном медресе) Гарифа Мегази, а потом в селе Муллакай, расположенном на берегу реки Сакмары, у учителя Габдуллы бине Саеда. В 1874 году закончил учебу». (Ризаэддин Фахреддин. Асар. Третий и четвертый том. Казань, 2010.) Из этого отрывка мы узнали об учебе Закира и Шакира Рамиевых в Орске в медресе у дамеллы Гарифа Мегази.
     А теперь вернемся к труду Лирона Хамидуллина. «После окончания муллакаевского медресе Рамиевы вновь переезжают в Орск и продолжают совершенствовать образование. Отсюда Закир уехал в Турцию и, прожив там около двух лет, в 1881 г. вернулся (в Орск. – Ф.Б.)». (Дэрдменд...) То есть, как становится ясно из текста, после окончания муллакаевского медресе – это произошло в 1874 году – братья Рамиевы продолжают жизнь и учебу в Орске. Их повторное проживание в Орске приходится на 1875 – 1880 годы, Закиру в это время около 16 – 20 лет... Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отрочество и юность Дэрдменда прошли в Орске, как личность, скорее всего, он тоже сформировался именно здесь, так как его стамбульский период был очень коротким.
     Орск – первый каменный город, который пришлось увидеть Дэрдменду в своей жизни. Здесь уже в те годы действовали мечети и медресе, проживало более двух тысяч мусульман, в городе также было несколько православных церквей, работали школы-гимназии, почта, больница, суды, полиция, таможня, военные. Про зажиточных татар мы уже говорили – основной капитал города был в их руках, после открытия золотых месторождений в степях татары стали хозяевами приисков, вели торговлю со всем миром. Поездка Закира Рамиева для учебы в Турцию, видимо, тоже состоялась под влиянием и с помощью татар-богачей Орска.
     Обратите внимание: после возвращения из Турции Закир Рамиев начинает жить не в Юлуке, а в Орске. По нашему мнению, у Рамиевых и в городе был собственный дом. Известно также о проживании в Орске до 1900 года и Шакира Рамиева с семьей. Об этом отмечено в записях Ризы-казыя, такого же мнения придерживаются и краеведы. «В Орске в конце XIX века проживала семья золотопромышленников Рамиевых – им принадлежали прииски в Орском уезде», – пишут они. (Т. Черкас. Мусульмане Орска в XIX – начале XX века // Орские известия, 28 января 2003 г.)
     «По возвращении из-за границы Закир некоторое время проживал в Орске, – пишет Лирон Хамидуллин. – Был занят торговлей, летние месяцы проводил на золотых приисках. На второй год после возвращения он женился на Махубджамал Бурнаевой. Отец ее Мустафа Бурнаев был в этих краях известным купцом, имел прямые контакты с московскими фабрикантами Морозовыми» (Дэрдменд…)
     В книгах известного оренбуржского просветителя Мадины-ханум Рахимкуловой отмечено, что Махубджамал родилась в 1864 году в селе Татарские Каргалы. (Рамиевы. Составитель и издатель Мадина Рахимкулова. – Оренбург, 1999.) В этой же книге приводятся воспоминания свояченицы Дэрдменда Асмы Рахматуллиной-Ибрагимовой. «Езни женился на Туганым-абыстай, когда ей было 16 лет. Он сам дал образование и воспитание довольно-таки молодой жене», – пишет она (Рамиевы...)
     Тесть Дэрдменда Мустафа Бурнаев – самый крупный богач Орска, ведет торговлю с половиной всей земли, полгорода – его родня. Разумеется, он выдал дочь не за кого попало, а за сына Мухамметсадыка Рамиева – хозяина золотых приисков с солидным капиталом в руках. По записям Лирона Хамидуллина, первый золотой прииск Мухамметсадык Рамиев приобрел в 1869 году, а потом уже, «не жалея ни сил, ни денег», каждый год покупал по одной золотой шахте.
     «Судя по официальным источникам, М. Рамиев при жизни владел более чем  двадцатью приисками, – пишет он. – Часть их них была записана на имя Ханифы Дашковой и на имена сыновей Шакира и Закира. В 1869 году 12-летний Шакир, а в 1871 году уже и Закир были официально зарегистрированы как владельцы имущества». (Дэрдменд...)
     Таким образом, к моменту женитьбы на дочери самого состоятельного человека Орска Мустафы Бурнаева Закир Рамиев уже был «золотым зятем», к тому же благородным женихом, получившим образование в Турции, овладевшим там турецким и французским языками, он самостоятельно изучил русский язык и в совершенстве владел татарским, а также во время учебы в медресе овладел арабским и персидским языками... Как пишет Лирон Хамидуллин, в Орске он уже в молодости начал заниматься творчеством. «После Турции Закир пробует свои силы в литературе, пишет стихи, переводит с турецкого, французского рассказы и даже один роман». (Дэрдменд...)
     После 1885 года жизнь Дэрдменда и его семьи продолжилась в Оренбурге, но он не забывал и Орск, каждое лето проводил за работой на местных приисках, часто гостил у тестя Мустафы Бурнаева. Начало ХХ века Закир Рамиев-Дэрдменд встретил в Оренбурге, там он основал татарскую газету «Вакыт» (1906) и журнал «Шура» (1908), издавал их на свои средства. Он пригласил из Уфы Ризаэддина Фахреддина, и они вместе начали работать в этом направлении. Совместная деятельность Дэрдменда и Ризаэддина Фахреддина оставила для нашего народа бесценное духовное наследие.
     Особенно удивительно, что в эти годы не только Оренбург, но и Орск переживал национальный и религиозный подъем. 12 июля 1907 года здесь была открыта пятая мечеть, а в 1908 году первая в истории Орска мусульманская библиотека распахнула свои двери. «В 1914 году в Орском уезде насчитывалось 178 мусульманских школ при 213 учителях», – пишут историки (Т. Черкас. Мусульмане Орска…). Это огромная цифра, выходит, что только в Орском крае у татар было около 200 школ-медресе и столько же преподавателей! И это еще не включая Оренбурга и окрестных татарских сел!
     В 1911 году в Орске возник татарский самодеятельный театр, значительную роль в этом сыграл драматург Мирхайдар Файзи, который был моложе Дэрдменда на 30 лет. Его жизнь и творчество тоже связаны с Орским краем. Родился он в расположенном неподалеку отсюда селе Кукшель в 1891 году, в 1902 – 1904 годах учился в орском медресе, потом продолжил обучение в оренбуржском медресе «Хусаиния», но не смог его окончить из-за болезни. Дальнейшая жизнь Мирхайдара Файзи прошла в Орске и тоже была связана с этим краем. В 1909 году он написал свою первую пьесу «Два Хасана», ее сыграл на сцене местный татарский самодеятельный театр. После этого Мирхайдар Файзи одно за другим начал писать драматические произведения, рассказы, стихи, которые увидели свет в изданиях Оренбурга и Казани, в 1912 – 1913 годах вышли даже два сборника.

                             Фаузия Байрамова,
     писатель, кандидат исторических наук.
(Продолжение следует.)


Комментарии (33)
Фәүзия Бәйрәмова, 27.08.2014 в 19:14

БӘЙРӘМОВАГА МӘХКӘМӘ - СУД НАД БАЙРАМОВОЙ

Бүген, 27 августта, Чаллы шәһәр судында Фәүзия Бәйрәмовага карата башланган мәхкәмә дәвам итте. "Универсиадага - бойкот!" язмасы, вакыты чыгу сәбәпле, мәхкәмә эшеннән төшеп калды, хәзер Фәүзия Бәйрәмованы фейсбуктагы ике язмасы өчен хөкем итәләр, алар - "Ерткычлар һәм корбаннар" һәм "Кырымдагы һәм Украинадагы хәлләр буенча Милли Мәҗлес белдерүе". Дәүләт гаепләүчесе "Гаепләү нәтиҗәсе"н укыды, аннан Фәүзия Бәйрәмовага сораулар бирделәр. Фәүзия Бәйрәмова җәберләнгән мөселманнарны һәм кырым татарларын, Украинаны яклап язган язмаларында бернинди явыз нияте булмавын, бу мәсьәләләр буенча үз фикерен әйтүен, моңа аның хакы барлыгын сөйләде. Гаепләү ягыннан шаһит булып килгән фсб хезмәткәре, тикшерү серенә (тайна следтствий) нигезләп, сорауларга туры җавап бирүдән баш тартты. Гаепләү ягыннан башка шаһитлар килмәгән иде, шуңа күрә мәхкәмә эше 3 сентябрьгә күчерелде. Мәхкәмә эшендә адвокат Әнәс Батаев, тәрҗемәче Зифа Әхәтова катнашты, шулай ук Чаллы, Алабуга шәһәрләреннән милли хәрәкәт активистларын килгән иде.

Суд над Байрамовой продолжается...

Сегодня, 27 августа, в Набережночелнинском городском суде, продолжался судебный процесс над Фаузии Байрамовой. Заявление Милли Меджлиса, написанный 25 июля 2012 года, за истечением срока , была изъята из уголовного дела, сейчас Байрамову судят за статью и за заявление на фейсбуке "Звери и жертвы" от 22 февраля 2014 г. и " Заявление Милли Меджлиса татарского народа о ситуации в Крыму и на Украине" от 27 февраля 2014 года. Государственный обвинитель прочитал "Обвинительное заключение", потом Фаузии Байрамовой были заданы вопросы. Фаузия Байрамова рассказала, что она когда написала статью в защиту запытанных мусульман, когда она дала оценку событиям в Крыму и на Украине в защиту крымских татар и Украины, у нее не было злого умысла, как хотят доказать следователи, что она выразила свое мнение, на что имеет полное право. Далее она сказала, что Крым - это исконное земля, Родина крымских татар, что после захвата Крыма Россией там начался гонения на крымских татар, как она предупреждала в своих заявлениях. Со стороны обвинения свидетелем выступал представитель фсб, и ссылаясь на тайну следствия (?!) отказался ответить на прямые вопросы. Так как не пришли другие свидетели со стороны обвинения, судебный процесс перенесли на 3 сентября. На судебным процессе участвовали адвокат Анас Батаев и переводчик Зифа Ахатова, так же участвовали активисты татарского национального движение из городов Набережные Челны и Елабуга.

Артур, 28.08.2014 в 15:55

....."Со стороны обвинения свидетелем выступал представитель фсб, и ссылаясь на тайну следствия (?!) отказался ответить на прямые вопросы...."..
==================================================
О тайности или нетайности следствия может говорить только следователь, но никак не свидетель (пусть даже и представитель спецлужбы). Если в уголовном деле действительно имелись бы сведения, не подлежащие разглашению, то изначально суд должен был проходить в закрытом режиме. Видимо судья задал представителю ФСБ вопрос, на который последний не был готов ответить или же этот вопрос завел его в тупик. Знакомый термин "ТАЙНА СЛЕДСТВИЯ", который является спасительным как для представителей предварительного следствия, прокуратуры, суда так и государственных органов (в нашем случае ФСБ). Судя по тому, что суд с самого начала был открытым, то никакой тайности в нем нет и не было..

Артур, 28.08.2014 в 16:01

...если в уголовном деле действительно имеются сведения, не подлежащие разглашению, то обычно судебный процесс проводится в два этапа: - на первом этапе рассматриваются общие вопросы, т.е. общеизвестные, не содержащие никаких государственных или иных секретов или тайн, а второй этап проходит в закрытом режиме....

Русский казанец, 28.08.2014 в 20:20

Сдали Байрамову!
Нажили себе миллиарды под шумок татарского национализма.
Теперь Байрамова как отработанное масло из движка сливается и утилизируется.

Когда-то она была молода, красива, умела эффектно выступать и зажигать разгоряченную толпу деревенских недоумков, свезенных властями на ими же организованные митинги.

Байрамова решила, что это она силой своей харизмы получила власть над людьми.

Щас!

Было много намеков от власти - всё-беттэ, хватит уже! Деньги мы уже присвоили и поделили, ты больше не нужна. И национализм твой нам не нужен.

Деньги любят тишину на площадях.

Так что Байрамова будет приговорена и этот процесс будет примером и прецедентом для остальных, не понимающих, что денежный вопрос для татарских баев и ханов уже решен.
И именно для решения вопроса о перераспределении денег от государства к особо талантливым татарам и нужна была Байрамова-ханум!

Когда ханы и баи зайдут за пределы денег и попытаются войти в политическое поле, судьба уже другого их брата по фамилии Березовский станет напутствием и ориентиром.

Рафаль, 29.08.2014 в 12:07

Артуру почитай комментарий Айрата Дильмухаметова о Казакстане http://maidanrb.blogspot.com/2014/08/blog-post_28.html .

Guest, 29.08.2014 в 12:16

Засранец,твое мнение о Байрамовой заслуживает внимания,т.к.раскрывает суть продажности Шаймиева и К,но при всем при том Байрамова искренний патриот татарского народа.Того самого, кого ты называешь деревенскими недоумками и который не хочет быть в рабской зависимости от таких шовинистических свиней как ты и хочет жить по тем правам,которые имеет любой другой народ на земле.
А уж если перейти от националистки Байрамовой к шовинистам тебе подобным,то разница в том,что Байрамова духовно свободный человек,живущий своими принципами и убеждениями.В отличие от тебя и тебе подобных государственных рабов,которые уже тысячи лет не могут сбросить с себя рабские оковы и все живут так как сказал ваш поэт"страна рабов,страна господ и вы мундиры голубые и ты покорный им народ". Но ты об этом и задуматься неспособен,кормушка и кнут тебе дороже.

Русский казанец, 29.08.2014 в 17:12

Зиганшин, иди паси овец, и не рассуждай о том, чего не понимаешь.

Вопросы национального суверенитета для Татарии были поставлены перед центорм только для того, чтобы беспроблемно приватизировать всё советское государственное имущество.
Именно для этого и использовались активисты, подобные Байрамовой.
Пойми слово - "использовались"!
Байрамова как юная девушка до сих пор пребывает в романтических ожиданиях относительно судьбы народа.
Но не она решает. Ее и ей подобных как вытащили из коробочки, так и снова закрыли в нее.

Татары как народ не продвинулись ни на шаг.
Потому что усилия национального освобождения были операцией прикрытия ограбления одних татар и башкиров другими татарами и башкирами.

А лично к Байрамовой я отношусь с большой симпатией.
Но дело ведь не в симпатиях, верно!?

Рафаэль, 29.08.2014 в 20:40

Русский казанец вы вроде не глупый человек суете свой нос в татарские дела , посмотрите как обстоят дела в чисто русских регионах с приватизацией гос собственности . Мы татары как нибудь со своими баями сами разберемся .

Русский казанец, 29.08.2014 в 23:07

В том то и дело, Рафаэль, что болезнь нужно лечить именно ту, которой пациент страдает, и точно подходящими лекарственными средствами.

Мой взгляд - со стороны - позволил мне не поддаться романтическим эмоциям татарского национального строительства, а увидеть циничные глаза сказочно обогатившихся на использовании татарской риторики вурдалаков.

И с ними вы уже ничего не сделаете.
Это они вас сделают, как сделали в девяностые.

Богатый проворовавшийся чиновник, ставший миллиардером,
не имеет никакой национальности.

Плевать он хотел на все ваши татарские интересы, если они ему помешают преумножать личное состояние.

Даже при распаде федерации никто из будущих властителей и не подумает решать татарский вопрос.
Татары будут нужны только как податное сословие, своей избыточной грамотностью мешающее богатеть избранным.

Относительно русских в РФ я также не жду никаких резких положительных изменений.

Власть предержащие - вне национальностей.

Guest, 30.08.2014 в 09:10

Засранец,ты что анархистом решил представиться.Другие песни начал петь.Подстраиваешься под ситуацию.
Татары,имей самостоятельность,сами бы все решили и с богатеями и с нищими.А сегодняшнее уродское положение с национал-предательской элитой,результат политики Москвы,специально формирующей слой предателей и коррупционеров в национальных образованиях т.к. ими можно управлять.Самый характерный пример Кадыров в Чечне.Правда там другое положение,поют для вида московские песни,сами держат фигу для русских за спиной и строят 3-4х этажные особняки на какие только шиши вопрос. Так что Засранец никого ты тут не обманешь своим псевдоправдолюбием,держи лучше свою шовинистическую засранскую марку как и держал.
С приветом от татар.

Аналитик, 30.08.2014 в 09:14

Русский казанец, 29.08.2014 в 23:07
Мой взгляд - со стороны - позволил мне не поддаться романтическим эмоциям татарского национального строительства, а увидеть циничные глаза сказочно обогатившихся на использовании татарской риторики вурдалаков.
==================
Последние 20 лет пребывания Татарстана в составе России должны бы уничтожить все иллюзии по поводу целей российской политики в отношении Татарстана и татарского народа. Чего только Татарстану и татарам не обещали, если он останется в составе России - и возможность распоряжаться всеми налогами, и сохранение языка, чуть ли не независимость в составе России! Но сейчас всякий, у кого есть хоть капля разума, должен понять: цель кремлевских вурдалаков в отношении Татарстана сводится к колониальной эксплуатации, а в отношении татарского народа - к превращению его в навоз для процветания русского этноса. И все это под постоянную, ежедневную ложь о хорошем отношении к татарам и Татарстану. А тем временем Россия систематически преследует татарский язык, уничтожает татарского образование и грабит Татарстан.

Guest, 30.08.2014 в 17:11

Guest, 30.08.2014 в 09:10
Зиганшин, ты ничего не понимаешь
не тебе отвечали
ты умеешь только свою пластинку
переводить на одно и то же

Рафаль, 30.08.2014 в 21:46

Русский казанец зачем же так писсимистично . Есть в мире и успешные государства и нации где соблюдается баланс интересов между богатыми и не богатыми гражданами . Если у татар своих мозгов не хватит построить современное государство - значит будем учится у умных людей . Татары в отличии от русских не страдают высокомерием и комплексом неполноценности .

Русский казанец, 31.08.2014 в 00:49

Простой пример для развеивания иллюзий о справедливости.

Жила-была Джамахерия
И советы народные там были
И молодежи-старикам там помогали
и по справедливости исламской всё решали
просуществовала эта идиллия всего ничего

А потом... все помнят что было потом (подсказка-США)

Теперь бегают одичавшие ливийцы по войнушкам
А сама ливия в развалинах и с миллионом трупов своих бывших соотечественников.


Подумайте над этим примером.

Рафаль, 31.08.2014 в 09:31

Жила была российская империя и развалилась ,затем был ссср и он развалился теперь на очереди россия . Кто виноват ?

Аналитик, 01.09.2014 в 13:03

Русский казанец, 31.08.2014 в 00:49
Простой пример для развеивания иллюзий о справедливости.
Жила-была Джамахерия
=================
Простой пример для рассеивания об иллюзии справедливости господства одного народа над другими народами. Жила была Финляндия в составе Российской империи, и была она самой бедной из европейский колоний русского царя. В 1918 Финляндия отделилась от России вместе с Эстонией, Латвией и Литвой. В 1940 СССР оккупировал три страны Балтии, а Финляндию не сумел захватить. И вот вам результат: Финляндия, жившая без русского руководящего кнута, стала процветающей европейской страной, а Латвия, Литва и Эстония намного от нее отстали, поскольку не имели главного условия для процветания - независимости. Но теперь у них есть перспективы, хотя им придется наверстывать упущенное за годы оккупации развитие многие годы. А Татарстан не имеет никаких перспектив для процветания, поскольку является российской колонией. О чем еще можно говорить, какое развитие можно планировать, если 90% собранных в Татарстане налогов уходит в российский бюджет?

Guest, 02.09.2014 в 13:16

Русский верно пишет в этот раз.
И не ругайтесь на правду.
Она глаза колет.
На то она и Правда!

Guest, 03.09.2014 в 00:22

А Татарстан не имеет никаких перспектив для процветания, поскольку является российской колонией.


Татары никогда не были самостоятельны.
Всегда были частью союза государств или империи.
Переройте всю историю вплоть до древней - так и есть.

Guest, 03.09.2014 в 06:16

Guest, 03.09.2014 в 00:22
А Татарстан не имеет никаких перспектив для процветания, поскольку является российской колонией._______________________________________

Ты о каких татарах говоришь ? Тем более о древней если заикнулся, то Ч.Хан племя татар истребил. А вот Казанцы - не татары. Ты древнюю историю - особо умный перерой.

Guest, 03.09.2014 в 06:49

А Татарстан не имеет никаких перспектив для процветания, поскольку является российской колонией.

эту фразу написал дорогой Аналитик выше

Аналитик, 01.09.2014 в 13:03



к нему и посыл гнева направьте

===

Guest, 03.09.2014 в 00:22 написал к фразе

"А Татарстан не имеет никаких перспектив для процветания, поскольку является российской колонией."

комментарий:


Татары никогда не были самостоятельны.
Всегда были частью союза государств или империи.
Переройте всю историю вплоть до древней - так и есть.


улыбка
привет всем!

Guest, 03.09.2014 в 08:21

Оказывается рабы хотят, чтобы все вокруг были рабами.
"Прощай немытая Россия,страна рабов,страна господ.И вы мундиры голубые и ты покорный им народ".
Европейские аналитики отмечают,что с начало 2014 года,эмиграционный поток из России увеличился и превысил уровень предыдущих лет.
Люди выбирают свободу,ну а некоторым мил кнут барина миска похлебки.

Guest, 03.09.2014 в 13:15

Аналитики отмечают, что поток эмиграции
В
Россию такой, что можно поставить железный забор, так они подкопы рыть начнут
МИЛЛИОНЫ в течение года!

Guest, 03.09.2014 в 13:43

Татары никогда не были самостоятельны.
Всегда были частью союза государств или империи.
Переройте всю историю вплоть до древней - так и есть.______________________________________________

Д-к. Отгадай кто ты ?

Guest, 03.09.2014 в 15:19

Русские никогда не были свободным народом. Холопы-крепостные-советско-российские гос.рабы.

Guest, 03.09.2014 в 22:06

цыгане единственный свободный народ

Guest, 05.09.2014 в 20:56

Госуправление что для татар, что для русских никогда ни в чем не имело различий.

Всё было одинаковым.

Поэтому рассуждения про свободный татарский народ, в отличие от русского, не имеет под собой исторической основы.

Русский казанец, 08.09.2014 в 12:34

Шаймиев, пробиваясь к власти, пообещал русским республики быть справедливым и ни в чем их не ущемлять, лишь бы они согласились с суверенитетом.

Получив полную поддержку от русских, Шаймиев воспользовался услугами новой этнической интеллигенции (в прошлом членов КПСС), чтобы натравить их на русских.

Всё у Шаймиева получилось хорошо!

Плохо только русским и, как видно, использованным для травли русских новой этноинтеллигенции.

О чем пишет тут, кстати, автор статьи!!

Нехорошо на самом деле получилось!!!

Guest, 08.09.2014 в 14:22

Засранец,Шаймиев сдал весь татарский народ с его куцым суверенитетом Москве уже давно.
Ты вообще не в теме оказывается,а скорее всего дурака включаешь.Для вас,для русских,Татарстан это вообще райское место.А вы еще выделываетесь,мол нам плохо.

Русский казанец, 09.09.2014 в 07:08

Зиганшин, тебе в Дюртюлях, без сомнения, видно положение русских в Татарии лучше, чем мне - русскому, живущему в его региональном центре, так получается?

Почему я не кричу за тебя, говнюк, что ты с каждым днем живешь всё лучше, и жена у тебя двадцатилетняя красавица, при том что тебе давно уже не до красавиц вообще?

Я не говорю за тебя, за других татар, а тем более башкиров.

Когда люди высказываются за себя, надо послушать и сделать выводы, а не как ты, сразу кричать, пытаясь заткнуть оппонента.

Да и не оппонент ты даже. К тебе я не обращался.

А по поводу Шаймиева можно было сделать выводы иначе - без крика!

Русские говорят, что их интересы были преданы этническим руководством ради власти, это раз!

Татары говорят за себя то же самое, при этом будучи сильно обиженными на русских, это два!

Тогда что получается?

Власть ИМИ получена из рук двух народов.

Они этой властью воспользовались, прежде всего, для обогащения.

Интересы этих двух народов они разрулили не в мирном ключе, а наоборот, довели и продолжают вести линию противостояния.

Также не забывают осуждать и сажать представителей этих народов.

Я считаю, что баланс интересов двух народов на территории Татарстанского региона вполне может быть реализован.

Если же местные власти в своих действиях исходят не из демократического баланса интересов народов, а из других мотивов, то недовольство и ропот будут возрастать.

Продолжение следует...

Guest, 09.09.2014 в 09:41

Засранец,тебе и тебе подобным,татары тысячу раз говорили,что главное условие для мирного существования,это равноправие народов.Равноправие хотя в культурной,языковой политике на той территории на которой живет народ.Практически никто из татар не требует для народа каких то особых условий,но иметь во внутренней жизни то же самое,что имеет русский народ,а именно:полноценное образование на родном языке вплоть до высшего,ТВ и киностудии на родном языке для обеспечения полноценного развития этого же языка и другие моменты которые не дадут погибнуть,уйти в забвение татарскому народу.
Не требуют татары голоса в решении международных вопросов,не требуют своей армии,не требуют отдельной экономики и пр. Надо только одно,сохранять язык,веру,культуру т.е. сохранить народ.
Но вы ведь в этом же отказываете татарам.Нельзя же один педвуз выдавать за все высшее образование для татар,Ни один русский русский человек не смотрит ТНВ,но 50% времени его обязывают вещать на русском.
А ведь для всего необходимого у татар есть свои финансы и возможности,нет только прав самостоятельно решать это.
А ведь считается ,что живем в федеративном государстве,где это все закреплено в Конституции.Но ведь не работает.
Вот это все и называется шовинизм,когда один народ говорит другому"я знаю,что для тебя лучше,я знаю,что твоим детям не нужно образование на родном языке и пр. Ведь это вы же все время говорите и ты в том числе.
Я специально все это написал примитивным языком,чтобы до тебя лучше дошло,хотя уверен,что не дойдет.ВЫ так и будете уверены,что права русского народа отличаются от прав татар и других народов.Украина как раз квинтэссенция вашего отношения к другим народам.
И последнее,раз ты этого не понимаешь,то ты действительно ДУРАК.

Русский казанец, 10.09.2014 в 07:31

Говнюк, еще раз говорю.
С какого перепугу ты считаешь свое мнение правильным, а мнение русским, к которым я отношу и себя, нет?
Если ты, говнюк, считаешь, что кроме 1,5 миллиона татар, в регионе больше никого нет, а те кто есть, с ними можно не считаться, татарским властям их можно обманывать, создавать привилегии под разными халяльными соусами, ты уже не дурак, ты хуже.
Про образование для татар: тысячу раз я писал здесь, что русским нет дела до того, на каком языке татары учатся. И мы так же возмущаемся тем, что татарский язык пихают русским, но не позволяют учиться на нем татарам. И я знаю ответ, кто это проталкивает. Это не Москва. Это Казань и татарские власти!

Русский казанец, 10.09.2014 в 07:34

ТНВ, допустим, имеет проблемы из-за устава станции.
А Туган Тель, Майдан, ТМТВ - тоже имеют проблемы из-за языка?
Уж их то точно ни один русский не смотрит и не слушает!

Guest, 10.09.2014 в 09:07

Изображение