12 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.10)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.10)

26 октября 2014 года
Каменный город в горной степи (Древний тюрко-татарский период Орского края) (ч.10)

     Татары, составлявшие большую часть населения Орска в начале XIX века, в середине века – его половину, во второй половине и конце XX века остались в меньшинстве. Сегодня в этом городе насчитывается 236390 человек, но лишь около 10 тысяч из них – татары, да и те лишены многих прав.
     «Но в городе очень сильно оскудела культурная отрасль, – пишет видевший все это воочию Лирон Хамидуллин. – В 1960-е годы были ликвидированы татаро-башкирские отделения Оренбургского и Орского педагогических институтов, закрылись национальные педагогические училища, работавшие в двух регионах области. Закрылись также татарский клуб, действовавший в Орске с начала ХХ века (с 1930-х годов клуб «Первомай») и национальная библиотека, располагавшаяся в здании, некогда приобретенном городскими богатыми людьми, в советский период носившее имя комиссара Мулланура Вахитова» (Лирон Хамидуллин. Вечерний закат...).
     Да, все это верно...
     Орские татары в эти годы потеряли многое, но не исчезли окончательно. На сегодня по численности они занимают третье место после русских и украинцев, составляют 4% городского населения, казахи – 3,7%, немцы и башкиры – по 1,6%. Немцы были сосланы сюда в годы войны из Поволжья, а казахи и башкиры живут по соседству, но татар тем не менее больше. О чем это говорит? Это означает, что татары – народ, живший здесь испокон веков и пустивший корни в этих степях, сколько бы их не уничтожали, избавиться от них невозможно. Это народ, пришедший из вечности и держащий путь в вечность... Сколько бы ни угнетали, все равно у него появится свой Дэрдменд, свой Файзи, свои Бурнаев и Джалиль, свои Баттал и Камский и еще другие, которые, оглушая всю степь, крикнут на весь мир: «МЫ, ТАТАРЫ, ЖИВЫ!!!».
     Почувствовав, что ветер времени дует и в нашу пользу, орские татары совместно с башкирами в 1989 году организовали татаро-башкирский культурный центр «Туган тел» («Родной язык»), позднее к ним присоединились и казахи. Правда, на сегодня каждый из них представляет собой отдельную организацию, но при необходимости они объединяются, проводят совместные праздники Сабантуй и Науруз, Гаеты тоже проводят вместе. В 1990 году при содействии организации «Туган тел» удалось восстановить и открыть старинную мечеть, воздвигли минарет. Сегодня мечеть работает в полную силу, там имамами являются татарские и казахские муллы. В городе также есть мусульманское кладбище. Организацией «Туган тел» долгие годы руководит наш сородич Расим Валетдинов, он хорошо знает местные проблемы, поддерживает регулярную связь с Оренбургом. Но самая главная проблема здесь – языковой вопрос. Раньше в Орске действовали татарские кружки по изучения языка, но из-за отсутствия собственного здания появились определенные сложности, вынуждены были прекратить занятия. Сейчас стараются организовать эту работу в школах, есть и предводители.
     В Орске уже несколько лет подряд проводится масштабный Сабантуй, вместе со своими самодеятельными артистами третий год приезжает делегация из Ютазинского района Татарстана. У орских татар есть еще одно достижение, достойное гордости, – это народный ансамбль «Карлыгач» («Ласточка»), действующий уже более 25 лет. Артисты от имени татарского народа выступают на городских и краевых фестивалях, юбилеях, различных национально-культурных мероприятиях. Руководитель ансамбля – специалист с профессиональным музыкальным образованием Венера-ханум Аликберова. Она поставила перед собой цель – вовлечь и молодежь в национальное искусство, при ее содействии в 5-й детской школе искусств удалось открыть отделение фольклора. В городе также работают объединение татарской молодежи, женский клуб «Чулпан», с 2008 года издаются бюллетени «Орск татарлары» («Орские татары») и «Орск национальный», организаторами которых являются Тагир Нагин, Расим Валетдинов и Рафаэль Нигматуллин. Вообще они стоят у истоков всех начинаний, связанных с национальными вопросами, пусть Аллах вознаградит их!
     Все это – общественная деятельность, поступки, совершаемые по зову души и крови. Орские татары объединены вокруг «Туган тел», и здесь все национальные дела ведутся через них. Я вот сейчас тоже нахожусь на встрече с членами этой организации, мы с председателем союза татарских предпринимателей Оренбургской области Анваром Искандаровым приехали сюда специально. Оказывается, пока у них нет своего здания, поэтому наша встреча состоялась в одном из больших кабинетов Дома культуры нефтяников. Эта комната является временным местом сбора и деятельности татар и башкир, здесь же находятся татарские книги, национальная одежда, плакаты-транспаранты. Я объяснила, что приехала сюда как историк, рассказала про древнюю историю, особенно про трагические события XVIII столетия, остановилась на XX веке, орском периоде жизни Дэрдменда, отметила необходимость проведения огромной работы на местах по изучению татарской истории.
     Им тоже было что сказать. Но все отметили, что самый волнующий вопрос – языковой, пока он не решен, не спасти нацию. Через школы ли, через кружки ли, а может, с помощью мечетей, возможно, даже, посещая на дому, следует приступить к обучению молодежи и детей татарскому языку! В краю, где появились бессмертные произведения Дэрдменда и Мирхайдара Файзи, татарский язык тоже должен быть вечным, и после нас должны остаться люди, которые будут общаться и творить на родном языке. Все сидящие здесь понимают это и ищут новые пути работы с народом.
     Другое волнующее обстоятельство – это вопрос могилы Дэрдменда в Орске, во время встречи об этом разговор шел по серьезному. Как известно, на территории кладбища, где погребен поэт, сегодня расположен механический завод, могила Дэрдменда тоже осталась под его сооружениями. Это очень удручает местных татар, народ хочет видеть могилу поэта на татарском кладбище, но не могут найти этому решение. Руководитель организации «Туган тел» Расим Валетдинов сделал весьма новое, неожиданное предложение: он сказал, что нужно достать условную горсть земли из могилы Дэрдменда, находящейся под заводом, и символично перехоронить на татарском кладбище города Орска. Мы пришли к мнению сходить в мечеть и посоветоваться по этому поводу, позже так и сделали...
     Орские татары хотят упрочить связи с Оренбургом и Казанью. Для этого они предлагают проводить выездные заседания столичных национальных организации и на местах. Они также долгие годы говорят и мечтают о том, чтобы пустили поезд или прицепной вагон между Орском и Казанью. 

Фаузия БАЙРАМОВА, 
кандидат исторических наук.
(Продолжение следует.)


Комментарии (2)
Фәүзия Бәйрәмова, 26.10.2014 в 16:21

Малмыжда Худяков укулары

Бу көннәрдә Киров өлкәсенең Малмыж шәһәрендә, якташлары, тарихчы Михаил Худяковның тууына 120 ел тулуга багышлап, "Худяковские чтения - 2014" дип аталган фәнни-гамәли конференция булып үтте. Конференциягә Малмыж районы төбәк тарихын өйрәнүчеләрдән тыш, Татарстаннан һәм Удмуртиядәнән дә галимнәр, тарихчылар килгән иде, кунакларны район башлыгы Рәшит Галәвиев сәламләде. Тема буенча төп докладны - "Михаил Худяков - историк народов Поволжья" дигән чыгышны тарих фәннәре кандидаты Фәүзия Бәйрәмова ясады, ул шулай ук Татарстанда Худяков белән бәйле чаралар буенча фотоальбом презентациясе дә үткәрде. Малмыж төбәгендә удмурт, мари халыкларының борынгы тарихы буенча докладларны Ижевск шәһәреннән тарих фәннәре докторы Римма Голдина, тарих фәннәре кандидатлары Ирина Шапран һәм Надежда Лещинскаялар җиткерделәр.
Төбәк тарихын өйрәнүчеләр арасында татарлар да барлыгы куандырды, татар авылларыннан килгән Гадилә Габдрахимова, Гөлнара Ашарапова, Гөлсимә Гайфетдинова, Динара Хабибуллина халык авыз иҗаты буенча күп мәгълүмат бирделәр. Татарстанның Балтач районы, Чепья авылыннан бу конференциягә махсус килгән музей директоры, ветеран Галимҗан Галиев та үз сүзен әйтте. Конференциянең йомгаклау өлешендә Фәүзия Бәйрәмова алдагы чараларда Михаил Худяковның хезмәтләре буенча докладлар күбрәк булсын иде, дигән теләген белдерде, шулай ук Малмыж шәһәрендә аның исемендәге урам булырга тиешлеген дә әйтте.
Михаил Худяков турында сөйләшү Малмыж шәһәре администрациясе бинасында да дәвам итте, анда төбәкнең билгеле татарлары җыелган иде. Бөтендөнья татар конгрессының башкарма комитеты әгъзасы, тарихчы, язучы Фәүзия Бәйрәмова белән очрашырга Малмыж шәһәр башлыгы Фатыйма Ашрапова, Киров өлкәсе татарларының милли-мәдәни автономия рәисе Язилә Әсгатдинова, Малмыж районы мөхтәсибе Билал Корбангалиев, өлкәнең "Дуслык" газетасы редакторы Руфия Әдһәмова, шәһәрнең баш архитекторы Марзия Коркина, эшмәкәрләр Фәнис Газизов һәм Ринат Әсгатҗанов, Пахотный авылында мәчет салдырган Илсур Әдһәмов, хәбәрче Рәмзия Хәкимова килгән иде. Фәүзия Бәйрәмова Малмыж шәһәрендә бер урамга Михаил Худяков исемен бирү тәкъдиме белән чыкты, шәһәр башлыгы Фатыйма Ашрапова моның мөмкин эш икәнлеген әйтте. Татар милли-мәдәни автономиясе рәисе Язилә Әсгатдинова оешма исеменнән бу мәсьәлә буенча өлкә башлыгына мөрәҗәгать белән чыгачагын белдерде. Фәүзия Бәйрәмова шулай ук мондый фәнни-гамәли чараларда татар оешмаларының актив катнашуларын теләде, милләтебезне югарыда дәрәҗәдә күрсәтергә кирәклеген әйтте.
Очрашуда шулай ук милли мәсьәләләр дә күтәрелде. Кызганычка каршы. бүгенге көнгә кадәр Малмыж төбәге татар авыллары тарихы язылмаган, мәчетләр тарихы турында да, күренекле милләттәшләр турында да энциклопедик хезмәтләр юк, югыйсә, татарлар Малмыжда - 50, ә районда 36 процент халыкны тәшкил итәләр бит! Заманында Малмыжда татар мәктәбе булган, хәзер хәтта бер сыйныф та юк, татар авылларында да татар теле икенче класстан гына укытыла башлый, дәресләр җитәрлек түгел. Әмма шунысы куандыра - биредә татарлар барыбер үз телебездә сөйләшә, дин ныгып килә, мәчетләр эшләп тора, аларда ислам гыйлеме бирелә. Халыкның милли рухын тагы да күтәрү өчен Казаннан татар язучыларын һәм галимнәрен дә чакыртырга кирәк, дигән фикергә киленде, югыйсә, алар биредә бик сирәк кунак икән...
Фәүзия Бәйрәмова исә бу килүендә дә татар авылларында булды, Яңа Смәил, Салкын Чишмә авылларында, Малмыж шәһәренең Үзәк мәчетендә халык белән очрашты, аларга милләтебезнең бүгенге хәле һәм тарихы, динебез турында сөйләде, күп сорауларга җавап бирде, төбәктә үзенең күп китапларын бүләк итеп калдырды.

Тарихи-мәдәни мирас фондының матбугат үзәге.
2014 ел, 25 октябрь.

Guest, 27.10.2014 в 15:02

ярый эле ФЭУЗИЯ бар,фэннэр академиясе урынына..