9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Голос истины
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Голос истины

27 апреля 2014 года
Голос истины

      Обычно для того, чтобы определить полностью творчество того или иного писателя, его отношение к реальной жизни, степень его таланта, не обязательно прочитать все его произведения. Мастерство, опытность автора не могут не отразиться и в образах, запечатленных в его произведениях. Такое впечатление создается, и довольно остро, при более близком знакомстве с книгой Нурислама Хасанова «Бэхиллэрме йерэк?» («Простит ли сердце?»).
     Наши литераторы почему-то любят применят пышные, цветистые фразы, слововыражения, якобы творчество одного похоже на бушующее море, у другого на безбрежную реку или океан...
     Когда речь идет о творчестве писателя Нурислама Хасанова, то, кажется, оно не особенно нуждается в эффектных метафорах, образах. Зачастую, наоборот, в этом случае его мировоззрение как бы остерегается далеких горизонтов и необъятных рек-морей, а ищет свои корни, свои, пройденными им жизненные пути, словом, ту обстановку, с который он неразрывен и душой, и умом, да и телом. Несомненно, и на такие явления его творчества нужны серьезные отношения, объективный взгляд. Когда читаешь его произведения, прежде всего чувствуешь эту, если так можно выразиться, «теплую, душевную серьезность», особое внимание к каждому явлению – и не замечаешь, как окунаешься в оригинальную творческую стихию автора.
     Когда-то главным критерием литературных произведений считались пресловутые «жизненность», «правда жизни», чуть ли не бытовой реализм. Но сегодня эти качества уже не считаются критерием – пришли новые методы, богатства которых связаны с ассоциативным мышлением, метафорами, образами, их умелым использованием.
     Несомненно, все это должно быть на своем месте, использоваться в меру и не противоречить друг другу. Когда читаешь произведения Н. Хасанова, на первый план выходят так импонирующие читателю жизненность, правдивое изображение событий. Все эти качества в творчестве Н. Хасанова особенно ценны, взяты из жизни, личной биографии, знаний, опыта, интуиции. Возможно, Н. Хасанов в своих жизненных перипетиях не ставил целью стать писателем-реалистом. Но если бы на его пути сложной биографии не его наблюдательность, мы, возможно, лишены были бы удовольствия читать его произведения. Будущий писатель еще с детства, отрочества окунулся в рабочую стихию, рос от слесаря до старшего мастера, стал инженером-механиком, закончив сначала авиационный техникум, затем институт. Позднее богатый опыт, увиденное и подмеченное, узнанное, воспринятое нашли отражение в его произведениях. Начиная с 80-х годов он приступает к написанию произведений, в которых отражены различные жизненные ситуации, трудные судьбы людей.
     «...Трудно жить сиротой при живом отце. Проходят дни, месяцы, годы, а сердце то и дело пронзают ослепительные молнии. Они словно стремятся развеять какую-то тьму, не по праву занявшую место в нем. А тьма эта сопротивляется, не хочет уходить. Она повсюду со мной, как тень, проявляясь то эдак, то так. Светом молний озаряются незабываемые мгновения моей жизни. Я восстанавливаю их в последовательности, словно из найденных на дне морском жемчужин собираю ожерелье. Первые жемчужины на нитке – мое детство. То об этом хотелось кому-то рассказать...» Так начинается повесть «Простит ли сердце?», где в тонком психологическом плане описаны глубокие переживания героя.
     Своеобразие рассказов писателя одним из первых заметил аксакал татарской литературы Гумер Баширов. О повести «Инешемдэ – гомер агышы» («В моей реке – течение жизни») он пишет так: «Читая произведение, чувствуешь, как оно входит в душу, ощущаешь какую-то особую веющую теплоту... Мне нравится его лирический мягкий язык. Он щедр на слова. Молодой автор умело использует слова и выражения, сохранившиеся в народе, умеет видеть жизненные детали, ценит слова, не затасканные, а свежие».
     Самые дорогие личности, создающие особенно мягкое тепло – несомненно, родственники, чувства уважения и любви к ним, а с другой стороны, восхищение автора жизнью, людьми, владеющими разными специальностями, восхищение природой, любовь к жизни...
     Рядом тебя подстерегают трудные, драматические, даже трагические ситуации. Нурислам Хасанов своим пером как бы предупреждает об этом.
     Одна из повестей автора называется «Хакыйкать хакы» («Цена истины»). Действительно, и сам он, и герои неизменно находятся в поисках правды, утверждают свои принципы. Эта мысль красной нитью проходит и в других произведениях. На первый план при описании человеческих судеб выходят умение слушать свою совесть, необходимость взвесить истину на весах совести. «Справедливость – жемчужина души, она бесценна. Ее нельзя купить. – пишет автор об этом. – Ее веками искали наши деды и прадеды, из-за нее пережиты тысячи и тысячи страданий, перевернуты глубинные пласты земли, пройдены огни и воды... А кто-то, так и не найдя ее, не ощутив прекрасного мига торжества правды, ушел из жизни… Однако жажда справедливости передается от поколения к поколению, даже если не просыхают слезы на глазах от обиды и горечи. Потребность правды превратилась в потребность совести, она и сейчас заставляет нас переплывать моря и океаны, опускаться в забои шахт, а иногда даже томиться в тюрьмах...
     Вера в справедливость таится в глубине души тех, кто прошел через череду несправедливостей, через тяжелые испытания, но все же сохранил совесть. Когда судьба висит на волоске и ты находишься над адом, возрождение справедливости – единственная опора. Безвинные души надеются, что стрелка весов судьи склонится в сторону правды, что стражи закона будут верны своему долгу...» В литературной документальной повести описывается жизнь юриста Минзуфара Мавлятшина, посвятившего свою жизнь поиску справедливости. Это действительно образ, почти без изменений взятый из биографических фактов и переведенный на литературную плоскость. В другом случае автор стремится через совсем другие литературные приемы описать тему народа, тему поиска справедливости и на этом пути добивается успехов. Речь идет о нашумевшей повести «Жан авазы» («Крик души»), внесшей новизну в современную татарскую прозу. Автор сумел соединить жизненное и мечтательное, фантасмагорическое и печальное начала, добившись небывалого литературно-эстетического успеха. Эта повесть занимает особое место не только в творчестве автора, но и во всей современной татарской литературе. Его главный смысл – не только использование новых форм творчества. Автор добивается известным, вероятно, лишь ему методом эффектного результата – обнажает негативные, неприглядные стороны жизни, может, страны, общества, армии.
     «Нурислам Хасанов, останавливаясь на трагических сторонах жизни, призывает брать урок и не забывать, а стремиться исправлять зло», – скажем мы, и утверждение это будет не совсем справедливо. Возможно, писатель хочет сказать, что «к трагедиям, несчастьям могут постепенно приводить поначалу небольшие ошибки, равнодушие, безразличие и бездуховность, неспособность бороться за добро, когда силы добра представляют ему это.
     «Тургаем! Мой жаворонок!.. Ты будто завис в синем небе и посылаешь свою песнь полям и степям. Я очарован тобой. Где ты?.. Тебя не видно, может, меня ослепляют солнечные лучи, в которых ты купаешься? Душа моя переживает небывалый восторг, восхищение. Сердце мое, словно аргамак, скачущий на поле моей юности, возвращается в прошлое. Слушая твои трели, будоражащие мою душу, я переживаю восторг. Твои песни небывалой чистоты затронули мою душу нежной печалью...»
     Возможно, только так в жизнь появляются на свет влюбленные и поэты. Красотой природы каждый восхищается по-своему – если одни, как Хади Такташ, получают удовольствие от воспевания необъятных лесов, другим ближе рощицы и речки. А поэтическое мировоззрение Н. Хасанова направлено именно по большей части ко второй стороне, то есть речкам и рощицам! Такой выбор нелегко понять. Некоторые, может, быстро находят ответ: «Почему бы и не так, ведь он вырос на берегах реки Меши?». Такое состояние можно объяснить и следующим образом: для автора это состояние, вернее, мировоззрение отражено в литературных сюжетах, философских рассуждениях, и автор умело и тонко использует это. Текучие воды, речки, течение жизни, ушедшая навсегда (навсегда ли?) юность, напевы детства – все это отражено и в народных песнях. Эту похожесть можно наблюдать и в творчестве Н. Хасанова. Таким образом приходят философские отражения в произведениях «Инешемдэ – гомер агышы» («В реке моей – течение жизни»), «Ак балык» («Белая рыба»), в этих небольших повестях поместились трудные драматические судьбы – через эти судьбы можно увидеть трагические следы нашего народа, его беды и немногие радости.
     Нурислам Хасанов – один из самых оригинальных писателей. Щедрое перо, открытость, неповторимые характеры... И все же этот спокойный, неторопливый писатель стоит как бы вне внимания общественности. Хотя он достоин высших похвал, сам он, похоже, к этому не стремится. Критики вроде не спешат «поднять его на пьедестал» и в то же время не докучают критическими замечаниями. Впрочем, критический анализ давно вышел из моды. Это творчество не кричит: «Посмотрите на меня!». Он хочет понять и осуществить внимание к тексту, фабуле сюжетами. Впрочем, хочется верить, что вполне сложившийся писатель Нурислам Хасанов добьется признания, как добились безусловного признания многие из его произведений.
     У заслуженного работника культуры Татарстана Нурислама Хасанова есть что сказать родному народу, родной земле, священному прошлому, малопонятному настоящему и прекрасному, надеемся, будущему. Он хочет, чтобы люди стали чище, красивее душой, его перо посвящено этим принципам и оно по-прежнему неустанно. Я считаю, что Нурислам Хасанов достоин Государственной премии им. Габдуллы Тукая.

     Рифат СВЕРИГИН,
профессор,
доктор филологических наук.


Комментарии (5)
Guest, 27.04.2014 в 18:38

кто на фото?

Guest, 30.04.2014 в 18:41

Нурислам Хасанов на фото.

Guest, 30.04.2014 в 22:51

и есть такой писатель?жив еще?

Guest, 01.05.2014 в 12:36

Так его на Тукаевскую премию в этом году выдвигали.

Guest, 03.05.2014 в 09:33

ай-яй-яйй!