30 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Фрагменты татарской истории
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Фрагменты татарской истории

21 апреля 2012 года
Фрагменты татарской истории

     В 1258 году Аббасидскому Халифату исполнилось 509 лет со дня его образования. Как видим возраст солидный для истории любого государства. Все что происходило до этого на Ближнем Востоке, оказалось не таким уж и важным, так как ни сельджуки, ни византийцы и даже монголы первой волны не смогли поколебать могущества этой исламской империи. Аббасидский халифат хотя иногда и хромал на одну ногу но тем не менее стоял прочно. Опасность нависла неожиданно после визита дипломатической миссии Киликийской Армении во главе с царем Киликии Гетумом в столицу Великой монгольской империи – Каракорум. Возможно, это было больше совпадением, но беря во внимание погибающею судьбу небольшого христианского государства на Ближнем Востоке, можно делать и другие выводы.
      Великий внук Чингисхана – Хулагу, тенгрианец по убеждению вел за собой огромную армию верную духу законов Чингисхана каким являлась Яса, принятая на историческом курултае в 1206 г. Со временем столкновения Чингисхана с Хорезмшахом отношение татаро-монгол к исламскому миру резко стало негативным. Дело в том, что мусульмане никогда не лгущие своим единоверцам допускали обман в отношении кафиров т.е. заблудших. В свою очередь татаро-монголы тоже прибегали к обману, но только в отношении к своим противникам и это не зависило от религиозных убеждений. Татаро-монголы считали, что врага можно и нужно обманывать во имя победы над ними, но не в мирное время, когда твой враг становиться подданным и более того союзником. Но когда тебя обманывают за то, что ты веришь в другого бога и молишься по-своему, вот этого чингизиды не понимали. Религиозная идеология тенгрианцев звучало предельно просто и понятно. Чингисхан считал главное для всех народов земли верить в единого бога, а уже каким образом отправлять ритуалы и соблюдать культы это дело каждого, здесь никто никого не должен поучать. Когда татаро-монголы вторглись на территорию Ближнего Востока они быстро осознали, что договориться с непокорными народами практически будет невозможно, и здесь они не найдут ни подданных ни союзников, и когда объявились христиане из Киликийского царства, пожелавшие стать союзниками татаро-монгол в Каракоруме были удивлены и согласились принять делегацию царя Гетума, но об этом чуть ниже, а сейчас вкратце остановимся на истории Аббасидского халифата.
      Итак, Аббасиды, потомки пророка Аббаса, принадлежали к хошимидской ветви племени курайш. Праправнук Аббаса Абу-л-Абас некогда возглавлял открытое восстание, захватил город Куфу и был каранован в халифы. Телохранителей своих он набрал из числа персидских сторонников, а не арабов. Куфа стала первой столицей Аббасидского Ирака и правительство ее состояла в основном из персов. С первых шагов своей деятельности Абу-л-Аббас приступил к систематическому уничтожению тех кто оставался верен омейядским халифам. В чем же причина такого недоверия ? Как известно, омейядские халифы правили арабской державой 89 лет (661-750). Праведные халифы соратники и родственники пророка правили 29 лет с (632-661). Омеядский халифат возник при стечении следующих обстоятельств: Известный персидский полководец Рустам неожиданно потерпел поражение на Иракской границе. Когда был убит Рустам, в руки арабов попала громадная добыча и великое знамя Сасанидской империи захватили прямо на поле боя. После чего арабы разграбили пригороды Селевкии на западном берегу Тигра. В результате чего арабы неожиданно обогатились. Далее произошли невероятные вещи. Когда Аббасидские халифы обосновались в Багдаде, персидская культура успела оставить такое глубокое влияние на иракское население, что при арабском правящем дворе в моде было все персидское, начиная от поэзии и кончая одеждой. Но победившие персидскую армию тем не менее не смогли превзойти персидскую культуру. Между прочим тоже самое произошло и с татаро-монголами. Создание чингизидами государство ильханов в Ираке больше было иранским государством нежели государством западных татар, но опять вернемся к эпохе Омейядов.
      После смерти Али четвертого, брата пророка Мухаммеда его иракские приверженцы провозгласили халифом его сына Хасана человека не обладавшего способностями. Арабский военноначальник Муавия, воевавший некогда с халифом Али был тоже из этого же рода. В результате “торгов” Хасана с Муавия, последний в 661 году становится первым Омейядским халифом и создает арабский морской флот, но по суши совершалось больше походов. По сути ничего нового с времен Сасанидов не было придумано в борьбе с Византией. Военные походы привели в конце концов арабов до берегов Инда и Афганистана. Затем Омейяды заняли Армению и в конечном итоге достигли окраин Китая. Если Омеядский период истории арабов был отмечен завоеваниями, то рождение Аббасидского халифата было связано с процессом трансформации арабов в персидскую культуру и переноса столицы халифата из Дамаска в Багдад. Аббасидский халифат после чего, как отмечали исследователи того времени, стал выглядеть как новое воплощение Сасанидской иранской монархии. В силу этих причин аббасидская цивилизация представляла из себя очень сложное явление. Багдад стал посредником между Западом и Дальным Востоком. Возникли торговые представительства не только в Индии, но и в Китае. Именно в эпоху аббасидского халифата исламизация многих народов носила ненасильственный характер. Это Омейяды с мечом и огнем несли учение ислама, а Аббасиды для распространения своих идей прибегали к услугам арабского и иранского населения. К примеру в Индонезию, одну из крупнейших стран совранного мира ислам пришел через иммигрантов-торговцев. Подобных примеров множество. Это и Булгария, принявшая ислам в 922 г. на Каме, и, Золотая Орда в 1312 г. и т.д. Но были и не совсем приятные моменты в истории Аббасидского халифата. Это империя арабов и персов территория которых была слишком обширной и где жило множество разных народов. В силу этих причин над халифатом витали признаки неминуемого распада. Халиф, чувствуя, как светская власть постепенно ускользает от него старался изо всех сил усилить духовную власть в стране и это немедленно вело к религиозной нетерпимости своих поданных. С другой стороны менялись взгляды у верующих на религиозную догматику и в силу этих причин умножались всевозможные сектантские течения, которые своей непримиримостью не только расшатывали веру но и привносили в ислам свои вульгарные взгляды. У Аббасидских халифов всегда актуальной была проблема безопасности. Возник фактор недоверия ни к арабам ни персам ни арабизированным иранцам. Пришлось в охрану халифа набирать воинов из наемных тюрков Средней Азии с которыми арабы некогда яростно воевали, принуждая принять ислам. Теперь мы можем представить себе с какими заботами жил Аббасидский халифат.
      С одной стороны непомерно богател, а с другой жил в страхе под угрозой распада, ибо коррупция опутала все слои халифата и Аллах, по всей вероятности, отвернулся от них. Почему об этом приходится говорить подробно? Очевидно чтобы понять почему эта империя рухнула от одного “взмаха” меча внука Чингисхана – Хулагу. Но отдадим тем не менее должное предпоследнему халифу Мустансиру (1226-1242) при правлении которого татаро-монголы впервые вторглись на территорию Аббасидского халифата. В местечке Джебель-Хамрине Аббасидскому халифату удалось одержать победу над отрядами татаро-монгол. Однако в течении последующих лет непрошенные гости продолжали тактику нескончаемых набегов. Мустансир понимал, что такое положение на территории халифата далее становится нетерпимым, и Аббасидский халифат объявил джихад и это вызвало патриотическое настроения у жителей Багдада. Предусмотрено было все и организация обороны столицы и мобилизация населения, живших за городской чертой, и, регулярная армия проводила одно учение за другим. Тратились огромные финансовые средства, ибо убеждения, что войны не миновать было стойким. Багдад жил в ожидании агрессора. Но слухи о том “вот татары идут!” не утихали. Мустансира сменил халиф Мустасим. Ему суждено было стать последним правителем Аббасидского халифата.
      На тех территориях Ближнего Востока, которые вошли в состав татаро-монгольской империи исмаилиты (ассасины) продолжали заниматься грабежом и террором. Они не подчинялись законам Ясы. В Каракоруме об этом знали. Чаша терпения правительства в Каракоруме лопнула, когда главный судья Шемс ад-дин из г. Казвина, находясь при дворе каана, однажды явился к государю в броне (предстать перед государем в вооружении было грубым нарушением этикета, особенно для духовного лица) и заявил, что постоянно носит ее под платьем из страха быть убитым исмаилитами.
      У имперских отрядов, стоявших в Иране, не хватало сил для наведения государственного порядка и уничтожения исмаилитских крепостей – это поставило перед правительством Каракорума вопрос о посылке на запад новых военных сил.
На курултае 1251 г. в Каракоруме, на котором на престол Великого каана был избран Менгу-каан (1251–1259 гг.), было решено ускорить окончание войны в Китае, и навести порядок в Иране. Для этой цели были посланы два больших ополчения: в Китай под руководством Хубулай-хана и в Иран под главенством Хулагу-хана, братьев Менгу-каана. Для Хулагу-хана был намечен определенный план действий: уничтожить исмаилитов, привести к покорности багдадского халифа и его союзника султана Египта, во власти которого были Сирия и Палестина.
      В 1252 г. началась подготовка к походу в Иран, который являлся общеимперским предприятием. Из всех имперских улусов было выделено по два человека из каждого десятка, вместе с семьями, и все они были переданы в распоряжение Хулагу-хана. Общее количество войск, которыми располагал Хулагу, по свидетельству армянского историка XIII в. Инока Магакии, доходило до 70 тысяч воинов.
      Хулагу хан не спеша три года шел до Ирана. Первые серьезные противники с кем столкнулся Хулагу хан, были исмаилиты (ассасины) – хорошо вооруженная банда горных киллеров, организатор всевозможных террористических актов близких по своей деятельности современной аль-Кайде. Они в свою очередь обратились за помощью к крестоносцам врагам ислама. Их знаменитый опорный пункт в горах Аламаута был полностью уничтожен армией Хулагу хана. Затем дошла очередь до их “горного старца” родственного современному Бен-Ладену. Затем Хулагу хан остановился в Хамадане и послал письмо халифу Мустасиму с требованием проявить покорность и принять статус подданного Монгольской империи. Мустасим послал письмо, Хулагу с вызывающим ответом, по сути оскорбительное. После чего Хулагу хан распорядился готовиться к штурму Багдада. Были разбиты осадные лагеря возле стен Багдада и появились толпы беженце беженцев в западной части столицы. Халиф Мустасим приказал уничтожить все мосты и подготовить к обороне новый город на восточном берегу Тигра. В составе армии Хулагу хана были тысячи квалифицированных инженеров, которые готовили к осаде боевые машины, китайские арбалеты, огненные стрелы и механические приспособления для стрельбы из трех луков одновременно к тому же с горящей нефтью. Перед началом штурма Багдада весь личный состав армии Хулагу получил сухой паек.
      Левантские татары Хулагу, так они именовались во многих источниках, за короткое время соорудили крепостной вал равный высотой стенам Багдада для удобной атаки конницы. Были сооружены также нефтяные площадки для горящих горшков с нефтью. Как зафиксировали хроникеры первоисточников бомбардировка Багдада началась 30 января 1258 г., которая продолжалась без перерыва в течение шести суток. Такой атаки, такой ударной мощи мир еще никогда не видел. Это было настоящим адом на земле. 10 февраля 1258 г. ровно через одиннадцать дней Багдад объявил о своей капитуляции и город был вынужден сдаться на милость победителей. Только за одну неделю при штурме Багдада погибло около 800 тысяч людей. Не было радости и на лицах победителей. С мрачным и суровым видом вошел в Багдад Хулагу. Победитель разместился в гареме халифа. Семьсот красавиц гарема и евнухи были преданы суду и казнены и все богатства гарема тщательно описаны. Все сокровища Аббасидского халифата, сваленные возле юрты Хулагу хана составили целую гору. Затем возле такого несметного богатства Хулагу устроил заседание своих прорицателей. Он спросил их “Если халиф будет казнен произойдет ли землетрясение?”. После долгого размышления совета мудрецов при Хулагу хана прозвучал такой ответ: “Нечего же не произошло после смерти Иона Крестителя, Иисуса Христа, мученика Хусейна, внука пророка Мухаммеда”. Затем к горе сокровищ халифата привели пленного халифа Мустасима. Хулагу задал ему вопрос: “ Зачем ты собирал такое богатство если оно тебе в самый трудный момент жизни не помогло?”. Мустасим молчал, кажется он впервые в своей жизни задумался над этим. Далее Хулагу хан спросил халифа: “почему не раздал эти богатства своему народу, он бы тебя за такие деньги отбил бы от стен твоего города любого врага не только меня”. В конечном итоге Аббасидский халиф и его семья были казнены за исключением младшего сына халифа, которого Хулагу хан женил на знатной татарке. Это была традиция с времен образования Великой империи Хунну с 220 г. до н.э.
      В 1260 г. Хулагу захватил Халеб, а также Дамаск. К этому времени Гетум царь Киликийской Армении заключил договор с Менгу-кааном в Каракоруме, признав себя союзником империи чингизидов и резко активизировал свои военные действия на Ближнем Востоке против врагов татаро-монгол, получив за это право свободно передвигаться по всей территории империи Чингисхана и его потомков. Свободно строить армянские монастыри, памятники и распространять армяно-грегорианскую христианскую веру.
 

Наркас Мулладжанов.  
 

Продолжение следует.


Комментарии (0)