3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Форум в Баку
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Форум в Баку

18 октября 2012 года
Форум в Баку

     5 октября 2012 года в рамках Второго Бакинского международного гуманитарного форума – ежегодного мероприятия выдающихся представителей политической, научной и культурной элиты мирового сообщества, включая известных государственных деятелей, 15 бывших руководителей государств, 20 лауреатов Нобелевской премии по различным отраслям науки и руководителей влиятельных международных организаций, я был руководителем (модератором) круглого стола «Традиционная система ценностей в постмодернистской культуре» (секция «Реинтерпретация личности в эпоху постмодернизма». В этой моей секции также работал и бывший президент Болгарии Желю Желев).
      Мой доклад «Нанопсихология и посмодернистская психология как новые составляющие глобального вызова человечества» был посвящен тому, как трансформируются в наше время различные структуры личности (смыслы, мотивы, установки, цели и др.), что заставляет нас в новых условиях (глобального погружения в мир различных аддикций (зависимостей): нарко-, алко-, игро-, фанато-, бого-, клепто-, взятко-, нефте-, долларо-, интернет-зависимость в условиях раздвоения между реальным и виртуальным, между процессом и результатом и др.), когда разрушаются условия для существования смыслов, исходные смыслы и сущности, полагать, что смысл есть?
      Все это является главной причиной непонимания различных субъектов нашей планеты. Именно в условиях постмодерна, когда все меньше и меньше условий для развития воли (труд как источник эмоционально-волевого развития человека исчезает), усиливается маниакальность и аддиктивность различных субъектов планеты. Благодаря этим аддикциям понижается терпимость субъектов друг к другу, и этот социошизофренический монстр планеты Земля, вскормленный и подсевший на нефтедоллары (страны, которые плодят паразитирующих бездельников и взяткоманов), становится глухим к другим субъектам. Очень важно в этом случае не забывать, что такое «мания». Это главное зерно любой аддикции. Это психический процесс влечения к какой-то ценности, которая дается без работы воли, то есть получение радости от приобретенной ценности без преодоления и называется «манией». Наоборот, если человек испытывает радость от приобретения благодаря какой-то работе, то он получает состояние нормальной радости, заслуженной, полученной в процессе переживания.
      Так, например, взяткомания возникает тогда, когда чиновники и руководители получают очень большие суммы, которые не соответствуют их затратам. Это связано с тем, что у нас в России есть легкие нефтедолларовые деньги. У нас значительная часть людей, олигархов имеют гигантские капиталы, которые пришли «в легкую», без преодоления. Все это сверху опускается вниз и становится нормой, некой культурой. Гигантская «халява» верхушки опускается на другие уровни. Все эти механизмы имеют глобальный характер во всех странах мира. На международном форуме этот тезис вызвал наибольшее внимание и поддержку со стороны аудитории.
      Не в этой ли глухоте, вызванной маниакальностями и аддикциями разного формата, одна из проблем вероятных войн и напряжений планеты?
      Кроме того, я в своем докладе отметил, что в настоящее время частота бессмыслиц, информационной туфты и симулякров настолько усилилась, что они начинают восприниматься нами как смыслы. Эти психические искусственные протезы стали настолько опасны, что настало время контроля над ними. Этому может способствовать только выдвигаемая мною наука нанопсихология (см. Википедию, «Инженерная психология»).
      В конце заседания была принята Декларация Второго Бакинского форума. Вот лишь выдержки из нее: «…Отмечая, что характерной особенностью изменившегося культурного контекста становятся постмодернистские показатели, переоценка ценностей, стереотипов и универсалий модерна; учитывая все новые аспекты глобализации и их влияние на общественные и социокультурные процессы… осознаем вариативность процессов развития каждого общества в зависимости от специфических особенностей социокультурной почвы…»
      Участники круглого стола не ограничились лишь констатацией быстро меняющегося мира и осознанием необходимости поливариантности развития каждого народа на планете. Они призвали «международные структуры и различные гуманитарные организации систематически инициировать проведение форумов, конференций, дискуссий, круглых столов с целью осуществления подлинного межкультурного диалога между государствами, гражданскими обществами и конфессиями, призванного культивировать создание атмосферы толерантности и предотвращения межцивилизационных конфликтов».
      По мнению большинства участников моего круглого стола, в современном мире спасением от повышенной конфликтности, от внутренних раздоров, чреватых международными разборками и даже войнами, должен стать мультикультурализм. Политика, которая сегодня подвергается переоценке в Европе и в мире, но тем не менее не имеет альтернативы. Так как учитывает равноправие всех национальных, культурных, религиозных, если хотите, идеологических различий, сплетает из них единое целое сначала в одном государстве, а потом и на всей планете. В рамках всей человеческой цивилизации. Если вспомнить последние события в мире, борьбу за превращение монополярного мира в многополярный, претензии многих государств на лидерство как на планете, так и в своих регионах, то это бесконфликтное сообщество разных обществ – в идеале, конечно. Но Бакинский форум и высказался за «необходимость использования возможностей мультикультурализма как составной части государственной политики и его значимость как для развития различных культур, так и для сохранения и приумножения культурных достижений всего человечества». И как вы понимаете, не только культурных.
      Необходимо признать, что Второй Бакинский гуманитарный форум проходил в условиях информационной блокады российскими и мировыми СМИ (видимо, это реакция на информационную войну Азербайджана против Армении). Баку стремительно развивается, гораздо быстрее Казани. Это потрясающе красивый город, хотя многие бакинцы выражают недовольство строительством большого числа огромных роскошных «имиджевых» зданий. Но архитектура независимого Азербайджана поражает. Очень хорошо в народе относятся к России, о ней говорят как о братской стране. Многие работают в России, связаны с ней узами совместных проектов, во многих деревнях остаются одни женщины, мужчины на заработках в России. Ощущается и явная подготовка Азербайджана к войне с Арменией за возвращение Нагорного Карабаха. Что бы ни говорили некоторые субъекты о скрытых мотивах Азербайджана (использование Бакинского форума как инструмента пропаганды и скрытой информационной борьбы), у меня сложилось мнение, что это один из крупнейших, интересных и значимых форумов мира. Тюркский Давос.
 

Рамиль ГАРИФУЛЛИН,
доцент,
кандидат психологических наук.


Комментарии (0)