3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Духосошественский храм
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Духосошественский храм

29 августа 2016 года
Духосошественский храм

     27 декабря 2015 года его высокопреосвященство владыка Феофан, митрополит Казанский и Татарстанский, совершил чин великого освящения Духосошественского храма г. Казани.
     Дореволюционная история храма. Православная Казань во многом обязана владельцу суконной мануфактуры Ивану Афанасьевичу Микляеву (последние изыскания известного казанского краеведа Сергея Саначина удостоверяют нас, что фамилия купца-благотворителя была не Михляев, а Микляев) и его благочестивой супруге Евдокии Ивановне. Петропавловский, Богоявленский и Покрова Пресвятой Богородицы соборы, церковь Параскевы Пятницы, Духосошественская церковь – все эти храмы полностью или частично были возведены на средства этого самого богатого в первой половине XVIII столетия семейства Казани.
     Церковь Сошествия Святого Духа была построена в Суконной слободе 280 лет назад в 1735 году на средства Евдокии Микляевой для рабочих казенной суконной мануфактуры.
     2 августа 1735 года церковь была освящена. Храм двухпрестольный. Главный придел был освящен в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, левый – в честь священномученика Харлампия.
     Крупная барочная церковь представляла собой композицию из примыкающих друг к другу самостоятельных объемов. Высокий четверик храма перекрыт куполом с небольшой главкой на круглом барабане. Более низкая по высоте трапезная соединяла его с ярусной колокольней на притворе. Колокольня также венчалась куполом с маленькой главкой.
     В 1802 году мастером М.А. Венедиктовым была возведена кирпичная ограда вокруг церкви.
     В 1895 года с юго-восточной стороны была построена в память кончины российского императора Александра III пятиглавая часовня в псевдорусском стиле.
     Приход церкви в начале XX вв. был одним из самых многолюдных в Казани – 450 дворов с населением до 2500 человек (1909 год). Реконструкции храма в 1832 г. (храм был перестроен и расширен), в 1897 г. (реконструирован главный храм, снесены почти все колонны и перегородки), в 1900 г. (реконструирован придел) были вызваны в первую очередь необходимостью увеличить вместимость церкви. Но эти работы почти не изменили внешний облик храма. Так как слободские прихожане были в основном людьми бедными, эти реконструкции проводились на средства самой церкви.
     В отличие от большинства городских храмов Духосошественская церковь ни разу не горела и в ней долгое время сохранялось множество ценных икон и утвари, более древних, чем сам храм (утрачены в советское время). Церковь была даже спасена от пожара в июле 1774 года во время осады Казани бунтовщиками Емельяна Пугачева.
     Советские годы. Церковь была закрыта в 1931 году, и храм приспособили под клуб. Были разрушены главка, верхние ярусы колокольни. В 1930-е годы в прицерковной часовне находилась мужская парикмахерская. Она была разобрана перед войной. Весь облик бывшей церкви был искажен позднейшими пристройками.
     С 1954 года на втором этаже здания располагался кукольный театр, на первом – жилые квартиры. В 1970-е годы жильцов расселили, и здание полностью перешло к театру.
     Возвращение храма верующим и его реконструкция. В 2008 году представители православной общественности обратились к руководству города: «Мы не хотим лишать наших детей кукольного театра, поэтому уже долгие годы ждем, когда местные власти построят для него новое здание и вернут наконец Духосошественскую церковь верующим. Неужели нельзя за несколько лет хотя бы привести в потребное состояние фасад храма, убрав с него кукольные фигуры?». Однако это обращение тогда было проигнорировано.
     Комплекс церкви Сошествия Святого Духа был передан Русской православной церкви только в 2012 году. 1 марта было открыто новое здание Татарского государственного театра кукол «Экият», 31 мая с фронтона его уже бывшего здания сняли кукольные фигуры.
     При государственной поддержке и лично президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова в комплексе церкви Сошествия Святого Духа были начаты ремонтно-восстановительные работы, заново отстроена колокольня.
     1 июня 2015 года, в Духов день, на колокольню церкви были водружены двенадцать новых колоколов, отлитых на колокольном заводе в городе Тутаево Ярославской области и московском заводе «Литэкс». Торжественную церемонию подъема колоколов предваряла соборная молитва.
     Восстановление храма произошло при активном участии и радении настоятеля церкви Ярославских Чудотворцев протоиерея отца Алексия (Чубакова).
     Интересные факты. Устроительница церкви Евдокия Ивановна Микляева и ее супруг Иван Афанасьевич были погребены на первом ярусе колокольни Петропавловского собора. В 1930-е годы их могилы были осквернены. В 2005 году они были восстановлены как могилы-кенотаф.
     С 1887 по 1896 г. старшим священником церкви был выпускник Казанской духовной семинарии протоиерей Гавриил Александрович Павловский (1845 – 1904). Он с многочисленной семьей жил в прицерковном соседнем двухэтажном доме (с 1930-х годов к нему был пристроен третий этаж, сегодня там православная гимназия). Кроме службы в храме, отец Гавриил преподавал латынь и был законоучителем во многих учебных заведениях. Кстати, он и его ближайшие родственники похоронены на Арском некрополе за алтарем церкви Ярославских Чудотворцев. Это место до революции было выкуплено семьей Павловских. И, что любопытно, в 1950 г. там были похоронены епископ Казанский и Чистопольский Иустин (Мальцев), а в 1952 г. архиепископ Казанский и Чистопольский Сергий Пражский (Королев).
     В церковном хоре с 1886 по 1892 годы пел великий русский певец Федор Иванович Шаляпин, которого привечали отец Гавриил и его супруга Анна Сергеевна (урожденная Нурминская).
     Духосошественский храм хранит еще немало тайн и интересных историй. Он ждет своего пытливого исследователя.

     Анатолий ЕЛДАШЕВ.


Комментарии (2)
Guest, 01.09.2016 в 14:54

Церковь Сошествия Святого Духа была построена в Суконной слободе 280 лет назад в 1735 году на средства Евдокии Микляевой для рабочих казенной суконной мануфактуры.
==============================
Вы лучше расскажите, почему так часто в фундаментах русских церквей в Поволжье закладывались надгробные камни с мусульманских кладбищ? Это символ православной духовной победы над мусульманами или чисто русская практичность?

Guest, 05.09.2016 в 14:19

надгробные камни-оне уже обработаны татарскими мастеровыми и годятся для фундаменов русских
церквей,а надписи бусурманским шрифтом остаются
невидимы-православие допускает подобное
ВАРВАРСТВО,как и много остального БЛУДА.
такова религия,воспитывающая нацию
в пресловутой "ВЫСОКОЙ ДУХОВНОСТИ",
что сегодня и наблюдаем с ОТВРАЩЕНИЕМ.