2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Чапаев (ч.5)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Чапаев (ч.5)

17 марта 2016 года
Чапаев (ч.5)

     Олег Ковалов: Чапаев – мощный народный характер. Иначе Мандельштам не писал бы о пространстве, о легендарном герое, о том, что герой обречен утонуть и воскреснуть. Не случайна легенда о мальчике, который много раз ходил смотреть фильм «Чапаев», ожидая, когда он выплывет из вод.
     Петр Вайль: Чапаева жалели, потому что любили. Очень уж он был хорош. Он был красив и в жизни.
     Станислав Раздорский: Чапаеву было очень не безразлично, как он выглядит. Он был щеголь, любил производить впечатление. Не только на женщин, но и вообще. Изящно, красиво одевался, постоянно следил за собой. Эта бабочкинская простота в фильме не совсем соответствует действительности. Плюс он жил с постоянной раной в душе. Будучи ярким, интересным человеком, он почему-то на этом фронте, как выяснилось, самом главном для него, любовном фронте, постоянно терпел поражения.
     Петр Вайль: Запутаны и не легки отношения Чапаева с двумя его женами. Обеих звали Пелагея.
     Станислав Раздорский: Первую Пелагею он безумно любил и благодаря этой любви вернулся с Первой мировой полным Георгиевским кавалером. Почему? Он сказал отцу: «Если я не женюсь на ней, то себе отсеку голову». Потом они поженились, пошли дети. Он уходит на войну, и в это время, почти с первого дня, она живет довольно свободно. Потом вообще сбегает, бросив детей. Это страшный позор, клеймо на всю жизнь. Он приезжал несколько раз, они шли разводиться, потом по дороге мирились, она провожала его на фронт и продолжала свои дела. Так уж он дрался за отечество? Да нет. Ему тогда в первый раз жизнь оказалась неинтересна. Он фактически искал смерти. Это бесстрашие и самопожертвование имело такую визуальную форму смелости. Чапаев за это получил четыре Георгия. С этой женой он так и не развелся.
     На войне погиб его друг Камишкинцев. Они дали друг другу слово, что если кого-то убьют, тот, кто останется живой, возьмет детей другого на воспитание. Он приехал в семью этого Камишкинцева, сказал, что муж погиб, его жене, которую тоже звали Пелагея. Она ответила: чего уж только детей, берите уж и меня. Вот эта вторая Пелагея все время присутствовала в оставшиеся два года его жизни. У него было семь человек детей – четверо своих и трое чужих. Вместе с тем Василий Иванович имел роман и с Таней-казачкой, а потом безоглядно влюбился в Анну Стешенко.
     Петр Вайль: Уже во времена Наи произошла совсем водевильная коллизия.
     Станислав Раздорский: Знала ли Пелагея про Наю, неизвестно. Взаимоотношения с Наей складывались сложно, она металась. Не то что она приехала, влюбилась в Чапаева, ушла к нему, а потом уехала с Фурмановым. Нет, все шло очень запутанно. И вот в один из ее разрывов с Наей Чапаев завел себе, как они между собой говорили, «пичужку». Телеграфистку. Фурманов хотел это прекратить, считая, что не должно такого быть в дивизии. А потом подумал: раз эта «пичужка» у Чапаева, значит, не будет он так рваться к Нае, будет удовлетворен физически и духовно. Он так об этом и пишет. Вот об этой «пичужке» Пелагея знала. Она как-то приехала, а у Чапаева – «пичужка». Скандал. Пелагея прибежала к Нае и стала просить у нее совета, как быть. И Ная ей очень хитро по-женски посоветовала никогда не прощать это Чапаеву и никогда больше не приезжать к нему. Пелагея совету последовала.
     Петр Вайль: Водевильный сюжет имел, возможно, трагический финал.
     Станислав Раздорский: Ходят слухи, что Пелагея вообще после этого бежала в казачий полк и сказала, что в какой-то определенный момент, в ближайшие дни, штаб от основных сил чапаевской дивизии будет далеко находиться, и Чапаев окажется практически безоружным, его можно будет взять голыми руками. Есть такая версия. Она однажды дочери Чапаева в этом якобы призналась – что она виновата в смерти Чапаева, что она навела казаков на своего мужа.
     Петр Вайль: Это был бы классический финал. Былинный герой уязвим только для черного предательства – иначе его не взять. А Чапаев был именно таким, редкостным для русской традиции редкостным героем.
     Даниил Дондурей: В русской классической традиции герой всегда лишний человек.
     Петр Вайль: Всегда рефлексирующий, раздумывающий, сомневающийся, начиная с Онегина и Печорина. И в советскую эпоху – от Григория Мелехова до Венички Ерофеева. Это все лишние люди. А Чапаев – нет. Это человек поступка. Таких героев можно по пальцам пересчитать. Ну, Остап Бендер, ну, Беня Крик, вот Чапаев.
     Даниил Дондурей: Там в фильме есть как бы постмодернистский парафраз на то, о чем вы сейчас говорите. Когда все шумят, поют, галдят, вдруг выходит Петька и говорит: «Тише, граждане, Чапай думать будет».
     Петр Вайль: У него специально отведенное время и место для думанья.
     Даниил Дондурей: Видимо, очень небольшое. И нужно замереть на эти минуты, когда он будет думать. Фраза как будто из Сорокина. Это очень здорово. Вообще, с точки зрения знаменитых фраз или эпизодов, которые потом стали уже достоянием фольклорной культуры... Всю эту историю с картошкой – где должен быть командир, можно представить только у таких великих полководцев, как Суворов. Кроме того, у людей ведь нет ощущения, что это самодеятельность. Зрители воспринимали такие сцены как невероятное таинство военного искусства. На самом деле это просто здравый смысл.
     Петр Вайль: Поскольку я служил два года срочной службы в Советской армии, меня заставляли учить и сдавать строевой устав. Там есть одна статья, которая меня потрясла своей мудростью. Написано: где должен находиться командир во время командования строем? Ответ грандиозный: там, где ему удобно. Представляете, насколько замечательно? Когда я это прочел, то сразу понял, что это – из фильма «Чапаев».
     Даниил Дондурей: Там еще есть знаменитая фраза: «Мы академиев не кончали». Это же тянулось на протяжении 70 лет – касалось ли армии, обыденной жизни, работы людей в разных НИИ, – вот эта фраза. Там есть еще такой замечательный эпизод: каким масштабом воинского соединения Чапаев может управлять – фронтом, в масштабе республики, в мировом?
     Петр Вайль: Он говорит: «Я языков не знаю». Все это интерпретация ленинского «Каждая кухарка может управлять государством».
     Даниил Дондурей: Крестьянский, доиндустриальный взгляд на жизнь. Хотя в 30-е годы уже идет полным ходом пятилетка, индустриализация, но это взгляд крестьянина.
    Петр Вайль: Не надо ничему особенно учиться, а надо просто, чтобы головастый мужик был.
     Даниил Дондурей: Сообразительный. О сообразительности тоже есть свой эпизод. Когда его подкалывает Фурманов: за какой ты Интернационал? Чапаев говорит: «За какой товарищ Ленин». Для миллионов людей – свидетельство народной смекалки, благодаря которой ты запросто можешь очутиться на месте Троцкого, Фрунзе, а, может, и Ленина.
     Петр Вайль: И, в конечном счете, отвечает народному сознанию: какая разница все эти политические платформы и программы – лишь бы человек был хороший. Вот Чапаев за Ленина, за хорошего человека – значит, все правильно. А что там изучать манифесты? Утонувший на экране Чапаев оправдал надежды того мальчика-зрителя, который все ждал, когда он выплывет. Он действительно вышел из вод, чтобы стать героем сотен анекдотов. Неопровержимое свидетельство настоящей героической сущности. Чапаевские анекдоты – отдельная большая тема. Кстати, Елена и Станислав Раздорские вначале собирались снимать фильм «Чапаев – анекдот эпохи», но обнаружили, что жизнь увлекательнее мифа.
     Елена Раздорская: Как мне кажется, мы нашли подлинного Чапаева. Это не тот Чапаев, который знаком миллионам зрителей, но он ближе к истине, к собственному характеру, ближе к правде обстоятельств жизни. Он не стал хуже, не стал менее интересным. Мне кажется, что анекдоты про Чапаева могут сейчас по-другому зазвучать. Личность Чапаева открылась по-новому, и мне представляется, что она открылась с еще более увлекательной стороны. Потому что когда человек способен на страсть, тогда он интересен.

     Беседовал Петр ВАЙЛЬ.
     (Радио «Свобода».)


Комментарии (12)
Иван Иванович, 18.03.2016 в 12:55

Романтизация татар-убийц русских - новый тренд в Татарии. Вся Татария сочувствует Мисбах-бабаю, убившему русского врача Железнова.

http://www.azatliq.org/a/27571306.html

Дело Мисбаха Сахабетдинова, убившего в Набережных Челнах врача, передано в суд

Закончено предварительное расследование по делу Мисбаха Сахабетдинова, убившего врача Андрея Железнова в Набережных челнах, Дело передано в суд.

Согласно обвинительному заключению, 8 июля 2008 года Мисбах Сахабетдинов, сломав палец, обратился в городскую больницу № 4, где работал Железнов. Во время приёма травматолог Железнов потребовал с него снять тюбитейку, потому что в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями требуется снимать верхнюю одежду. Но обвиняемый отказался выполнить требование врача и заявил, что не выйдет из комнаты пока ему не будет оказана медицинская помощь. Не смотря на это Сахабетдинова выгнали из комнаты приёма.

Обидевшись на это происшествие, Мисбах бабай (дедушка Мисбах) изготавливает огнестрельное оружие, замаскированное под трость, и с целью мести в мае 2014 года снова приходит к тому же врачу. Но в то время оружие не стреляет из-за неисправности.

После исправления неисправности оружия, Сахабетдинов снова приходит в больницу 11 декабря 2015 года и убивает Железнова.

Мисбах бабай (дедушка Мисбах) признаёт все обвинения, говорится в сообщении Следственного комитета России. Он останется под стражей. Дело передано в Набережночелнинский городской суд.

После этого убийства и его героизации вопрсо создания Казанской области - вопрос выживания русских в Татарии, в "Идель-Урале" и в конечном счёте в России!

Guest, 18.03.2016 в 22:15

Иван Иванович, 18.03.2016 в 12:55
Романтизация татар-убийц русских - новый тренд в Татарии.
===================
Как всегда, основное оружие русского империализма - ложь, глупость, подлость и провокации. А как же еще защищать лживую, глупую и подлую империю Эрэфию?

Иван Иванович, 19.03.2016 в 00:17

Восхваление убийства Андрея Железнова Мисбахом - это татарский фашизм. Нужны: губернизация, денацификация, детатаризация.

Guest, 19.03.2016 в 09:41

Башкирский шизофреник Иван,Расим и пр. Писать изо дня в день одно и то же,это неинтересно никому.Зря ты не прочел книжку своего башкира Мурзагулова о М.Рахимове и др.башкирских деятелях.Когда прочтешь эту книгу делается понятно,почему среди башкир хватает таких идиотов как ты.Моисей 40 лет водил евреев по пустыни,чтобы они забыли о египетском рабстве.С учетом того, что башкиры добровольно приняли рабство и радуются своей русификации,как обезьянки повторяя за русскими все их движения,то единственное спасение для башкир брать пример с татар,хождение по пустыни уже не поможет.

Иван Иванович, 19.03.2016 в 17:19

Какое отношение к Башкирии имеет культ убийств татарами русских в Татарии? И почему вы считаете меня башкиром Расимом? Поясните пожалуйста.

Guest, 20.03.2016 в 20:54

Чапая на всех Вас нет с Анкой-пулеметчицей.

Guest, 21.03.2016 в 07:43

Чапаев был чуваш.

Иван Иванович, 22.03.2016 в 22:31

http://chelny-biz.ru/news/93221/


Убийца врача боролся с «адской символикой»
14.12.2015, 13:02
NETCAT_BBCODE_IMG
Общественное движение Татарский патриотический фронт «Алтын Урда» намерен оказать юридическую помощь Мисбаху Сахабутинову, который сознался в убийстве челнинского врача Андрея Железнова.

Мисбах Сахабутдинов прежде был активистом Татарского общественного центра (ТОЦ). Он упоминается на интернет-форумах среди сторонников ТОЦ.

Например, в 2012 Мисбах Сахабудтинов вместе с другими членами организации подписал письмо против решения Минтимера Шаймиева установить скульптуру-памятник «Хранительница» на территории Булгара. Татарская и мусульманская общественность назвала его «адской символикой». Соответствующее обращение татарской и мусульманской общественности в 2012 году было направлено на имя президента РТ Рустама Минниханова.

«Хранительница» не отражает истинную историю и духовное наследие Булгар. Попытка ассоциировать изображенное в скульптуре животное с белым барсом и привязать его к одному из образов, использованных в государственной символике Татарстана, вызывает лишь недоумение. Мало того, эстетическое решение скульптуры противоположно позитивному, вызывающему доверие образу Белого барса. Своими обнаженными хищными клыками, заостренными крыльями, черным цветовым решением, копытообразными лапами «Хранительница» больше соответствует образу животного агрессивного, готового уничтожить, попросту некоего чудовища из языческой мифологии», – говорится в письме, под которым подписался и Мисбах Сахабутдинов.

Guest, 23.03.2016 в 11:35

читай выше-молодцы просто!

Иван Иванович, 23.03.2016 в 12:59

Мисбах - член ТОЦ, убил русского врача. Молодец. Чо. Не удивительно это слышать от фашистов.

Иван Иванович, 24.03.2016 в 07:25

Ради чего татары убивают русских врачей? Ради независимости Татарии. Ради того, чтобы имя этого убийцы, маньяка, террориста было в учебниках истории.

Ещё рано ставить точку в споре о независимости Татарии.
А как вы относитесь к независимости Республики Татария?
http://www.azatliq.org/a/27626517.html
В спор о независимости рано ставить точку
NETCAT_BBCODE_IMG
Коллаж с надписью на независимость Татарии рано ставить точку
За 24 года до этого был проведён реферундум в защиту Декларации о суверенитете Татарии. "Вы согласны с тем что Республика Татария - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношение с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?" - на такой вопрос 61.4 процента избирателей Татарии дало ответ "да".
Конечно, это видный, с многих сторон определяющей судьбу результат. Его достигнуть было не легко. Подготовке этого очень важного для республике референдума были большие препятствия, горячие споры с федеральным центром.
Референдум был проведён в полном соответствии с международными правовыми нормами. Так, народ Татарии реализовал своё право на самоопределение. Это признали многочисленные наблюдатели из других стран. В свою очередь, право народов на самоопределение записано в уставе Организации Объединённыъ наций, так же эта статья есть в "Декларации о правах человека" и принятой в 2007 году "Декларации о коренных народах".
Результат референдума (1992), Декларация о независимости (1990) и Конституция Татарии (1992) вместе составляют правовую основу нашей государственности. В совокупности с подписанием Договора о разграничении полномочий и предметов ведения с Россией, приведение в действие этих политических актов привело к появлению отдельного политического феномена - модели Татарии.
Нельзя сказать, что референдум завершил свою историческую миссию. Не будем забывать, что референдум упоминается в договоре между органами власти Российской Федерации и Республики Татария о разграничении полномочий, действующем до 2017 года. Помня это, можно сказать формально, что государственность живёт. Нисколько не сомненно, она сохранилась на бумаге. Как минимум, до 2017 года. Ещё рано ставить точку в спор о независимости Татарии.

Раис Сулейманов, 25.03.2016 в 07:18

После конференции "Феномен новообращенных мусульман в современной России", которая прошла в Екатеринбурге 22 марта 2016 года и где я побывал, всегда интересно пообщаться с коллегами, когда они делятся своими наблюдениями в ходе своих исследованиях. Так вот узнал одну любопытную деталь: на севере Урала (в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах), где существует серьезная проблема с мигрантами, живущие там татары-мусульмане в 2010-е годы стали отдавать своих детей в православные гимназии, чтобы обезопасить своих детей от тех реалий, которые имеет место быть в средних общеобразовательных школах. Мигранты своих детей в православные гимназии не поведут учиться, они идут в обычные светские школы. То, что там происходит, можно назвать термином "этническая дедовщина": социализация детей-мигрантов идет крайне трудно, оказавшись в школе, они самоорганизуются в сплоченные группы, подвергают физическому насилию остальных детей, происходят конфликты между подростками, имеющими национально-религиозный окрас, что администрацией школ и чиновниками отрицается на словах, но в реальности, увы, это имеет место быть. Ментально русские и татары очень близки, и даже то, что татары идентифицируют себя как мусульмане, не означает, что они с детьми-мигрантами из мусульманских стран, находят общий язык и имеют с ними культурную близость. Татарские дети также становятся объектами притеснений со стороны мигрантов. И то, что татары-мусульмане на севере Урала стали отдавать в православные гимназии своих детей, чтобы обезопасить их от "этнической дедовщины" в обычных школах, говорит не о том, что они хотят воспитать своих детей в православной традиции, а о том, что они хотят безопасности для своих детей. Т.е. это мера вынужденная. Татарские дети в православных гимназиях северного Урала - пока явление, конечно, не массовое, но сам факт его появления говорит о том, что межнациональная ситуация там крайне тяжелая.

Здесь мы обсуждаем в том числе и эту проблему:
http://ekburg.tv/programmy/summa_mnenij/novoobrashhennye