29 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Блуждающий центр цивилизации
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Блуждающий центр цивилизации

19 апреля 2015 года
Блуждающий центр цивилизации

     Негры делят бабу. Скотина Краун – Лестер Линч. Порги – Деррик Лоуренс. Бесс – Мириам Кларк. Сюжет потрясающий! Не заметку в газету следовало бы писать, а шикарный большой роман, исторический и авантюрный. О том, как блуждает центр цивилизации.
     Он был в Египте, в Риме, в Иерусалиме. Возможно, в какой-то момент он был под Эйфелевой башней, но не остался там надолго. А кому-то кажется, будто он в Мавзолее: «Начинается Земля, как известно, от Кремля» (Маяковский). Где этот центр сейчас? Почему то застревает на тысячу лет, то летает по воздуху? 3 февраля он был в Казани. Целых три часа.
     Вот глава для будущего бестселлера (дарю сюжет хошь Мосфильму, хошь Голливуду). В конце ХIХ века из Российской империи порознь уезжают мужчина и девушка. В Америке они поженились, и у них родился Джордж Гершвин. Этот еврейский ребенок сам научился играть на немецком пианино и скоро стал знаменитым джазовым композитором. То есть сочинял негритянскую музыку: спиричуэлс, блюз и т.п. Это уже ХХ век.
     Потом он написал оперу «Порги и Бесс», она считается первой (а то и главной) национальной оперой США. Это что-то вроде «На дне» Горького, только под музыку и по ту сторону Атлантики. Негры-бедняки-алкаши-челкаши, паршивый виски, кокаин, поножовщина, измены, убийство и горячая вера в Иисуса Христа.
     Как только кто-нибудь смертельно заболеет или начнется шторм, грозящий перевернуть рыбацкую лодку, негры начинают петь (под музыку Гершвина):

О, доктор Иисус, помилуй нас!
О, Всевышний, спаси нас!

     Заболевшего в больницу к белым не отправляют, лечат молитвой. Доктор Иисус спасает от всех болезней, от всех несчастий. (Для блюстителей политкорректности. Негр, негритянка, негритенок – это в русском языке совсем не обидные слова. Наоборот: предыдущие двести лет они произносились с симпатией и сочувствием. Если открыть одну из любимейших книг, то Гек Финн и Том Сойер спасают из рабства негра Джима, а вовсе не афроамериканца. В опере Гершвина негры орут своим приятелям-собутыльникам: «Вы дурачье, чертовы негры!».)
     Как-то так случилось, что негры стали самыми христианскими христианами в белой христианской, но расистской Америке. И очень долго неграм не на кого было надеяться, кроме как на Христа.

Христос наш шагал по воде!
Встань, иди за ним вслед!

     И вот в ХХI веке чернокожие солисты в центре России (точно между Москвой и Уралом) под оркестр Татарской оперы под управлением дирижера Марко Боэми, итальянца, поют эту американскую христианскую оперу, сочиненную евреем, которого родили выходцы из России. При том, что опера – вообще-то итальянская выдумка, итальянское искусство, – ничего, пользуемся. Играем же в канадский хоккей, английский футбол. Цивилизация одна, и не так важно, кто изобрел, – важно, кто лучше играет, лучше поет.
     Опера большая, сложная. У нас ее мало кто слышал целиком. Знают только «Колыбельную» да еще пару хитов. Оперному хору сложно и непривычно петь в джазовых ритмах. Да и нельзя ее у нас поставить. Гершвин в завещании строго-настрого приказал: «Порги и Бесс» должны петь только негры! Всегда!».
     Сирина все и всех лечит молитвой. Сирина – Индра Томас (США). С самого начала, со знаменитой «Колыбельной», публика была покорена. «Божественно!» – это слово витало в воздухе, но относилось не к религии. Просто восторг перед красотой музыки и голосов. Состав уникальный. Нищий калека Порги – Деррик Лоуренс (США), зверюга Краун – Лестер Линч (США) и еще один солист и две солистки из США. Но и без Европы не обошлось. Спортинг Лайф, негодяй, торговец кокаином – фантастически пластичный и остроумный Рональд Самм (Великобритания). Бесс, беспутная негритянка, – Мириам Кларк (Германия)...
     «Безупречное исполнение!» – признавали после финала знатоки-профессионалы. 10 минут публика аплодировала стоя. Не было аплодисментов, переходящих в овацию, потому что сразу началась овация. И Марко Боэми сдался: жестом посадил оркестр, и нам на бис спели знаменитое: «У меня есть девушка, Господь и песня!».
     ...3 февраля центр цивилизации целых три часа был в Казанской опере. Сейчас самое время было бы сказать, что холодная война ХХI века и тем более горячая (к которой нас тащит холодная) – это идиотизм и подлость. Вот ведь: американские негры под белый оркестр (играющий на итальянских и немецких инструментах) поют в России в татарском театре оперу еврея, и 1000 человек в зале переживают счастье и высокое наслаждение (сколько бы циники ни шипели про наивную восторженность). Значит, мир возможен. Вот на что надо тратить деньги. На искусство, а не на вертолетоносцы...
     Опера – это цивилизация. Это самая настоящая европейская цивилизация. Только лампочки на пюпитрах были китайские и выключенные телефоны в карманах японские.

Александр МИНКИН,
журналист.

На снимке: опера "Порги и Бесс".

Комментарии (5)
Роман, 20.04.2015 в 07:57

Китайская опера возникла задолго до итальянской, но мне все-таки ближе итальянская с исполнителями-неграми и автором-евреем.

Расим, 20.04.2015 в 14:39

Татарская опера, татарская музыка, татарский дирижёр... татарские рожки, татарские шапочки. Башкир Габдулла Тукай предлагал ложить таких в татарский жёлтый дом!

Guest, 20.04.2015 в 23:25

Когда на базе стоит вертолетоносец - даже два, можно и оперу послушать - даже татарскую, где солистом будет негр, а автор - еврей (какой-нибудь Минкин!).

Guest, 23.04.2015 в 10:05

Реплики от завистливых мизантропов. Нет, чтобы порадоваться одноразовому эксклюзивному спектаклю.
Умудриться купить билет(очевидно недешевый), потратить время на сборы, одевание "на выход", просмотр спектакля, получить эстетическое удовольствие и отдать дань уважения исполнителям, приехавшим с другого континента, - это признак настоящего культурного ценителя искусства. Похоже нашим местным "рецензентам" не понять этого никогда. Натура-с.
Я не видел этого спектакля, но если бы была возможность - с удовольствием посмотрел бы, тем более - в полной, как я понимаю, редакции. Хотя я не поклонник и совершенно не знаток Гершвина. Но любой оригинал - это память на всю жизнь. Такие случаи - наперечет в биографии любого "нашего" соотечественника.
При всей агрессивности современного "промоушена" для нашего "молодняка" и опытности старых фарцовщиков, мы не знаем в подавляющем большинстве американскую национальную музыку. В частности, считается, что британские рок-
исполнители лучше. Может быть нам и не надо знать все. Но когда один раз в жизни представляют подлинник национального искусства - это надо ценить.
Можно быть человеком, которому медведь на ухо наступил. Но если тебя не "продирает" спиричуэлс в исполнении природных афроамериканцев или колыбельная Луи Армстронга, то можешь считать себя гуманитарным "бамбуком".

Guest, 24.04.2015 в 21:07

У башкиренка свои заботы...