3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Общество Бла, бла, бла, Шмелев
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Бла, бла, бла, Шмелев

2 ноября 2013 года
Бла, бла, бла, Шмелев

     Речь о договоре, равенстве отношений, разные аспекты которого давно представили в своих трудах академики Индус Тагиров, Рафаэль Хакимов, доктор Дамир Исхаков и др. Но нет, не читает их Шмелев, и ни к чему они, какие-то там теории. Хотя на самом-то деле против них, скажем это в полный наш голос, этих истинных лидеров татарской интеллектуальной мысли, мало что в состоянии возразить даже самые именитые киты-имперцы, окопавшиеся в недрах ни одного из авторитетных во всех других отношениях научных центров наших столиц. И еще один камень преткновения, вечно встревающий в отношения двух наших столиц. Это смешение двух, различных по своему смыслу понятий – неважно, сознательно делается это или нет. Одно из них – национальные отношения, другое – национальный вопрос. И напрасно тратит свое немалое время Шмелев, пытаясь своими силами развязать этот двойной узел. А между тем подход к нему давно обозначен – нужно развести эти проблемы, отделить одну от другой. Такое решение давно предложил смело независимый – и потому одинаково неудобный,– что для сановитой Москвы, что для номенклатурной Казани,– вечный поборник истины Фандас Сафиуллин.  
      Откройте вежды, господа хорошие! Сколь можно не видеть очевидное, что давно расписано на страницах наших газет, в том числе и «Звезды Поволжья» тоже. Узрите хотя бы частицу того, что великим сердцем своим смогли почувствовать великие духовидцы ваши – они, конечно, и наши тоже – Пушкин, Куприн, Толстой, ставший Горьким Алексей Пешков. Ни одну страницу своих сочинений посвятили они изображению татарского человека как равного себе по достоинству и в мирной жизни своей, и, что уж скрывать-то, на поле бранной сечи нередко сводившей их друг с другом (Александр Пушкин). А вконец изъеденный туберкулезной палочкой, сведшей его в могилу, терпеливейший среди всех собратий своих А.П. Чехов увидел родственный себе свет человечности на самом краю российской земли, Сахалине, похвалив там сына безвестного каторжанина, татарского мальчика семи лет. Так и хочется сказать словами высокого штиля. О, росс неутомимый, что сталось с тобою?! Какие только испытания не были уготованы тебе волей Провидения на протяжении долгих веков твоей истории. Ты сплошь усеял своими костьми бранное поле в не тобой затеянной схватке, но спас Европу от проникшей в нее и уже совсем было закабалившей ее чумной заразы. Усатый иноплеменник-вампир, возглавивший клику лакейски-трусливых насельников Кремля, не одно десятилетие жадно высасывал из тебя всю твою кровь, оставляя одни лишь обглоданные кости. Рассеянные по необъятным, неизмеримым твоим просторам, будь то знойно-пустынная степь, никогда не истаиваемая до конца, болотная мерзлота или самая кромка Ледовитого океана, они часто так и остались лежать там, на земле, на добычу всякой нечисти, забытые, неотмоленные. Ибо велика земля твоя от моря и до моря, ставшая сплошным кладбищем для несчастных страдальцев твоих. Но ты выстоял, поднялся и с высоты недосягаемой лазури, куда всегда был устремлен твой духовный взор, в лице своего оставшегося вечно юным посланника воочию увидел свою израненную, но и трагически прекрасную, зеленую планету Земля. Ты явил миру великих сынов своих, выдающихся мыслителей, ученых, художников, поэтов, гимнопевцев-державников и молитвенников чистого духа. И все они несли свою бесценную частицу, крупинку своего золотого сердца, в твое неизмеримое достояние – сокровищницу твоего дивно прекрасного русского слова! Но что стало с тобою теперь? Как ты обессилел, как захирел, опустился, если за тебя стал говорить один только не ведающий себя Шмелев! Но милостив Всевышний, если только мы сможем напрячь наши вероисповеднические усилия, преодолеем, даст Бог, и эту напасть, были времена куда хлеще.
      Но вернемся к адресату шмелевской полемики. Это такой же, как и он сам, вечно непотопляемо-живучий обыватель из татар, с которым он, буквально в каждой из своих статей, коих и сосчитать трудно, снова и снова вступает в бой, торжествуя свою очередную победу. Что же касается проблемы языка, которую он затрагивает, то невольно приходит на ум давний и опять-таки имперский эпизод. Чиновник колониальной службы ведет разговор с прибывшим к нему шефом из метрополии. На вопрос, как идут здесь дела, он отвечает: «Темный народ, знаете ли, эти аборигены, невежественный. Двадцать лет покупаю газеты все у одного киоскера. Можете представить – ни слова тебе по-английски. Не может выучить»! Чопорный великобританец-аристократ и наш соотечественник, чуждый спеси, конечно же, исконный демократ Шмелев – ну совершенно неразличимы, они прямо «один в один», как говорит теперь изобретающий все новые забавы вечно танцующий эфир. Как же все-таки оказалась возможной такая перекличка? Если задуматься, то ничего необычного, что не было бы присуще тайне человеческой психики, в данном случае вроде бы и нет. И рецидив имперского мышления, предающего забвению интересы других, «неимперских» народов, присущ не одному только Шмелеву. Дух его нередко витает в коридорах даже самых высоких столичных инстанций. Там он, конечно, звучит в своем не явном, не артикулированном и все-таки достаточно прозрачном, узнаваемом виде, что так умело смог прокомментировать в одной из своих совсем недавних колонок редактора наш Рашит Ракипович. И только лишь один Шмелев, не сознавая того, проговаривает его открыто. А чего стоит тот кощунственный замах, что он делает в отношении татарского народа? Или же ярлык «двуличия», который он так беззастенчиво приклеивает к едва ли не половине обитателей земли. Линия, к которой, в отличие от Шмелева, собственно и восходит татарский народ. Неискренность, коварное двуличие, видите ли, черта, которая, цитирую, «так часто используется в практике Востока»!? («ЗП» N34.) «Да и мифы о толерантности татар, – продолжает он свои обманные наветы, – очень часто разбиваются о действительность». И это из круга тех самых лозунгов, которые он то и дело так громогласно декларирует – «Давайте жить равноправно»! («Звезда Поволжья» N25.) А как быть в таком случае с другим-то его заявлением? А именно – что у него чуть ли не весь семейный интернационал! И где это его дети-то могли подобрать себе столь необычную, не похожую на остальных своих соплеменников, толерантно настроенную пару из татар, чтобы скрепить с нею свой совместный и, судя по всему, вполне благополучный семейный союз? Такого рода разяще несовместимых противоречий, то явной хулы, то слов высокой осанны, дифирамбов в честь дружбы, то нетерпимости в отношении татарского человека, отказе ему в чувстве толерантности – набором этих несуразностей начинены буквально все толстенные статьи нашего автора. Не успел я начать разговор на эту тему, как тут же последовала реакция моего оппонента. Ведь то была едва ли треть моей статьи. И мысль ее? Естественно? не получила своего завершения. И вот уже в номере газеты с начальной частью моего выступления он прямо с порога начал изливать на меня весь свой немалый сарказм. Такой вот, что называется, упреждающе партизанский ход. Это невольно вынуждает меня вернуться к тому, что уже было сказано выше. Главный мой тезис, который я только и пытался обосновать, обратившись к рассмотренным здесь текстам. Это прямо режущая зрение и слух какафония, не сходящаяся воедино, как бы он ни старался это осуществить – двойственность, двусоставность, которая присуща мышлению Шмелева. С одной стороны, он человек достойный и даже весьма похвальный по своим внутренним, лично-человеческим качествам (см. начало моей статьи). С другой стороны, в его отношении к татарскому фактору в нем начинает все более превалировать все тот же неодолимый имперский ген, который уж никак не может быть для меня привлекательным. И последнее его выступление, вопреки желанию самого Шмелева, дает мне в руки лишь все новые доказательства в пользу моей мысли. Начинает он, ясно что – с выигрышной в его глазах издевки в мой адрес и моего имени, которое я, как и он свое, несу как данность, с которой уж никак нельзя не считаться. Что ж, здесь он проявил массу изобретательности, разыгрывая на все лады один и тот же именной мотив. А что дальше-то? Да ничего! Весь запас наличных сил оказался истрачен. На негатив, на иронию и осмеяние. А позитив? Где анализ, обнаруживающий уязвимость, неприемлемость одной и правоту другой, то бишь, собственной, шмелевской позиции? Их нет и в помине – одни только эмоции возмущенного самолюбия. И все-таки заканчивает он весьма примечательной сентенцией – «Бог навстречу». Что, конечно, опять-таки свидетельствует об его самых высоких духовно-человеческих побуждениях, ибо что же может быть выше Бога-то, навстречу которому идет Шмелев. И снова напрашивается вопрос. И не потому лишь только и обдал тебя своим веянием неизреченный божественный свет, чтобы ты, как вечный молитвенник в ночи, был неизменно обращен к его благодати, трудился над совершенствованием богоданных тебе сил, а не предавался осудительному искусу – чувству обуявшей тебя гордыни. Но нет же! В прельщении ума своего Шмелев убежден, что он-то и являет собою тот самый, что ни на есть сияюще-спасительный лик, который один несет благоденствие и мир, а все остальные – лишь черные демоны, искусители, враги: «Я продолжу бороться за мир между нашими народами, как бы ни препятствовали этому Октябри и прочие русофобы» («Звезда Поволжья» N37). Вот так, ничтоже сумняшеся, как судили ранее пращуры самого же Шмелева. Прямо черным по белому. Внахлест. И никаких тебе доводов. Ни одного тебе словечка, взятого из статьи, которую он отвергает. Но зато делает обширнейшую выписку из декларации некоего Кыпчак-кумана аж из шести пунктов, вытащенную им из того же Интернета. И как же блистательно, как рыцарски неотразимо выглядит он, образованнейший наш сегодняшний полемист, в сравнении со своим соперником, диким кочевником из эпохи, ушедшей в небытие уже не менее тринадцати столетий назад. Впрочем, до иронии ли, когда речь идет о вопросах, которые прямо касаются нашего сегодняшнего бытия и которые пытается решить в своих статьях Шмелев. Но ни одна из них, говоря по совести, не выдерживает никакой сколь-нибудь серьезной критики. Ни с точки зрения строгой науки, которая не получила в них хотя бы даже отдаленного отражения. Ни требований логики, стиля здесь не усмотришь, ни соблюдения норм даже простой человеческой этики. Ну просто шедевр, эти самые опусы! И еще один, уже самый последний штрих к проступающему здесь изображению нашего автора. Это спор, который он ведет на предмет своей самодостаточности. «Предвижу массу оскорблений в свой адрес, что, дескать, у Шмелева мозги не в порядке. Сразу замечу, – возражает он своим интернет-хулителям, – это не так, по своей адекватности и уму могу посоперничать с любым автором или комментатором» – «Давайте жить равноправно» («ЗП» N25). Странное это заглавие. Можно жить дружно, делить вместе и радости, и горе, выражать сочувствие и т.д. Но «жить равноправно», в особенности с миллиардером-то? Боюсь – здесь что-то не так, как и в вопросе о самой адекватности, в особенности, если приходится ее еще и доказывать, да к тому же это многостранное бла, бла, бла, что неизъяснимо как стало.
 

Октябрь КАДЫРОВ,
профессор.


Комментарии (13)
Аналитик, 02.11.2013 в 17:35

Мне призыв жить татарам равноправно с русскими очень импонирует. Как насчет того, чтобы татарский язык имел равные права с русским на всей территории РФ, чтобы татары могли получать образование на родном языке от Сахалина до Калининграда?

читатель, 02.11.2013 в 20:15

Замечательная идея. Есть мнение, что значительная часть русских сегодня - это потомки татар, ассимилированных.
"Русский" - загадочный этнос с загадочной душой. Копни - еврей, еще копни - мордва, чуваш, мари…Татарский как второй государсвенный давно на повестке дня, так как русский язык для православных, татарский - для исламского мира хороши.

Guest, 02.11.2013 в 21:35

Аналитик,опять ты завел свою песню, ну откуда ж на Сахалине возьмутся учителя татарского языка? Бабы их народют, или они на вертолете Минниханова туда прилетать будут?

Guest, 02.11.2013 в 21:46

Guest, 02.11.2013 в 21:35
А вы не задумывались, почему пролив называется Татарским? Или почему погибший в авиакатастрофе губернатор Сахалина был этническим татарином? Все "явления" в жизни имеют свою историческую подоплёку.

Аналитик, 02.11.2013 в 22:36

Guest, 02.11.2013 в 21:35
Аналитик,опять ты завел свою песню, ну откуда ж на Сахалине возьмутся учителя татарского языка? Бабы их народют, или они на вертолете Минниханова туда прилетать будут?
===========
А вы скажите, откуда на Сахалине берутся учителя русского языка? Их бабы рожают или Путин на своем вертолете завозит?
Мое мнение такое - раз уж завезли татар на Сахалин, будьте добры обеспечить их учителями. Тем более что обеспечить 6 миллионов татар учителями в 20 раз легче, чем 120 миллионов русских. Ведь сами русские нигде не спрашивают, трудно или нетрудно найти им учителей русского языка, всегда и везде требуют русских школ, от Латвии до Сахалина. Так почему же татары должны быть лишены всего того, что русские считают для себя обязательным? Вы считаете, что русские - это высшая раса с особыми правами? А на каком основании?

Адиль, 03.11.2013 в 06:48

При такой постановке вопроса,"центральная власть должна обеспечить учителями татар и др."ничего не изменится,будет все как сейчас.Корень вопроса в том,чтобы сам народ,татары ли чуваши и пр. имели право самостоятельно определять приемлимый для них уровень национального образования.Например татары потянут от школьного до высшего образования на татарском языке,а эвенки сами могут ограничиться,понимая свои возможности,школьным образованием.Ясно,что решение вопросов в таком плане требует наличие полноценной федерации,что отображено в Конституции России.Что в реале вы сами видите.Так что пока не будет решен вопрос федеративных отношений ничего не изменится.

Guest, 03.11.2013 в 12:50

"Так почему же татары должны быть лишены всего того, что русские считают для себя обязательным? Вы считаете, что русские - это высшая раса с особыми правами? А на каком основании?" Очередной скулёж анала. Прежде всего необходимо узнать мнение диаспор, а точнее сами диаспоры должны выйти с предложениями в местную власть с требованиями по обеспечению образования на татарском, якутском и ещё каком либо языке. Но диаспоры молчат! Значит нет и проблемы!

Guest, 03.11.2013 в 13:21

"...сами диаспоры должны выйти с предложениями в местную власть с требованиями по обеспечению образования на татарском, якутском и ещё каком либо языке. Но диаспоры молчат! Значит нет и проблемы!"
_______________________________________________
Образование на татарском конечно должно быть добровольным. Но! Федеральный законодатель должен полностью отказаться от "зажима" свободы развития живого нерусского языка как в части письменности, так и в части фонетических, грамматических норм. "Земля" сама естественно определит насколько будет употребительным тот или иной нерусский язык. Конкретно по татарскому надо разрешить употребление всех трёх (или четырёх?) исторически бывших форм письма. Лингвисты тут наверняка внесут свою лепту. Уверен, какая выиграет в этой конкуренции. А госвласть РТ, как единственный официальный центр татарского этноса, в пределах своих финансовых возможностей поддержит развитие "выигравшего" варианта языка. А политические провокации на этой почве всегда будут. Провокаторы за счет этого и живут на политическом поле.

Аналитик, 03.11.2013 в 14:55

Guest, 03.11.2013 в 12:50

"Так почему же татары должны быть лишены всего того, что русские считают для себя обязательным? Вы считаете, что русские - это высшая раса с особыми правами? А на каком основании?" Очередной скулёж анала. Прежде всего необходимо узнать мнение диаспор, а точнее сами диаспоры должны выйти с предложениями в местную власть с требованиями по обеспечению образования на татарском, якутском и ещё каком либо языке. Но диаспоры молчат! Значит нет и проблемы!
=============
Очередное вранье русского нациста - якобы, если люди молчат, значит нет и проблемы! Все вранье! Люди не молчат, а есть сознательное замалчивание проблемы татарского и другого нерусского образования, которое уничтожается русскими нацистами где только можно и как только можно! Типичный пример:
«Азатлык» против закрытия татарской школы в Башкирии
Сегодня активисты Союза татарской молодежи «Азатлык» провели на улице Баумана в Казани пикет против закрытия татарской начальной школы в селе Туркменеево, которое расположено под Октябрьским в Башкирии. В этот же день, по словам руководителя татарстанского отделения «Азатлыка» Наиля Набиуллина, аналогичные митинги должны были состояться в самом селе Туркменеево и в Уфе.

«Несмотря на то, что родители категорически против закрытия школы, там сейчас пытаются закрыть начальную школу с татарским языком обучения. Мы тоже решили выйти на пикет и поддержать жителей этого села, так как наш «Азатлык» еще ни разу не выступал в защиту татарского населения Башкирии», – рассказал журналистам Наиль Набиуллин. Он пояснил, что причины закрытия ему неизвестны, однако его возмущает то, что после закрытия этой школы дети из Туркменеево будут посещать другую школу, с русским языком обучения.

http://ufa1.ru/text/newsline/589501.html
Таких примеров пруд пруди, а русские нацисты нагло лгут, что якобы нет ни закрытия татарских школ, ни протестов татарского населения.
В очередной раз убеждаюсь - подлость есть неотъемлемое качество русского нациста. Раз кто-то является русским нацистом, значит он аморален, как мой оппонент, спрятавшийся под ником Guest, 03.11.2013 в 12:50

Guest, 03.11.2013 в 15:16

«Азатлык»??? Да кто на этих пацанов обращает внимание? разве что правоохранительные органы приглядывают, а в целом казанцам на них наплевать!

Аналитик, 03.11.2013 в 16:00

Guest, 03.11.2013 в 15:16
«Азатлык»??? Да кто на этих пацанов обращает внимание? разве что правоохранительные органы приглядывают, а в целом казанцам на них наплевать!
==========
В таком случае как остается относиться к русским, требующим образования на родном языке? Тоже просто наплевать? Или у русских, как у высшей расы, должны быть особые права, к ним нужно относиться по-особому?

Guest, 05.11.2013 в 08:41

6 ноября митинг на площади Г.Тукая, у часов свиданий. Кто знает во сколько. Напишите, пожалуйста !

Guest, 06.11.2013 в 08:54

"6 ноября митинг на площади" что за митинг?