3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Башня

2 ноября 2013 года
Башня

     Дорогой Рашит Ракипович. В вашей газете было опубликовано «обращение-приглашение» о проведении 12 марта Дня памяти. В рамках этого мероприятия организаторы планируют совершить молитву (намаз) у башни Сююмбике в Казанском кремле. Непонятно, почему молитва будет совершена у этой башни. Если же молящиеся будут рассматривать башню как символ несгибаемости народа на примере Сююмбике, то ведь это легенда. Она не бросилась вниз с башни, а в 1551 году была выдана русскому царю татарскими мурзами вместе с сыном Утямышем и казною. Как известно, Сююмбике вышла замуж за Шаха Али, а ее сын был крещен под именем Александр и считался приемным сыном Ивана Грозного. На приемах он стоял по правую руку царя. Скорее всего именно тогда возникло известное русское выражение. Бояре, глядя на «царевича казанского», приемного сына царя, в сердцах и с завистью приговаривали: «Казанская сирота»! 
      Если организаторы считают, что сама башня каким-то образом связана с Казанским ханством, то это не так. В авторитетном труде «Казань в памятниках истории и культуры», вышедшем под редакцией С.С. Айдарова, А.Х. Халикова, М.Х. Хасанова, И.Н. Алеева, башня ориентировочно датируется 1645 – 1650 годами. Она несла функции дозорной (сторожевой) башни. Получается, что молиться собравшиеся будут, образно говоря, «русскому сторожу». На башне установлен полумесяц, что якобы рассматривается как признак того, что он там стоял и в давние времена, но это также не так. На самом деле впервые полумесяц на башне появился 95 лет назад. 8 марта 1918 года тишину Казанского кремля нарушили звуки духового оркестра: «Вы жертвою пали в борьбе роковой...» Напротив башни Сююмбике толпился народ. Предавалось земле тело сардара (предводителя) «божьих воинов» общества волжско-булгарских мусульман Гайнана Ваисова. Как сообщалось в газетах того времени, он был убит татарскими националистами, сторонниками т.н. «Забулачной республики», в своей штаб-квартире в Старотатарской слободе.
      Революционный штаб Казанского совета рабочих и солдатских депутатов объявил однодневный траур. В этот же день по приказу штаба на башне Сююмбике был водружен исламский полумесяц.
      Кто же он, Ваисов? Какими «божьими воинами» руководил? Почему большевики воздали ему такие почести?
      Фактически «божьи воины» – это мусульманская секта, носившая скорее протестантский характер и в определенной мере имевшая сходство с гуситским движением в христианском мире. Ваисовское движение возникло после крестьянской реформы 1861 года. Его родоначальником стал мулла Багаутдин Ваисов. Образование он получил в Бухаре. В 1862 году Ваисов провозгласил себя дервишем нового учения «Освобождение ислама». В своих проповедях он критиковал иерархию мусульманского духовенства и вывел своих сторонников из подчинения муфтията. Выдвинул и ряд социальных требований. В частности, предлагал отменить различные налоги для потомков булгар, а оставить только земельный – восемь копеек за десятину.
      Идеи Ваисова распространились на мусульманские регионы Российской империи. Он основал автономное духовное управление, религиозную школу «Мектебе гыйрфан» («Школа воспитания»). Однако вскоре последовали репрессии. Многие «божьи воины» были сосланы в Сибирь. Самого Ваисова арестовали в 1884 году, он умер в психиатрической больнице. Роль лидера перешла к его сыну Гайнану. В 1905 году тот обратился в высшие органы власти империи с «всеподданнейшим прошением», в котором назвал себя «наследником булгарских владений, потомком благородных князей». Он утверждал, что молитвенный дом его отца на Большой Симбирской улице в Казани в 1884 году был разгромлен чиновниками, а имущество конфисковано. Среди вещей, по словам сторонников Ваисова, якобы были изъяты древние рукописи, священные книги, подлинная родословная булгарских ханов, их письма.
      Гайнан Ваисов в сочинении «Суть философии дервишей» изложил основы учения отца. Он продолжил его развитие в контексте событий, происходивших в России. Учение стало приобретать социалистические элементы. В политической программе движения декларировалось равенство всех граждан России, свобода слова и совести, право на создание профессиональных союзов и проведение забастовок. Суверенитет народа рассматривался как средоточие всей верховной государственной власти в руках народа. Предусматривалось пропорциональное представительство национальных меньшинств в законодательных органах, а также проведение референдумов по принятию важнейших законов. Предусматривалась социализация земли, фабрик и заводов. Каждый крестьянин, по идее Ваисова, должен был наделяться таким количеством земли, которое он сможет обработать без использования наемного труда. Провозглашался принцип добровольности при защите Отечества. Словом, в программе ваисовцев удивительным образом сочетались исламское мировоззрение и светские установки. Именно это привело их в 1917 году в лагерь союзников большевиков, но сделало противниками адептов национальной идеи.
      Гайнан Ваисов как оратор имел успех у слушателей. Он был знаком и вел переписку с Львом Толстым, который называл его братом. Великий русский писатель в своем письме секретарю журнала «Мусульманин», говоря о ваисовском движении, сравнивал его с «бабидским» движением в Персии: «...Другую секту магометанскую я знаю в Казани. Секта эта называет себя «божьим полком» или по имени своего основателя – ваисовцами. И та и другая секты представляют собою движение вперед магометанства. К освобождению от мертвых внешних форм, которых, надо сказать, в магометанстве как «новой религии» гораздо меньше, чем во всех других больших религиях».
      Он был союзником большевиков в их противостоянии с татарскими националистами. Но пройдет три года, и большевики расправятся с «божьими воинами» как и с другими союзниками по революционной борьбе...
      После смерти Гайнана Ваисова на роль лидера-«сардара» выдвинулся его брат Газизян. Личность авантюрная. Во всевозможных инстанциях большевиков он представлялся руководителем многочисленных «божьих воинов». При этом демонстрировал фотографию (а на самом деле фотомонтаж), где он якобы снят вместе с вооруженными «башибузуками». Весьма занятно видеть на страницах газет того времени, как наряду с приказами революционного штаба публиковались в плохом переводе с татарского приказы Ваисова о мобилизации «божьих воинов булгарских мусульман». Хотя на самом деле сторонников Ваисова насчитывалось всего лишь несколько десятков человек. Дело доходило до курьезов. Казанские большевики с недоумением получали телеграммы из Москвы об оказании содействия Ваисову в отправке 2500 «булгарских мусульман» для пополнения украинской милиции...
      В 1923 году постановлением ОГПУ общество «волжско-булгарских мусульман-ваисовцев» запретили, «как ставящее своей целью создание Булгарской народной республики», а сардара – Газизяна Ваисова – сослали на Соловки на 10 лет. После освобождения он некоторое время жил в Узбекистане, но в 1940 году его вновь репрессировали. Схожая участь постигла многих оставшихся в живых «божьих воинов», которые успели основать в чистопольском кантоне деревню Янги Булгар (Новый Булгар). Еще один из братьев Ваисовых, Гаян, жил в Вильнюсе, где владел кондитерским магазином.
      Демократические процессы современности породили неожиданные формы общественной активности, некоторые из которых напоминают «дела давно минувших дней». В общественной жизни Татарстана в конце 80-х – начале 90-х годов заметную роль играло общество «Булгар аль-Джадид» («Новый Булгар»), в которое входили достаточно известные деятели науки и культуры республики. В частности, композитор Луиза Батыркаева, которая стала называть себя Луизой Булгари, историк Фархад Нурутдинов. «Булгар аль-Джадид» издавал историко-культурный вестник «Болгар иле». В основе деятельности общества лежали выхолощенные идеи ваисовского движения. Главная цель для булгаристов – возвращение татарам (или тем из них, кто этого желает) национального определения – булгары.
      Долгое время могила Гайнана Ваисова, который был перезахоронен у ЦПКиО им. Горького, находилась в забвении. Лишь в 1989 году члены общества «Булгар аль-Джадид» установили на ней памятник.
 

Ровель КАШАПОВ.


Комментарии (9)
марат, 02.11.2013 в 23:23

Если же молящиеся будут рассматривать башню как символ несгибаемости народа на примере Сююмбике, то ведь это легенд.
Предложите другой символ?

Guest, 03.11.2013 в 19:08

В Про городе высказана мысль, что башня стоит на месте ханской мечети. В таком случае это просто дозорная башня, а большевики вроде бы в 1923 возложили на верхушку башни полумесяц. В таком случае эта дозорная башня никак не может местом поломничества, тем более творения молитв за убиеных защитников и жителей Казанского царства.

татар, 05.11.2013 в 11:16

"В таком случае эта дозорная башня никак не может местом поломничества, тем более творения молитв за убиеных защитников и жителей Казанского царства."
------------------------------------------
Не башня, а территория кремля где под ногами земля пропитанная кровью, где погибли тысячи защитников Казани.

Guest, 08.11.2013 в 02:08

Не башня, а территория кремля где под ногами земля пропитанная кровью, где погибли тысячи защитников Казани.
---------------------
Совершенно верно! Люди преклоняются не перед самой башней, а перед всеми героическими предками, погибшими за Свободу! Сама территория кремля - это Священное место, пропитанное кровью наших дорогих предков!
А Сююмбике сама согласилась попасть в плен к русским варварам только ради Свободы своего любимого народа, т.к. она, будучи очень высоконравственной, высокообразованной, честной, принципиальной, справедливой, но молодой и доверчивой, из благородного княжеского рода, поверила коварному и жестокому Ивану Кровавому Грозному, который ей обещал, что в случае ее пленения, он оставит татарский народ в покое, и не будет грабить и убивать наш народ. Но он коварно и жестоко обманул: и ее с сыном взял в плен, и Казань полностью разграбил и жестоко уничтожил почти весь наш народ. А народ Сююмбике всегда очень любил за ее ум, доброту, гуманность и справедливость, и поэтому всегда слагал стихи, легенды и поэмы о ней, воспевая ее преданность народу, ее самоотверженность и героизм!

Guest, 08.11.2013 в 09:19

Хуест( Guest) прав. Он знаток отменный. Башковитый ай башковитый .

Guest, 08.11.2013 в 13:52

Guest, 08.11.2013 в 02:08
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Да, душа народа просит доброты и чистоты. Однако "романовская" историография подлежит полному пересмотру. Уже существует другая парадигма ордынско-русской истории. Надо только, чтобы она стала достоянием думающей части нашего общества. Цена вопроса - спасение страны от гибели.

Мегалодон, 08.11.2013 в 19:03

Конечно же никто не преклоняется перед башней. Незнающим надо сказать, что в нескольких метрах от башни начинается охраняемая гебешниками территория - резиденция Президента РТ. Именно внутри этой территории находился средневековый комплекс татарской власти - дворец хана и Главная мечеть, мечеть, где служил Кул Шариф - величайший герой татарского народа. Если уж не пускают внутрь этой территории, то логично читать "дога" на максимально близком расстоянии к ней.
Поэтому здесь нет никаких элементов язычества. Это дань памяти героическим предкам.

Guest, 08.11.2013 в 21:11

А этот Ровель Кашапов случайно не из пресс-службы КГБ? Что то "никнейм" примелькавшийся.
Ну-ну, так вот прям впитаем вашу информацию и будем действовать в соответствии с нею! Все ведь знают, что КГБ лучший друг детей и помощник угнетенному человечеству на всем земном шаре!

Guest, 09.11.2013 в 00:05

Интересно, а когда наступят времена, когда служба в чекистских органах будет приравнена к аналогичной службе в нацистских структурах?
Прошла ведь денацификация и десоветизация в странах Восточной Европы. Все тоталитарные силовики были подвергнуты различным репрессиям. Когда падет последний оплот тоталитариев?