2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Земфира Сайдашева
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Земфира Сайдашева

10 апреля 2012 года
Земфира Сайдашева

     Земфира Сайдашева – музыковед,
первый доктор искусствоведения
в истории Казанской государственной консерватории им.Н.Жиганова,
профессор,
заслуженный деятель искусств России и Татарстана.
Её фамилия у многих вызывает ассоциации
с основоположником татарской музыки
Салихом Сайдашевым.
Но истоки её фамилии
связаны с династией
известных казанских торговых промышленников
рубежа ХIХ – ХХ вв.
 



      Среди музыковедов Татарстана Земфире Нурмухаметовне по праву принадлежит одно из ведущих мест. Её первые публикации, связанные с проблемами татарской музыки, появились ещё в годы учебы в Казанской консерватории (1961 – 1966). По сей день она успешно продолжает работать в данной области, причем в самых разных направлениях: как просветитель, исследователь и преподаватель.
      Этот год для неё является юбилейным: 40-летие преподавательской деятельности в стенах Казанской консерватории, 40-летие членства в составе Союза композиторов РТ и РФ, и, наконец, 45-летие творческой деятельности. Её перу принадлежит около 10 монографий и сборников и более 160 статей, очерков, рецензий, которые опубликованы на страницах периодики не только Республики Татарстан, но и Чувашии, Башкортостана, Азербайджана. Она оперативно откликается на все новые и актуальные вопросы современной музыкальной культуры: образования, исполнительства, а также пропаганды, бытования, распространения татарской музыки, особенно самого её демократического жанра – песни. Глубокие знания и деловые качества позволяют З.Н.Сайдашевой остро осветить текущие проблемы, критически подойти к имеющимся недостаткам и подсказать пути их устранения. Профессиональный анализ сочетается с определенной позицией автора, с глубоким принципиальным разговором о музыке. Особенно широкий резонанс в республике вызвали её остро-полемические статьи «Камертон для песни», «Легко ли быть слушателем». «Для музыки нет провинции» (из опыта социологического изучения), «В музыке – судьба народа», «Свидание двух миров» и т.д. Ценность просветительской деятельности З.Н.Сайдашевой определяется тем, что помимо публицистики она активно выступает по радио и телевидению.
      Неоценим вклад З.Н.Сайдашевой и в области татарского музыкознания. Её деятельность в этой сфере сконцентрирована на исследовании истории и теории татарской музыки как устной, так и письменной традиции. В 2007 году профессор З.Н.Сайдашева публикует первый в истории консерватории учебник «Татарская музыкальная этнография». Главное достоинство его в том, что автор не только расширила содержание этого курса, но и подняла его профессиональный уровень до гуманитарных факультетов университетов. Этому способствовало введение в тематику некоторых вопросов других наук – этнографии, социальной психологии, лингвистики, филологии, истории и др. Большое место в книге занимают темы, связанные с фольклорно-этнографической практикой студентов: методика полевых исследований и методика нотной транскрипции музыкального фольклора. Нельзя не отметить, что З.Сайдашева не только глубокий теоретик, но и активный практик фольклорно-этнографической деятельности. Более 30 лет она систематически выезжала в качестве руководителя студенческих фольклорных экспедиций и руководила нотными транскрипциями записанных образцов.
      Её книга «Татарская музыка: история и современность» (2008) содержит статьи, очерки, рецензии, опубликованные в разные годы в научных сборниках, периодической печати (русской и татарской), а также тексты выступлений на республиканских, российских и международных конференциях. Особенно широкой популярность пользуются её очерки, которые объединены под рубрикой «Слово о композиторах и исполнителях». В них З.Н.Сайдашева выявляет индивидуальность каждого композитора и исполнителя, характерные черты их творчества. Более того, с позиции сегодняшнего времени, она пересматривает прежние взгляды в оценке некоторых из них, возвратив достоверность и объективность в освещении их творчества, в частности известного татарского просветителя, ученого, музыканта С.Габяши и композитора-основоположника татарской профессиональной музыки С.Сайдашева.
      На соискание Государственной премии им. Г.Тукая было выдвинуто её исследование «Песенная культура татар Волго-Камья: эволюция жанрово-стилевых норм в контексте национальной истории» (2002). З.Н.Сайдашева в этой работе исследует наиболее сложную и мало документированную часть татарского музыкального искусства – эволюцию песенной культуры. До этого данный материал разрабатывался лишь методами формального анализа стилевых особенностей напевов и не являлся объектом историко-культурного исследования. Ученый впервые рассматривает его в рамках тысячелетнего периода, на протяжении которого происходила сложнейшая трансформация Волго-Камского пространства (этническая, культурно-историческая, лингвистическая и т.д.) с последовательно меняющимися государственными образованиями: Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство, Российская империя, Советский Союз, Российская Фелерация. Поэтому данный труд Сайдашевой представляет как бы новое направление татарского музыкознания, которое можно назвать историческим этномузыкознанием.
      Успехи ученого очень впечатляют. Сейчас Земфира Нурмухаметовна работает над «Историей татарской профессиональной музыки». Так пожелаем ей дальнейших творческих удач и радостей!
 

Зав. кафедрой
теории и истории музыки,
профессор  
Казанского государственного университета культуры и искусств,
кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель искусств РФ и РТ

М. П. Файзуллаева


Комментарии (0)