9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Яблоко от яблони…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Яблоко от яблони…

15 апреля 2012 года
Яблоко от яблони…

     Сегодня мы на различных собраниях, конференциях, парламентских заседаниях нередко говорим о правах человека. А что это такое? Знают ли у нас люди свои права? Обсуждение этой темы обычно затрагивают нормы и правила поведения людей, основанные на законах, на требованиях, прописанных в них, на случаях их нарушения. Да, законы, призванные держать государство на правовой основе, удерживать граждан в определенных рамках поведения, конечно же, должны соблюдаться беспрекословно. Но прежде чем требовать соблюдения этих законов, необходимо, чтобы люди знали и понимали их сущность. Лет сорок – пятьдесят назад, когда мы были молодыми, в деревню к нам, где не было ни дорог, ни электричества, ни, естественно, телевизоров, приезжали из районного центра или Казани лекторы и в холодных клубах доходчиво объясняли народу новые законы, партийные документы. Даже для учеников на уроках, для пионеров, комсомольцев на их собраниях проводили политинформации. В те годы, естественно, мы и слыхом не слыхивали о проблемах прав человека, мы попросту не знали, что это такое. Но, тем не менее, волей-неволей сознание наше впитывало наставления родителей и учителей, увещевания дедов, слова тех же лекторов, и мы потихонечку вступали в поле законов, в систему прав и обязанностей.
      Зачем я говорю это? А затем, что большинство людей сегодня не знают толком ни законов, ни прав, ни круга своих обязанностей, очерченных обществом. К сожалению, уроков права в наших школах практически нет, средства массовой информации этой темой в просветительских и воспитательных целях не интересуются. Известно, под лежачий камень вода не течет и, таким образом, принимаемые законы до народа не доходят.
      Но, следует заметить, правовое воспитание не панацея от всех проблем. Наряду с писаными законами на свете существуют законы неписаные. И в жизни человек опирается на эти два кита одинаково. Неписаные законы в отношениях между людьми нередко даже первенствуют.
      Все противозаконные явления, вся преступность, аморальность, поразившие наше общество сегодня, идут от воспитания, точней сказать, от его отсутствия. Не зря же в народе бытует пословица: «Как ведешь себя в гнезде, так поведешь себя и в полете». Еще в продолжение той же темы: «Яблоко от яблони недалеко катится». Народная мудрость говорит о том, что воспитание в семье с давних пор имеет главенствующее значение. А мы вспоминаем о семейном воспитании лишь изредка, почти не предпринимая никаких государственных мер для восстановления, укрепления института семьи. Зачастую, отрывая женщину от семейного очага, от основной ее обязанности, дарованной природой, – рожать детей, воспитывать их, мы перекладываем на ее плечи мужские обязанности, и сами при этом мужские качества теряем. На сессиях Государственного Совета, на правительственных заседаниях, на всяческих форумах, проводимых в масштабах страны, ведутся разговоры, как правило, лишь о политике, экономике, производстве. Да, выпускать товары высокого качества и в необходимом количестве – это важно. Но главная задача любого общества – воспитание человека. Основным товаром государства, его самой значимой продукцией должен быть человек – человек высокого качества. Иначе теряется смысл жизни, будущее человечества.
      Как же воспитать такого человека? В последнее время мы часто рассуждаем о том, как призвать к порядку полицейских, чиновников… Это, безусловно, тоже необходимо. Но браться за воспитание человека, уже получившего образование, профессию, сформировавшегося как личность, пытаться изменить его качественно – равно попытке согнуть железнодорожную шпалу в дугу.
      Однажды ради интереса я спросил одного моего хорошо знакомого – типичного, опытного чиновника. Мне, как писателю, был любопытен образ его мыслей в одной определённой ситуации. Я поинтересовался: «Когда твой руководитель дает тебе какое-то поручение, что тебе приходит в голову первым делом?» Ответ меня ошарашил. «По правде говоря, – сказал он, – первым делом я думаю, как избавиться от этого поручения, переадресовать его кому-нибудь. Если не удается уклониться, то прикидываю, как можно выполнить порученную работу с наименьшим усилием или даже отписаться гладеньким ответом». Когда я спросил: «А разве нельзя сразу прикинуть, как лучше сделать заданное дело?», он посмотрел на меня недоуменно и ответил: «Во-первых, я простой чиновник, от меня ничего не зависит, брать на себя лишнюю ответственность – себе дороже. Во-вторых, если начну инициативно исполнять порученное, то где гарантия, что за свой ретивый, творческий подход не схлопочу по шапке? Ведь неизвестно, где тебя и на чью «сопредельную территорию» занесет. А если спущу на тормозах, то и взятки гладки – никто и в никаких ошибках не обвинит».
      Не утверждаю, что его высказывание является выражением внутренней сути всех государственных служащих. Среди них немало и честных, беззаветно преданных своему делу людей, но, будем откровенны, хватает у нас и вот таких бездеятельных «премудрых пескарей».
      Одним из самых тяжелых болезней современного общества является безразличие к человеческим несчастьям и бедам. А чувство безразличия напрямую связано опять-таки с воспитанием. Семья, школа, другие учебные заведения просто-напросто не уделяют должного внимания формированию «качественного человека». А там, где взращивают исключительно технарей, гуманитариев в собственном соку и т.д., не уделяя внимания воспитанию личности, забываются и писаные, и неписаные законы, исчезают критерии морали и нравственности, в результате чего и само общество деградирует.
      Еще 150 лет назад великий русский писатель Федор Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Обратите внимание, классик ведь не заявил, что мир спасут хорошие заводы, финансовое благополучие или спортивные достижения. А именно красота. Она у Достоевского имеет глубокий философский смыл, подразумевающий божественную (читай: духовную) красоту, к которой человечество произвольно и непроизвольно стремится.
      Сегодня не только Татарстан или Россия, но и весь мир переживает духовный кризис. Однако люди повсеместно бьют тревогу только по поводу кризиса финансового. А ведь пока не преодолеешь духовный упадок, никогда по большому счету не поправишь дела ни на производстве, ни в правоохранительных органах, ни в государственных или местных структурах. Сегодня в повальной депрессии находятся не только перечисленные мной области, но и те, кто составляет духовную основу общества – образование, наука, культура. У нас взятничество в высших учебных заведениях, поборы в школах, зачеты, экзамены, курсовые за деньги, купля-продажа дипломов – всё это давно превратилось в обыденность. И что страшно – постепенно мы начинаем привыкать к этому.
      Удручает и тот факт, что люди, дающие детям первые уроки нравственности, определяющие моральные ориентиры будущего гражданина страны – воспитатели детских садов, а также работники культуры вознаграждаются за свою работу какими-то 6–7 тысячами рублей зарплаты в месяц. Стало быть, в нашем обществе это самые малопочитаемые люди. А мы стараемся разобраться с проблемами нравственности в верхах общества, пытаемся кого-то перевоспитать, переаттестовать, при этом забывая, что корни проблемы спрятаны в далеком детстве. Пожалуй, поговорка «зри в корень» как нельзя тут кстати.
      Еще одна весомая причина краха воспитательной политики заключается в отстранении детей, юношей и девушек, да и взрослых людей от своих национальных истоков культуры и педагогики, которые формировались и совершенствовались на протяжении веков. Даже в дни начала Великой Отечественной войны, когда было далеко не до культуры, «вождь всех народов» вынужден был заявить: в тяжелые времена к людям надо обращаться на их родном языке. Во время войны выпускались в свет татарские газеты не только в тылу, но и на фронте, работали тысячи татарских школ и библиотек, началось строительство театра оперы и балета в Казани. Мы же теперь, в мирное время, вместо того, чтобы развивать национальное образование, закрываем школы, образовывающие детей на родном языке, всё меньше и меньше внимания обращаем на воспитание в своем национальном русле, хотя прекрасно знаем статистику: преступность среди детей, получивших образование и воспитание в национальных школах, кратно меньше или вовсе отсутствует.
      Известно, что человека в человеке воспитывают национальные традиции, литература, искусство, культура в целом. Возникает вопрос, если это так, то почему мы подвергаем национальное образование, литературу, всю духовно ценную культуру необоснованным ограничениям, обрекаем на второсортность, безденежье, нищенское существование? Причина здесь одна: наше общество еще не поднялось на должный уровень цивилизации, который предполагает наряду с научно-техническим прогрессом и прогресс внутреннего мира человека, развитие его гуманитарной и духовной составляющей. И до тех пор, пока мы не поймем это, не предпримем должных мер, не узаконим духовные ценности и их приоритеты, не примем специальные государственные программы по воспитанию и развитию «качественного человека», так и останемся там, где находимся, – на обочине цивилизации.
 

Разиль Валеев,
Народный поэт Татарстана


Комментарии (1)
Бакир, 18.04.2012 в 19:01

Констатация фактов и описание проблемы это конечно хорошо,но хотелось бы увидеть и пути решения проблем.Все эти :"примем специальные государственные программы по воспитанию и развитию «качественного человека" и т.п.,уже есть,например переход на латиницу.Вот только почему-то не исполняются.Хотелось бы узнать ,кто и почему мешает исполнению этих мер и как предодолеть "барьеры".