15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Возвращение "бунтаря" (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

Возвращение "бунтаря" (ч.3)

5 марта 2018 года
Возвращение "бунтаря" (ч.3)

     Одна из главных проблем, с которой Исрафилов столкнулся в первые дни своей работы в театре – это отсутствие молодежи в труппе. Он понимал, что, не создав собственной школы, труппу сформировать невозможно. И первый вопрос, который он поставил перед властями области, был вопрос об открытии здесь театрального факультета. По его инициативе в Оренбурге был открыт факультет в институте искусств.
     Оренбургский институт искусств был образован в 1996 году на базе областного музыкального колледжа. Ректором института стал кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств России профессор Борис Хавторин. Открытие театрального факультета и кафедры актерского мастерства в институте стало возможным благодаря лауреату Государственной премии РФ, народному артисту РФ Рифкату Исрафилову, который в 1997 году стал художественным руководителем Оренбургского драматического театра им. М. Горького. В 1998 году в институте была открыта кафедра актерского мастерства и осуществлен первый набор студентов по специальности «актерское искусство». Рифкат Исрафилов стал мастером курса, заведующим кафедрой актерского мастерства является заслуженный артист России Юрий Труба.
     Театр и институт, думая о перспективе подготовки кадров, умно решили смену поколений. Сегодня выпускники уже в театрах России, и, конечно факультет подпитывает творческими кадрами не только свой Оренбургский театр, но и все труппы Оренбургского края.
     Сейчас в Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей на театральном факультете по специальности «актер драматического театра» обучаются два курса. Как и в былые времена, когда спектакли студийцев МХАТа «Дурочка» Лопе де Вега, «В поисках радости», «Вечно живые» В. Розова становились яркими событиями театральной жизни города, так и сейчас работы студентов четвертого курса, воспитанников профессора Рифката Исрафилова, вызывают живейший интерес публики. Спектакль «Деревенские истории» по рассказам В.М. Шукшина, рожденный как курсовой спектакль театрального отделения института, в июне 2004 года представлял театральное искусство России на ХV международном фестивале театральных школ «Истрополитана» в Братиславе (Словакия). На Международном фестивале «Твой шанс» в г. Москве дважды были представлены работы оренбургских студентов. «Старший сын» и «Вестсайдская история» в разные годы были отмечены фестивальным жюри в числе лучших.
     Развивая лучшие традиции, театр меняется вместе со временем, приобретая черты, присущие современности. Творческий потенциал старейшего театра на Урале – в высоком профессионализме и мастерстве актеров, чьи имена мы произносим с гордостью. Это народные артисты России Александра Жигалова и Андрей Лещенко, заслуженные артисты России Владимир Бухаров, Надежда Величко, Зинаида Карпович, Сергей Кунин, Изольда Лидарская, Александр Папыкин, Юрий Труба, Василий Шур, лауреат Государственной премии РФ Олег Ханов. В труппе также успешно работают такие актеры, как Мария Губанова, Борис Круглов, Наталья Панова, Ирина Прохорова, Лариса Толпышева, Сергей Тыщенко, Елена Улановская, Александр Федоров, Алсу Шамсутдинова, Сергей Шахмуть и другие.
     «В нашем театре сохраняется русская традиция, – подчеркивает главный режиссер. – Это ведь так важно для драмы, комедии, трагикомедии, где нужны обаяние, харизма, внутреннее чувство ответственности исполнителя. Только благодаря артисту театр имеет человеческое лицо. Только благодаря его таланту театр понятен зрителю и любим зрителем. Режиссер без артиста ничто – это мое глубокое убеждение. Какими бы красивыми словами режиссер ни говорил о пьесе, все это ничего не стоит, если не выражено через артиста. Другой вопрос, что каждому режиссеру нужны свои артисты... и тут опять проблемы сегодняшнего времени... Хороший режиссер всегда открывает артиста, развивает его, заставляя делать в каждой новой роли что-то новое».
     Исрафилов очень хочет быть понятным актерам и, пожалуй, даже сознательно упрощает подход к делу, чтобы не отпугнуть молодых артистов. Понимая и используя рекомендации «системы Станиславского», он уделяет серьезное внимание изучению активной работы, при которой природные способности каждого могли раскрыться с наибольшей полнотой. У него есть своя цель - помочь каждому актеру достигнуть совершенства во имя театра, который существует для решения высших задач в искусстве.
     Хочется отметить, что работы студентов, бывших выпускников, настолько профессиональны, что занимают достойное место в репертуарной афише театра. А знаменитой постановке «А зори здесь тихие…» и по сей день рукоплещут на фестивалях не только в России, но и во Франции.

     Октябрь ВАЛИТОВ,
профессор, доктор философских наук,
заслуженный деятель науки РБ,
заслуженный работник культуры БАССР.
     (Продолжение следует.)

     На снимке: Рифкат Исрафилов.


Комментарии (0)