4 декабря 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Ветрогонские

23 сентября 2016 года
Ветрогонские

     В Галерее современного искусства, что напротив Дома Аксенова, открылась великолепная выставка художников из Петербурга Владимира и Андрея Ветрогонских. Это отец и сын. Сын приехал на открытие выставки. Народный художник России, профессор, участник войны Владимир Ветрогонский (1923 – 2002) был деканом в Ленинградском институте живописи им. Репина, заведующим кафедрой графики. Справочники его определяют: «Выдающийся советский художник-график». Это действительно так, действительно выдающийся художник. Его графика и акварели потрясающие, настолько тонкие и гармоничные, в то же время насыщенные невероятной энергией советские люди труда (не казенные передовики), таинственное и прекрасное, неуловимое поэтическое сочетание цветов. Эта симфония цветов очень музыкальна, природна, естественна, а не вымучена, настоящая, а не механическая цветомузыка.
     В Москве сейчас ажиотаж вокруг выставки Серова. Двери сломали. Так Владимир Ветрогонский – не хуже, а в чем-то и тоньше, глубже Серова. Для Серова характерны густые, яркие, материальные мазки и краски, он вызывающе крупно буржуазный художник, но при этом в чем-то одновременно мещанский и чрезвычайно статичный. Мир Серова мне кажется эффектно-поверхностным, эта живопись довольно сильно «коммерциализирована». Мир Серова не одухотворен, это портреты скорее эпохи воинствующего позитивизма, и, конечно, это не религиозная, а прометеевская, бунтарская, предреволюционная живопись, стихия довольно вульгарных чувств. Сам Серов писал: «Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков и т.д.), совестно становится. Не умею молиться, да и невозможно, когда о Боге нет абсолютно никакого представления». Портрет Николая II, считаю, ему совершенно не удался, он ничего не увидел в последнем царе (впрочем, конечно, не последнем российском самодержце). Царь слаб и условно-интеллигентен, кстати, очень напоминает Дмитрия Медведева, драмы в царе не чувствуется.

Владимир Ветрогонский. «Солнечное».

    Конечно, интересно, как Серов изобразил бы Владимира Путина. У Серова мало живой страсти, глаза его портретов довольно однообразны, они бесчувственны и словно сделаны под копирку. И Лесков у него не получился. Конечно, это мое субъективное мнение, Серов в чем-то сходен с Горьким в творчестве, его реализм довольно механический, реальная правда о человеке, личности словно затушевывается небольшими внешне эффектными деталями (как в портрете Феликса Юсупова), заслоняя главное. Серов больше скрывает, чем обнажает личность человека. В общем-то его портреты очень стандартно похожи, однотипны. А ведь люди-то разные, каждый – личность, каждый – оригинал, каждый – талант. Иногда смотришь даже на «Девочку с персиками» и думаешь, да живые ли это люди из мира Серова, уж больно смахивают на ряженых кукол, на схемы, ощущается искусственность. Мир его портретов закрытый, герметичный, они по-своему интересны, но энергетически не глубоки. 
     У Серова получился первый портрет Драгомировой, но, оказывается, его дописывал его учитель Илья Репин, и по этому поводу Серов закатил Репину скандал. Так вот Репин оживил портрет, вдохнул в него душу, и, наверное, Серов это как-то ревниво почувствовал. 
     Мир Ветрогонского, если в него всматриваться, живой, затягивает лучше любого дзена, там нет «перегородки» между зрителем и картиной. Вроде как бы соцреализм – нет, это совершенно удивительные картины, в чем-то аналогичные поэтическим кинофильмам Антониони. Ветрогонский прикрывается внешне соцреализмом, но люди у него глубоки, не фальшивы, пожалуй, это наиболее тонкий советский художник, и я бы назвал его манеру советским дзеном. Причем он естественнее и интереснее многих классических китайских художников. Дзен – это сон, глубокое просветление, и у Ветрогонского есть это глубокое просветление советской жизни. Откуда столько потрясающей энергии, например, в его «Крановщице»? Это просто богиня Афина, столь невероятная у нее мощь. Творчество Ветрогонского волшебно, это Пушкин графики и акварели, писал он из души, художник поразительно недооцененный.

Владимир Ветрогонский. «Венеция».

     В свое время я был потрясен выставкой Кандинского, этой чарующей музыкой живописи. Казалось, музыку переложить на холст невозможно. Кандинский смог. И огромное впечатление произвела выставка Энди Уорхола, рассматривая репродукции в альбомах, этого впечатления не испытываешь. Когда спросил старушек из Дома художника в Москве, проверяя свои впечатления, что такое с Уорхолом, они ответили: «Мы лет по 50 работаем в галереях, видели все. Но Уорхол нас потряс». Говорят, как это происходит, откуда такое воздействие, жизненная энергия, непонятно.
     Так вот Владимир Ветрогонский из этого ряда великих. Это сакральное творчество иного светлого и тихого мира, и в этом его совершенно невероятная сила. И, как сказала Розалия Нургалеева, директор ГМИИ РТ (она организует в Казани в год до 100 высококлассных художественных выставок! Когда в Казани это было возможно? Спросил, сколько сейчас художников в Казани? Ответила – около 300, но интересных с десяток), многие графические работы и акварели Владимира Ветрогонского его сын дарит казанскому музею – это редкая удача.
     Потому что это шедевры, они вроде акварели, но это действительно шедевры. Стоят они по 50 – 100 тысяч рублей, но это в нашем больном обществе, которое легко обмануть фальшивыми «бриллиантами». К сожалению, фокус вкуса сбит. На самом деле это маленькие «моны лизы», Владимир Ветрогонский – реальный волшебник и инопланетянин. Приходите, посмотрите, прикоснитесь. Настоящее искусство.
     Удивило на открытие выставки – температура в казанской Галерее современного искусства 6 – 8 градусов, все в шубах, пальто, дубленках, мерзнут, чуть ли не скачут. Холод дичайший, смотрительницы закутанные, как отступающие солдаты Наполеона зимой 1812 года. Почему, спросил – неудачное архитектурное решение, здание – аквариум из стекла, вынуждены стекло пенопластом обкладывать, все равно холодно, система отопления слабенькая. На ремонт денег нет. Как говорится, искусство в Казани нужно «подморозить»? Или «художник должен быть голодным»? Но это же позор для третьей столицы страны, откровенный позор.
     И все равно, одевайтесь потеплее и посмотрите. На вкус и цвет товарищей нет, но мне кажется, это лучше, чем Серов. Просто не «раскрученный» художник. 

     Рашит АХМЕТОВ.

     На снимке: Владимир Ветрогонский. «Эолова арфа».


Комментарии (2)
Татар баласы, 17.10.2016 в 08:53

Казанны алган урыс яугирлэренэ мэнге дан!
www.tatarstan-mitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=62206

В день памяти воинов, погибших при взятии Казани, секретарь Казанской епархии возглавил поминальное богослужение у храма-памятника на реке Казанке
Дата публикации 15.10.2016

Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии

Изображение

В день памяти воинов, погибших при взятии Казани, секретарь Казанской епархии возглавил поминальное богослужение у храма-памятника на реке Казанке

15 октября 2016 года у храма-памятника в честь Нерукотворного образа Спасителя, расположенного на реке Казанке, была совершена заупокойная лития с поминовением погребенных на этом месте павших воинов при взятии Казани в 1552 году.

Заупокойное богослужение совершили секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко, благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков, настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев).

После заупокойной молитвы отец Владимир обратился к присутствующим со словом.

«Наш священный долг как православных христиан всегда совершать молитву о самих себе, о своих родных и близких, сугубо молиться об усопших сродниках. Мы должны помнить, что есть Церковь земная и Церковь Небесная и обе соединяет молитва.

Молитва является очень важным выражением нашей любви к усопшим, к погибшим воинам, положившим жизнь свою за Отечество и народ свой. Мы верим, что по нашим молитвам Господь прощает многие грехи усопшим православным христианам. Это самое большее, что мы можем сделать для покойных — совершить молитву, и самое меньшее, что мы можем сделать для успокоения своей совести. Чтобы совесть наша была чиста по отношению к умершим людям, мы должны всегда совершать их молитвенное поминовение.

Сегодня мы вспоминаем воинов, которые погибли при взятии Казани. Сначала они были здесь погребены, затем, как мы знаем, здесь погребались воины казанского гарнизона. Мы должны молиться об их бессмертных душах с благодарностью, потому что воин совершает жертвенное служение во славу Отечества. В этом следование словам Спасителя, Который сказал, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). Воин — носитель и выразитель таковой любви, потому что он полагает жизнь свою за каждого из нас, за наше Отечество и народ».

Отец Владимир также отметил, что совершенное ныне по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана богослужение состоялось у реставрируемого храма-памятника. Ход восстановления храма в честь Нерукотворного образа находится под личным контролем главы Татарстанской митрополии и под патронажем руководства Татарстана, — сообщил секретарь Казанской епархии.

«Мы нисколько не сомневаемся, что работы будут исполнены в срок и храм-памятник в очень скором времени предстанет перед взором всех жителей не только славного града Казани и Республики Татарстан, но и перед всеми жителями России и гостами, приезжающими к нам из ближнего и дальнего зарубежья», — сказал священнослужитель.

«Думаю, что также будет очень много сделано у нас для восстановления замечательных памятников, шедевров архитектурного зодчества, украшающих столицу республики и всю Татарстанскую землю», — подытожил протоиерей Владимир Самойленко.

Основание храма связано с царем Иоанном Васильевичем. После взятия Казани он приказал похоронить павших воинов с подобающими почестями. На месте братской могилы царь повелел основать монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого предписал вечно молиться за убиенных. Но монастырь не смог существовать на этом месте из-за весенних разливов и был перенесен на Зилантову гору. На месте захоронения в 1823 был открыт и освящен храм-памятник.

Храм является памятником федерального значения и восстанавливается на средства Республики Татарстан. Реставрационные работы находятся на контроле руководства Татарстана и Татарстанской митрополии.

«Конечно, попытки реставрации предпринимались и в советское время, и даже имели какой-то относительный успех, но в наше время работы ведутся конструктивно, по проекту. Приводится в порядок внутреннее убранство храма, будет изготовлен иконостас, фасадная часть и подземная крипта — место погребения воинов. За последние несколько лет мы очень серьезно продвинулись, поскольку место непростое и бесперебойное обеспечение работ организовать тоже непросто. Тем не менее, мы ожидаем, что храм снова примет под свои своды прихожан и здесь будет совершаться молитва об упокоении воинов», — сообщил игумен Пимен (Ивентьев).

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Guest, 17.10.2016 в 11:49

Да что же это русский народ так опоганился.На такое святое мероприятие,как историческая победа над татарвой,пришло всего 7-8 человек праздновать.Где же христианская паства,где прихожане,где честь и гордость русского человека?
Во-первых это мероприятие надо было отметить во всероссийском масштабе,с массовыми богослужениями и шествием святой иконы казанской богоматери.Шествие должно было начаться в Москве с Красной площади и закончиться у Казанского Кремля,где должно было провозгласить,что с 1552 года и вовеки это Русская Земля.