4 декабря 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Стремясь к мечте…
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Стремясь к мечте…

4 января 2017 года
Стремясь к мечте…

     Общественный фонд татарской культуры Республики Татарстан им. Рашита Вагапова организовал в Казани первый сольный концерт певца Ильгама Валиева, который состоялся 15 марта в зале Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая. Ильгам Валиев - заслуженный артист Республики Башкортостан, солист Башкирского государственного театра оперы и балета и Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. В 2012 году стал обладателем престижной театральной премии «Золотая маска». Будучи состоявшимся оперным певцом, Ильгам Валиев с особым трепетом исполняет татарскую музыку, благодаря чему смог представить казанской публике интересную и разнообразную программу. 
     Ильгама Валиева можно назвать одним из самородков, которыми богаты далекие уголки нашей большой страны. Его артистическая судьба связана с именами выдающихся татарских певцов Ильхама Шакирова и Хайдара Бигичева. Символично, что Ильгамом назвали его в честь великого Шакирова, а Хайдар Бигичев, услышав как-то раз его пение, поразился душевности исполнения и предрек ему большое будущее. Концерты Хайдара Бигичева вдохновляли юношу на упорный труд в достижении своей мечты стать большим артистом. Наверное, поэтому песня молодого талантливого композитора Эльмира Низамова «Хайдар жыры», посвященная Хайдару Бигичеву и исполненная в первом отделении концерта, прозвучала особенно проникновенно и с той глубиной чувств, которую мы испытываем только к самым дорогим и близким нам людям.
     Участие в концертах Фонда им. Рашита Вагапова оркестра «Новая музыка» под управлением заслуженной артистки РТ Анны Гулишамбаровой стало традицией. И этот концерт не оказался исключением. В прологе они исполнили увертюру Назиба Жиганова «Нафиса», где тема любви, которую потом композитор использовал в знаменитой арии Хайдара в опере «Намус», перекликается с воинственно-гимническими темами, провозглашающими любовь к жизни. В первом отделении оркестр также исполнил увертюру Иоганна Штрауса «Карнавал в Риме», перенесшую нас в атмосферу новогоднего концерта Венской филармонии, и свадебный танец из балета «Шурале» Фарида Яруллина. Драматургия первого отделения была выстроена от лирического романса через оперную классику к экспрессивному драматизму музыки татарских композиторов - современников - Резеды Ахияровой и Эльмира Низамова. В романсах прозвучали прославление родной земли, природы (С. Сайдашев «Динар тауы»), любовная лирика (Р. Яхина «Оныта олмыйм») и пронзительная грусть об уходящем времени, о быстротечности жизни (Р. Яхин «Осенняя мелодия»). 
     На сцену также вышла молодая певица, лауреат первой премии конкурса исполнителей татарской песни им. Рашита Вагапова, Айгуль Хисматуллина. Ее выступление вызвало неоднозначное впечатление. Первым номером она исполнила каватину Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Эта ария продолжительностью почти девять минут никак не вписывается в формат сольного концерта другого певца. Кроме того, в больших концертах, нацеленных на национальную аудиторию, хочется услышать популярную классику, а не произведение, которое чаще всего исполняется в конкурсных программах. Айгуль безукоризненно справилась и со всеми сложными пассажами, и с высокими нотами, чувствовалось, что она приобрела крепкую техническую базу, но вместе с этим промелькнуло ощущение какого-то бессмысленного потока звуков. Ария Алтынчеч из одноименной оперы Назиба Жиганова прозвучала также чисто и дежурно. Несмотря на это, в дуэте из музыкальной комедии «Кодача» башкирского композитора З. Исмагилова в партнерстве с Ильгамом Валиевым она выглядела более органично.
     Программа первого отделения концерта была насыщенной и включала много сложных произведений. Среди них знаменитая ария Калафа из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. В 1990 году неповторимый Лучано Паваротти открыл эту музыку для массовой публики, исполнив ее на открытии мирового кубка FIFA, и с тех пор каждый тенор считает, что иметь эту арию в своем репертуаре означает стоять на верхней ступени Парнаса. Для более полного восприятия этого номера хотелось бы услышать историю, с которой связана эта музыка, эта опера. Ария исполняется на итальянском языке, и, предполагаю, что не каждый слушатель в зале знает значение слова «Vincera!» («Я буду победителем!»). Победителем на сцене в этот вечер стал Ильгам Валиев. Его беспроигрышный верхний регистр с пронзительными нотами на ферматах не оставил ни одного равнодушного слушателя в зале, который буквально «взревел» криками «Браво!».
     При всей солидности первого отделения концерта некоторое недоумение вызвало обилие микрофонов на сцене. Певцы пели в микрофон, оркестр полностью подзвучивался. Зал Татарской государственной филармонии им. Габдуллы Тукая - один из немногих залов, обладающих хорошей акустикой. В оркестре «Новая музыка» достаточное количество музыкантов, чтобы озвучить это пространство. Певцы имеют большие голоса и поют в оперных театрах. Может быть, организаторам концерта стоит подумать о том, чтобы классический репертуар исполнялся в акустику и что публика устала слушать звук из колонки и хочет услышать живые вибрации человеческого голоса, вызывающие совсем другие эмоции.
     Ансамбль «Мирас» вышел на сцену во втором отделении концерта, сменив оркестр «Новая музыка», а Ильгам Валиев переодел смокинг на яркий концертный костюм, и публика встретилась с полюбившимися всем песнями. Красивый лирический тенор Ильгама Валиева обладает той силой и широтой диапазона, необходимой для исполнения оперных партий, и в то же время теплотой и колоритностью тембра, без которых невозможно спеть народную песню. В концерте прозвучало несколько народных песен. Эта музыка, идущая из глубины времени, исполненная с большой силой чувств, проникала в сердца слушателей. Но песню «Тэфтилэу» хотелось услышать a capella (без сопровождения), услышать ту душу, которая уже «не поет», по словам Габдуллы Тукая, и ту душу, которая в этот момент пела на сцене. Услышать в напряженной тишине зрительного зала.
     Во втором отделении также выступили Зульфия Шакирова и Зухра Сахабиева. Айнур Муратов исполнил попурри на гармони, а взволнованная публика, не скрывая своих эмоций, выходила на сцену не только с цветами, но с пожеланиями и с песнями. Среди них был и народный артист РТ Мингул Галиев. Надо отметить, что во второй половине вечера в зале образовалась особая теплая атмосфера взаимодействия артиста и публики. Этому способствовал непосредственный разговор со зрителем и представление своих номеров самим певцом. 
     Подводя итоги, можно сказать, что первый сольный концерт Ильгама Валиева стал большим событием в культурной жизни Казани и лишний раз подтвердил, что не оскудевает наша земля талантами. В то же время Ильгам Валиев - на сегодня, пожалуй, единственный татарский тенор, который, как и его выдающийся предшественник Х. Бигичев, одинаково успешно работает во всех жанрах вокального искусства: и опера, и народные песни, и эстрада. Но любой талант нужно уметь разглядеть и правильно направить, а также оказать поддержку для более полного его раскрытия. В одной статье было написано, что в 2010 году Башкирский государственный театр оперы и балета «вынужден был «уступить» певца» Екатеринбургскому государственному академическому театру оперы и балета. За прошедший год Ильгам спел и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, и в Большом театре в Москве. Дарование и заслуги певца говорят сами за себя. Когда же мы дождемся, чтобы Казань и Республика Татарстан, имея свой оперный театр, научились ценить свое богатство и воспитывать новое поколение выдающихся артистов и деятелей татарской культуры?!
     Большая благодарность Общественному фонду татарской культуры Республики Татарстан им. Рашита Вагапова и его руководителю Рифату Фаттахову за организацию концертов и продвижение новых имен на большую сцену. А также за пропаганду татарской культуры и искусства в мире.

     Руслан АХМЕТОВ.

     На снимке: Ильгам Валиев.


Комментарии (1)
Guest, 05.01.2017 в 18:09

шакирова когда перестанут называть ХАМом?
на его афишах везде написано ИЛЬГАМ.
невежество-оно и в африке..