6 апреля 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Спартак

17 июня 2017 года
Спартак

     В программе Нуриевского фестиваля в Казани был представлен феноменальный балет Георгия Ковтуна «Спартак» Арама Хачатуряна с блистательной Кристиной Андреевой в главной роли. Это постановка 2008 года, Георгий Ковтун, которому 66 лет, поставил около 300 оперных и балетных спектаклей и мюзиклов. «Спартак» занимает в этом ряду особое место, после масштабного «Спартака», который, по-моему, в чем-то интереснее постановки Большого театра, Ковтун поставил и балет-оперу «Золотая Орда» с бюджетом 10 млн. рублей, получившую премию им. Тукая. Хачатурян, как известно, в разгар хрущевской оттепели получил за балет «Спартак» Ленинскую премию 1959 года. Юрий Григорович осуществил в Большом театре новую постановку «Спартака» в 1968 году и называл его «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом».
     «Спартак» ныне востребован у зрителей гораздо более, чем, например, «Лебединое озеро». Марат Бариев, депутат Государственной думы, говорил мне, что все зарубежные VIP-ы, которых ему пришлось сопровождать, просят в первую очередь сводить их на «Спартака» в Большой театр. Но наш «Спартак» не хуже. Перед спектаклем зачитали выдержки из прессы Голландии, где Татарский оперный театр показал «Спартака», газеты писали, что это самый совершенный спектакль, который видела Голландия. Талантливые киевские художники - сценограф Андрей Злобин и «костюмер» Анна Ипатьева известны во всем мире сочетанием роскошной южной школы ярких красок и постмодернистской эстетикой с имперским стилем Людовика XIV. Директор ТГАТОиБ Рауфаль Мухаметзанов, которого я всегда называю «татарским Дягилевым» с безупречным вкусом, занимаясь с фанатизмом любимым делом,  отбирает уникальные команды на постановки премьер театра. 
     С началом спектакля зрителя «сшибают с ног» картиной фосфоресцирующей огромной римской волчицы на заднем занавесе. Если вспомнить, что тотемом тюрок был волк, то, вероятно, этот миф не случаен для Древнего Рима, предками римлян должны быть тюрки. Ковтун все переделал в своем балете, Спартак и Красс, два брата, вскормлены римской волчицей, Ковтун опирался на миф о Ромуле  и Реме. Он отказался от основы из романа Джованьоли «Спартак». «Мы стремились передать не букву, но сам дух истории… параллель между Древним Римом и современным миром - стремление к власти любой ценой», - говорил Ковтун. Ромул и Рем считались сыновьями бога Марса, Ромул, как известно, убил Рема, своего брата, и 40 лет правил Римом, потом таинственно исчез на Марсовом поле.
     Балет-оперу насытили римскими изречениями: «Что было пороками - ныне нравы», «Зачем много желать, коли жизнь так коротка», «Жизнью правит судьба, а не мудрость», «Горе побежденным!», «Бездействие делает слабым», «Жизнь без свободы - ничто!», «Опасность в промедлении», «Сказанное улетает, написанное остается» и т.д. Музыка просто великолепна. В роли Спартака Михаил Тимаев, в роли Красса Антон Полодюк, в роли Ливии Кристина Андреева, в роли Клавдии Александра Елагина, в роли матери-волчицы Алина Штейнберг.
     Кристина Андреева - природная балерина, она словно вся пронизано стихией пластики, каждый микрон ее тела колеблется естественно и синергично, в нее мистически переселились души выдающихся балерин прошлого столетия. Сравнивал ее с солистками балета Эйфмана, и хотя у них тоже великолепная техника, они гибки, и у них богатейший арсенал приемов, может быть, более широкий, чем у Андреевой, но все отличие, что у них эта высочайшая техника базируется на школе, на тысячекратной заученности, в то время как Кристина Андреева получает огромное удовольствие от танца, для нее танец - естественное наслаждение, как полет для птицы. У других балерин танец часто остается высочайшим мастерством, но, увы, внешним, они именно профессиональны, а для Кристины Андреевой танец - внутренняя черта характера, поэтому ее пластичность столь гипнотизирует зрителя, он воспринимает танец Андреевой как некое мистическое энергетическое общение и не может понять, почему Андреева выглядит так завораживающе, в чем загадка ее пластичности. Совмещение астрального и физического тела естественно для Андреевой, у других балерин существует разъединение физического и астрального тел, поэтому технически прекрасное исполнение иногда выглядит таким чисто механическим.
     Поэзия - это то, что между строф. Стихотворение может быть ритмически совершенным, но между слов ничего нет, и оно «не звучит», остается мертвым нагромождением звуков. А есть просто набор слов, но с огромным лирическим астральным (астральный означало звездный) звуком «между строк» (например, у Хлебникова, Есенина, Рубцова, Данилова и др.), и тогда возникает магия поэзии. Так и Андреева, может, техника ее менее изощренна, но стихия танца первозданна и космична, безыскусна, и она инстинктивно «управляет» потоками энергии со сцены. То, что стоит за ее движениями, между ее движениями, потрясает, словно открывается дверь в другую вселенную, и с этой точки зрения Андреева, несомненно, шаманка, она переносит зрителя в другую вселенную, и это редчайший феномен, поэтому всем советую сходить на ее спектакли.
     «Спартак» нужно показывать Европе чаще, да и казанцам тоже. Я считаю, что раза два в месяц и то не хватит. Потому что это чудо, сплав музыки, режиссуры, таланта труппы, художников. Такие спектакли оставляют воспоминания на всю жизнь. Я вообще предлагаю всем, кто вступает в брак в Казани, - давать право в ЗАГСе купить билеты на «Спартак», потому что это событие равноценно по впечатлению собственной свадьбе - это пока еще Андреева в нашей труппе, потому что скоро ее неизбежно переманят в Париж. Андреева в чем-то резонансна Нуриеву, наблюдая ее танец, можно понять магию танца Нуриева.
     Хотелось бы также отметить и Алину Штейнберг, она сильная личность, и личностная сила внутреннего огня просматривается сквозь мать-волчицу. Мужская труппа традиционно сильна в Казани, и это настоящие мощные и красивые гладиаторы балета, словно ювелирно выточенные. Даже так называемый казанский «кордебалет» всегда ожидаешь, настолько они азартны и стремительно-гармоничны, у них какой-то свой драйв, своя изюминка, свой стиль, что сразу их выделяет на российском балетном пространстве, они очень коллективно синтетичны, словно единый организм, в то время когда даже великолепный кордебалет Эйфмана достаточно индивидуалистичен в каждом элементе. От нашего кордебалета веет жизнью, любовью и добром, но это от частицы сердца балетмейстера Владимира Яковлева. 
     После таких спектаклей, как «Спартак», охватывает гордость за наш шикарный и сильнейший театр, который основан на художественном и менеджерском таланте Рауфаля Мухаметзянова. А если Андрееву посмотрит Путин, ну, он еще холостой, думаю, она его просто поразит, пропадет президент. Он дзюдоист и должен понимать красоту движения. Андреева - магическое тайное оружие Татарстана.

     Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (1)
Guest, 18.06.2017 в 20:08

С началом спектакля зрителя «сшибают с ног» картиной фосфоресцирующей огромной римской волчицы на заднем занавесе. Если вспомнить, что тотемом тюрок был волк, то, вероятно, этот миф не случаен для Древнего Рима, предками римлян должны быть тюрки.
Рашит Ахметов
=================================================
И не только римлян. Тотемом чеченцев тоже волк, стало быть, предками чеченцев тоже были тюрки. Волк был тотемом русов, значит предки русов - тюрки. У древних греков и других древних народов Европы и средиземноморья тоже волк почитался. Значит, они все потомки тюрков. В общем, первая обезьяна, слезшая с дерева - тоже тюрк. А Порошенко нам доказывает, она была укром. Айн унд цванцих фир инд зипцих, что в переводе с языка древних тюрок означает, что это в корне неверно.