11 июля 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Союзу композиторов 75 лет (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Союзу композиторов 75 лет (ч.2)

2 октября 2014 года
Союзу композиторов 75 лет (ч.2)

     Особенно активным подъемом развития татарского музыкального творчества отличается послевоенный период. Он был вызван не только открытием Казанской консерватории (1945), но и особенностями культурного строительства всей страны. Управление и финансирование государством всех структур и институтов духовной культуры, с одной стороны, давало возможность активно их поддерживать и развивать, а с другой – ограничивало содержание и темы художественных произведений рамками «социалистического реализма». Немалую роль в проявлении указанных тенденций играли теоретические и идеологические установки правящей Коммунистической партии. Постановление ЦК партии было законом для местных коммунистов, и руководители Татарской партийной организации воспринимали его  как руководство к действию. 
     На ежегодных пленумах Союза композиторов ТАССР значительное место  уделялось  вопросам музыкального творчества. Особенно серьезно был поставлен вопрос о развитии песенного творчества в республике на II съезде композиторов (1956). В своем докладе председатель СК ТАССР Н. Жиганов, отмечая успехи в развитии этого жанра, указал и на ряд недостатков, в частности – «наличие песенных шаблонов, интонационно-мелодических перепевов, недостаточная образность музыкально-поэтического содержания, отсутствие в музыке связи с интонациями современной народной песни». Особым нападкам (через два года после его смерти) подверглось творчество С. Сайдашева. В его защиту на съезде и в печати выступили некоторые ученые, писатели и поэты. Между членами Союза композиторов и Союза писателей возникло противостояние, получившее продолжение уже на страницах всесоюзного журнала «Советская музыка». Так в одной из статей, подписанной композитором Ю.А. Шапориным, музыковедами Н.А. Шумской и Ю.С. Коревым, творчеству Сайдашева была дана следующая оценка: «У Сайдашева нельзя научиться строить драматургию крупных симфонических форм, нельзя позаимствовать у него принципы оперной драматургии, нельзя изучать на примере его произведений искусство оркестровки, т.к. сам он крупных форм не создал».
     В 1958 году (с 27 января по 7 февраля) состоялась творческая конференция композиторов и музыковедов Поволжья, Урала, Северного Кавказа и Сибири с участием представителей зарубежных стран – Кореи, Китая, Монголии. Главной темой этой конференции явились  вопросы  развития пентатонных музыкальных культур. В 1973 году была проведена Вторая научно-теоретическая конференция автономных республик Поволжья и Урала, посвященная проблемам пентатоники (совместно с ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова филиала АН СССР и Казанской консерватории), в которой приняли участие зарубежные гости из Венгрии, Кореи и Монголии.
     Послевоенные десятилетия татарское музыкальное искусство обогащается новыми открытиями в жанровой, интонационной сфере, благодаря  молодым композиторам – выпускникам Московской консерватории Р. Яхину, выпускнику Ленинградской консерватории А. Леману, выпускникам Казанской консерватории – А. Бакирову, А. Монасыпову, И. Шамсутдинову, Х. Валиуллину, А. Валиуллину, Б. Мулюкову,Б. Трубину, А. Луппову, Ю. Виноградову.
     Начало второй половины ХХ века ознаменовалось открытиями высочайшего профессионализма в области инструментальных концертов – фортепианного Р. Яхина (1950) и скрипичного М. Музафарова (1959), вошедшие в репертуар многих известных отечественных музыкантов. Концерт для фортепиано с оркестром Р. Яхина, положивший начало развитию данного жанра в татарской музыке, явился (и по сей день является) самым ярким высокохудожественным произведением. Вся сфера камерно-инструментальной и вокальной музыки этого талантливого композитора отличается удивительным богатством творческой палитры – жанровой, стилистической, психологической. Чарующая  мелодика в сочетании с высокопрофессиональной композиторской техникой обеспечили музыке его сочинений долговечность и незабвенность. 
     Большим достижением «жигановского» периода деятельности СК явилось успешное развитие татарского симфонизма. Освоение симфонических форм началось на рубеже 40 – 50-х годов с таких жанров, как поэма, сюита, увертюра, новелла (Н. Жиганов, М. Музафаров), инструментальный концерт (Р. Яхин, М. Музафаров). С этими произведениями в татарскую музыку вошла совершенно новая сфера художественной образности. Все они положили начало не только развитию татарского симфонизма, но явились самыми яркими и  высокохудожественными образцами татарской музыки. По сей день эти произведения удивляют богатством творческой палитры – жанровой, стилистической, психологической. Высокопрофессиональная композиторская техника использования европейских форм симфонических жанров в сочетании с музыкально-тематическим развитием по пути «сайдашевского» метода «европеизации» обеспечили сочинениям этих композиторов долговечность и незабвенность.
     Столь бурному росту симфонической музыки не могла не способствовать организация в республике (1967) симфонического оркестра с главным дирижером такого высочайшего уровня, как Н. Рахлин. Сам Н. Жиганов, прекрасно понимавший огромную роль исполнительского потенциала в формировании этой области творчества, был одним из самых активных инициаторов этого акта. С конца 1960-х гг. Н. Жиганов прекращает свою творческую деятельность в области оперного жанра, переключившись на создание симфонической музыки. Из 17 созданных им симфоний особенно широкую известность приобрела вторая – «Сабантуй», покорившая слушателей своей жизнеутверждающей праздничностью.

Земфира САЙДАШЕВА.
(Продолжение следует.)


Комментарии (7)
Guest, 03.10.2014 в 14:10

сколько бы ни настрогано синфоний
(чисто для заработка,все напечатано,гонорар аккуратно получен) назибом,
музыка САЙДАША живет и побеждает.
назиб - администратор с женой ильиничной.
нацепил на себя фсе,что было в СССР -
чуть не переплюнул самого дорогого леонида ильича.

Guest, 03.10.2014 в 15:52

Cалих Сайдашев шагнет через века ! И о нем будут помнить потомки! Жиганов бездарь !

Guest, 05.10.2014 в 21:15

Да. Несмотря на все исторические особенности и оговорки, эти две фигуры можно назвать в истории музыки "татарским" Моцартом и Сальери. Молодежь, конечно, не понимает всех перипетий, но взрослые татарские меломаны очень даже в курсе.

Guest, 06.10.2014 в 11:21

яркий пример,как татары поедают своих талантов.
не надо врагов-сами справятся!

Guest, 06.10.2014 в 11:52

поправка от афтора -следует читать:справимся сами.

Lf e;///, 25.10.2014 в 23:39

Кто ответит ,ПОЧЕМУ у великого из великих татарского народа композиторы ,художники,и тд..появились только не более 70 лет назад ,то есть в СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ??!!

Татарин, 11.11.2014 в 14:01

Потому что, после завоевания русскими им не давали никакой возможность, прошлые достижения народа тоже скрыли под завесами несправедливой истории. А в Советское время как то немножко ослабили эту хватку.