4 декабря 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Союз композиторов
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Союз композиторов

29 августа 2016 года
Союз композиторов

     Председателем Союза композиторов России единогласно избран Рашид Калимуллин, председатель Союза композиторов Татарстана. После смерти Владислава Казенина в феврале 2014 года прошло около двух лет. СК РФ был фактически «бесхозным», хотя в нем около 2 тысяч членов и в творческом плане это сильная организация. Все эти годы руководство Союза композиторов России неоднократно предлагало занять пост председателя творческой организации первому заместителю председателя СК РФ татарскому композитору, народному артисту России, лауреату премии Дмитрия Шостаковича и премии Тукая Рашиду Калимуллину. Он известен в Европе, у него большой авторитет, неоднократно его произведения занимали первые места в международных конкурсах, его называют одним из лучших композиторов России. Имелись и такие оценки квалифицированных представителей зарубежного сообщества, что последние произведения Калимуллина есть лучшее, что написано в европейской музыке за последние десять лет.
     Недавно Союз композиторов Татарстана был принят в Лигу азиатских композиторов, причем руководители Лиги, лучшие композиторы Японии, Вьетнама, Израиля, Сингапура, Южной Кореи, Австралии, Тайваня, Таиланда, Филиппин, Малайзии, Индонезии и др., высоко оценивали творчество Калимуллина. Даже очень высоко. Например, композиторы Японии (а это признанные мэтры в Азии, с интереснейшими сочинениями), считают, что ныне Калимуллин, пожалуй, наиболее интересный композитор в России. Он особо занимается азиатскими этническими инструментами, у него большая коллекция. Многие из этих старинных инструментов существовали у татар, но с завоеванием Казанского ханства Иваном Грозным были определены Православной церковью как «бесовские» и уничтожались. Самобытная и интереснейшая инструментальная музыкальная культура татар была разрушена, отсутствие инструментальной базы привело к тому, как считают историки, что у татар развилось пение. 
     Кстати, пентатоника, считается, отвечает пяти стихиям мирового процесса, согласно китайской философии, которая во многом основана на тенгрианстве. Вступление СК РТ в Лигу азиатских композиторов, возможно, может означать, что один из съездов этой авторитетной организации состоится в Казани. Это будет существенное обогащение музыкальной культуры Казани да и России в целом, тем более что в Лиге азиатских композиторов особо чувствуется глубинное влияние восточных этнических музыкальных компонентов. Казань может стать и столицей азиатской музыки в России. Несомненно, что и СК РФ вступит в Лигу азиатских композиторов. Калимуллин уже курирует во Вьетнаме крупнейший музыкальный фестиваль «Азия-Европа», патронируемый руководством Вьетнама. Напомним, что в Казани он проводит интереснейший фестиваль «Европа-Азия», где представлены современные музыкальные произведения со всего мира.  
     Он отказывался от настойчивых предложений. Скорее всего, он согласовывал этот вопрос с президентом Татарстана и, только заручившись поддержкой Рустама Минниханова, решил занять этот пост. Конечно, вопрос должен быть согласован и с министром культуры России Мединским. Не зря сейчас начался срочный ремонт здания Союза композиторов РТ, это обветшавший бывший особняк купцов Стахеевых (проект лютеранина Фердинанда Амлонга, также автора дома Шамиля и, вероятно, особняка командующего Казанским военным округом. Жена Амлонга была в 1915 году обвинена в шпионаже в пользу Германии, и они были высланы в Иркутскую губернию). В Москве у СК РФ в результате «смутного времени» осталось, кажется, только 140 кв. метров площадей. Владислав Казенин в свое время предлагал Калимуллину перевести СК РФ в Казань, ему Казань нравилась своей несуетностью. После того как Рашид Калимуллин стал председателем СК РФ, возможно, эта идея и обретет реальность, если, конечно, руководство республики ее поддержит.
     Тем временем татарстанские композиторы начинают все больше поднимать планку, наблюдается буквально эпоха возрождения. Татарстанская симфоническая музыкальная жизнь резко интенсифицировалась. 16 января СК РТ провел в БКЗ им. Сайдашева большой концерт новых произведений татарстанских композиторов. Нужно сказать, что прошел он с большим, неказенным подъемом и каждое произведение было по-своему интересно. В начале концерта Рашида Калимуллина поздравили с избранием на высокую должность, которую раньше занимали Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Родион Щедрин.
     Представлял произведения ГСО РТ с дирижером, молодым Михаилом Мосенковым. Дирижер талантливый, это ощущалось, и играет с редким тактом и душой. Но он производил впечатление слишком «мягкого», пластичного дирижера, в нем не было стальной пружины Сладковского, да, видимо, он и не хотел слишком большой самостоятельности, слишком большой яркости. Он минимизирует свое влияние на произведение, тихо «растворяется» в нем, в то время как Сладковский произведение перерабатывает под свою личность. Мосенков – именно «второй» дирижер ГСО РТ и всячески это подчеркивал, «не высовывался», в нем не было внутренней энергии и силы, титаноборчества Сладковского, которого можно, наверное, назвать «музыкальным Бисмарком». И произведения он не стремился ювелирно отшлифовывать, как обычно это делает Сладковский. Конечно, было бы интересно послушать в интерпретации Мосенкова «Стан Тамерлана» Александра Чайковского, визитную карточку оркестра и даже, скорее, Сладковского.
     Первым прозвучал тройной концерт для альта, кларнета и фортепиано Рашида Калимуллина. Сложное произведение, как сейчас говорят, «многополярное», именно многополярность мира показывал Калимуллин. Концерт изобиловал контрапунктами, противоречиями, иногда диссонансными, он сбивал с рациональной картины мира, фактически Калимуллин показывал, что миром правят иррационализм и подсознание. Чего не хватало концерту – это теплоты и страстности, диалектики страсти, которая и движет миром. В концерте чувствовался Восток, но Восток буддийский, рационализированный, его нельзя было назвать светлым, суфийским, в нем царила цивилизованная иррациональность, ему не хватало бетховенской жесткости и ясности, но он, конечно, шел дальше прямолинейного XIX века, это метафизический концерт с элементами татарской иррациональности.
     Татары в принципе загадочный народ с нераскрытым метафизическим потенциалом, они соединяют в себе творческую силу древних греков и организационную мощь древних римлян. Татар пытаются «нагнуть», сделать вторичными, не понимают, в то время, когда они совершенно оригинальны. Но татарская империя была в десятки раз больше Древнего Рима, она была самой крупной империей в истории человечества, это глобальная сверхдержава Средневековья, оставившая колоссальный пассионарный импульс. И концерт Калимуллина через европейский лоск словно продирался к этому глубинному смыслу татарского духа. Но мне кажется, это путь, понятный для Европы, но подражательный, у татар свой глубокий метафизический музыкальный мир, возможно, более космичный, чем у Баха. На сцену должен быть явлен татарский музыкальный космос.
     Прозвучало талантливое произведение Байтиряка «Симфоническое посвящение», которое автор посвятил известному экстрасенсу Березикову. Первая часть была блестящей, вторая уже хуже, а в третьей произведение стало разваливаться. Но первая часть по своей лирике, по богатству мелодий даже превосходила многие произведения Петра Чайковского, очень талантливый и неординарный композитор Байтиряк. Первая часть была просто ошеломительна по своей свежести и симфоничности. У автора еще присутствует комплекс неполноценности, неверия в свои силы, хотя сайдашевская легкость в нем так и брызжет. Мелодия идет у него изнутри.
     Произведение Хакимова «Три тофаларских напева» было интересно и строилось на принципиальной этничности, народности, но несколько однообразно. Правда, история умирающего народа сама безрадостна, однообразие мелодии в произведении для композитора стало именно символом умирания народа. Тофаларов всего около 800 человек, живут они в трех деревнях вместе с русскими поселенцами, советская власть в 1925 году перевела их искусственно на оседлость. Язык их умирает, культура умирает, они русифицировались. Тофалары – советское название, самоназвание народа – карагасы или «черные гуси». Песни и напевы очень депрессивные, беспросветные, в них чувствуется угасание, конец, уход. Печальные красивые медленные низкие мелодии с надрывом, остающиеся от народа, своеобразный памятник на кладбище, напевы, по существу, кладбищенские. Напевы, которые скоро некому будет слушать, Хакимов написал реквием по умирающему тюркскому народу. Наверное, нужно его выложить в Интернете на татарских сайтах, как говорил Хемингуэй, никогда не спрашивай, по ком звонит колокол.  
     «Кукольные танцы» Любовского из балета «Стойкий оловянный солдатик» еще раз показали тонкость и фантазию казанского композитора, лауреата Госпремии России. Это были почти идеальные мелодии для отличного бродвейского мюзикла, Любовскому нужно писать музыку для голливудских блокбастеров, он, мне кажется, может создать много интереснейших мировых шлягеров, настолько у него не затертый подход. Любовский сильно недооценен именно с точки зрения создания качественного шлягера, его мелодии заразительны и легки, в то же время не пусты, интересны и разнообразны. Ушел бы в рок, составил бы конкуренцию Бобу Дилану или Мику Джаггеру. Но тут нужен авантюризм.
     Концерт №2 для фагота с оркестром Луппова был масштабным, с академическим звучанием. Это был академический соцреализм, рафинированный звук конца 70-х годов, эры брежневского развитого социализма. В нем были и элементы авангарда, но в строго дозированной мере, он весь был построен по канонам официоза. Вроде Главлита нет, но, видимо, он уже в крови. Луппов создал марийскую композиторскую школу и с 1965-го по 1977 год был председателем Союза композиторов Марийской АССР. Ему 86 лет, он ведет спортивный образ жизни. Хотелось бы от него услышать первозданный живой звук марийских народных мелодий, а не интернациональную музыку развитого социализма, богатую по форме, но стандартную, осторожную по содержанию. Конечно, мне кажется, что он уже несколько равнодушно относится к произведению. Но хороший композитор всегда шаман, всегда мистик, всегда метафизик, а Луппов, набрав инерцию в советское время, так и не может из нее вырваться, забронзовел. У развитого социализма есть своя метафизика, иногда разрушительная для таланта. Инерция давит его, гасит творчество талантливого композитора, он слишком долго жил под прессом, «согнулся» и сил уже духовно разогнуться нет, а мог бы всех удивить, синтезировав опыт жизненных потрясений. 
     Последним прозвучало произведение Низамова «Корабль-призрак». Недавно Сладковский  представил его в Монте-Карло, он также автор оперы «Черная палата». Считается самым талантливым среди молодых композиторов. Но прямо скажем, его произведение разочаровало. Черт знает что, может, это элементы звездной болезни так на него подействовали, что он расхолодился. Водопады громких звуков, но в целом довольно бессмысленных. Огромный океан, стихию Низамов решил передать через звуковой вал, который не был весь пронизан внутренней гармонией, и это был даже не хаос, в хаосе есть свой смысл, свой «порядок», а здесь поражало именно отсутствие смысла в произведении. Или это такой суперавангардизм, доведение симфоничности до предельного абсурда разрушения внутренних взаимосвязей. Амбиций в произведении чувствовалось много, однако личности композитора, его души, его сердца там не ощущалось. И это изумляло. В корабле-призраке должны были быть элементы другой реальности, она возникает в «оглушающей» тишине, а не в громе материального звука. Мне кажется, «Корабль-призрак» у Низамова не получился, но это субъективное мнение.
     Жалко, не было произведений наших талантливых женщин, но, наверное, их произведения исполнят 8 марта. Посмотрим, кто кого переиграет.

     Рашит АХМЕТОВ.  

     На снимке: Рашид Калимуллин
и София Губайдулина.


Комментарии (5)
Guest, 02.09.2016 в 06:55

Очень хорошая фотография.
Удачный снимок.
Кстати, тофалары, это -татары, записанные таковыми русскими этнографами. Карагасы, это лишь одно из самоназваний.

Guest, 02.09.2016 в 07:14

Усилиями православных миссионеров в конце ХIХ века часть тофаларов была обращена в христианскую веру. В настоящее время усилиями Иркутской епархии РПЦ проводится миссионерская работа в Тофаларии. Так, в феврале 2007 года было крещено более 100 человек. Притеснения тофаларов русскими нацистами беспрецендентны. Русские миссионеры сожительствуют с их малолетними детьми, в основном, с мальчиками, склоняя их к сексу и сожительству.
Очень жаль, что нет полноценных мусульманских миссионеров. Возможно, они смогли бы остановить уничтожение этой малой группы татар Восточной Сибири, от их полного уничтожения русскими нацистами.

Guest, 02.09.2016 в 14:46

Татарские композиторы - это новые Бетховены и Моцарты. Никто не сравнится с ними.

Guest, 05.09.2016 в 14:09

ну что вы со своей искромётной иронией-
татары сегодня мелькают уже
в мировой культурной жизни
очень даже заметно,
имея малую численность нации-
это ЗДОРОВО!

Guest, 12.09.2016 в 03:43

Мелькают, да.

ИзображениеИзображениеИзображение