4 декабря 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Шаляпинский фестиваль
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Шаляпинский фестиваль

23 сентября 2016 года
Шаляпинский фестиваль

     1 февраля в Казани в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. Джалиля открылся XXXIV оперный Шаляпинский фестиваль. 34-й фестиваль, уму непостижимо в нашу эпоху «возрождения» воинствующего криминализированного «дикого» капитализма! Театр достойно прошел сложное время «малиновых пиджаков», «бригад», «быков», казанских группировок. Сегодня театр – один из творцов глубокого культурного «казанского феномена». Без роста культуры нет развития экономики, на этом базисе основаны вся Европа и США, да и вся история человечества. 
     Директор театра Рауфаль Мухаметзянов, придумавший фестиваль, воздвиг себе нерукотворный памятник. Фестиваль во многом изменил менталитет Казани, это была одна из точек культурного, цивилизационного прорыва Татарстана, которая разрушила психологический барьер провинциального мышления, «автономной» второсортности. Конечно, если бы не было честолюбивой татарстанской идеологии шаймиевского суверенитета – Татарстан должен стать образцовой республикой в России, то, наверное, и театр развивался более осторожно, пугливо, тихо тлел бы. Пламя из искры возгорелось, потому что несколько сот лет копилась потенциальная энергия. Татарский театр оперы и балета стал за «мухаметзяновскую» эпоху брендом республики наравне с Казанским университетом или Кремлем.
     Фестиваль закончится 19, 20 февраля двумя гала-концертами «Молодые голоса» Большого театра России. В программе сольный концерт 16 февраля одной из лучших певиц мира Альбины Шагимуратовой вместе с пианистом Борисом Березовским. Ажиотаж, как всегда, абсолютный, все билеты проданы за два дня. Многие поклонники фестиваля приезжают не только из Татарстана, но и из других регионов. Обычно в кризис интерес к театрам резко падает, эксперты в свое время отмечали, что в 1998 году посещаемость театров в Петербурге упала в 10 раз! На XXXIV Шаляпинском фестивале это не отразилось. 
     «Трубадур», «Травиата», «Риголетто», «Аида», «Набукко» Верди, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского, гвоздь фестиваля «Борис Годунов» Мусоргского, «Dona nobis pacem» Баха в постановке Валерия Васильева, «Турандот» Пуччини. 50 исполнителей великолепного мирового класса, как говорит Мухаметзянов, отбор шел по принципу художественных достоинств, а не по финансовым критериям, когда его спросили о небольшом количестве западных солистов, не связано ли это с падающим курсом рубля. В мире сейчас, кстати, в моде голоса из России. Мне кажется, для них характерны большая глубина и душевность. На фестивале поразительное разнообразие голосов, тщательно, любовно сгармонизированных. Что отличает фестиваль – для него характерна атмосфера «соревнования» солистов друг с другом, и поэтому они поют, выкладываясь полностью.
     Сам Мухаметзянов безумно любит оперу, он фанат оперы, и поэтому его фестиваль успешен. Мы видим, что бессмертные творения Верди составляют половину программы фестиваля. Это подчеркнуто классический оперный фестиваль, в основе которого лежит катарсис после каждого произведения, и с этой точки зрения для Мухаметзянова характерен «гегелевский» философский подход к опере.
     Как он говорил на пресс-конференции перед фестивалем, в мире написаны тысячи оперных постановок – но остались на сценах и идут всегда с ошеломительным успехом лишь два десятка. Не есть ли опера эскапизм? Опера есть синтез искусств, она человека разворачивает в совершенно иное пространство. Рауфаль Мухаметзянов говорит, странно, на сцене люди ходят и поют, все условно, а зритель смотрит, словно зачарованный. Мне кажется, что мир оперы, полный интуитивных открытий и прорывов, гораздо более реален и истинен, чем наше деформированное вербальное пространство. Это более высший мир. Мир оперы будит в человеке спящие экстрасенсорные способности, катарсис возникает из подъема сознания на новую ступень, более мощную. Поэтому мир оперы так потрясает, условности здесь только выводят сознание из обыденности, из майи. 
     Рауфаль Мухаметзянов придерживается мысли, что модернизм возник в Европе из-за недостатка денег на постановки. И отсюда, из этой его убежденности, принципиальный курс на классический репертуар. Мне кажется, это не совсем так, это довольно распространенный редукционизм, то есть упрощение проблемы. Действительно, часто при модернистской и особенно постмодернистской постановке возникает плоский, примитивный, несколько «пластмассовый» мир, иногда принципиально дисгармоничный, эпатажный, рассчитанный на поверхностную сенсацию. Выглядит, как попытка влить новое вино в старые меха. Но модернизм в Европе возник из-за неудовлетворенности мещанской вербальностью, шаблонностью, затертостью, модернизм – это протестантизм, бунт поколения да и отражения изменений в человеческом сознании. Мир в эпоху атомной бомбы, тоталитаризма, Интернета не есть мир XIX века. Модернизм – это попытка взглянуть по-иному, эксперимент, неизбежный и трудный. Это элемент естественного развития, нельзя же все время топтаться на одном месте, существует диалектическая спираль развития. Но, конечно, есть модернизм внутренний и внешний, часто за модернизм выдаются бездарные поверхностные постановки. В конце концов и Верди в свое время считался модернистом, и Чехов с Островским.
     У оперы свои методы воздействия, глубокие, для нее характерна предельная концентрация энергии, но и слово есть огромная сила. Возьмем философские понятия или Евангелие, высокую поэзию, которые смыкаются с оперой. Опера и драматический театр соотносятся примерно так, как высшая алгебра и просто алгебра. Шаманизм и церковные службы, хоры – та же опера. Конечно, в наших драмтеатрах и часто в оперных не хватает «комплексных чисел» в постановках, буквально того, что под текстом. У слова есть своя магия, ее сложнее раскрыть, модернизм слова и сцены служит для попытки разрушения обыденности. Есть театр абсурда, но, к сожалению, нет попытки создать оперу абсурда, которая еще сильнее показала бы «заброшенность» человека в современный искусственный мир, вырывала человека из придуманной жизни. У нас еще не возникло жанра «космической» оперы, аналогичной музыке Баха, хотя, конечно, элементы космизма есть в музыке и операх Вагнера. Мир оперы еще не вышел в космическую эпоху. По Голливуду мы уже видим, что «Звездные войны», «Аватар», «Звездный путь» – самые кассовые фильмы в мире, то есть запрос есть.
     Пожелаем же Шаляпинскому фестивалю расширяться и существовать века, стать мировым явлением. Каждый раз, когда он приходит в Казань, город волшебным образом меняется, делает шаг вперед.

     Рашит АХМЕТОВ.

     На снимке: Рауфаль Мухаметзянов.


Комментарии (4)
Татар баласы, 25.09.2016 в 21:34

Бу фестиваль - Казан Губернасы урыс мәдәниятының үсеше адымы.

Guest, 26.09.2016 в 12:52

татарча опера бармы ул?

Татар баласы, 17.10.2016 в 08:50

Казанны алган урыс яугирлэренэ мэнге дан!
www.tatarstan-mitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=62206

В день памяти воинов, погибших при взятии Казани, секретарь Казанской епархии возглавил поминальное богослужение у храма-памятника на реке Казанке
Дата публикации 15.10.2016

Все публикации автора
Автор:
Пресс-служба Казанской епархии

Изображение

В день памяти воинов, погибших при взятии Казани, секретарь Казанской епархии возглавил поминальное богослужение у храма-памятника на реке Казанке

15 октября 2016 года у храма-памятника в честь Нерукотворного образа Спасителя, расположенного на реке Казанке, была совершена заупокойная лития с поминовением погребенных на этом месте павших воинов при взятии Казани в 1552 году.

Заупокойное богослужение совершили секретарь Казанского епархиального управления протоиерей Владимир Самойленко, благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков, настоятель Свято-Введенского Кизического мужского монастыря города Казани игумен Пимен (Ивентьев).

После заупокойной молитвы отец Владимир обратился к присутствующим со словом.

«Наш священный долг как православных христиан всегда совершать молитву о самих себе, о своих родных и близких, сугубо молиться об усопших сродниках. Мы должны помнить, что есть Церковь земная и Церковь Небесная и обе соединяет молитва.

Молитва является очень важным выражением нашей любви к усопшим, к погибшим воинам, положившим жизнь свою за Отечество и народ свой. Мы верим, что по нашим молитвам Господь прощает многие грехи усопшим православным христианам. Это самое большее, что мы можем сделать для покойных — совершить молитву, и самое меньшее, что мы можем сделать для успокоения своей совести. Чтобы совесть наша была чиста по отношению к умершим людям, мы должны всегда совершать их молитвенное поминовение.

Сегодня мы вспоминаем воинов, которые погибли при взятии Казани. Сначала они были здесь погребены, затем, как мы знаем, здесь погребались воины казанского гарнизона. Мы должны молиться об их бессмертных душах с благодарностью, потому что воин совершает жертвенное служение во славу Отечества. В этом следование словам Спасителя, Который сказал, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13). Воин — носитель и выразитель таковой любви, потому что он полагает жизнь свою за каждого из нас, за наше Отечество и народ».

Отец Владимир также отметил, что совершенное ныне по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Феофана богослужение состоялось у реставрируемого храма-памятника. Ход восстановления храма в честь Нерукотворного образа находится под личным контролем главы Татарстанской митрополии и под патронажем руководства Татарстана, — сообщил секретарь Казанской епархии.

«Мы нисколько не сомневаемся, что работы будут исполнены в срок и храм-памятник в очень скором времени предстанет перед взором всех жителей не только славного града Казани и Республики Татарстан, но и перед всеми жителями России и гостами, приезжающими к нам из ближнего и дальнего зарубежья», — сказал священнослужитель.

«Думаю, что также будет очень много сделано у нас для восстановления замечательных памятников, шедевров архитектурного зодчества, украшающих столицу республики и всю Татарстанскую землю», — подытожил протоиерей Владимир Самойленко.

Основание храма связано с царем Иоанном Васильевичем. После взятия Казани он приказал похоронить павших воинов с подобающими почестями. На месте братской могилы царь повелел основать монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого предписал вечно молиться за убиенных. Но монастырь не смог существовать на этом месте из-за весенних разливов и был перенесен на Зилантову гору. На месте захоронения в 1823 был открыт и освящен храм-памятник.

Храм является памятником федерального значения и восстанавливается на средства Республики Татарстан. Реставрационные работы находятся на контроле руководства Татарстана и Татарстанской митрополии.

«Конечно, попытки реставрации предпринимались и в советское время, и даже имели какой-то относительный успех, но в наше время работы ведутся конструктивно, по проекту. Приводится в порядок внутреннее убранство храма, будет изготовлен иконостас, фасадная часть и подземная крипта — место погребения воинов. За последние несколько лет мы очень серьезно продвинулись, поскольку место непростое и бесперебойное обеспечение работ организовать тоже непросто. Тем не менее, мы ожидаем, что храм снова примет под свои своды прихожан и здесь будет совершаться молитва об упокоении воинов», — сообщил игумен Пимен (Ивентьев).

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Guest, 17.10.2016 в 11:45

Да что же это русский народ так опоганился.На такое святое мероприятие,как историческая победа над татарвой,пришло всего 7-8 человек праздновать.Где же христианская паства,где прихожане,где честь и гордость русского человека?
Во-первых это мероприятие надо было отметить во всероссийском масштабе,с массовыми богослужениями и шествием святой иконы казанской богоматери.Шествие должно было начаться в Москве с Красной площади и закончиться у Казанского Кремля,где должно было провозгласить,что с 1552 года и вовеки это Русская Земля.