2 марта 2024 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Серая мышь Зулейха
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Серая мышь Зулейха

12 августа 2017 года
Серая мышь Зулейха

     Уважаемый Рашит Ракипович! Посылаю на ваш суд свой отклик на романный текст Яхиной, вызвавший немалое внимание читательской аудитории, разделившейся, однако, в его итоговой оценке. Поклонники писательницы выражают ей свои похвалы, противники источают свой праведный гнев. Но почему-то ни один из авторов, писавших о романе как с той, так и с противоположной стороны, не задается вопросом о подлинных причинах этого раскола как трещины, обозначившейся, благодаря Яхиной, в самом умосознании, которое успело сформироваться на обширных пространствах нашего татарско-русского сообщества на сегодняшний день. Анализ, исходящий из требований, которым должен соответствовать настоящий роман, полагаю, мог бы хотя бы отчасти прояснить этот немаловажный вопрос.
     Среди множества характеристик внешне негативного плана, которые приложимы к героине Яхиной, недостает разве что этой – серая мышь. И здесь у нас нет никакой натяжки – мы следуем по стопам самого же автора. Она ничуть не скупится на то, чтобы то и дело напомнить, сколь же мало приметна в глазах окружающих ее героиня. Она и худосочная, и жидкокрово-малосильная, и маломерка, которую почему-то взял себе в жены крепкий хозяин, трудяга Муртаза. О каком–либо обосновании этого факта, любви, например, не может быть и речи - Муртаза бьет жену чем попало. И тем более поражает этот контраст - серая мышь жена, у которой и дети-то не доживают до месяца, и муж-богатырь дикой первозданно-языческой силы. Но более всего эта гиперболизация в действии проявляется при изображении свекрови Зулейхи. Соответственно смысловому значению, которое несет ее прозвище убыр (ведьма), она не просто домашний тиран, это еще хоть как-то все же укладывалось бы в известные рамки. Она у Яхиной настоящее чудовище, с длиннющей клюкой, которую никогда не выпускает из рук, с огромными бельмами вместо глаз, к тому же еще и совершенно глухая. Двойное увечье старухи плюс лютое прозвище упыриха-убыр лишь оттеняют необычное, прямо-таки метафизическое зло, которое она несет в мир, изо дня в день истязая свою безответную невестку. Сам Муртаза выслушивает ее, стоя на коленях, и тут же приступает к исполнению ее воли – бросается бить свою жену. Согласно этой, принятой в романе схеме, методу гиперболизации, выстроены не только лишь характеры его персонажей, но и сами обстоятельства, в которые ставит их автор. Это художник Иконников – обладатель немыслимо дорогих красок и в условиях дикой тайги. На их основе, лишенный всех прав спецпереселенец воспроизводит не только лишь виды родного для него Васильевского острова в тогдашнем Ленинграде, но и кварталы самого Монмартра в Париже. Под стать ему бывший ученый, селекционер опытной станции Сумлинский, выращивающий в тайге не только лишь «хлеб», как говорится об этом в романе (почему бы это не булки-то?), но и прямо «гигантские дыни» (468 стр.). И, конечно же, в этом ряду профессор Казанского университета из немцев, медик Вольф Карлович Лейбе. Шизофренические видения, которым подвержен доктор, полностью оттеснили у него представление о настоящей реальности. И даже приставленный к его спине штык и тем более сам конвоир, который ведет его в пересылочную тюрьму, кажутся ему самой надежной гарантией его безопасности. Поэтому он требует, чтобы и эта «охрана» именовала его не иначе, как только по имени-отчеству, как это делали его студенты во время университетских занятий в Казани. Необычность склонного к многократному преувеличению писательского ракурса, таким образом, - налицо. И уже полный простор эта фантазийная стихия автора проявляется в поражающих своими ужастиками сибирско-таежных сценах романа. То ли это медведь, вдруг оказавшийся среди ясного дня на пути Зулейхи, которого она поражает прямо с единого выстрела, расправа с целой стаей волков, загнавших ее сына на вершину дерева, или же необыкновенные успехи, которые проявляет тот же Юзуф. Оказывается, всего лишь за неделю он с легкостью смог запомнить все четыре сотни обозначений частей человеческого скелета на латыни. Мне довелось изучать этот предмет под началом старейшего тогда, в середине прошлого века, латиниста А.А. Фирсова, и не понаслышке знаю, что это за наука. 
     Нет, ее заслуга в другом. Полностью, не упуская даже какой-либо незначительной детали, погружает она читателя в повседневно-домашний, жизненно-бытовой, эмпирический мир, которым только и живет ее героиня. «Зулейха открывает глаза», - это первая фраза, с которой начинается роман. А точнее так – не «открывает глаза», а с трудом разлепляет, раздирает их, стараясь отогнать сон, чтобы впрячься в нескончаемо-повседневную домашнюю каторгу, которую она вынуждена тянуть все, уже немалые, годы своего замужества. Всего лишь несколько штрихов к этой, словно выхваченной из самых глубинных ее пластов, бытовой картине старотатарской жизни. И «жидкокровая» она, и «худокостая», и «маломерка» - этот град оскорблений слышит она уже на ходу, когда бежит навстречу зычному окрику свекрови - опорожнить ее ночной горшок. Полный домострой или то же самое, что и правила, принятые в живущей по старинным заветам мусульманской семье (шариат, хотя это понятие вовсе не упоминается в романе) - вот что только и устроила не знающая жалости упыриха для своей невестки. Это значит - не подавать голоса в присутствии мужчины, не заходить на мужнину половину, не ступать без вызова к ней, на ее порог, не скрипеть половицей… как при этом, будучи неслышной и невидимой, выполнять такое количество дел - содержать в образцовом порядке и дом, и немалое хозяйство, ухаживать за мужем, суетиться вокруг сварливой свекрови, чистить, драить, мыть? Но такова тайна, которая во власти только самой этой неутомимо старательной мышки. Создается впечатление, что автор специально держит некую дистанцию, будто она и не думает хоть как-то преодолеть разрыв, который продолжает отделять ее от своего персонажа. Словно через глазок камеры, бесстрастно фиксирует она все, что ни предпринимает ее Зулейха: «Она быстро подтапливает остывшую с утра печь. Раскладывает на с?ке табын для Муртазы (в значении стол для обеда), мечет на него еду. Бежит в зимний хлев, подтапливает печь и там. Задает животным, убирает за ними. Ведет жеребенка на вечернее кормление. Доит корову, процеживает молоко. Достает с высоких кишт? (с полок) мужнины подушки, взбивает (Муртаза любит спать высоко». И это после целого дня работы в лесу на заготовке дров. Даже давно опустившаяся ночь, оказывается, не в силах приостановить эту бешеную гонку, в которую еще спозаранку включилась Зулейха. «Затопи-ка баню», - доносится до нее голос мужа. Где там запечье – мысль, которая на мгновение пронеслась в сознании Зулейхи. На самом деле это всего лишь сундук, на котором, свернувшись клубочком, - как раз впору для маломерки - проводит она обычно свою недолгую по времени ночь. И снова она должна собрать свои силы в кулак, чтобы пройти, выдержать эту сплошную круговерть, в которую превратилась ее жизнь. И это ощущение передается через тот же, отмеченный выше перечислительный ряд. Только теперь это перечень глаголов действия, используемых в императивно-повелительной форме, требующих своего немедленного исполнения: «расчистить в снегу дорожку к бане. затем натаскать воды из колодца. Растопить печь. Сыпануть орехов Бичуре, чтобы не гасила печь, не подпускала угара. Вымыть полы. Замочить веники. Принести с чердака сушеных трав. Расстелить чистый палас в предбаннике. Принести чистое белье – для упырихи, для Муртазы, для себя. Не забыть подушки и кувшин с холодной питьевой водой». Не забыла, все исполнила Зулейха. Как и обычно, в первую очередь она вымыла, попарила до красных полос на ее теле упыриху, которая тут же и наклеветала на нее, выдав эти полосы за следы от невестиных побоев. Мужнина расправа, конечно, не заставила долго ждать: «метлой по спине - это не больно. Почти как веником. Зулейха лежит, как и приказал Муртаза, смирно, только вздрагивает при каждом ударе». Но и эта злая воля Муртазы ничуть не заставила ее отступить от выполнения словно предписанного ей жизненного долга: «потом она парит и моет мужа. Когда Муртаза выходит в раздевальню охолонуть, перестирывает белье. Трет склизкие темные половицы, скользя по ним ящерицей, припав животом к самому полу, низко наклонив чугунную голову и высоко приподняв зад. Ее качает. Скоро парная отмыта, и Зулейха перебирается в раздевальню, развешивает влажные паласы – пусть просохнут, принимается драить полы». И снова ведь эта цепь глаголов настоящего времени, подчеркивающих важнейший для авторской мысли все тот же, имеющий место быть, продолжающийся, бесконечный в своем движении, неостановимый процесс.

     О.Х. КАДЫРОВ,
профессор.
     (Продолжение следует.)


Комментарии (77)
Guest, 14.08.2017 в 15:58

Жизнь Зулейхи у свекрови напоминает жизнь Катерины у свекрови Кабанихи в драме Островского "Гроза". И там и там та же кабаниха (она же упыриха),и там и там - "темное" царство! Ничто не ново под луной!
Заслуга Яхиной в том, что она не побоялась раскрыть правду жизни в тат. селе. Ибо другие ее опоэтизируют.

Guest, 14.08.2017 в 18:00

Жизнь Зулейхи у свекрови напоминает жизнь Катерины у свекрови Кабанихи
------------------------------------------------
Сказанул(a), словно в воду п...нул(a). Взаимоотношения свекрови и невестки описано во многих произведениях у самых разных народов ,в том числе и на татарском языке (например у Г.Ибрагимов, М.Галяу, и.т.д.)Это вечная тема, не кем не запатентованная. Пассаж кажется свистнута из статьи Хабутдиной. У Яхиной образы колоритнее, оригинальнее, ярче и приписать ее роману вторичность с помощью таких киваний в сторону "Грозы" Островского, Мастера и Маргариты Булгакова, Угрюм-реку Шишкова пройденный этап.

Guest, 14.08.2017 в 19:53

Pardone moi нужно "из статьи Хабутдиновой".

Guest, 14.08.2017 в 23:51

Кто такая Хабутдинова?

Guest, 15.08.2017 в 08:46

Guest, 14.08.2017 в 15:58
Жизнь Зулейхи у свекрови напоминает жизнь Катерины у свекрови Кабанихи в драме Островского "Гроза".
=====================================
На самом деле Гузель Яхина переписала жизнь Катерины на татарскую деревню, не потрудившись изучить реальную татарскую деревню и заменив русские имена на татарские. В результате получилась не картина из жизни татарской деревни, а злая карикатура на нее. Судить по татарской деревне исходя из "романа" Г. Яхиной все равно что судить по Америке по карикатурам из советской "Правды".

Guest, 15.08.2017 в 09:40

А зачем судить только по роману Яхиной. Культурный человек должен, если хочет знать правду, прочитать много разных книг о деревне разных авторов. И тогда он может составить свое мнение.

Русские не судят о деревне только по одной Кабанихе. Существуют сотни романов и пьес на деревенскую тему, рассматривающие ее быт с самых разных сторон - и грязных и прекрасных. Кому-то эти романы нравятся, кому-то - нет. Но, главное есть выбор. Среди русских писателей есть даже специальная категория писателей - писатели-деревенщики.

Все навалились на Яхину. А разве кроме нее у татар нет других писателей? Если нет, то это плохо.

Guest, 15.08.2017 в 10:35

Их ахинеи толком никто не читает ,не интересны, но они есть, существуют и обижены на Яхиной,которая, мало того что отхватила российские литературные премию скопом, может заполучить за компанию и Тукаевскую, за которым они стоят в толчее очереди годами , там стареют, уходят в мир иной, так и не дождавшись очереди. Ясное дело, кому может достаться заветное без очереди, тот вызывает бешеное негодование у толпы не только у тех кто еще не получил ее, но и тех бездарей , кто заполучил, пройдя все нюансы обретения той награды.

Guest, 15.08.2017 в 10:44

У нас талантливых не любят. Поэтому они перебираются в Москву, где всем рады. Туда много перебралось татантливых. Например, Чулпан Хаматова и т.д.

Guest, 15.08.2017 в 11:05

На самом деле ... переписала жизнь Катерины
--------------------------------------------
Его кругозор не выходит за рамки школьной программы, которую освоил на трояк

Guest, 15.08.2017 в 11:18

Раз шум и гам не утихает только вокруг романа Яхиной, а про произведения других тишь да гладь, значит они не очень, а возможно совсем не писатели...

Guest, 15.08.2017 в 12:39

Есть один. Лукман Закиров. Он частый гость газеты. Его очень ценит критик Лев Жаржевский.

Guest, 15.08.2017 в 12:54

Повесть Лукмана Закирова "Мустафа" была признана книгой года России кажется в 1997 году.

Guest, 15.08.2017 в 17:06

маломерка-это сама Гузель.
автопортрет,некоторым образом.
вот не было-и вдруг- ЯХИНА !
прям явление христа.

Guest, 16.08.2017 в 10:51

А что в этом плохого! Многие великие писатели писали романы с автобиографическим уклоном

Guest, 16.08.2017 в 11:41

Guest, 16.08.2017 в 10:51
Многие великие писатели писали романы с автобиографическим уклоном
================================
Получается так, что у великой писательницы Гузель Яхиной такие же наклонности проститутки, как и у ее героини.

Guest, 16.08.2017 в 12:17

Каким же может быть этот татарский джигит, который в адрес женщины -писательницы соплеменницы бросает такие "комплименты"? Только за то что написала роман, которого читают.Гадит уже давно. Остановиться не может. Никто не останавливает. Брезгуют?

Guest, 16.08.2017 в 14:11

прошлым летом в Челнах
в книжном отделе(татарском)
увидел-полистал ЗУЛЕЙХУ на родном языке
в отменном качестве,в серъёзном переплёте.
спросил женщину среднего возраста-продавщицу:
-берут?
говорит:
-нет,не берут,слишком дорогая получилась(что-то под девятьсот руб.!).
а русский оригинал раскуплен и ещё заказали !
то было минувшим летом,ровно год тому назад.
вот такие пироги:
-кто-нибудь из Народных Поэтов
(с подписью и печатью,с Указом)
может быть сегодня РАСКУПЛЕН
нашим самым читающим в мире населением-
а што исчё остаёца делать с полупустым кошельком-
ни в страшенном сне не приснится,ни наяву
не грозит-
они,эти шендевры,покрыты на полках
лёгким налётом многолетней пыли
и стоят в строю плечом к плечу,как солдаты,
отпечатанные на ослепительной финской бумаге
за крупные народные денежки
вечная им память...

Guest, 16.08.2017 в 14:39

Guest, 16.08.2017 в 14:11
прошлым летом в Челнах в книжном отделе(татарском)
увидел-полистал ЗУЛЕЙХУ на родном языке в отменном качестве,в серъёзном переплёте.
спросил женщину среднего возраста-продавщицу:
-берут?
говорит:
-нет,не берут,слишком дорогая получилась(что-то под девятьсот руб.!).
а русский оригинал раскуплен и ещё заказали !
============================================
Это значит только, что у татар здоровый моральный дух, раз они проявляют отвращение к похождениям русской проститутки, пользующейся большой популярностью у русской публики.

Guest, 16.08.2017 в 16:04

Каким же может быть этот татарский джигит, который в адрес женщины -писательницы соплеменницы бросает такие "комплименты"?
-----------------------------------------------
Исходит тем , из чего состоит.

Guest, 17.08.2017 в 09:56

Татарская интеллигенция характерна тем, что всегда готова отгрызть голову друг друга. На страницах ЗП это хорошо проявляется. И чем она мельче, тем более агрессивна.

Guest, 17.08.2017 в 16:15

Guest, 17.08.2017 в 09:56
Татарская интеллигенция характерна тем, что всегда готова отгрызть голову друг друга
=======================================
Как всегда, ванятка выдает желаемое за действительное. Ну что же, будем иметь в виду: русские нацисты от всей души желают, чтобы татарская интеллигенция всегда была готова отгрызть голову друг друга. Впрочему, ничего нового, уж кто бы сомневался, что русский империализм всячески поощряет раздоры между нерусскими народами, а также внутри них?

Guest, 17.08.2017 в 16:53

Это не я придумал. Посмотрите, как яростно грызутся противники и сторонники Яхиной. Русским это все равно, они так не бьются насмерть друг с другом из-за книжки. Не нравится-не читай. Тем более обвинять в плохои русском романе людей другой национальности.

Guest, 18.08.2017 в 07:08

Guest, 17.08.2017 в 16:53
Это не я придумал. Посмотрите, как яростно грызутся противники и сторонники Яхиной. Русским это все равно, они так не бьются насмерть друг с другом из-за книжки. Не нравится-не читай. Тем более обвинять в плохои русском романе людей другой национальности.__________________

Ты 99! У тебя критика - грызня. А у татар КРИТИКА. А ты ведать, вообще ничто не читаешь, кроме как вот здесь выдаешь себя за правильного гуманоида. Шел бы ты , по - русски. Не далеко...

Guest, 18.08.2017 в 10:38

Guest, 18.08.2017 в 07:08
Guest, 17.08.2017 в 16:53
Это не я придумал. Посмотрите, как яростно грызутся противники и сторонники Яхиной. Русским это все равно, они так не бьются насмерть друг с другом из-за книжки. Не нравится-не читай. Тем более обвинять в плохои русском романе людей другой национальности.__________________

Ты 99! У тебя критика - грызня. А у татар КРИТИКА. А ты ведать, вообще ничто не читаешь, кроме как вот здесь выдаешь себя за правильного гуманоида. Шел бы ты , по - русски. Не далеко...
=================================================
Критика - это когда обсуждаются только литературные достоинства и недостатки произведения. А когда оппоненты вместо литературных доказательств правильности своей позиции переходят на личности и обзывают друг друга и поливают грязью, то это во всем мине называется ГРЫЗНЯ! Вы, дорогой, и являетесь ярким представителем этой грызни!

Какое отношение к достоинствам и недостаткам романа является мой уход по русски? Вы, дорогой, почему-то вместо романа Яхиной обсуждаете меня. Сказать по существу нечего? Я, конечно, уйду, но кто Вас просвещать будет!

Guest, 18.08.2017 в 11:32

Подальше бы быть от таких просветителей.

Guest, 18.08.2017 в 12:26

Яхина Вас будет просвещать!

Guest, 18.08.2017 в 18:25

А когда оппоненты вместо литературных доказательств правильности своей позиции переходят на личности и обзывают друг друга и поливают грязью, то это во всем мине называется ГРЫЗНЯ! Вы, дорогой, и являетесь ярким представителем этой грызни! ___________________
А ты читал роман ? Это критика, а грызня - между бабками , которые семечками торгуют.

Guest, 18.08.2017 в 19:36

Guest, 17.08.2017 в 16:53
нет,не берут,слишком дорогая получилась(что-то под девятьсот руб.!).
а русский оригинал раскуплен и ещё заказали !
==================
Это не я придумал. Посмотрите, как яростно грызутся противники и сторонники Яхиной. Русским это все равно
=============================
Русским это все равно, но они почему-то дают ей литературные премии и раскупают ее книгу на русском языке. Что-то не сходится у тебя, ванятка. Что татары грызутся, это снова твое вранье, сам же рекламируешь эту проститутку и сам пишешь про грызню. Читай похождения этой проститутки и наслаждайся, но татарам такое дерьмо не втюхивай, все равно не получится.

Guest, 19.08.2017 в 12:23

А почему не давать премии за качественные произведения? Их получают не только русски писатели. А я принципиально не читаю современных писателей. Пока писателей уровня Толстого и Тукая у на нет.

Guest, 19.08.2017 в 15:33

Оглашаю список писателей и их произведений, которые заслуживают наград на уровне страны.Есть хотя бы кто то , чьи книги интересны для гражданина РФ? Плагиат не предлагать.

Guest, 19.08.2017 в 20:27

Наличие наград не есть признак высокой литературы.
Достоевский и Толстой не имели наград. И Пушкин с Тукаем тоже.
Великий советский и одновременно американский поэт сказал примерно, что деспотия рождает литературы, а демократия - макулатуру.

Guest, 20.08.2017 в 00:02

А почему не давать премии за качественные произведения? Их получают не только русски писатели.
================================
Литературные премии в тоталитарных государствах и деспотиях получают всегда разные лизоблюды, за редким исключением. А когда Пастернаку дали Нобелевскую премию по литературе, в СССР поднялся тарарам и Пастернак был вынужден отказаться от самой почетной в мире литературной премии. Сталинские и ленинские премии доставались в основном разным серостям и посредственностям, которых никто и не вспомнит, за исключением исследователей.

Guest, 20.08.2017 в 10:56

Вы правы. Сталинские и Ленинские премии давали только серостям. Например, таким серостям, как Шолохов, Алексей Толстой, Хачтурян, Шостакович, Гилельс, Баланчиани (Баланчин), Каверин, Антокольский, Щусев, Чабукиани,Плисецкая, Муса Джалиль и т.д. и т.п.
И о них никто не вспомнит. Даже о такой серости, как Муса Джалиль.

Guest, 20.08.2017 в 11:23

Это интересно, в каком году Баланчиани ( Баланчину ) дали сталинскую и ленинскую премию. Он в 1924 году уехал из СССР и далее не возвращался, а в СССР невозвращение считалось тягчайшим государственным преступлением, кстати, как и в нацистской Германии. Ни один случай присуждение советской государственной премии "невозвращенцу" мне неизвестен. Так давай подробности, спешу услышать сенсационную новость!

Guest, 20.08.2017 в 13:45

Извиняюь, ошибся!

Guest, 20.08.2017 в 16:21

Даже о такой серости, как Муса Джалиль.____________

М.Джалиль серость? Поэт - герой. Таких немного: М.Джалиль, Фучек, Петеффи. Они тоже серости?

Guest, 20.08.2017 в 21:07

В статье Зиннура Закирова «Чак Гузель Яхина», опубликованной в газете «ЗП» от 24.12.2016 г. выражается недоумение возвышению автора до Тукаевской премии, написавшую ересь (тузга язмаган): как примадонна французского балета занимается любовью с председателем колхоза на УАЗ ике в Аксубаевском лесу и там же, оказывается, бомжует бывший возлюбленный великой французской княгини, и они любят друг друга…
В романе Батуллы «Сююмбике» удостоенный Тукевской премии будущая царица Сююмбике в молодости изображается мужланкой, чуть ли не гермофродиткой. Она скачет на коне, ругается напропалую, а однажды одна дама, приняв ее за парня, лезет к ней в объятия. А каков знаменитый хан Сафагерей муж Сююмбике, грозный воин, победитель многих сражений в представлении Батуллы. Вот отрывок из романа : “ Сафа уже вздурел. Он обнял обе ноги. И почувствовал запах выхухоли. Сафа свою горячую голову просунул между коленок (рабыни)...” Речь идет о хане крымчанине, с юных лет имевший гарем... А потом, в брачную ночь с Сююмбике он снова чувствует запах выхухоли.. .О вкусах не спорят. По мне царица Сююмбике Батуллы, в подметки не годиться Зулейхе Гузель Яхиной. Таких примеров уйма. И они доводят нашу литературы до инкыйраза(ухода в небытье), а не русские. А вину решили списать на Гузель Яхиной, поручили челяди что на побегушках. Это же классика детектива: сначала идет внедрение “крота”, потом его реализация (путем нанесения урона), а потом его выводят, свалив вину на другого. Что такое обойма и кто там, дал понять Р.Юныс, в своей статье “Бомба которую взорвал Файзуллин”, опубликованный в газете “ТЯ” на целый разворот от 3 августа 2013 г., где речь идет о сожжение книг… Поэтому, не пора ли государственным мужам остановить издевательство над памятью великого поэта и отстранить то «политбюро», дискредитировавшую себя в последние годы от выдвижения номинантов на награждение хотя бы государственной премии, носящей имя Тукая , учрежденная во время руководства республикой русским человеком Игнатьевым С.Д. для поднятия национальной литературы…Как бы не подумали, что она нынче стала сексуальной литературной премией….
Сворой кидаться на женщину-писательницу, ругать хором роман, раскрывающий преступления сталинщины с минбара радетеля нации, будучи уверенным, что читатели не в курсе высказывания Семюэля Джонсона, о том, что такой патриотизм является последним прибежищем для негодяев, конечно же мило. И наверное остроумно свалить все свои беды, косяки, малодушие и трусость на женщину писательницу и на ее первый роман и ругать тех, кто выступил против такого позорища для чести и достоинства нашего народа. Нет, не все писатели думает одинаково, и наша писательская творческая организация еще не стала сектой с единственной правдой, для всех…

Guest, 20.08.2017 в 22:29

М.Джалиль серость? Поэт - герой. Таких немного
==================================================
Для русских нацистов все татары серости, а татары - низшая раса, не заслуживающая ничего, кроме русского кнута. Вообще с точки зрения русских нацистов самая лучшая и почетная роль для татар это быть навозом для процветания русского народа.

Guest, 21.08.2017 в 08:39

Апологет Яхиной,это тот который антитатфилфаковец? Почему сам не напишешь ничего,в стиле Яхиной. Даже на это ума хватает? Татфилфак надо было кончать,в свое время.Авось,чему нибудь бы и научился.

Guest, 21.08.2017 в 09:20

Татфилфак - это отстой, туда принимают тупейших,где их убеждают в своей исключительности,и заражают маниями величия и преследования ни много, ни мало, а со стороны КГБ- ФСБ. Хотя достойны внимания лишь участковых инспекторов за пьяные выходки, и.т.п. И эти неучи , устроившись в татарских редакциях изданий с мизерными тиражами начинают учить народ, как и где ему быть на полном серьезе, не имея ни образования, ни какой-либо практики ни в какой области. А какие из них получаются писатели, умереть не встать...Яхина их здорово подставила, своим романом, потому и неиссякаемая истерика у компашки с ручками.

Guest, 21.08.2017 в 09:38

Апологет Яхиной,это тот который антитатфилфаковец?
--------------------------------------------------
В полном объеме отповедь критиканам Яхиной можно найти на следующей ссылке http://rustemzaripov.blogspot.ru/2017/07/

Guest, 21.08.2017 в 09:42

почетная роль для татар это быть навозом для процветания русского народа.
--------------------------------------------------
Кто о чем, а копрофаг снова о своем навозе то ли тоскует , то ли смакует.

Guest, 21.08.2017 в 09:44

Guest, 21.08.2017 в 08:39
Почему сам не напишешь ничего,в стиле Яхиной. Даже на это ума хватает?
================================
Упаси меня боже написать что-то в стиле Яхиной! Гузель Яхина - это современный Смердяков, был у Достоевского такой персонаж, утверждавший, что для России было бы лучше попасть под французское иго. Так и Гузель Яхина смердяковствует, утверждая, что для татар нет ничего лучше, чем лечь под русского и стать навозом для процветания русского народа.

Guest, 21.08.2017 в 10:35

Человек, который родился в своей деревне среди навоза, став взрослым, ни о чем другом мечтать не может, как об огромной куче навоза. Навозное мышление. Везде он замечает только то, что близко его сознанию - НАВОЗ!!! Навоз так пропитал его душу и тело, что ему самому хочется стать этим навозом. И он пытается добиться от других, чтобы и они признали его НАВОЗОМ!!!
Признаем-с!

Guest, 21.08.2017 в 10:42

розумеется,Пастернака Я не читал ни разу,
но тем не менее,ессснно,Его глыбоко осуждаю.
теперь-о Гузелии Яхиной:
-не приходилось читать ни разу
"зулейху,открывающую глазки",
но говорят,будто готовится уже в рузской печати
(в масскве!) часть вторая-
"Зулейха раздвигает ноги".
почитаеммм...с удовольством.

Гузель Яхина, 21.08.2017 в 10:45

Да, что может быть лучше для татарской проститутки, чем лечь под убийцу своего мужа и дать своему сыну его фамилию?

Guest, 21.08.2017 в 11:08

третья часть уже готова эпопеи:
-Зулейха закрывает дверь(на крючёк)
и расстёгивает сарафан.

Guest, 21.08.2017 в 17:55

И снова в точь в точь о себе самом.Будучи лизуном-проститутом, в добавок копрофагом у местных власть имущих, напрягается перевести стрелки на Зулейху,на имя дорогое татарскому сердцу, прикидываясь апологетом нравственности.Конечно, знатоку литературы с такими данными талантливое произведение противопоказано, ему подавай навоз, исконно свое... На реплику тип снова может ответить визгом, требуя культурного обращения к себе, начисто не вспоминая свои перлы , излагаемые потоком в ипостаси кровавого поноса.

Guest, 21.08.2017 в 18:26

Guest, 21.08.2017 в 17:55
И снова в точь в точь о себе самом.Будучи лизуном-проститутом, в добавок копрофагом у местных власть имущих, напрягается перевести стрелки на Зулейху,на имя дорогое татарскому сердцу
================================
Пост заслуживает рассмотрения. Все характерно для русских нацистов:
1) неизменная приверженность к сексуально-копрофильной тематике
2) неизменная приверженность к лжи и провокации. Имя русской проститутки Зулейха дорого прежде всего русским, ведь книги Яхиной на русском раскупаются, а вот на татарском лежат нераскупленными. После этого ванятка пишет, что это имя якобы дорого татарам.
Ванятка либо считает нас идиотами, либо сам идиот. Скорее последнее, однако.

Guest, 21.08.2017 в 19:40

Подозреваю,что он бывший студент татфилфака,но не потянул учебу,не потянул.Отчислили.Но обида осталась,неизбывная.Где то даже перешла в фобию.Это же надо так возбуждаться от слова татфилфак.

Guest, 21.08.2017 в 19:58

Подозреваю, что ванятка - неудачник и импотент, а их всегда тянет к проституткам. Например, к пресловутой Зулейхе, которой все равно, с кем спать, хоть с убийцей своего мужа. Такие проститутки ванятке очень нравятся и он их воспевает и ставит на свой импотентский педьестал.

Guest, 21.08.2017 в 20:16

Русская книга Яхиной раскупается потому, что все знают, что читать книги желательно в оригинале. А переводы делаются для тех, кто в оригинале читать не умеют. И при этом еще неизвестно, что там наплел переводчик. Бывают такие переводы, которые сам автор никогда не поймет, что это его книга. Вот и вся политика при продаже книги. А у нас все умеют читать в оригинале. Я думаю, что 90% читателей сего романа - татары. Надо бы провести опрос!

Guest, 21.08.2017 в 20:19

Муж Зулейхи погиб на дуэли, когда он с топором набросился на другого человека. И получил адекватный ответ. Мало ли хороших людей погибло на дуэлях?

Guest, 21.08.2017 в 22:50

Сейчас модно продолжать продолжения. У романа Гузель Яхиной есть все перспективы, пусть напишет, как Зулейха стала элитной или неэлитной проституткой в послевоенной Москве.

Guest, 22.08.2017 в 09:23

Что Вы нападаете на бедную Зулейху. У нее была не жизнь, а каторга. Упыриха постоянно ее упырила, муж постоянно бил ее. Жила она на положении рабыни. От такой жизни повесишься. И станешь кем угодно. Смерть ненавистного тирана-мужа освободила ее из этого концлагеря и она открыла глаза и увидела, что есть лагеря с более гуманным режимам и люди, для которых она не скотина бессловесная, а человек, хоть и маленький. И есть человек, который не бъет ее, а помогает, это Игнатов, благодаря которому по крайней мере ее сын стал человеком. Ну убил он ее мужа, о котором она не сильно горевала. В жизни все бывает. В романе Шолохова Дуняша выходит замуж за человека, который убил ее брата.
Ну и что? А Джульетта влюбилась в пацана, который убил ее брата. Но их почему-то никто не осуждает. А Зулейху за то=же самое все осуждают. Это чистоплюйство и политиканство. Еще неизвестно, как бы мы поступили на ее месте.

Я лично знал одну такую упыриху. Она упырила своего великовозрастного сына-предпринимателя за то, что женился на русской. И упырила их обоих вместе в 2-мя детьми, и выгоняла их из дому до тех пор, пока не заболела серьезно. И оказалось, что ее любимые родственники отказались ухаживать за этой зловредной старухой. И единственный человек, который согласился ухаживать, была эта ненавидимая
невестка. И тогда она переродилась и страстно ее полюбила и стали они все жить душа в душу как в сказке. Вот как бывает. И я там в гостях у них был, и мед-пиво пил, по усам текло, но и в рот кое-что попало.

Guest, 22.08.2017 в 18:48

Проститут(ка) - это тот (иа), который(ая) зарабатывает тем что удовлетворяет чьи то пикантные хотелки не за бесплатно. То есть такое определение к героине романа никаким боком не подходит. Но очень даже подходит штатному хулителю героини и автора романа, подлизе гениев - писак РТ, чьи произведения не стоят ломанного гроша,которых Гузель Яхина поставила в дурацкое положение со своим востребованным у читателей романом,которую раскупили по очень серьезной цене в первую очередь татарские читательницы и читатели. Ругай, не ругай ее роман, местных гениев по любому читать вряд ли будут. Да что могут предложить выходцы из навоза для талантливого татарского народа. Ни - че - го.Ежели кто не согласен таким вердиктом, пускай предъявит список ныне живущих "классиков", и их звездные творения.
Ежели не получается,может и дальше катать бочку на талантливую писательницу и ее талантливое произведение.

Guest, 22.08.2017 в 19:47

Реанимация лит.трупа Яхиной идет только на этом сайте,стараниями одного татарофоба. Больше о ней никто не вспоминает,тем более русские,которым безразлично,что там было в татарской жизни сто лет назад и которые абсалютно далеки от реального восприятия и понимания, тех псевдотатарских сказок,написанных Яхиной.

Guest, 22.08.2017 в 20:16

Ничего похожего. На роман, на автора, героиню романа остервенело разоряется снова и снова копрофаг-русофоб, слетевший с катушек от немощи не своей, ибо слишком мелок, а своих кумиров -писак, с титулами региона( вот на них следовало бы примерить по началу свою метафору ) перед настоящим талантом, тем самым не давая забыть триумф настоящей писательницы в литературной жизни нашей страны за год минувший. И тут нет малейших поползновений татарофобии, несмотря ни на какие мерзкие ухищрения в клевете энтого фрукта, непонятно из какого огорода.

Guest, 22.08.2017 в 23:51

Статья из журнала "Сибирские огни"
№09 - сентябрь 2016
Мокрая курица татарской литературы, или Кого предала Зулейха
Беккин Ренат


Шумный роман уроженки Казани Гузели Яхиной появился кстати. Сталин решительно утвердился нашим современником, и потому роман, действие которого разворачивается в сталинскую эпоху, обречен на неравнодушие читателя. Почти все «толстые» журналы либеральной направленности в обеих столицах отозвались на получившую «Большую книгу» «Зулейху» благожелательными рецензиями.1 Несостыковки в сюжете, недостоверность некоторых персонажей и прочие литературные огрехи произведения великодушно прощались Яхиной как дебютанту.
Затем с некоторым опозданием роман прочли те, кого принято именовать русскими патриотами. Реакция их была предсказуемой. Они находили в романе недостатки, которые в глазах либеральных авторов выглядели очевидными достоинствами. Яхину обвинили в «борьбе с прошлым»2, нелюбви к России3 и других смертных грехах.
До земляков Яхиной роман дошел под самый конец года. Казалось бы, вот кто должен был обрадоваться: знай, мол, наших, без булдырабыз4 и все такое! Но вместо этого в казанских электронных изданиях появилось несколько рецензий, в которых автор романа и его героиня обвинялись ни больше ни меньше как в «национальном предательстве», «измене татарскому народу в угоду русским колонизаторам», «изящном навете на татарский традиционный уклад», «манкуртизме» и др.
Один из рецензентов недолго думая так и назвал свой текст: «История одного предательства»5. Другие критики «Зулейхи» также не поскупились на громкие слова и выражения, характеризуя текст как «дешевый образец псевдотатарского колониального романа»6, а самого автора как «человека, продавшего свою нацию»7. Последний рецензент вообще усомнился в том, что Яхина сама от начала до конца писала роман: «У женщины для этого не хватит ума, впрочем, ей этого и не нужно».
Пожалуй, стоило бы оставить без внимания эти гневные тексты. Они отражают не столько содержание самого романа, сколько внутренний мир людей, довольно своеобразно его прочитавших. Но есть одно обстоятельство, проигнорировать которое невозможно:
Казань — не Москва, читатели здесь не только читают критические рецензии, но и прислушиваются к ним. После появления вышеупомянутых откликов на роман Яхиной немало людей стало воспринимать «Зулейху» как звонкую пощечину татарам и Татарстану. Мне неоднократно приходилось слышать такую фразу: «Роман Яхиной не читал(а) и читать не буду. Говорят, он татарофобский»
.........
..........
Сейчас в Казани готовится перевод книги на татарский язык. Быть может, чтобы не травмировать местную творческую интеллигенцию, стоит сделать этот перевод адаптированным для казанских читателей?
Существует легенда, что во время гражданской войны в Испании участникам интернациональных бригад демонстрировался фильм «Чапаев». Всякий раз, когда Чапай в конце фильма тонул в Урале, в зрительном зале раздавались гневные крики и даже выстрелы. И тогда режиссеры фильма братья Васильевы пошли навстречу аудитории. Переделали финальную сцену. Чапаев больше не тонул, а благополучно доплывал до другого берега. Народ был доволен.
Может, стоит таким же образом поступить и с «Зулейхой»? Попросить Яхину исправить концовку. Зулейха после XX съезда возвращается в родную деревню. Находит могилы Муртазы и Упырихи, плачет и просит у них прощения. К ней возвращается из Ленинграда сын, разочаровавшийся в искусстве и пресытившийся соблазнами большого города. И они начинают жить-поживать, занимаясь сельским хозяйством. Благо Хрущёв разрешил увеличить размеры приусадебного хозяйства, а налог на него снизил.
Так живут Юзуф с Зулейхой долго и счастливо. Юзуф большой и сильный, а Зулейха стареет, она уже потеряла слух и зрение. И каждое утро молодая жена Юзуфа выносит на двор Зулейхин горшок из «молочно-белого фарфора, с нежно-синими васильками на боку»…
Но Яхину, к счастью, переводят не только на татарский. Впереди у писательницы несомненный успех на Западе. В «Зулейхе» есть все, что составляет привычный рацион западного читателя: и «постколониализм», и «гендер». Для поклонников Мишеля Фуко найдется немало примеров на тему власти и подчинения. А случай профессора Лейбе просто словно сошел со страниц «Истории безумия в классическую эпоху».
Благодаря роману немало читателей в мире впервые услышат о существовании такого народа, как татары. Уже за одно это стоит сказать Гузели Яхиной: зур рахмат10.
Похоже, казанские критики романа придерживаются принципа: о татарах либо хорошо, либо ничего. Но так говорят лишь о покойниках. А татарский народ не только жив, но и полон сил. По крайней мере, такие выводы можно сделать, внимательно прочитав роман Гузели Яхиной.

Guest, 23.08.2017 в 09:03

Критикан Яхиной, ее романа и героини, интерполирует оценку своего мерзкого поведения участниками полемики на татарский народ, и от имени татарского народа с которым себя отождествляет, клевещет на весь русский народ обвиняя в татарофобии, с целью вызвать ответную реакцию как отдельных русских, так и русского народа в целом.

Guest, 23.08.2017 в 09:29

Guest, 22.08.2017 в 18:48
Проститут(ка) - это тот (иа), который(ая) зарабатывает тем что удовлетворяет чьи то пикантные хотелки не за бесплатно. То есть такое определение к героине романа никаким боком не подходит.
=========================================
Очень даже подходит. "Не за бесплатно" бывает не только деньгами, но и другими благами. Когда заключенная ложится под надзирателя, она рассчитывает не на деньги, а на лучший режим, лучшее питание и т.п.

Guest, 23.08.2017 в 12:19

Проституция (от лат. prostituo - позорю, бесчещу) - вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, не основанные на личной симпатии, влечении. Характерным признаком П. является систематичность сексуальных отношений с различными партнерами (клиентами) и предварительная договоренность об оплате (хотя цена может быть заранее и не названа). П. является, как правило, основным или даже единственным источником доходов лица, занимающегося ею.
================================================G
По Зулейху все это не подходит. Она не отдается всем подряд без влечения, не получает за это деньги, не договаривается заранее о цене, и это не является основным источником жизни. Она ходит только к одному человеку, и даже хотела выйти за него замуж. В худщем случае она - любовница, что во все времена не являлось грехом. Во все времена в светских кругах считалось приличным иметь любовника или любовницу.
Так что Ваши обвинения Зулейхи беспочвенны и глупы. Не надо завидовать Яхиной и ее 3000000 руб премиальных!.

Guest, 23.08.2017 в 15:02

Не надо завидовать Яхиной и ее 3000000 руб премиальных!
========================
Итак, с кремлеботом все ясно - он страшно завидует Яхиной и ее 3000000 руб премиальных. А приходится ему довольствоваться 85 рублями за пост, которые ему платит Путин.

Guest, 24.08.2017 в 00:06

Я не завидую, а очень рад, что хотя бы одна татарская писательница вышла на мировую аудиторию. Молодец, Яхина! Не надо только суетиться и добиваться Тукаевской премии. После Большой книги и переводов на языки мира это будет мелко и пошло.

Guest, 24.08.2017 в 06:40

Guest, 24.08.2017 в 00:06
Я не завидую, а очень рад, что хотя бы одна татарская писательница вышла на мировую аудиторию. Молодец, Яхина! Не надо только суетиться и добиваться Тукаевской премии. После Большой книги и переводов на языки мира это будет мелко и пошло.___________________________

А почему одна ? Да и оттого, что переводят на иные языки это ни о чем не говорит. Что мелко и пошло вы рассуждаете. Одна. а где другие?

Guest, 24.08.2017 в 07:28

Guest, 24.08.2017 в 00:06
Я не завидую, а очень рад, что хотя бы одна татарская писательница вышла на мировую аудиторию.
================================
Не торопитесь, для выхода на мировую аудиторию перевода не хватает. Хрущева и Брежнева тоже переводили на все языки, это тоже великие писатели?

Guest, 24.08.2017 в 08:56

Успех писателя сейчас на 90% зависит от рекламы. Перепалка на этом сайте по поводе роман - это тоже реклама. Причем отрицательная реклама действеннее, чем хвалебная. Надо помочь ей сделать рекламу. Татарские олигархи должны помочь. Русские литераторы свою часть сделали - дали ей имя.

Guest, 24.08.2017 в 22:11

Не надо завидовать Яхиной и ее 3000000 руб премиальных!
==============================
Такой классный аргумент подошел бы любой элитной проститутке: я много получаю, а за что, это совсем не важно, главное, что много мне платят, за ночь больше, чем честная женщина месяц.

Guest, 25.08.2017 в 11:43

в струю попала.
теперь женихов-как мусору вокруг неё.
авось найдётся достойный Иванушко.
ей теперь выбирать!..

Guest, 26.08.2017 в 14:10

Почему Иванушка? Может, Муртаза!

Кунак, 26.08.2017 в 19:53

Guest, 26.08.2017 в 14:10
Почему Иванушка? Может, Муртаза!
--------------------
Нет, поступит скорее так как героиня своего произведения. Да и поклонники её "шедевра"могут от неё отвернуться.

Guest, 28.08.2017 в 13:57

Замечательный роман,не для одноразового прочтения.Поражаюсь бешенству противников.Неужели зависть?

Guest, 28.08.2017 в 21:40

Роман великолепен. Критиканы-писаки,как добывшие, так стоящие на очереди за Тукаевской премией, и их херои и хероини в подметки годятся как автору, так ее персонажей. По мне , они не способны составлять даже предложения, какие у Яхиной, ибо не ума, ни сердца, ни образования,ни трудолюбия. Худое родословие дает знать во всем. Потому закономерно, то и дело слетает из уст родимое "навоз"...

Guest, 29.08.2017 в 01:49

Навоз для "ценителей" прекрасного-это так тепло и уютно. Всю жизнь они жили в теплом навозе, наслаждались его теплом, получали по очереди навозные премии.И не вылезали за пределы навозной кучи. И все так привыкли к теплой навозной жизни. И вдруг облом! Оказывается, и за пределами навозной кучи существует жизнь! Как обидно!

Guest, 29.08.2017 в 15:18

Если человеку нравится свой навоз,то тут особо ничего удивительного нет.У всех людей это так,но когда некто начинает хвалить чужой навоз,свиной например,вот это непонятно.

Guest, 30.08.2017 в 08:21

Навозный аналитик в ударе : плывет в своем навозе, ныряет,выныривает, выплывает и снова туда же. Как не крути, родная стихия...Он предпочитает свой навоз свиному.

Guest, 30.08.2017 в 08:39

Он предпочитает свой свиному.
----------------------------------------
Пчамуптамшта копрофаг