3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Риголетто

28 февраля 2014 года
Риголетто

      Не перестает удивлять Татарский театр оперы и балета им. Джалиля. Его феноменальный спектакль «Риголетто» Верди в постановке Михаила Панджавидзе (ныне он главный режиссер Национальной оперы Белоруссии) украсил бы и Венскую оперу. Казанская публика была свидетелем своеобразного художественного чуда во время XXXII Шаляпинского фестиваля во время исполнения 9 февраля этой гениальной оперы.
     В роли Риголетто Борис Стаценко, лауреат множества международных конкурсов и один из лучших Риголетто в мире. Кроме прекрасного голоса это еще и большой драматический актер. На Людвигсбургском фестивале в Германии он постоянно выступает с вердиевским репертуаром. В роли Джильды Альбина Шагимуратова. Она поет в ведущих театрах мира: Ла Скала, Метрополитен-опера, Венской опере, Ковент-Гарден, Сан-Франциско-опера и др. Считается одним из лучших колоратурных сопрано в мире. Ныне она считается лучшей оперной певицей в России. В роли Герцога Сергей Скороходов из Мариинского театра, в роли бандита Спарафучиле Сергей Магера из Национальной оперы Украины, в роли Маддалены Зоя Церерина из нашего театра оперы. Дирижер Роберто Пармеджани (Италия, Болонья, Фано) заставил оркестр заиграть какими-то новыми неожиданными звуками, с таким сердцем, полной растворенностью в музыке и одновременно легкостью, «итальянской» насыщенностью прозвучала великая музыка великой оперы. Хороший и необычный дирижер, полностью «растворенный» в Верди, он фантастически сделал эту музыку абсолютно современной. Талантливый художник Андрей Злобин из Киева превратил сцену в буйство итальянской роскоши, которой, наверное, и в Италии нет, и явственно понимаешь, почему Гоголь так любил Италию.
     Пожалуй, один из главных феноменов спектакля – сам театр, его зал. Говорят, есть храмы намоленные и не намоленные, «живые» или «мертвые». Зал казанского оперного театра был теплым, живым, уютным, камерным, стены «дышали» и объединяли публику. Зал насыщен художественной энергетикой, он резонировал, соединял, «склеивал» артистов, давал спектаклю новый импульс. Зал был искренним и романтичным. С этой точки зрения, с феноменом «напетости», душевности зал нашего театра, пожалуй, сегодня превосходит залы и Большого театра, и Мариинки, наверное, поэтому его так любят певцы со всего мира и столичные критики. Зал дает им энергию подъема, дает им «крылья», он исцеляет их недуги, они здесь «раскрываются». Это все равно, как Троице-Сергиева лавра для православных. В этом зале объединились голоса и чувства незаурядных артистов, и мировой феномен Шаляпина подспудной волжской энергии, и восточный лиризм, мягкость, кораническая поэзия города, и беспокойное сердце оперного фанатика директора театра Рауфаля Мухаметзянова, и само эклектично-синтетическое настроение казанской публики, замирающую душу которой действительно можно сравнить с восторгом Наташи Ростовой перед первым балом, это не «технологическая» европеоидная сочинская олимпиадная постановка, а само чувство, исходящее из глубины души Льва Толстого, чья юность прошла в Казани, чувство, позволявшее ему творить и верить в жизнь и любовь. В этом зале возникает барьер против фальши, Рауфаль Мухаметзянов, я думаю, все-таки обошел Дягилева, это не искусство ради искусства, не красивый фейерверк, не эстатизм, а именно преклонение перед красотой, исцеляющий «санаторий», поднимающий человека в кантовское «звездное небо», очищающий глубоким «афинским» катарсисом. Рауфаль Мухаметзянов горением своего сердца сделал уникальную трансформацию – превратил Шаляпинский фестиваль в религиозное действо.
     Этим фестивалем он изменил атмосферу Казани. Многие творческие люди, уверен, только из-за Шаляпинского, Нуриевского фестивалей, фестиваля «Созвездие», симфонического оркестра, театра Камала, «шекспировского» тюза (это действительно еще не раскрывшийся в полную мощь легендарный «Глобус»), кукольного театра, ансамбля Абязова и др. приедут работать в Иннополис и Смарт-сити.
     Звезды сошлись, и «Риголетто» вызвал фурор. Пение было великолепным, уникальным, публика сидела в потрясенном состоянии, сопереживая чуду, Шагимуратова со Стаценко были достойны друг друга. Сергей Скороходов на их фоне выглядел классом пониже, эти двое были «олимпийские чемпионы». У Стаценко помимо голоса были и драматическая харизма, мужская сила и агрессия, энергия гениального трагедийного персонажа. Даже его безмолвные передвижения по сцене завораживали. Альбина Шагимуратова вполне заслужила обычный для великих певиц мира титул «божественная». Она говорит, что ее «магнитом» тянет в Казань, и она вся светилась счастьем петь на родной сцене, она выкладывалась с огромным вдохновением. Вся заваленная цветами обрадованно «скакала» по сцене после спектакля, как юная девушка. Она говорит, что ее любимые города Вена и Нью-Йорк, что в метро Вены звучит Моцарт, а трудоголики-американцы «механистические». Она болеет «ностальгией» по родине, болезнью всех эмигрантов. Голос Шагимуратовой, голос древнегреческой сирены, ювелирно отшлифован на Западе и становится все утонченнее, он приобретает свойства гипнотичности. Это означает, что он переходит в новое качество не просто одного из красивейших оперных голосов мира, но становится уникальным, насыщенным личной энергией.
     Сцена, костюмы (Анна Ипатьева, Киев) доказывали, что опера южных народов – особый чувственный феномен сверхстрастей. Это сконцентрированная солнечная энергия, и понимаешь, как она необходима в долгие зимние северные ночи. Это словно «переливание» теплой южной крови в северную холодную кровь. Видеть и слышать такие оперы – все равно как для казанских футбольных болельщиков сидеть на матче «Барселоны» с «Рубином» в период его расцвета. «Риголетто» 9 февраля можно назвать историческим явлением для Казани. 24, 25 февраля состоится еще один праздник – показ балета «Золотая Орда».
     И Сергей Магера, и Зоя Церерина выглядели достойно. Они даже переиграли Герцога в этих сценах. Магере удалось создать образ по-своему символический, трагедийный и современно актуальный – ужасной машины смерти, при этом парадоксально живой, неотстраненный образ судьбы. За его роковой неотвратимостью наблюдаешь, затаив дыхание, какой-то Чикатило. Зоя Церерина – из нее природная обольстительность так и брызжет, можно даже сказать, что харизматичную «куртизанку» она играет с наслаждением и большим опытом, уж не знаю, комплимент это или нет. Когда она появляется, Герцог отъезжает словно на второй план, ее природный драматизм и в «Севильском цирюльнике» сразу выводил спектакль на большую высоту, она как актриса дает зрителю сильный энергетический импульс.
     Честно говоря, было жаль, что наши «аристократы», например, Минниханов, Халиков, Метшин не нашли времени побывать на этом уникальном спектакле. А ведь он потряс бы Обаму с Меркель, несомненно. Вся Вена рукоплескала бы этому спектаклю. Город, где проходят такие  спектакли, – несомненно, духовная столица.

     Рашит АХМЕТОВ.


Комментарии (7)
УУСТИК, 02.03.2014 в 16:06

насчет аристократов-не мечите бисер...

Алканавт Сергей председатель РОС в РТ полотер Никитин, 07.03.2014 в 19:05

Бабуська так норм на фотке ! Можно засадить пару раз

Алканавт Сергей председатель РОС в РТ полотер Никитин, 07.03.2014 в 19:05

Бабуська так норм на фотке ! Можно засадить пару раз

Полотер Сер - гей Никитин, 07.03.2014 в 19:09

Правда похоже что она с унитазом обнимается . А по виду как будто ей в правый глаз кончили

Айдар, 07.03.2014 в 19:50

Свиноматка снова напилась,обычное ее состояние.

Свинобаба председатель РОС в РТ Сер- Гей Никитин, 07.03.2014 в 23:38

Айдар ты кумыса видать перепил . Прими срочно бычий спермы ! Говорят помогает .

Айдар, 08.03.2014 в 10:21

Если тебе нравится это принимать,принимай.Никто тебе не запрещаетсмех.