11 июля 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Рифкат Исрафилов

13 сентября 2012 года
Рифкат Исрафилов

     Он упорен и трудолюбив, настойчив и целеустремлен. В своей профессиональной деятельности он где-то даже азартен и своим азартом заражает всех вокруг, он умеет собрать команду единомышленников и вместе добиваться успеха. Театр – дело его жизни, театр – это его девиз. Его с полным правом можно назвать созидателем. Народный артист России, лауреат Государственной премии России, художественный руководитель и главный режиссер Оренбургского драматического театра им. М. Горького Рифкат Исрафилов. 
 

Родом из детства
 

      Он родился в потрясающе красивом краю на северо-востоке Башкортостана в селе Ново-Муслюмово. Горы и долины, реки и леса – все это давало простор творческому воображению. Тогда никто и не думал, что этот парнишка станет известным на всю страну режиссером. Отец и старший брат ушли на фронт, воспитанием детей занималась мама Хатмиямал, которая учила быть честным и идти только вперед, несмотря ни на что.
      «Мать воспитала нас, четверых сыновей, одна, – вспоминает Рифкат Исрафилов. – Отец и старший брат погибли, мы росли в трудных условиях. И когда что-то не получалось, мать всегда говорила: за тебя никто ничего делать не будет – ты сам! Этой заповеди я следую всю жизнь».
 

Шаги к успеху
 

      Рифкат Исрафилов с детства усвоил главный жизненный принцип – безвыходных ситуаций не бывает, поэтому он всегда старается найти способ преодолеть трудности. А их в жизни оказалось немало. Когда-то была мечта поступить на исторический факультет Казанского университета. Однако в школе попал в самодеятельность и понял, что его призвание – театр.
      «Когда я был школьником, меня педагоги всегда привлекали к участию в самодеятельных спектаклях, – рассказывает Р. Исрафилов. – Наверное, увидели во мне актерскую жилку, а я заразился этим, мне было интересно, сцена завораживала».
Потом было Уфимское театральное училище, работа в Башкирском драматическом театре, где Рифкат Вакилович играл во многих спектаклях. В числе любимых – «Страна Айгуль», «Макбет», «Слуга двух господ». С гастролями театра он объездил пол-России. Однако неугомонная душа хотела большего. Исрафилов стал подумывать о режиссуре.
      «Когда ставился спектакль, я всегда вмешивался в режиссерскую работу, говорил: здесь нужно делать не так, – вспоминает Рифкат Вакилович. – Меня иногда даже выгоняли с репетиций. И однажды сказали: «Езжай туда, где тебе нравится!». И я поехал в Москву».
 

«В Москву, в Москву, в Москву!».
 

      В отличие от чеховских сестер Рифкат Исрафилов не просто мечтал о покорении Москвы, а шел к поставленной цели. Тяга к постижению таинств режиссерской профессии привела его в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). Мечтал попасть на курс к А. Эфросу, но не сложилось. И наставницей будущего режиссера стала знаменитая Мария Кнебель – любимая ученица Станиславского. Вступительные экзамены принимали люди, о которых Исрафилов в те времена знал только по книгам.
      «До сих пор помню свои вступительные экзамены, – говорит Исрафилов. – Был длинный стол, и в середине сидела маленькая старушка – та самая великая Кнебель. Рядом высокий, красивый Завадский, дальше Гончаров, Бояджиев. Это все великие могикане!».
      Да и курс подобрался не менее звездный и талантливый. Однокурсниками Рифката Вакиловича были Иосиф Райхельгауз и Борис Морозов, Анатолий Васильев и Александр Литкинс – вот только несколько фамилий. С ними Исрафилов и по сей день в дружеских отношениях. А от постулатов, заложенных великими педагогами, он не отступает ни на шаг.
      - Есть основа живого театра – это система Станиславского и Чехова, мы от этого никуда не уйдем, потому что других законов нет, а отвергать… Я иногда слышу: зачем нам Станиславский? А тогда зачем вам театр?
 

«Театр – жизнь моя!».
 

      У каждого человека есть места, куда он любит возвращаться. Для Рифката Исрафилова такое особенное место – город Уфа. Сюда он приезжает снова и снова. Прошли годы с тех пор, когда строптивый актер уехал покорять столицу. И вот он уже режиссер, и в его постановках заняты теперь уже его учителя – сложно и очень ответственно. Почти четверть века отдал Рифкат Исрафилов Башкирскому академическому театру имени Гафури. Постановки «Неотосланные письма» и «Долгое, долгое детство» получили широкое общественное признание и Государственную премию России. Для Исрафилова театр – это жизнь, в которой нет эпизодов, только главные роли.
      - Я знаю творчество Рифката Исрафилова очень давно, – говорит кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Галина Вербицкая. – Мне он очень интересен как режиссер с ярко выраженным постановочным мышлением, ему близки разные театральные эстетики.
 

Театр Исрафилова
 

      Он привык идти только вперед и ставить перед собой новые цели. Год 1997 привел Рифката Исрафилова в Оренбург. Однако первая встреча с театром была не слишком радостной.
      - Как только увидел первый спектакль – сразу решил уехать! – вспоминает режиссер. – Я был ошарашен, потому что так уже никто не ставил и не играл!
      Но сдаваться и пасовать перед трудностями не в его характере. Он остался, так началась новая глава в истории Оренбургского драматического под художественным руководством Рифката Исрафилова. Одна из его первых постановок «Капитанская дочка» до сих пор не сходит со сцены и отмечена критиками и театроведами на международных и всероссийских смотрах сценического искусства.
      - У театра всегда бывают и падения, и восхождения – это естественный фактор, – говорит Исрафилов. – Сейчас, по прошествии лет, я думаю, что принял правильное решение. Оренбург для меня сейчас – родной город с друзьями и замечательными людьми. Судьба определила, что я должен быть здесь, я счастлив, что общаюсь с творческими людьми.
      И чтобы таких творческих людей стало больше, Рифкат Вакилович становится инициатором открытия в Оренбурге актерского факультета в Институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Театр должен думать о своей перспективе, а перспектива невозможна без смены поколений. Сегодня его ученики работают в театрах России и, конечно же, в Оренбургском драматическом. Студенческие работы настолько профессиональны, что занимают место в репертуарной афише. А знаменитой постановке «А зори здесь тихие…» рукоплещут и по сей день на фестивалях не только в России, но и во Франции. В марте 2008 года творческий коллектив стал участником фестиваля «Русские сезоны» в г. Марселе. На протяжении трех дней зал театра был полон, спектакль оренбуржцев приезжали смотреть не только русскоязычные эмигранты, но и коренные французы.
      - Мне очень интересно было наблюдать в этом спектакле новое поколение российских артистов, – говорит директор, режиссер театра А. Турски г. Марселя (Франция) Ришар Мартен. – Обычно на фестиваль приезжают уже сформировавшиеся актеры с именами, а этот фестиваль дал нам новые имена.
      На Вологодском фестивале «Голоса истории» спектаклю «А зори здесь тихие…» в постановке Исрафилова высочайшую оценку поставил мэтр отечественного кино, режиссер, народный артист РФ Марлен Хуциев, отметив, что молодое поколение оренбургских актеров очень точно смогло реализовать на сцене всю трагичность этого произведения.
      Сегодня в репертуаре Оренбургского драматического практически все спектакли фестивальные. Москва и Магнитогорск, Челябинск и Вологда, Тамбов и Ярославль, Казань и Орел – вот далеко не полный перечень городов, где в последние годы рукоплескали нашему театру зрители и давали самые высокие оценки критики.
      - Ваш театр – это одни из самых глубоких и серьезных театров России, – отметил главный редактор журнала «Театральная жизнь» г. Москвы Олег Пивоваров. – За те сезоны, что Рифкат Вакилович работает в театре, он сделал его в определенной степени академией!
      - Подбор репертуара – это целая наука, – уверяет режиссер Исрафилов. – Учитывать надо все: менталитет города, зрителей, запросы труппы. Ведь театр – это как барометр, который пульсирует современными проблемами, а если этого не происходит, то театр оказывается невостребованным. И задача режиссера умело составить афишу, в которой будет гармонично сосуществовать и современная драматургия, и классические пьесы.
      Можно без преувеличения сказать, что классика занимает ведущее место в репертуарной афише Оренбургского театра. Гоголь, Пушкин, Островский, Стриндберг, Лопе де Вега, Чехов – произведения этих авторов собирают полные зрительные залы. В чем же такой успех пьес, которые известны всем со школы? Ответ очень прост: режиссер-постановщик Исрафилов создает спектакли, в которых актеры не только играют своих персонажей, а живут вместе с ними. Но по-другому и быть не может…
      - Для меня главным является исследование души человека, – признается мастер. – Иногда мы, режиссеры, придумываем что-то авангардное. И это называется поиск, но ставить Чехова, раскрывая философию его произведений, – главная задача любого режиссера!
      В 2008 г. Оренбургский драматический стал обладателем самой престижной театральной награды – правительственной премии имени Федора Волкова, которая вручается за выдающиеся достижения в области сценического искусства. Это большая победа всего коллектива под руководством Рифката Исрафилова.
      Сегодня режиссер смело идет на эксперименты. На сцене театра теперь есть полноценный мюзикл «Вестсайдская история» А. Лоренца и Л. Бернстайна. Этот смелый проект Исрафилов осуществил со своими учениками – студентами ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей. Эту студенческую работу уже посмотрели не только зрители, но и профессионалы из Московской и С.-Петербургской консерваторий. Профессора отметили, что ребята прекрасно справились со сложнейшим материалом, и порекомендовали показать «Вестсайдскую историю» на театральном фестивале международного уровня.
 

Успеть все! 

      Секретарь Союза театральных деятелей РФ, председатель Совета республик СТД РФ, руководитель Лаборатории режиссеров Северного Кавказа, Абхазии, Южной Осетии, один из инициаторов международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык» – все это тоже о Рифкате Исрафилове. Он сам выкладывается по полной, этого же требует и от других.
      Черты его характера сложно разделить на личные и профессиональные, все они слиты воедино. У него есть замечательное и редкое качество – он умеет работать, доверяя людям. Рифкат Исрафилов не просто ставит спектакли, вызывающие живой интерес, он умеет быть лидером, четко ставящим задачи и умеющим достойно их воплощать.
 

Юлия ТАЛЫКОВА.
Оренбург.


Комментарии (0)