4 декабря 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Рецензия на роман (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Рецензия на роман (ч.2)

8 августа 2016 года
Рецензия на роман (ч.2)

     Книга убивает незнанием автором тонкостей татарского быта. «Зулейха бежит в зимний хлев, подтапливает печь и там». Что имеет в виду автор? В самые морозы крестьяне заводили животных в дом, в сарае никаких печей не водилось. Что за фантазии? Баню после захода солнца татары не топили. Грех. Мыться в полночь также считалось грехом. Баню топили целый день. А если верить автору романа, то Зулейха начала топить баню после заката солнца, ведь вернулись они с мужем из леса, когда смеркалось. Видимо, у автора романа плохо с математикой и знанием уклада сельской жизни: баню требуется несколько часов протапливать независимо от сезона, чтобы она прогрелась, а потом как минимум три часа подождать. Получается, семья Муртазы – сплошь греховодники. Как Вы себе представляете вымыть столетнюю слепую старуху при свете керосиновой лампы в полночь?! В этом возрасте старики думают о Боге, стараются не нарушать неписаные правила. За этим следило именно старшее поколение у татар. А Г. Яхина вовсе не заморачивается изображением Упырихи на молитвенном коврике. Ей неведома культура намаза как части татарского образа жизни. Автор романа ограничивается упоминанием, что Муртаза по пятницам ходил в мечеть. Сцены с Упырихой заставляют читателей вспомнить о Кабанихе Островского. Очевидно, что эпизоды со старухой навеяны чтением «Поднятой целины»: см. эпизоды с Яковом Лукичом, уморившем голодом мать. Низкий поклон автору романа, что она, творчески переработав русский домострой, показала все же уважительное отношение сына к матери, культивируемое в татарской среде.
     Среди татар не встречается обычай кыз-куу. Конная игра встречается в Азербайджане и среди народов Средней Азии. Этот эпизод, видимо, должен был добавить экспрессии в образ властной старухи в романе и главное – показать, что для татарского мужчины (как Муртазы, так и его отца) систематическое избиение жены является нормой.   
     3. Зулейха – необразованная, неграмотная женщина. Вспомните, она живет в деревне, где было сто дворов. Это большая татарская деревня. Все у всех на виду, живут вокруг мечети одной махаллей, сельской общиной. Героиня, как и другие члены семьи, показана нарочито вне общинной жизни.
     Бросается в глаза очевидное противоречие: Зулейха ни разу не выезжала за пределы деревни, а русский язык знает. И надо же, а с арифметикой у нее трудности?! Если женщина знает русский язык – это уже косвенно свидетельствует о том, что она была образованной. Девочка была явно не из бедной семьи, значит, должна была как минимум учиться у абыстай. Представить, что она не умела читать и считать очень трудно. Тем более что действие романа происходит в Заказанье, оплоте татарского духа. Если главной героине в 1930 г. было 30 лет, то она должна была получить цикл джадидского образования в мусульманской школе. В «Отношении директора народных училищ Казанской губернии А.С. Никольского попечителю Казанского учебного округа С.Ф. Спешкову об отличиях медресе и мектебе» от 18 июня 1902 г., т.е. на момент рождения Зулейхи, констатируется «мусульманские девочки везде обучаются у жен мулл, в их квартирах и на одинаковых с мальчиками условиях» (НА РТ, ф.160, оп. 1, д. 977, лист 55 – 56. Копия). Согласно «Сведениям о магометанских школах Казанской губернии на 1 января 1913 г.», составленным канцелярией казанского губернатора, когда Зулейхе было 12 лет, в Казанском уезде в мектебе обучалось 9039 мальчиков и 7543 девочек (НА РТ, ф.1, оп. 4, д. 5482, л. 103 об. – 104. Подлинник). Таким образом, Зулейха должна была знать основы грамоты и религии. Курс обучения в мектебе обычно составлял 4 года, т.е. девочки учились примерно с 9 – 10 до 14 лет. Зулейха выходит замуж в 1914 – 1915 г., когда ей исполнилось 15 лет. Однако героиня ни разу не демонстрирует в романе свой читательский кругозор: в ее репликах не встречается имен татарских писателей, она постоянно демонстрирует знание «языческих» легенд, а в конце – неожиданно для татарского читателя – знание философского трактата Аттара (о легенде Симург см. далее).
     Не стоит забывать, что мусульманское женское движение в 1920-е гг. в татарской среде приобрело массовый характер. Женщины стали проводить собрания, местами собираться в мечетях. Лидером этого движения была казыя-судья Центрального духовного управления мусульман Мухлиса Буби.
     4. Зулейха – лицемерка. Она постоянно повторяет «хороший мне муж достался», но в каждом жесте и в каждой ее мысли сквозит ненависть и неуважение к мужу-»тирану» и властной свекрови Упырихе. Это тем более удивительно, так как настольной книгой татарских девочек и дорогим свадебным подарком была поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе», в которой воспевается терпение как национальная черта татарской женщины. Как нам думается, эпизоды со свекровью «штампированы» с аналогичных эпизодов с Матреной Тимофеевной из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» и родились под влиянием ахматовских строк: «Муж хлестал меня узорчатым, / Вдвое сложенным ремнем»...
     Бросается в глаза незнание автором романа реалий. Действие происходит в тридцатые годы. А слепая Упыриха-свекровь нещадно тратит дорогой (!) керосин, зажигая три лампы. Смешно читать о схронах зерна в зимнем лесу. Как вы себе это представляете? Снег выдаст все ваши тайны. Не говоря о кабанах, зайцах, мышах. С 1919-х г. крестьяне научились на собственном участке все хорошо прятать (см. М. Шолохов «Донские рассказы»). Нонсенс, что зерно закапывали в могилы дочерей. Это противоречило канонам ислама, до этого никто бы из верующих татар не додумался. Следы на снегу раскрыли бы этот «секрет», даже если допустить столь циничный поступок.
     Если сельские жители и рассуждали о продразверстке, то употребляли выражение «бир?нн?р», «бир?нн?ре тыгылсын», а не див или албасты. Искусственно в устах главной героини и сравнение продразверстки с «красной ордой».
     Фальшива и лжива сама сцена раскулачивания. Не показано никаких форм самоорганизации общины. Если семью Муртазы раскулачивают, то должно было быть собрание. Власти предпочитали играть в демократию. Собрание общины, собрание бедноты решало, кого раскулачивать и высылать из деревни. Из центра прибывал уполномоченный. Войска в деревню не посылались (см. яркие сцены раскулачивания в романе М. Шолохова «Поднятая целина», А. Гилязова «Давайте помолимся!», повести А. Платонова «Котлован»).
     Книжность дает о себе знать и в образе Денисова, в котором легко угадывается фигура шолоховского Давыдова: «питерский моряк (балтиец!) и ленинградский рабочий (ударник!), теперь вот двадцатипятитысячник» (романтик!). Он превратил мечеть в склад: здесь содержатся в женской половине бараны, а в мужской – люди. Денисов использует книги на арабской графике в мечети в качестве растопки, а на минарет вместо полумесяца водрузил красный флаг. Внес «двадцатипятитысячник» также коррективы и в ритм жизни татарского села, в его уклад, переименовав Сабан-туй (праздник пПлуга) в Трактор-туй. Литературность этого персонажа выдает любимое выражение Давыдова «удобно, факт», вложенное в уста Денисова.
     Очевидны проколы автора романа и при изображении потоков репрессированных. Система репрессий работала четко. Государство категорически не смешивало различные потоки репрессированных. Никакие «ленинградцы» не могли оказаться среди кулаков, как и профессор среди них оказаться не мог. Татарское духовенство и зажиточное крестьянство составляло единую группу. Она направлялась прежде всего на стройки Урала. К кулакам применялись внесудебные репрессии, по разнорядке. «Ленинградцы» не могли быть на спецпоселении с кулаками, т.к. они были арестованы по Уголовному кодексу РСФСР 1926 г. По Уголовному кодексу нет меры наказания – отправить в поселок спецпоселенцев. Даже при ускоренном судопроизводстве – речь шла о конкретном наказании, с конкретной статьей.
     Откровенно «карамельной» «робинзонадой» выглядят сцены на лесоповале. Автор избегает подробностей в изображении труда. Вообще у Яхиной труженики не в почете. Так, главная героиня влюбилась не в Муртазу-мужа-труженика, а в убийцу собственного мужа Игнатова. Именно Муртаза становится символом татарского мира, деспотичного, дикого. Весьма наглядна портретная характеристика хозяина дома-»хищника», даже в лихие времена ухитрившегося содержать крепкое хозяйство в порядке: «низкий мужской голос», «Кустистые брови сдвинуты к переносице, морщины на мятом со сна щеках глубоки, словно вырезаны ножом», «…растопыренной ладонью оглаживает бритый череп, расчесывает взлохмаченную бороду», «Сильный мужчина, большой», «…подбородок с глубокой ямкой посередине гневно напряжен», «сильные челюсти работают быстро и сильно, как жернова на мельнице. Слышно, как скрипят под крепкими зубами упругие конские жилы. Блестящие нитки слюны падают из открытого рта на ворот мужниной кульмэк». Зулейха «открывает» глаза и делает свой выбор в пользу прекрасного «заморского принца» – русского Игнатова с «телом длинным, узким в талии», «кожей светлой чистой», «ясными серыми глазами», «зубами, как сахар», «дыханием чистым, как у ребенка». Вот главное открытие Зулейхи!
     5. Автор воспевает трудолюбие татарской женщины как у себя дома, так и на спецпоселении.
     6. Зулейха отзывчива, всегда готова помочь окружающим. 
     Дополнительные штрихи к татарскому национальному характеру добавляет образ свекрови. На имплицитном уровне татары в воспоминаниях Упырихи о детстве Муртазы одичали до каннибализма (!). Здесь вновь с математикой у автора становится плохо: события, о которых идет речь, в монологе Упырихи, получается произошли в 1870 г., а не в 1921 г. Вспомните, Муртазе в 1930 г. исполнилось шестьдесят. А в воспоминаниях старухи оживают события, которые воспеты С. Есениным в поэме «Страна негодяев», посвященном голоду на Украине, и Г. Ибрагимовым в новелле «Люди», посвященной голоду в Поволжье.     
     Зулейха давно на глазах читателей тяготится татарской идентичностью. Постепенно и читатель заражается этим чувством. Наконец-то ко «всеобщей радости» «закрепощенная женщина Востока» на сталинской каторге вырвалась на свободу. Счастье и сыну Муртазы улыбнулось: чтобы обрести свободу, образование и выгодный социальный статус, Юзуфу понадобилось взять русскую фамилию. Рецепт такого «счастья» «апробирован» татарами уже со времен Ивана Грозного: татарские мурзы ценой крещения превращались в князей и бояр, вплоть до ближайших родственников царя. Вдали от «дикой» родины и «родственников-тиранов» Зулейха Г. Яхиной расцвела: превратилась из «жебеген тавык» в привлекательную женщину, пережила радость материнства, родив здорового ребенка, отбывая срок, горбилась не на лесоповале, а в тепле – на кухне или в больнице, вскоре свершилось еще одно чудо – в ней открылся дар охотницы. Чудеса и только, взяв впервые в руки ружье, женщина с первого выстрела насмерть поразила медведя. Характер из «забитого» превратился в решительный. Так на глазах у изумленного читателя «забитая татарская женщина» превращается в женщину-»воительницу». Теперь она не «беззвучно шмыгает» мимо людей, а ступает уверенно, крепко, по-хозяйски, сама источая угрозу для окружающих (эпизод со стукачом).
     Сын Муртазы на каторге получает воистину «дворянское» воспитание: о нем заботится врач-профессор, Изабелла Леопольдовна дает ему уроки французского, а он как барчук морщит нос от предложений: профессия врача ему не по душе, душа его алчет творчества.
     Символична траектория пути главной героини романа: от деревни Юлбаш («Начало пути») до поселка Семрук. Лишь отказавшись от «родного» в пользу «чужого», героиня обретает счастье, нырнув с головой в «красный омут» СССР, цвета крови быка и формой напоминающей слизня.      
     Воистину фантастично и кощунственно оправдание репрессий в СССР: профессор Лейбе должен был быть репрессирован, чтобы излечиться от сумасшествия; художник-поденщик лишь на каторге превратился в мастера, оправдывая свою фамилию Иконников. Судьба переселенцев материализовала суфийскую легенду о птице Симург в изложении Аттара, символизирующую стадии духовного самосовершенствования. Браво Г. Яхиной, создавшей воистину гимн в честь репрессий как необходимой ступени в духовном самосовершенствовании советского человека!  Вот он рецепт счастья по-яхински: из «погреба» национальной культуры – в большой мир советского лагеря, полного птичьего гомона, шума ветров. Гибель миллионов – это всего лишь издержки «духовного пути».
     Ситцевая занавеска пала. И читателям явлен дешевый образец «псевдотатарского» колониального романа. Татарская литература доселе не обладала подобным опытом, в чем преуспела русская дворянская литература. Так А. Эткинд в своей монографии «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России» (2014) указывает, что «в своих меланхолических размышлениях Лебедев и Погодин сравнивали крестьян с животными; Грибоедов и Лебедев описывали океанское различие между господами и крепостными, уподобляя их разным, несоплеменным группам; и все они ссылались на Рюрика. Эта серия рассуждений, уподоблявшая дворян пришлым колонизаторам, а крестьян диким туземцам, и далее, домашним животным, была не исторической моделью, а скорее моделью памяти, верной или неверной, но выразительной и острокритической».
     Г. Яхина предлагает своим соплеменникам стать частью расы господ колониальных империй. Обратите внимание, сын Муртазы Юзуф очарован видами Парижа и Петербурга, которые нарисовал Иконников. Современный облик этих столиц возник при Наполеоне III и российских императорах. В 1862 г. именно такой проект европеизации разглядел в Петровских реформах Маколей, видный британский чиновник в Индии: «Нация, которая прежде была столь же варварской, какими были наши предки до крестовых походов, за последние сто двадцать лет вышла из невежества...» (цит. по книге А. Эткинда). Для мусульманина начала ХХ века эти империи ассоциировались с потерей их былой государственности. В татарском журнале «А?» была опубликована иллюстрация, где могильные камни с надписями «Казань» и «Астрахань» соседствовали с надгробьями с надписями «Фес» (Марокко) и Тунис. Первые два государства были поглощены Россией в XVI в., а два последних – Францией на рубеже XIX – XX вв. 
     Грустно и обидно, что этот роман в нашей республике многие восприняли как подарок землячки к Году литературы. Альметьевский театр задумал даже поставить спектакль по мотивам романа. Татарское книжное издательство уже выделило деньги на перевод. Сама Г. Яхина мечтает о кинофильме. Полосы республиканских газет пестрят от восторженных рецензий и отзывов. Одна презентация сменяет другую. Появились даже научные труды, где проанализирована специфика этноконцептосферы, представленной в романе Г. Яхиной (О.В. Арзямова «Этнокультурные маркеры языкового сознания и их репрезентация в романе Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза?» // URL: http://libweb.kpfu.ru/publication/papers/Baudouin/Baudouin_2015_1/Baudou...). Волна невежества накрывает татарскую национальную культуру. Хотелось бы «ценителям» нового колониального романа напомнить бессмертную цитату великого Дэрдменда:
     Овца с рогами – еще не Овен для нас,
     Не всякая птица зовется орлом у нас.
     Кто, собственно, в рифму стих не сложит?
     Но хромой осел – не Пегас.

     М. ХАБУТДИНОВА,
канд. филол. наук.


Комментарии (45)
Н.Гильманов, 09.08.2016 в 09:05

Прекрасная критика.... побольше бы.

Шамиль, 09.08.2016 в 11:21

Бу язган крититика биг дорез Татар булэп, шундый кагэз юкка бетереп роман, язып булмый

Guest, 10.08.2016 в 07:29

Волна невежества накрывает татарскую национальную культуру.
---------------------------------------
Совершенно верно.
Согласен.
Если следовать "логике" Яхиной Г., татары стали "людьми" лишь благодаря русскому оккупационному режиму.
Что за бред?
Всё перевёрнуто с точность наоборот.

Guest, 12.08.2016 в 06:18

Татарское книжное издательство уже выделило деньги на перевод.
_____________________________________________
Неужели татары не могут прочитать эту муть на рус.язе.???
Разве есть такие?
Лучше потратьте деньги на что - нибудь по- настоящему ценное и полезное.


Guest, 12.08.2016 в 06:24

Полосы республиканских газет пестрят от восторженных рецензий и отзывов.
---------------------------------------------
У татар не развито критическое мышление.
Какой-то Зарипов -писатель, восторгается тем, что эта муть будет переведена на французский язык.
Татары не понимают основной идеи этой книжки.
Она, по своей сути, является антитатарской.

Guest, 14.08.2016 в 11:29

Guest, 12.08.2016 в 06:24
Татары не понимают основной идеи этой книжки.
Она, по своей сути, является антитатарской.
============================================
Она является антитатарской потому, что пытается описать татарскую деревню через русские понятия. Гузель Яхина пошла на поводу у порочной традиции некоторых татарских писателей учиться у русской литературы. А учиться у русских нечему, единственная русская идея - это страдание. Надоели скверные копии русских повестей и романов, называемые татарской советской литературой. Похоже, Яхина из тех же татарских совков - СССР умер, а совки остались.

Guest, 15.08.2016 в 07:13

Злобно- завистливые комментарии причина собственной творческой бесплодности. Автору статьи, знатоку татарского быта, надо написать свой роман, который будет восторженно встречен и в русскоязычной среде. Буген сез китапларыгызны уз армада гына укыйсыз. Шуна куря чит кеше унышы сезнен очуны критерэ.

Guest, 16.08.2016 в 05:56

Злобно- завистливые комментарии...
________________________________________
Ничего подобного.
Обычное, нормальное обсуждение.
Читатели хотят понять основной посыл книжки Яхиной.
Всего навсего.
Если кому-то книжка не нравиться из-за искажений истории татар, или пропаганды устаревших и отживших представлений, любой может высказать своё мнение.
Правильно делают. Другие не будут тратить свои деньги и время на чтение этой макулатуры.

Guest, 16.08.2016 в 06:04

причина собственной творческой бесплодности.
_______________________________________________
Что за чушь?
Ты совсем что-ли дебил?
Книга, это -товар.
Любой покупатель прежде чем купить, оценивает качество товара.
Он(а) не обязан быть производителем или писателем и т. д.!!!
У тебя абсолютно тупые и дремучие понятия.
Если эта книжка понравилась таким как ты, значит её точно пустить только в макулатуру.

Guest, 16.08.2016 в 13:07

Guest, 15.08.2016 в 07:13
Злобно- завистливые комментарии причина собственной творческой бесплодности. Автору статьи, знатоку татарского быта, надо написать свой роман, который будет восторженно встречен
========================================
Роман - такое же произведение человеческого ума, как и автомобиль. Это что, каждый автомобильный критик перед тем, как критиковать новую модель Ваза, обязан сам построить великолепный автомобиль, который будет восторженно встречен? А иначе он не имеет права рассуждать об автомобилях?

Татары Новосибирска , 17.08.2016 в 08:43

Guest, 15.08.2016 в 07:13
Автору статьи, знатоку татарского быта, надо написать свой роман...
_____________________________________________
Автор статьи сама прекрасно разберётся в том, что ей написать и, вообще, что ей делать.
Она действительно ЗНАТОК татарского быта. Из её статьи мы лучше и правильнее узнали историю татарского быта, смысл традиций и обычаев.Её текст логичен, обоснован конкретными примерами.
За это ей РАХМАТ.
К сожалению, этого не узнаешь из книжки Яхиной Г.
У автора- М. ХАБУТДИНОВОЙ, канд. филол. наук., выраженная способность к аналитическому мышлению.
Это нас радует. Побольше бы таких учёных-гуманитариев. Желаем ей дальнейших творческих успехов. Уметь качественно анализировать литературные тексты дано далеко не каждому. Успехов ей в её научной деятельности и здоровья.
Ждём от неё новых критических статей.

Damir Nabi, 17.08.2016 в 16:53

Яхина специально сгущает краски о татарах в черных «зловещих» тонах якобы что они «мракобесы, дикари, мужья-тираны, свекровь просто патологическая злая негодяйка «упыриха»….» отсюда подтекст-призыв таков : не выходите татарки замуж за татар, убивайте свой род !
Только вот не каждый татар увидел этот «25-й кадр», действующий на подсознание !
Кроме аналитически думающих, вроде В.Имамов или к примеру
Рабит Батулла :

«…В конце романа глаза у Зулейхи действительно открываются, и читатель видит то, что видит Зулейха. А видит она то, что ее сын, сын Муртазы, воспитанный его убийцей «красноордынцем» Игнатовым, обрусевает, ему меняют татарские имя и фамилию. Сын Муртазы Валиева Юзуф становится Игнатовым и Ивановичем. Зулейха счастлива.
….. На поэме «Юсуф и Зулейха» Кул Гали (1212) за 800 лет выросло множество поколений татар, поэма воспитывала у людей чувство красоты, милосердия, воспевала верность долгу и великую любовь. И в романе Яхиной есть персонажи, которым она дала имена Юзуф и Зулейха, это не случайно. Но Юзуф и Зулейха Яхиной отрываются от татарских корней, они уже не являются продолжателями традиций татарского народа. Они чужие для своей нации.
Роман окончен. Мы увидели глазами Зулейхи, что родословная Муртазы на этом обрывается.
Яхина подсознательно или же сознательно пишет о том, что татарский народ обречен на исчезновение?
……… Если она пишет на русском языке, то является русским писателем. Но есть исключения из этого правила: на русском написаны произведения таких авторов, как Чингиз Айтматов, Фазиль Искандер, Юрий Рытхэу, Михаил Львов (Рафкат Маликов), Рустам Валиев (написал прекрасный роман о Тукае), Олжас Сулейменов. Но они пишут о своем народе, в их произведениях ярко выписаны национальные характеры, и они служат прежде всего собственной нации, потом - другим. Я бы не рискнул Гузель Яхину назвать татарской писательницей. Нет в романе типичных национальных характеров, которыми гордились бы прочитавшие книгу татары, восхищались бы представители других народов.
http://www.kazved.ru/article/68606.aspx

Damir Nabi, 17.08.2016 в 18:49

Энже.11.03..2016.21.07., 11.03.2016 21:37:50
Как дочь репрессированного, могу сказать, что тыготы жизни таких семей знаю не по наслышке.Тем не менее, людям, и татарским женшинам в частности, удавалось сохранить и пронести через все жестокости и истинную любовь к мужу и детям, сохранить человеческое достоинство и вырастить детей, твёрдо знающих свои корни. Героиня же Яхиной легко предаёт память мужа( прыгает в койку к убийце свого мужа), растит сына не знающего ни отца родного, ни языка своего народа, т. е. "Ивана, не помнящего родства" Кого будет защищать при необходимости такой"гибридд",кому , какому обществу будет польза от него? Вот такие и бегут при первых же трудностях из страны и будут служить там кому угодно. Они не пойдут на эшафот ради своей Родины, ради норода своего, как Муса Джалиль, потому как это манкурты.
Книга пестрит множеством искажений жизни татарской деревни, ясно чувствуется тендециозность, написана явно не без умысла.

Guest, 18.08.2016 в 10:59

Сейчас культура служит не людям, а деньгам. Как для денег полезно, так и пишут. Мало кого сейчас интересуют тонкие подробности прошлой жизни. Главное, чтобы читабельно было. Правда-хорошо, а деньги - лучше!

Guest, 22.08.2016 в 12:05

Правда-хорошо, а деньги - лучше!
___________________________________________
Пусть она попробует делать такие деньги на русских.
Пусть она приведёт примеры русских семей в период немецко -фашистской оккупации, и покажет все прелести жизни русских девок, выходивших замуж за немецких военных в период войны, рожавших от них детей с немецкими именами и отвергающих всё русское.
Найдётся ли издатель для такой книги?
Без сомнений, её сразу бы стёрли в порошок все знатоки и критики от русской литературы.
Её бы сразу объявили антирусской, а сама Яхина давно бы сидела в тюрьме или в какой -нибудь психиатричке.
Но Яхина использует для этого татар.
Самое смешное, что татары поздравляют её с "успехом", и даже предлагают дать премию Тукая.
Как это назвать? Идиотизм, впадение в маразм, дебилизм или ....

Guest, 22.08.2016 в 13:15

Чтобы Яхинцым неповадно было, надо в РТ ввести татарскую цензуру и публично сжигать неугодные книги на пл. "Свободы".

Guest, 22.08.2016 в 21:38

Зачем татарская цензура? Вполне достаточно литературной критики, татары ведь умеют отличать плохие книги от хороших. Цензура нужна русским, они, в отличие от цивилизованных народов, не умеют отличать плохое от хорошего, оттого у них всегда была цензура.

Рустем Зарипов, 23.08.2016 в 09:02

То что произошло на встрече писательницы в Казани ждет кисти художника. Ругать хором роман, раскрывающий преступления сталинщины с минбара радетеля нации, будучи уверенным, что читатели не в курсе высказывания Семюэля Джонсона, о том, что такой патриотизм является последним прибежищем для негодяев, и делать умное обиженное лицо – это конечно мило. Литература должно походить на море, где кипить многообразная жизнь. Если источник раз –два и обчелся и с гулькин нос, то получается пруд, или запруда, для пиявок, годный только для обслуживания Дуремаров. Только за счет татфилфака и несостоявшихся актеров расчитывать на полноценную литературу, выставив оценщиками опять таки мэтров татфилфака, которые восторгаются «табуретками», это выгодно только для узкого круга , чьи творения попадают на полки библиотек , минуя книжные, то есть без учета спроса, за которых они тянут награды, звания, бонусы. Так как в редакциях литературных изданий сидят кадры из единственного альма-матер и отстаивают «табуреточные» ценности, исчезли целые жанры, в том числе фантастика, а тиражы полетели в тартарары. Тираж –это рейтинг, и отражает интеллектуальный уровень. Есть шеф свободной газеты “Акчарлак”, с техническим образованием, который сумел сделать тираж с нуля свыше 40 тысяч и есть главный редактор с гуманитарным образованием литературной газеты “Мадани жомга”- восхвалемый тут В. Имамов, который отметился «гениальной «фразой –у женщины ума не хватит». Тираж его «МЖ» уже не дотягивает и двух тысяч... Получается соотношение интеллектуального уровня изданий 1 : 20.
Официальная версия обвинителей Гузель Яхиной и ее романа понятна, встали в позу защитника национального достоинства татарского народа. В чем же настоящая причина перевозбужения ? Где они были до появления романа Яхиной? Давайте, бегло пробежимся по публикациям на татарском языке в основном толстом журнале “Казан утлары”, форпосте татарской литературы. Отвечают ли они строгим требованиям критиков Гузель Яхиной и ее романа? Возвышают ли они татарскую нацию до небес или опускают ниже плинтуса? Как у них с QI? Начнем с рассказа Искандера Сирази “Брак на небесах”, где речь идет о прелюбодеянии молодого муллы с девушкой, пришедшей в мечеть для изучения Корана, во время пятничного намаза... “Казан утлары” в 2012 году выдал роман , Марата Кабирова, под названием “Единственный и неповторимый”. Ярко запомнился эпизод, как сельчанин с сельчанкой, татары занимаются любовью на навозной куче. Другой сельчанин, который вышел ночью с заботой о своей корове, которая должна была вот-вот отелиться, обнаруживает их, но не мешает действу. И тогда тот мужик позорно уходит , игнорируя протесты партнерши, не достигнув должного результата, “эстафету” подхватывает хозяин коровы и добивается благодарности не совсем знакомой дамы. Марат Амирхан также не ударил в грязь лицом в публикуемых один за другим, своих, исторических как он их представляет, романах. Извольте на пробу один маленький отрывок : “Гаухэршад, что есть в своем арсенале ласки, все выложила. Не комплексовала, не постеснялась: целовала, обнимала, лизала, поглаживала. Булат бек и сам не перекладывал пустое в порожное”. Тут речь идет не про уличных собак, и эти строки не из дневника про случку ценных животных работника зоопарка. Писатель Марат Амирхан так описывает семейные отношения царских особ Казанского ханства состоящих в законном браке, освященных никахом, о которых русские летописцы упоминали бережно, с трепетом , как и полагается их сану... В другом романе Марата Амирхана “Альвидаг” (Прощание), также опубликованном в журнале “Казан утлары” есть забавный эпизод, о том, как Сафа-Гирей хан устраивает учение для охраны своей жены Сююмбике... Оправданность такого включения сомнительна, раз царицу так и не разу не похищали при жизни... Роман Марата Амирхана прихватывает кроме ханских и сегодняшние дни. Автор, царицу Сююмбике декларативно объявляет ровней то Жанна д Арк, то Клеопатре, не вкладывая в ее уста достойные речи, обеспечивающее равенство ее ума и сердца с упомянутыми историческими личностями. А вот отведайте ка да десерт отрывок из его нового исторического романа “Ир - Мамай” (“К.У. 2013 ел” №6, 44 б.) “Снимите штаны! – приказал Тохтамыш. Сперва он справил малую нужду в голову хана.- Вонючему вонючая смерть!” Автор знаменитого татарского хана Тохмамыша ставит на одну с доску с тюремным паханом. Раз татарский хан так поступает с предшественником, наплевав на его высокий сан, на свои родственые узы с ним , каковы могут быть те кто в его свите? И его подданные? В том числе государствообразующий тогда татарский народ? И не ставит ли фантазия автора- завсегдатая “Казан утлары” под сомнение заменитую Ясу Великого Чингизхана, прадеда Тохтамыша? В романе Батуллы будущая царица Сююмбике в молодости изображается мужланкой, чуть ли не гермофродиткой. Она скачет на коне, ругается на прополую, а однажды одна дама, приняв ее за парня, лезет к ней в объятия. А каков знаменитый хан Сафагерей муж Сююмбике, грозный воин, победитель многих сражений в представлении Батуллы. Вот отрывок из романа : “ Сафа уже вздурел. Он обнял обе ноги. И почувствовал запах выхухоли. Сафа свою горячую голову просунул между коленок (рабыни)...” Речь идет о хане крымчанине, с юных лет имевший гарем... А потом, в брачную ночь с Сююмбике он снова чувствует запах выхухоли.. .О вкусах не спорят. По мне царица Сююмбике Батуллы, в подметки не годиться Зулейхе Гузель Яхиной. Примеров таких уйма. Особенно горько читать про Тукая и его близких. Но претензии предъявляются только моей землячке.
Что движет их? Стадный инстинкт? Черная зависть? Или они таким способом ходят осадить автора, за то что припомнила о подзабытой современными литераторами сталинщине? На мой взгляд, те кто доводят нашу литературы до инкыйраза( ее уход в небытие), вину решили списать на Гузель Яхиной. Это же классика детектива: сначала идет внедрение “крота”, потом его реализация (путем нанесения урона), а потом его выводят, свалив вину на другого. Что такое обойма и кто там, дал понять Р.Юныс, в своей статье “Бомба которую взорвал Файзуллин”, опубликованный в газете “Т Я” на целый разворот от 3 августа 2013 г., где речь идет о сожжении книг.
Пишут, что в некоторых фирмах Японии ставять маникенов из резины, похожих на босса. И любой рабочий или инженер может выпустить пар, что накипело у него на душе, избивая резиновую ипостась . У нас нашли решение попроще. Снос дома в котором жил в последние свои 7 лет Тукай, спуск в подвал магазина татарских книг, спуск под землю метроройных машин под землю, символично назвав их Сююмбике и Алтынчеч, осуществление плана доведения поголовья свиней в татарских селах до миллиона голов, доведение татарской песни и литературы до абсурда, освоение узким кругом лиц государственных вложении на развитие литературы узким кругом лиц, перечень можно продолжить, вызывает множество вопросов. Раньше роль маникена для битья в печати возлагалась на представителя РИСИ Раиса Сулейменова, который никаким боком не влиял на происходящее... Но тот «враг» уже повержен. И неожиданно подвернулась писательница на взлете, которая своим талантом засветила убожество местных “гениев”, и их обслугу из числа так называемых ученых, поставив в положение мокрых куриц ...

Guest, 23.08.2016 в 10:44

И неожиданно подвернулась писательница на взлете, которая своим талантом засветила убожество местных “гениев”, и их обслугу из числа так называемых ученых, поставив в положение мокрых куриц
==========================================
Гузель Яхина столь же убога, как и некоторые татарские писатели, которых вы описали. Но это не делает Гузель Яхину великой писательницей. Вообще на татарскую литературу оказало крайне негативное влияние равнение на русскую литературу. Собственно говоря, русская литература не является литературой, это один большой психоанализ. Настоящей позитивной идеи у русских нет, русская идея - это страдание. Татарской литературе требуется идея героя, а не страдальца!

Guest, 23.08.2016 в 11:07

Guest, 22.08.2016 в 21:38
Зачем татарская цензура? Вполне достаточно литературной критики, татары ведь умеют отличать плохие книги от хороших. Цензура нужна русским, они, в отличие от цивилизованных народов, не умеют отличать плохое от хорошего, оттого у них всегда была цензура.
================================================
Цензура - не русское изобретение. Вспомните, например, королевскую францию, Англию и их цензуру.

Рустем Зарипов, 23.08.2016 в 11:24

"С русским народом мы песни певали, есть общее у нас в песне и морали..."Так писал Тукай. Он восторгался поэзией Пушкина и Лермонтова. Кстати я перечислил только некоторых убогих, но список можно продолжить, и туда могут войти большинство лауреатов и так называемые "народные". Взять хотя бы "Старика из деревни Альдермыш" Т.Миннуллина, который сильно напоминает пародию на "Не убоюсь я зла" Энсона Хайнлайна. Почему столько зла вылилась в адрес моей землячки? Вот Айгуль Ахметгалиева, занявшая призовое на международном конкурсе с рассказом "Капка" (Ворота) описала татарских матерей настоящими ублюдками. И никто не пикнул. Видимо "секта" считает ее своей. А тут для Гузель Яхиной решили устроить коллективную порку. И кто? В "исторических" романах у этих эфенди татарская знать списана с тупорылого партхоз.актива сельскохозяйственных районов.Оказывается для создания возвеличивающих татарский народ произведений выделяются средства некоторым писателям. На последнем съезде СП РТ были упомянуты таковымы Айгуль Ахметгалиева и Ркаил Зайдулла. Вот у таких подрядчиков и следует спрашивать. Требовать. Учить, как выполнить заказ. Подправлять. А какие либо претензии "сектантов" к Гузель Яхиной, совершенно не уместны. Невольно приходит на ум, из переписки А. Твардовского в военные годы: " идиотики знают как в какой главе мне писать, будто я не знаю..."

Шамиль, 23.08.2016 в 20:37

На прессконференции Яхиной и Хаматовой ближе к концу разговоров этих высокоинтеллектуальных и высококультурных "татарок" одна пожилая русская женщина спросила насчет творений Гумилева- не стоит ли с пониманием относиться к культуре и истории татар- они естественным способом проигнорировали вопрос мудрой женщины. На самом деле стоит помнить что все эти писульки Яхиной останутся-и все равно так или иначе придется ответить- зачем это все приведено одним ЧЕРНЫМ цветом В каждой татарской деревне были такие персонажи и мне тоже бабушка рассказывала Давайте просто пожалеем и Яхину и Хаматову- конечно же было бы намного лучше если бы они именовались русскими именами и фамилилиями -например Галина Яхнина и Елена Хамзина- но тогда кому НУЖНЫ БУДУТ ИХ "ТВОРЕНИЯ"

Guest, 24.08.2016 в 10:01

Чем больше Вы ругаете Яхину, тем для нее лучше. Это для нее реклама, причем для современной рекламы неважно, положительная она или отрицательная. Главное, что о ней говорят, значит, она чего-то стоит. Надо прочитать.
Если Ва хотите ее закопать как писательницу, надо ее замолчать. Т.е. нигде и никогда не упоминать ее имени. В современном мире, если о человеке не говорят, значит его нет. Так поступал с оппонентами мудрый Шаймиев.

Guest, 24.08.2016 в 12:28

оставить на необитаемом острове?
так поступал ингленд...
-но я голосую-убить!(стивенсон).
..вспомнился ирек муртазин
и другие оппоненты.

Guest, 25.08.2016 в 06:49

Рустем Зарипов, 23.08.2016 в 09:0
Официальная версия обвинителей Гузель Яхиной и ее романа понятна, встали в позу защитника национального достоинства татарского народа
________________________________________________
Не надо наводить тень на плетень.
Во всех комментариях речь об искажении фактов истории татар.
Причина этого в том, что Яхина Г. по образованию учитель немецкого языка. Историю татар и татарскую литературу, судя по её книжке, она не знает.
В русской школе она усвоила "русскую версию" истории татар. Эта версия, как известно,является псевдонаучной фальшивкой. Сама она не смогла переосмыслить этот факт.
Все её знания о периоде репрессий из интернета.
Это заявляет она сама.
Рассматривать события XX века вне контекста общей истории татар неправильно.Она этого не понимает и не различает. В этом отношении, она просто невежественный человек. Её невежество в вопросах истории и литературы татар повлекло неправильную трактовку различных фактов, смысла обычаев и традиций. Эти искажения вызвали недовольство читателей и, разумеется, прежде всего тех, кто знает или является специалистом в области истории и литературы татар.
Из этого следует, что усилия Зарипова -писателя из РТ, обвинять читателей в злобности и завистливости по отношению к Яхиной, абсолютно беспочвенны.

Guest, 25.08.2016 в 07:32

Guest, 24.08.2016 в 10:01
Чем больше Вы ругаете Яхину, тем для нее лучше. Это для нее реклама... надо ее замолчать.
_____________________________________________
МЫ не нашли здесь тех, кто её "ругает".
Книжка Яхиной, это типичный пример того, когда кто-то считает для себя допустимым излагать то, о чём не имеет базовых знаний.
Она точно также не знает химии или физики, и туда она не полезет. Но лезть в историю татар, и выдать какой-нибудь блеф это нормально.
Её книжку мы брали в библиотеке. Туда же её и вернули. В магазине мы её не купили. Мы не хотим иметь такой книги дома.
Факт выхода этой книги в русском издательстве АСТ ( у Шубиной Е) нас не удивляет.
Эта книга антитатарская. Яхина пишет о репрессиях, но в тоже время, она сама со своей книгой находится среди тех, кто проводил и проводит антитатарские репрессии начатые в 1552 г.
Антитатарские репрессии продолжаются по всей России и сегодня. Уничтожение татарской культуры и образования русскими оккупантами продолжается повсеместно, в том числе такими как Яхина или какая -то Хамматова.
Яхина примитивна и невежественна. Кроме брезгливости она ничего другого не вызывает.
Она типичный совок времён СССР. Если кто -то надумает посмотреть её книжку, то советуем библиотечный экземпляр. Денег на это не тратьте.

Guest, 25.08.2016 в 08:31

Шамиль, 23.08.2016 в 20:37
На прессконференции Яхиной и Хаматовой
_______________________________________________
Эти две бабы живут в русских семьях.
Они обе крестили своих детей.
У них русские имена и фамилии.
Какие ещё прессконференции с этими су***ми?
Слышал, что они также хотели поехать в Новосибирск, для проведения таких прессконференций.
Местные татарские организации отказались от их предложений.
Новосибирские татары даже не захотели с ними встречаться. Книжку Яхиной пустили в макулатуру.
Молодцы, ребята!

Guest, 25.08.2016 в 13:13

Guest, 24.08.2016 в 10:01
В современном мире, если о человеке не говорят, значит его нет.
____________________________________________
Установки так называемого современного мира также относительны, как и таковое прошлых эпох.
Если какой-то товар оценивают низко, в любом случае, это повод задуматься при покупке.
Для покупателя это является информацией.
Следовательно, обсудить качество книги (по содержанию) полезно для читателей.
Книжка Яхиной показывает необходимость улучшения качества образования татар о нашей национальной истории и литературе.
Яхина, это -"продукт" обучения татар в русских школах, и по учебникам, написанным русскими авторами.
Критически переосмыслить сведения по истории татар у неё не хватило ума. Хотя этой бабе уже далеко за 40 лет. Таких невежд и впредь могут использовать для антитатарских действий. Их "труды" будут рекламировать, пиарить, вручать премии с целью русификации, разрушения национального самосознания и ассимиляции татар.
В этом сомнений нет.
Это будет происходить и после того, как Россия развалится, и татары освободятся от русского оккупационного режима.
Это означает, что обсуждать надо, и надо осмысливать причины этих явлений. Тем более, что за обсуждение платить не надо.

Guest, 25.08.2016 в 13:30

Guest, 25.08.2016 в 07:32
Яхина пишет о репрессиях, но она сама
среди тех, кто проводил и проводит антитатарские репрессии...
___________________________________________
Не только это.
Она,фактически, призывает к новым антитатарским репрессиям. Судя по текстам книги, она ненавидит татар всеми фибрами. Она ненавидит вообще всё татарское.Основная причина, это её невежество, дремучесть сознания и убогая рабская сущность, пресмыкающаяся перед русскими. У неё абсолютно не развито гражданское самосознание. Она типичный пример сознания совкового быдла. Увы, таких как она среди татар не мало.

Рустем Зарипов, 25.08.2016 в 18:11

Эфенди несут вздор и нелепицу высоким слогом, с непомерно раздутой самоуверенностью, свойственной выходцам “ в люди” из татфилфака. “Из семей потомственных уборщиц”, заметил бы Алексей Меняйлов, если бы принимал участие в споре... Обвиняя Яхиной во всем тяжком, обливая чем только можно, называя ее совком, не был предьявлен в качестве альтернативы никто из ныне живущих татарских писателей , который талантлив, к тому же образцовый патриот, не совок, интересен, кого читают. Я стараюсь не пропустить новинки, но романы, повести публикуемые в главном форпосте татарской литературы “Казан утлары” даже чтивом назвать трудно. Эти однотипные тягомотины имеют мало общего с литературой. Я предыдущей записи привел некоторые примеры. Как это не прискорбно, список можно продолжить. А льетя сплошная патока похвалы, взаимореклама на откровенную чушь. И вдруг такое единодушное ополчение, забота о нации... “НЕ верю!” сказал бы известный мэтр...

Guest, 26.08.2016 в 07:59

говорю ж,шнобеля ей немедля!
куррупного и крючком..

Рафаэль, 26.08.2016 в 20:23

Яхина молодец ,уловила где можно срубить капусту , тема благодатная ,дикие и недоразвитые татары и благородные и продвинутые русские .Обвинять ее в унижении татарского народа все равно что обижаться на кошку обоссавшею ваш любимый ковер . Яхина и ее подобные "продукт русского мира" со всеми его хорошими и отрицательными сторонами . Для меня гораздо интереснее позиция Рустема Зарипова если его цель защитить Яхину от нападок чтобы появились талантливые писатели из татар способные написать правдивые и талантливые произведения о жизни татар в этой дерьмовой стране под названием Россия то можно только приветствовать позицию Зарипова . А если цель -лизнуть не мытый зад русского мира для получения дивидендов то пошел он на хер .

Guest, 27.08.2016 в 03:06

Guest, 25.08.2016 в 08:31

Шамиль, 23.08.2016 в 20:37
На прессконференции Яхиной и Хаматовой
_______________________________________________
Эти две бабы живут в русских семьях.
Они обе крестили своих детей.
У них русские имена и фамилии.
Какие ещё прессконференции с этими су***ми?
Слышал, что они также хотели поехать в Новосибирск, для проведения таких прессконференций.
Местные татарские организации отказались от их предложений.
Новосибирские татары даже не захотели с ними встречаться. Книжку Яхиной пустили в макулатуру.
Молодцы, ребята!
================================================
Сибирские татары недолюбливают казанских татар.

Рафаэль, 27.08.2016 в 08:48

Сибирские татары недолюбливают казанских татар.======= Минем анием себер татар значит одна часть организма ненавидит другую часть ? Не надо писать ахинею про взаимную ненависть татар, уже не прокатывает .

Guest, 27.08.2016 в 09:46

Да все прозрачно, ванька-провокатор всячески старается разделить татар взаимной рознью. Обычная имперская тактика "разделяй и властвуй", ничего нового.

Guest, 28.08.2016 в 15:03

чюжое издательство напечатало шендеврр-
это и объясняет ситуэйшн:ЗАКАЗ имперский,
провакационный,с еврейским участием.
всё как и должно быть в рашее.
ничё нового.

Guest, 28.08.2016 в 17:17

Рафаэль, 27.08.2016 в 08:48

Сибирские татары недолюбливают казанских татар.======= Минем анием себер татар значит одна часть организма ненавидит другую часть ? Не надо писать ахинею про взаимную ненависть татар, уже не прокатывает .
=================================================
1 Сибирским татарам не нравится азиатская (ханская) система власти в РТ, где каждый житель под контролем правительства. А они привыкли к относительной гражданской свободе.
2 Некоторые сибирские татары-националисты хотят создать Сибирскую Татарию. А Казань мешает этому.
Я много раз слышал неодобрительные разговоры знакомых татар о Казани.

Guest, 28.08.2016 в 17:40

Я много раз слышал неодобрительные разговоры знакомых татар о Казани.
=============================
А я много раз слышал о том, что русские нацисты придерживаются тактики "разделяй и властвуй" в отношении нерусских народов. И теперь еще раз убедился в том, что это именно так. И вообще, где ты видал в России относительную гражданскую свободу?! Россия - это страна господ, страна рабов. Русские со времен крепостничества привыкли к рабству и не могут себе представить равноправия и свободы, ни относительной, ни гражданской! Единственная политика, которой придерживались все русские правительства, это стремление превратить нерусские народы в навоз для процветания русского народа. Это относится ко всем нерусским народам, к казанским и сибирским татарам, к башкирам, чувашам и всем остальным по алфавиту вплоть до якутов!

Guest, 28.08.2016 в 19:32

Guest, 28.08.2016 в 17:40

...И вообще, где ты видал в России относительную гражданскую свободу?! Россия - это страна господ, страна рабов. Русские со времен крепостничества привыкли к рабству и не могут себе представить равноправия и свободы, ни относительной, ни гражданской!
=================================================
В Сибири всегда было свободы больше, чем в центральной России. Там не было крепостного права. Туда ссылали разных вольнолюбцев. Далеко до чиновничьей Москвы. Сибирским людям нечего было бояться, все равно их дальше Сибири не сошлют. Даже Томский Университет был основан ссыльными учеными, которые потом там и преподавали. Когда я учился в ТГУ, преподаватели по естественным наукам позволяли себе критиковать Ленина и марксистко-ленинскую философию!!! Посмотрел бы я на такого преподавателя в КГУ. Студентам позволялось в научной библиотеке читать любую литературы без всякого ограничения. А когда я, будучи на практике в КГУ, попросил в Лобачевской библиотеке некоторые книги по философии и истории, мне сказали, что такие книги читать студентам не положено и их выдают только по специальному разрешению директора библиотеки. И я порадовался, что учусь в ТГУ, а не КГУ. И вообще много чего в Сибири свободнее. Там не голосуют с 98 процентами. Там нет такого раболепия перед начальством, как в Казани. Там народ более гостеприимный.И т.д.

Guest, 28.08.2016 в 19:56

В Сибири всегда было свободы больше, чем в центральной России. Там не было крепостного права. Туда ссылали разных вольнолюбцев. Далеко до чиновничьей Москвы. Сибирским людям нечего было бояться, все равно их дальше Сибири не сошлют.
=================================
Вот как вели себя русские "вольнолюбцы" в Сибири:
В XVIII столетии значение Якутска как крепости падает. Уже нет страшных воевод которые пыткой и казнями, нещадным битьем батогами держали в страхе и трепете обывателя Якутска. На смену им явились воеводы-чиновники, далеко не аристократы Московской Руси, а из обычных сибирских дворян. Только одного они не забыли из прошлого, это — обогащение за счёт малокультурных якутян. Вот перед нами воевода Фадей Иванович Жадовский (1730) — отъявленный грабитель, а следующий, Борис Середин (1732 ), отличался присваиванием чужого имущества. Как вымогатель, взяточник и казнокрад был известен воевода Алексей Еремеевич Заборовский (1734 ). И все остальные, за редкими исключениями, были не лучше первых. Таким образом, высшая краевая администрация сама давала худший пример всем остальным, и эти последние также старались равняться на начальство. Появились мелкие чиновники, как, например Климовы, Чизючины и проч., не отстававшие в вымогательствах от своего начальства, Администраторы XIX в., особенно краевые, в этом отношении уже были не те, что их предшественники. Уже значительно сказывался век культурный. Из областных начальников первой половины XIX столетия прошлое не оставило нам фактов отрицательного свойства. Наоборот, некоторые из них, например, Иван Григорьевич Кардашевский, Михаил Львович Миницкий и Николай Иванович Мягков, известны скорее своими положительными качествами как люди и администраторы того времени.
Из губернаторов печальную известность в этом отношении приобрел лишь Юлий Иванович Штубендорф (1856—1862). Свои «обозрения по области» он производил с целью нанесения визитов богатым и влиятельным яку¬там, совершенно не интересуясь инородными и родовыми управами и проч. За два месяца одного объезда губернатор привёз с собою следующие «подарки» от якутов: 18 старинных золотых и серебряных вещей, 800 лучших соболей, 76 чернобурых лисиц и 5 одеял из дорогих лисиц. Кроме того, на «прогоны» были выписаны ему от казны 4 1/2 тыс. руб. Таких объездов Ю. И. Штубендорф устраивал иногда по два в год. Особенно солоно пришлось от него ссыльным скопцам, которые прозвали его «окаянным» за те большие приношения, которыми они исхлопатывали себе те или иные права. Примеру губернатора следовали и остальные чиновники, не исключая и духовенства. Только один голова Западно-Кангаласского улуса А. Н. Гермогенов переплатил разным чинам Якутска «подарков» на 10 тыс. 304 руб. В числе получателей есть все: губернатор, управляющий Якутской областью, исправники, полицмейстеры и духовные, не исключая и «няньки губернатора Штубендорфа Авдотьи Михайловны».


Картина маслом - вольнолюбивых сибиряков доили все кому не лень! И они покорно платили не поднимали восстаний, в отличие от татар и башкир!

Guest, 28.08.2016 в 20:09

В Сибири всегда было свободы больше, чем в центральной России. Там не было крепостного права. Туда ссылали разных вольнолюбцев. Далеко до чиновничьей Москвы. Сибирским людям нечего было бояться, все равно их дальше Сибири не сошлют.
=================================
В 1665 году посадские люди донесли царю о бесчинствах енисейского воеводы Василия Голохвастова, и после дознания последовал указ Алексея Михайловича, в котором описывались все преступления воеводы, среди которых числились подпольное изготовление водки, грабежи, вымогательство, покровительство азартным играм — зерни — и сутенерство:
"Да он же, Василий, для своих пожитков отдает на откуп помесячно зернь, и корчму, и безмужных жен на блуд, и от того емлет себе откупу рублев по 100 и болши, и тем блудным женкам велит наговаривать на проезжих торговых и промышленных людей напрасно, и тех людей по их оговору, без сыску и без расспросу, сажает в тюрьму, и емлет с торговых и с промышленных людей тюремной теснотою и всяким мучением по сороку и по два сорока соболей, а с иных емлет деньгами рублев по 30, и по 40, и болши. А которых служилых и посадских людей остаются в домах жены, а они в то время бывают в отъездах, и он де Василей, сведав их пожитки, жен их емлет в застенок ночью, и пытает, и спрашивает серебряных денег, и тем мучением их до конца разорил".


Так жили в "вольной Сибири", так живут сибирские "вольнолюбцы" и сейчас - их доят кому не лень, а они всей душой за московитскую империю, которая их грабит и против тех, кто за свободу народа от московской тирании. Не вольнолюбцы это, а рабы!

Guest, 28.08.2016 в 20:23

В Сибири всегда было свободы больше, чем в центральной России. Там не было крепостного права. Туда ссылали разных вольнолюбцев. Далеко до чиновничьей Москвы. Сибирским людям нечего было бояться, все равно их дальше Сибири не сошлют.
====================================
В следующем, после приезда Евреинова, году в Иркутск является присланный сенатом, по ходатайству Глебова, следователь Крылов. Прежде, чем начать следствие, Крылов укрепляется в своей квартире; он устраивает у себя гауптвахту, окружает себя солдатами, стены своей спальной комнаты обвешивает разным оружием, спать ложится не иначе, как с заряженным пистолетом под подушкой. Все показывало, что Крылов замышляет против городского общества что-то недоброе, способное вызвать народную месть, и заблаговременно укрепляется в своей квартире.

Пока эта домашняя крепость не была готова, Крылов, появляясь в обществе, был очень ласков и приветлив; но потом внезапно изменился и начал с того, что весь магистрат заковал в кандалы и посадил в тюрьму. Началось вымогательство с купцов денег; под пытками и плетями их заставляли признаться в злоупотреблениях по городскому управлению и в противозаконной торговле вином. Не только члены магистрата, но и множество других лиц из городского общества было припутано к этому делу посредством ложных доносов. Сделать это в Сибири всегда было легко. Стоило только человеку, облеченному властью, показать наклонность выслушивать доносы, как услужливых людей всегда оказывалось в количестве, превосходящем запрос начальства. Особенно недобрую память о себе оставил один из иркутских купцов – Елезов. Он с самого начала подслужился к Крылову и потом указывал ему, с кого и какую сумму можно получить посредством застенка и пыток. Устойчивее других оказался купец Бичевин. Это был богатый человек, который вел торговлю на Тихом океане и тем нажил большое состояние. Едва ли он, если судить по характеру его торговых занятий, был причастен к злоупотреблениям иркутского магистрата по виноторговле; но богатство его было приманкой для Крылова, и потому он был привлечен к делу и подвергнут пыткам. Его подняли на дыбы или виску: т.е. к его ногам был привязан обрубок дерева или сырая колода вроде той, на которой наши мясники рубят говядину, весом от 5 до 12 пудов. Мученика поднимали по блоку кверху за веревки, привязанные к кистям рук и быстро опускали, не давая бревну удариться о землю; потом с вывернутыми суставами в руках и ногах, несчастный висел в продолжение времени, определенного мучителем, повременам получая по телу удары плетью. Подвешенный на виске, Бичевин крепился и отказывался признать за собою вину. Не сняв его с виски, Крылов уехал к купцу Глазунову на закуску. Там он пробыл три часа. Бичевин все это время провисел на дыбах. Когда Крылов вернулся, Бичевин почувствовал приближение смерти и дал согласие подписаться в 15,000 рублей. Его сняли с дыбы и отвезли домой. И здесь Крылов не оставил его в покое. Он приехал к нему в дом и перед смертью еще вымучил такую же сумму. Подобным зверским образом было вымучено с иркутских купцов и мещан около 150,000 рублей. Кроме того, Крылов, под предлогом вознаграждения казны за убытки, конфисковал купеческие имущества. Особенно же отбирал драгоценные вещи, которые частью прямо, без околичностей, присваивал себе, частью продавал с аукциона, при чем сам был и оценщиком, и продавцом, и покупателем. При таком порядке, разумеется, все ценное и лучшее переходило в сундуки самого следователя совсем за безценок. Эти вымогательства и грабеж частных имуществ сопровождались оскорбительным обращением Крылова с иркутскими жителями. В заседание Крылов являлся всегда пьяный, и неистовствовал; бил купцов по лицу кулаками и тростью, вышибал им зубы, таскал за бороды. Пользуясь своей властью, Крылов посылал за дочерями купцов своих гренадеров и бесчестил их. Когда же отцы жаловались вице-губернатору Вульфу,– тот только разводил руками и говорил, что Крылов прислан сенатом и ему не подчинен. Ни возраст, ни недостаток красоты не гарантировали иркутских женщин от насилий Крылова. Он хватал десятилетних девочек. Старухи также не были избавлены от его преследований. Один из сибирских бытописателей рассказывает, как Крылов вынуждал любовь купчихи Мясниковой. Ее хватали гренадеры, приводили к Крылову, били, заковывали в кандалы, запирали; но женщина геройски переносила побои и отказывалась от его ласк. Наконец, Крылов призвал мужа этой женщины, дал ему в руки палку и заставлял бить свою жену – и муж бил, уговаривая собственную жену нарушить брак...

Сибирское купечество вело себя в этой истории невероятно трусливо. Никто не решался пожаловаться и разоблачить перед высшим начальством насилия бешеного человека,
которому случайно попала в руки власть над краем, вследствие корыстолюбия такого важного государственного чиновника, как генерал-губернатор Глебов. В Иркутске был богатый купец Алексей Сибиряков, слывший законником в городе. Он любил изучать законы, собирал указы и инструкции по управлению Сибирских краем, так как свода законов тогда еще не существовало, и составил полное собрание этих государственных актов. Вместо того, чтобы, вооружась знанием, выступить на защиту своего города, Сибиряков бежал и где-то в глухой деревне или просто в лесу, проживая в зверопромышленной избушке. Крылов испугался, подумав, что Сибиряков укатил в Петербург с доносом, и послал нарочного вдогонку, чтобы воротить беглеца. Нарочный доехал до Верхотурья, и возвратился ни с чем. Беглец бросил в городе свою жену с семейством и брата. Тотчас же Крылов заковал их в кандалы и потребовал указания, куда скрылся Сибиряков. Но, не смотря на плети, ни жена, ни брат беглеца ничего не могли сказать, потому что Сибиряков бежал украдкою даже от своих домашних. В довершение надругательств над иркутским обществом, Крылов предложил иркутским купцам отправить депутацию в Петербург, с целью просить у Глебова милостивого снисхождения к обвиненным купцам, в числе которых было много и мнимо-виновных, – и депутатом, пожеланию Крылова, был избран его любимец и изветчик Елезов.

Два года Крылов бесчинствовал таким образом в крае. Представитель власти, вице-губернатор Вульф, молчал и не имел мужества не только собственной властью остановить его, но даже и донести о бесчинствах. Архиерей Софроний также притаился и старался сделать свое существование незаметным для Крылова, который начал вмешиваться во все части управления. Однажды, подгуляв на одном собрании, Крылов, в пьяном виде, хотел пощеголять перед Вульфом своим могуществом и стал распекать его за упущения по службе. Хотя Вульф возражал ему робко, стараясь опровергнуть обвинение, но Крылов, под влиянием опьянения, разгорячился, приказал отобрать у Вульфа шпагу, объявил его арестованным и отставленным от должности и сам вступил в управление краем. Только тогда, испугавшись за свою свободу, а, может быть, и жизнь, Вульф решился известить свое начальство о событиях в Иркутске. Втихомолку он и архиерей Софроний обдумали это дело. Архиерей написал донос, а Вульф с секретным нарочным отправил его в Тобольск. Из Тобольска последовало приказание арестовать Крылова. Вульф однако не решился сделать это открыто; он предпринял это дело с большими предосторожностями. Ночью команда из двадцати отборных казаков подступила к квартире следователя, захватила сначала ружья, стоявшие в сошках перед гауптвахтой, потом сменила караул. Затем, казачий урядник Подкорытов, славившийся своей удалью, вошел с несколькими товарищами в комнату буйного администратора. Крылов, увидев его, схватил со стены ружье и хотел защищаться, но Подкорытов предупредил его и одолел. На Крылова надели кандалы и отправили в тюрьму, а затем, по распоряжению высшего начальства, в Петербург, где он должен был предстать перед судом. Императрица Елисавета, узнав об этом деле, приказала, чтоб с “сим злодеем не смотря ни на какие персоны поступлено было”. Сенат, игнорируя все злодеяния Крылова, вменил ему в вину только арестование Вульфа и оскорбление государственного герба, который Крылов имел неосторожность прибить к воротам своей квартиры вместе с дощечкой, на которой было выставлено его собственное имя, и лишил его чинов. “Через сто лет даже, – говорит один сибирский бытописатель, – трудно судить хладнокровно об этом отвратительном событии, особенно нам, Сибирякам, предки которых умерли или разорились под кнутом Крылова; но чем должен был казаться этот палач для тех, кто испытал его пытки и насильства?...”


Картина маслом - посланный из Москвы чиновник насилует жену купца, а ее муж уговаривает жену отдаться! Вольнолюбивые сибирские ковбои, однако!

Рафаэль, 28.08.2016 в 20:28

Любят в России сказки народу рассказывать ,одна ложь не прокатила и без тени смущения на полном серьезе на ходу придумывают другую . Говорить о свободе людей живущих в разных регионах России все равно что рассуждать о длине цепи для дворового пса . Скорее всего разница в бардаке которого в Сибири поболее чем в центральных регионах ,но это никак не свобода .

Guest, 29.08.2016 в 14:11

Guest, 28.08.2016 в 20:23
В Сибири всегда было свободы больше, чем в центральной России. Там не было крепостного права. Туда ссылали разных вольнолюбцев. Далеко до чиновничьей Москвы. Сибирским людям нечего было бояться, все равно их дальше Сибири не сошлют.
====================================
В следующем, после приезда Евреинова, году в Иркутск является присланный сенатом, по ходатайству Глебова, следователь Крылов. Прежде, чем начать следствие, Крылов укрепляется в своей квартире; он устраивает у себя гауптвахту, окружает себя солдатами, стены своей спальной комнаты обвешивает разным оружием, спать ложится не иначе, как с заряженным пистолетом под подушкой. Все показывало, что Крылов замышляет против городского общества что-то недоброе, способное вызвать народную месть, и заблаговременно укрепляется в своей квартире...
================================================
Все эти страсти 16-18 столетия, которые были одинаковы в любой стране мира. Поинтересуйтесь, какие прав были у английских номинально свободных крестьян 16-18 веков, во времена "огораживания", создания промышленности и т.д. Об этом много писал Диккенс и др. английские писатели. Было и воровство, и расправы, и убийства, и сгон крестьян с земли т.д. Из истории любого государства можно надергать каких угодно фактов и на этом строить далеко идущие выводы. Если хотите, я Вам приведу несколько ужасных примеров из истории благополучной Швейцарии.
А я говорил не про 16 век, в современное время. А в РТ и сейчас население покорно сует голову в ярмо. Об этом говорят 98% голосов за хозяина, и столько же их будет в сентябре.

Исхаков пытался установить татарстанский порядок на Дальнем востоке, но свободолюбивые сибиряки с позором изгнали его, а часть его ватаги посадили. Т.е. проявили сибирский характер. До сих пор поминают его недобрым словом. Откуда же сибирские татары будут любить казанских. Исхаков опозорил казанских татар. Теперь находится в политическом небытие.

Guest, 29.08.2016 в 18:49

Исхаков пытался установить татарстанский порядок на Дальнем востоке, но свободолюбивые сибиряки с позором изгнали его, а часть его ватаги посадили. Т.е. проявили сибирский характер.
================================
Татарстан тут ни причем, русский полицай попытался установить русский порядок на Дальнем Востоке, и это ему вполне удалось. Никакого сибирского характера нет, есть обычный русский рабский характер в Сибири, отличающийся разве что большей жестокостью. Что никак не мешает сибирякам покорно платить дань и терпеть назначенных Москвой гауляйтеров. Кто непокорен, тот выезжает в Китай, Японию, Южную Корею, а оставшиеся терпят всех сатрапов, которых им назначит Москва. Исключений не замечено, как была Сибирь колонией, так осталась, никаких сибирских восстаний против московитской власти в Сибири не было и не будет. Уральскую республику Москва просто отменила росчерком пера, ибо сибиряки - рабы!