3 октября 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Проблема "национального" (ч.2)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       

Проблема "национального" (ч.2)

31 июля 2015 года
Проблема "национального" (ч.2)

     Эти же качества свойственны и вокально-инструментальной музыке этих лет, также обогатившейся открытиями в творчестве Р. Яхина, Р. Еникеева, Ф. Ахметова.
     Если послевоенные десятилетия татарской музыки отличались успешным освоением художественных высот европейских классических норм композиционной технологии, то русская музыка этих лет начинает обогащаться композиционной техникой западноевропейского авангарда – додекофонии, сериализма, сонористики и т.д. Эти новые способы композиции заметно расширили творческую палитру музыкальных произведений советских композиторов. Наиболее ярко это проявилось в 60-х годах в творчестве «московской тройки» – Э. Денисова (1929 – 1996), А. Шнитке (1934 – 1998) и С. Губайдулиной, которые в использовании музыкально-языкового новаторства сумели достичь больших творческих высот. Мелодизм, национальная почвенность в музыке авангардистов начинают приобретать второстепенное значение. На первый план стали выдвигаться не только качество и уровень техники, но особенно разнообразная палитра тембровой окраски.
     В 80-х годах ХХ века, когда стали свободными не только выезды за границу, но и участие в международных фестивалях, к знаменитой «московской тройке» российских авангардистов пришла известность на Западе. Активному восприятию их музыки не могли не способствовать, на мой взгляд, следующие причины.
     Во-первых, почти всеобщая музыкальная образованность населения на Западе, по сравнению с Востоком. Во-вторых, Запад в области создания инструментальной музыки (как в области камерной музыки, так и в области крупных симфонических полотен) почти на целый век опережал Восток. В-третьих, чувство «национального менталитета» в Западной Европе «притупилось» почти два столетия тому назад. Современная музыка, созданная в любой стране Западной Европы, воспринимается как «европейская». 
     Авангардный опыт Запада вполне применим и у нас в том случае, если он умело и гармонично сочетается с содержательным смыслом национальных традиций. Подобный синтез может дать вполне интересные результаты. Хотелось бы выделить в этом плане творчество нашей талантливой землячки С.А. Губайдулиной – выпускницы Казанской консерватории, фортепианного факультета (1954), и теоретико-композиторского – Московской консерватории (1959). Исследователи творчества композитора отмечают огромную роль использования в ее музыке символов, причем в самых разных значениях – сакральных, религиозных, тембровых, числовых, цветовых и т.д. В своем очерке о С. Губайдуллиной Ш.Х. Монасыпов довольно метко отмечает, что она «стремится к освоению новых архитектонических принципов, позволяющих передать текучесть, спонтанность живых человеческих душевных проявлений».
     Ее творчество является ярким показателем совершенно нового типа соотношения «национального» и «современного», которому она сама дала четкое определение в одном из своих многочисленных интервью. «Свою национальность можно подчеркивать путем расширения своего горизонта» <…> «тогда нация включается в общечеловеческие проблемы как действительно важный персонаж, причем можно не только потерять свои национальные признаки, а увеличить их… А музыкальность татарского народа, его оригинальность и укорененность, по-моему, позволяют нам быть универсально образованными и универсально направленными, не ограничивать, а расширять себя до уровня мировых результатов, как западных, так и восточных». Красноречивым доказательством тому являются некоторые ее произведения на татарские темы: цикл из трех сюит «По мотивам татарского фольклора» для сопрановой, альтовой, басовой домр и фортепиано (1977), три пьесы «Татарская песенка», «Сююмбике», «Праздник» для двух труб (1979), «Татарский танец» для баяна и двух контрабасов (1992) и др. 
     Известный композитор Татарстана А. Миргородский (1945 – 1995) еще в 1993 году, прослушав цикл С. Губайдулиной «По мотивам татарского фольклора», очень метко раскрыл секрет дара Губайдулиной: «Прямо-таки, – писал он, – сайдашевское магическое проникновение в татарскую национальную культуру, позволяющее автору не цитировать подлинник, а лишь какими-то едва уловимыми интонациями–символами озвучивать в памяти слушателя ту или иную народную мелодию». 
     К новым технологическим приемам западного авангарда все активнее начинают обращаться в своих произведениях и композиторы республики. И здесь невольно возникают вопросы: какой путь соотношения «национального» и «современного» изберут они? Сохранят ли их произведения статус «татарской музыки»? Или они получат в будущем статус «евразийской музыки»?  
     На самом деле, вооруженный современной композиционной техникой автор того или иного произведения получает возможность как бы заново раскрыть своеобразие народного стиля, острее и глубже ощутить фольклорный потенциал. Попытки подобного синтеза мы наблюдаем в лучших произведениях Ш. Шарифуллина, Р. Калимуллина, Р. Ахияровой и др. Обнадеживают в этом плане молодые композиторы – Р. Салимов, Э. Галимова, Э. Низамов, З. Раупова.
     Однако порой приходится наблюдать и оборотную сторону данного процесса. Используя новейшие приемы композиционной техники, случайных сочетаний различных средств выразительности, инструментов и т.д., ряд композиторов фактически прикрывает этим отсутствие таланта, интеллекта, незнание окружающей музыкальной среды, неумение логически выстроить музыку. Более того, для некоторых из них наличие так называемого «национального менталитета» служит даже мишенью иронических нападок. В результате, по выражению известного музыковеда, в музыке таких авторов «смысла не больше, чем в кроссворде». А, как известно, путь звуков к жизни пролегает только через развертывание смысла.

Земфира САЙДАШЕВА,
доктор искусствоведения,
профессор.
(Продолжение следует.)


Комментарии (3)
Guest, 01.08.2015 в 17:47

как здорово иметь такие ТАЛАНТЫ !
в случае ГУБАЙДУЛЛИНОЙ -
ТАТАРО-РУССКИЙ гений.
санию,конечно, не сфоткает для своей коллекшн
господин АН -неформат для него..

Русский казанец, 01.08.2015 в 21:47

Тонко, уважаемая Земфира Нурмухаметовна.
Спасибо за ваше мнение. Оно дорогого стоит!

Аня, 12.04.2016 в 18:56

Ну хоть фамилию композитора-то правильно пишите - сомневаетесь - гляньте в статьебольшая улыбка