30 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Понимание скульптуры
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

Понимание скульптуры

10 июля 2014 года
Понимание скульптуры

      «Способность понимать скульптуру зависит от способности воспринимать форму в трех измерениях. Возможно, что поэтому скульптуру называют самым трудным из всех искусств; она, безусловно, труднее искусств, основанных на восприятии плоскостных, двухмерных форм. Гораздо больше людей, «глухих к форме», чем неспособных различать цвета. Ребенок, который начинает видеть, различает сначала лишь двухмерность форм; ему непонятно, что такое расстояние, глубина.
     Позже соображения личной безопасности и практической необходимости заставляют его развить (частично через посредство осязания) способность хотя бы приблизительно определять трехмерные величины. Но большинство людей не идет дальше требований практической необходимости. Хотя они и могут достигнуть довольно большой точности в оценке плоскостных форм, они не желают тратить больше умственных и душевных сил, необходимых для того, чтобы во всей полноте постигнуть пространственную сущность предмета.
     Именно этим должен заниматься скульптор. Он создает эту, целостную, форму, какой бы она ни была, в своей голове; каких бы размеров она ни достигала, он думает о ней так, словно держит ее, целиком зажав в руке. Сложную форму он представляет так, словно видит ее со всех сторон. Когда он смотрит на нее с одной стороны, он знает, как она выглядит с другой. Он чувствует себя ее центром тяжести, ее массой, ее весом; объем предмета он воспринимает как количество вытесненного им воздуха.
     Человек, который способен понимать скульптуру, должен научиться чувствовать форму как таковую, а не как рассказ или напоминание о чем-то. Например, он должен рассматривать яйцо как простое и цельное твердое тело, независимо от того, что оно идет в пищу, или от более возвышенной идеи, что оно превратится в птицу. То же самое и в отношении таких твердых тел, как раковина, орех, слива, груша, головастик, гриб, горная вершина, боб, морковь, ствол дерева, птица, бутон, жаворонок, божья коровка, камышинка, кость. От них он может подойти к пониманию более сложных форм или их сочетаний. Путь к наслаждению скульптурой не легок. И когда люди, редко или никогда не думавшие о скульптуре, сразу понимают смысл нового произведения, то на деле это может означать лишь то, что скульптор выразил банальную точку зрения».
     Человеческие фигуры Мур часто делает полыми изнутри, так что их можно видеть сразу с нескольких точек, и изнутри и снаружи, чувствуя контраст неровной и гладкой поверхности или как выделяются округлые формы на фоне остроконечных и вытянутых.

     Генри МУР,
английский скульптор.


Комментарии (0)