30 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство О Рудольфе Нуриеве
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       

О Рудольфе Нуриеве

27 сентября 2013 года
О Рудольфе Нуриеве

     В рамках фестиваля мусульманского кино был показан документальный фильм о звезде классического и современного балета Рудольфе Нуриеве «Мятежный демон». Продюсер фильма Альфия Чеботарева сказала, что этот фильм задумывался как часть цикла об известных татарах. Уже есть документальный фильм о Тукае, теперь о Нуриеве, будет и продолжение, ведь у нас много известных и достойных людей.
      Действительно. Такие фильмы необходимы, в особенности для Казани и Татарстана, люди должны знать своих героев. Фильм о Рудольфе Нуриеве хорошо разрекламировали, зал кинотеатра «Родина» был полон, да к тому же гвоздем программы был балетмейстер, солист Большого и Мариинского театров, народный артист России Андрис Лиепа. Многие откровенно пришли посмотреть на «звезду», тем более что поклонницам Андриса Лиепы стало известно о недавнем весьма скандальном разводе его со второй женой. Андриес свободен, и это можно было почувствовать сразу. Его счастливый ищущий взгляд скользил по прелестям симпатичных казанских зрительниц. Раздавая автографы направо и налево, Андрис улыбался, слал воздушные поцелуи и даже по окончании просмотра фильма всем зрителям сказал жизнерадостно: «Целую крепко ваш Лиепка». Это слегка гламурное кокетство понравилось, нашим дамам в особенности. Правда, вторая жена после развода утверждает, что Лиепа – человек «разносторонний», намекая на несколько иную ориентацию благоверного, что это и послужило причиной развода, «там не женщины, там иное», утверждала она, по различным источникам столичной прессы. Но ведь известно, что, расставаясь не по-хорошему, врагами, конечно же, имеет место просто попытка облить грязью человека, с которым прежде многое связывало, с человеком, давшим не только материальное благополучие, но и имя, и все это, конечно же, не просто терять.
      Как в известном когда-то мексиканском сериале «Богатые тоже плачут», остается только сказать: и у «звезд» порой судьбы складываются по-разному, им тоже приходится, возможно, и всплакнуть. Все люди, и ничто человеческое никому не чуждо. Хочется опровергнуть и предположение экс-супруги, ведь Андрис – православный человек, он является членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви. Много занимается благотворительностью, и фильм тоже состоялся во многом благодаря его помощи. Кроме того, Андрис, по сути, делал всегда только то, что соответствовало его личным убеждениям и чисто человеческим качествам, он не был предателем и продолжал общение с Рудольфом Нуриевым даже тогда, когда на общение с изгоем, «предателем родины», кем считали Нуриева, волей судьбы попросившего убежища на жительство во Франции из-за жестокого преследования со стороны КГБ, было наложено табу. И тогда он общался с гением и учителем, каковым всегда и считал Нуриева, предоставлял ему свой дом и кров. И сам Нуриев был прежде всего человеком душевным и чутким, когда его мать смертельно болела, он, несмотря ни на что, приехал навестить ее. А ведь такая поездка была сродни «русской рулетке», рассказал Андрис Лиепа, поездка могла закончиться длительным заключением Нуриева под стражу, хотя для подстраховки рядом и был министр культуры Франции, но в нашей стране тогда все было возможно, но сыновний долг, сыновье чувство любви к матери превозмогло все. Сейчас легко говорить о Рудольфе, писать о нем восторженные слова, а где же вы были раньше, спрашивает Андрис Лиепа, где все были раньше, когда человека травили, не давали ему возможности творить на полную мощь в своей стране? Порой много находится людей, пытающихся примазаться к славе звезды, напористо сочиняя псевдомифы о нем, выпуская книги, ничего не понимая в искусстве балета и вообще делая себе имя просто на чужом громком имени, сказал Андрис, когда ему поднесли один из экземпляров таких сочинений.
      Но такова уж человеческая природа, она все-таки имеет в себе и звериный инстинкт, недаром биологи называют человека всего-навсего развитым общественным животным. Мы мало чем отличаемся от братьев наших меньших, а порой бываем и более жестоки в своей травле и преследованиях человека, хоть чем-то отличающегося от общей массы. Так, в стаде непохожего на других заклюют, забьют до смерти. Так было и с Рудольфом Нуриевым, когда он был в опале. Андрис Лиепа выступил на встрече ведущим и комментатором картины. Режиссер же фильма Татьяна Малова сказала, что это фильм прежде всего о чуде. Голодный мальчишка из Уфы, выросший в бедной семье, бесконечно далекой от мира балета, своим взлетом обязан только самому себе, своему упорству и таланту. Он прожил необыкновенную, яркую жизнь, жизнь настоящего артиста, что бы о нем ни говорили, он прежде всего артист, великая личность, мастер, он воодушевлял Париж и Лондон, волновал Америку, был мэтром Парижского балета Гранд-опера.
      В балете много чисто условного, обширное место в нем отводится фантастике, сказочным образам, далеким от действительности. Но танец передает эмоциональное и психологическое состояние человека, заставляет сопереживать, волноваться. Балет – ожившая скульптура и музыка, каждая поза как новый звук. Момент подъема на пальцах, прыжок – взлет, поэтический акт. А мужской танец, как мне представляется, это не только романтическое чувство, это и энергия, и мощь. Мужчина взлетает сразу, в отличие от балерин, он взлетает с разбега, отталкиваясь трамплинным ударом ног от пола. Сфера мужского танца – воздух, на высоте разнообразные смелые, красивые фигуры – кабриоли, антраша, револьтады. Энергия, сила, инициативность, отважность, сочетание точного расчета с вдохновенным порывом. Я обожаю мужской балет, мужской танец. И я понимаю, что у него может быть много почитателей со стороны не только прекрасного пола. Искусство поражает всех. В фильме много было моментов, где был показан мужской танец, процесс работы, порой изнурительной, творческий процесс. Фильм на удивление чистый, целомудренный, никто не копается в грязном белье танцовщика, говорят его друзья, знакомые только о его творчестве, о его таланте, и это очень радует. Надоели уже фильмы, когда творческую личность, гения, художника пытаются опустить, преподнести с другой, не совсем приятной стороны.
      Это касается недавнего фильма о Высоцком, фильмах современных о Есенине и Пушкине. Почему-то стало модным в гениальном человеке находить пороки, его слабые стороны, забывая о главном, что отличает его от всех, что приближает его к божественному, к великому. И в этом, как мне кажется, элементарная человеческая зависть, мы не гениальны, гений ведь тоже не святой, он как все, хотят доказать нам. Когда это не часто, когда это нравственно – это допустимо, но когда это переходит все границы дозволенного, когда всю грязь как под увеличительным стеклом нам показывают, когда унижают великое ради того, чтобы подыграть нашим мелким страстишкам, откровенно заигрывая со зрителем, опускаясь до его уровня и даже считая его недалеким, примитивным, разве это хорошее кино? После просмотра некоторые из зрителей подходили к Лиепе и спрашивали: а почему в фильме не показано о личной жизни артиста, о его метаниях в сфере любви и неоднозначной ориентации, ведь фильм называется «Мятежный демон», а дескать, демонического мы здесь ничего и не увидели, то сразу становилось понятно, зачем сюда пришли такие зрители, они не хотели видеть Нуриева танцора, гения, им нужен был Нуриев-гей, Нуреев-изгой, и это ведь снова из разряда тех, кто когда-то травил его и преследовал, нам хочется видеть пороки у известных людей только для того, чтобы в своих глазах подняться над гением. Но ведь главный, высший закон творчества, он сродни божественному – это голос из иных миров, где нет ни половой принадлежности, ни мелких чувств, есть чистое искусство и свобода. И фильм о Нуриеве – это фильм об этом, о творческой свободе, которая выше всего, целомудреннее всего.
 

Елена ЧЕРНЯЕВА.


Комментарии (20)
Guest, 27.09.2013 в 22:28

Р.Нуриев заслуживает не только документального фильма, но и памятника в центре Казани.

УУСТИК, 28.09.2013 в 12:06

это символ татарина для планеты,визитная карта первая.еще кто?губайдуллина?а еще?трудно назвать кого-либо еще,кого знают везде.

Guest, 29.09.2013 в 01:49

Какой великий, гениальный, духовно и физически красивый человек! Он вдохновляет даже своим взглядом умных и все понимающих глаз, своей наполненностью содержанием, мыслью, энергией, стремящейся в высь!
Надо поставить ему памятник или назвать центральные улицы его именем.

флур, 29.09.2013 в 17:35

А зачем он нужен Казани??? Теперь что все татары балетом чтоли должны заниматься.И так татарский язык исчезает ,а тут еще балет

Нур, 29.09.2013 в 23:22

Если татары хотят стать действительно самодостаточной нацией, то надо развиваться как таковая. И язык, и балет, и многое другое необходимо. А Нуриев мегазвезда мирового масштаба. В Казани надо не только памятник ему поставить, но театр оперы и балета в его честь назвать. Со всем уважением к Джалилю, но его отношение к опере и балету мало вяжется. Драматический театр - это другое дело. Вот пусть и переименуют в честь Джалиля его.

Гость, 02.10.2013 в 18:50

У Нуриева только мать была татаркой.

Guest, 02.10.2013 в 20:56

По документам КГБ Р.Нуриев - татарин. Отец его - Хамит Нуриев - что не башкирское имя. А вообще, какая разница. Пусть памятник поставят в Башкирии и Казани.

Гость, 02.10.2013 в 21:54

Да я и не спорю. Человек с фамилией Нуриев З.Н. с 1957-1969гг. был первым секретарем обкома БАССР. А руководителями Республик в то время ставили как правило из титульных.У мусульман России пока нет таких фамилий по которой можно было бы сразу определить национальность.

Guest, 03.10.2013 в 01:17

А руководителями Республик в то время ставили как правило из титульных.
=========================
Татар просто специально записывали башкирами, чтобы для статистики уменьшить количество татар. Такая политика всегда была в России, т.к. татары всегда были самым передовым, пассионарным и развитым народом в России и поэтому российские политики во все времена их старались растворить, ассимилировать, русифицировать, чтобы они потеряли свою идентичность, чтобы они не сплачивались, будучи мощной и талантливой нацией, и чтобы не претендовали на независимость.
Поэтому татарам всегда было намного труднее выжить и реализовать себя как Личность в различных областях общественной жизни по сравнению с другими нерусскими народами.
А отец Рудольфа Нуриева, как и мать - настоящие татары, наши знакомые хорошо знакомы с их семьей, и они точно знают это.

Бажа, 03.10.2013 в 15:41

Кто мог заставить Руди в автобиографии писать о башк. происхождение по отцовской линии да еще далеко за пределами Башкирии.

Ветеринар, 03.10.2013 в 17:26

У евреев есть такая шутка. Примерно выглядит так."Чей бы бычок не скакал, теленок то будет наш"

Кунак, 03.10.2013 в 18:34

Гостю
Раньше в руководство РБ а вернее БАССР ставили из титульных. А М Шакиров 1-й секретарь башкирского обкома тебе ничего не напоминает? Он татарин, но был ярым антитатаристом. По его указу пошла башкиризация татарских школ, сужение функционирования татарского языка в республике. Потом Муртаза продолжил его дело. У Р.Нуриева оба родителя татары.

Guest, 03.10.2013 в 19:23

По его указу пошла башкиризация татарских школ, сужение функционирования татарского языка в республике.
---------------------------
Да, это так! Такое было требование Москвы, чтобы показать для статистики, что татар якобы мало, чтобы они не стремились к независимости, и чтобы их удержать в составе империи Зла.

Guest, 04.10.2013 в 11:09

Бажа, 03.10.2013 в 15:41
Баҗай, или как вас, свояк. Все же прекрасно понимают, что этот парафраз "спора славян между собою" привнесён извне с определенным политическим замыслом. Хронологию и фактологию этого вопроса взрослые люди хорошо знают.

Бажа, 05.10.2013 в 06:51

Статья была Айдара Халима в журнале "Дружба народов " 1989 год "Язык мой-враг мой". Там автор коснулся и пятого пункта бывших первых секретарей БАССР. В одном из последующих номеров автору пришлось держать ответ за "татарина" и он принес извинения перед ближайшими родственниками первых лиц за неверные сведения.

Татарский казанец, 06.10.2013 в 20:44

Как здорово, что никого не интересуют его педерастические наклонности. ;-)

Guest, 07.10.2013 в 15:16


Такие приписываемые и несвойственные ему наклонности могут интересовать только таких мелких и ничтожных, завистливых людей, как вы, которые не будучи татарами, любят выступать под татарскими никами. Уже все привыкли к этому, ничего нового в этом нет, все банально и просто.
О таких наклонностях говорят только те, кто сам страдает этим недугом.
Как говорится, у кого что болит, тот о том и говорит.
Хорошо известно, что завистники Нуриева распространяли о нем разные слухи, т.к. не могли ему простить его великий талант, гений и беспрецедентную популярность.
Но люди, которых не интересуют сплетни, всегда восхищались и будут восхищаться его Божественным даром и талантом!

башкир уфимский, 07.10.2014 в 21:12

его отец по всем док-м и фактам башкир, а вы скоро и ги тлера припишите к тата рам

гость, 18.10.2014 в 11:55

Это ваш Муртазик гитлер , в автобиографии написано " мы татары из Уфы".

Guest, 22.06.2015 в 21:44

В Казани у него живет племянник.Рафаэль.