9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство О кинофильме «Орда».
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

О кинофильме «Орда».

3 ноября 2012 года
О кинофильме «Орда».

     Фильм «Орда» снят потомственным режиссером Андреем Прошкиным по сценарию прозаика, поэта и известного сценариста Юрия Арабова, но особое внимание в титрах фильма обращает строка о том, что работа над ним велась под эгидой «Православной энциклопедии». Фильм анонсировался как «первый фильм о Золотой Орде». Это еще более добавляло интриги. А как же иначе? На новом витке истории России, когда в общественных науках все подвергается решительному пересмотру, когда партийного диктата, как при прежнем строе в нашей стране, как будто бы нет, на экранах российских кинотеатров впервые появляется фильм о Золотой Орде, об этой во многом загадочной державе.
      По своему родословию Золотая Орда – это часть огромной монгольской империи, Улус Джучи – старшего сына Чингисхана. Как самостоятельное государство она стала существовать после 1250-х годов, в основном со времени правления хана Менгу-Тимура (1266 – 1282).
      К этому времени в результате завоевательных походов хана Батыя были покорены многие государства Восточной Европы, и подвластные монголам земли простирались от реки Обь на востоке до Дуная на западе, включая территорию и исконно русских княжеств. Этот самый Менгу-Тимур, между прочим, и выдал первый ярлык об освобождении русского духовенства от целого ряда повинностей, предоставил определенные привилегии московскому митрополиту.
      Первоначально в качестве административного центра – местонахождения ставки хана Батыя или столицы зарождающего государства был избран город Болгар. Тот самый город на земле современного Татарстана, археологические памятники которого сегодня привлекают всеобщее внимание. Затем в середине XIII века, примерно к 1254 году, Бату перенес свою ставку в специально построенный город Сарай аль Махруса (в переводе с арабского Богохранимый дворец). Вскоре он стал известным центром мировой торговли, ремесел, здесь чеканились монеты, жили и работали религиозные деятели, поэты, ученые. При правлении внука Менгу-Тимура хана Узбека (1313 – 1342) ислам был провозглашен государственной религией, в городе активно строились мечети, работали мектебы и медресе. Арабский писатель аль-Омари Шихабаддан (1301 – 1349), автор энциклопедических трудов «Пути взоров по государствам разных стран», «Ознакомление с принятием высокого стиля», в которых приведены сведения о Золотой Орде, отмечал, что Узбек-хан построил в своей столице «медресе для науки, он очень предан науке и людям ее…»
      Далее можно было бы дать обширное повествование о быте, культуре, искусстве, литературе Золотой Орды, о том, что в этом государстве при Узбеке был выстроен еще один замечательный город, вторая столица – г. Сарай аль-Джадид (в буквальном переводе с арабского Новый дворец (основан ок. 1339 года), активно строились различные общественные здания в г. Болгар, всего было около 150 городов. Не стану далее развивать эту тему, вернемся к фильму «Орда». Его рабочее название «Святой Алексий». Это русский митрополит. Родился в конце XIII века, умер в 1378 г. Год жил в Византии, в Константинополе. В 1354 году на него был возложен сан митрополита, а впоследствии канонизирован в святые Русской православной церкви. Основная фабула фильма развивается именно вокруг него, его поездки в Сарай-Бату и злоключениях, которые он пережил там. В Золотой Орде в эти годы правит хан Джанибек (1342 – 1357), сын хана Узбека. Джанибек вырос в семье и под рукой этого крупнейшего преобразователя духовной жизни населения Золотой Орды, и надо полагать, впитал образ жизни и мыслей своего отца, был воспитан в духе ислама. Да, он насильственно устранил от престола своего старшего брата Тинибека, но такое случалось и в других государствах того времени и никоим образом не служит свидетельством дикости правителя. Известно также, что Джанибек продолжал политику своего отца по упрочению позиций ислама в своем государстве, развитию наук и искусств в нем. Действие фильма происходит в период расцвета Золотой Орды, в десятилетия подъема ее культуры. В это время в столице Золотой Орды живет один из крупных тюрко-татарских поэтов XIV века – Кутб, автор поэмы «Хосров и Ширин». Вскоре эстафету в поэтическом творчестве у него принимает поэт Саиф Сараи, из-под пера которого вышла замечательная поэма «Сухаиль и Гульдурсун». Приводя эти факты, я вовсе не думаю об идеализации социальной жизни в обществе ордынцев. По своим нравам и обычаям они были вполне на уровне своих современников как на Западе, так и на Востоке. Иван Грозный даже через два столетия после событий, показанных в фильме, лютовал, как только мог. Однако чувство такта, щепетильности должно было подсказывать создателям фильма, как грести к середине, ближе к объективности, подальше от высокомерия по отношению к предкам многих нерусских народов.
      Итак, названная выше группа деятелей от искусства и вместе с ними Сергей Леонидович Кравец – руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», который одновременно с 2002 г. является ответственным секретарем «Большой Российской энциклопедии», приводят зрителя, образно говоря, в столицу Золотой Орды, в Золотой шатер хана. Открывается полог в шатер хана, и перед глазами зрителя предстают хан Тинибек и его приближенные – дикое сборище на нарах, устланных коврами и мягкими шкурами. На пальцах у них по нескольку перстней с огромными камнями – не воины, а коллекционеры украшений. Они грызут бараньи кости, жир с подбородков и рук обтирают о подолы халатов из драгоценных тканей. Отвратительно! Потом зрителя выводят на улицы столицы и показывают, как по повелению хана ни с того, ни с сего начинают рубить головы русских пленных, участники этой безумной бойни глупо хохочут…
      Что хотели сказать людям создатели этого фильма? Какую идею они хотели затвердить в их головах? Трудно сказать. Хотели выразить ненависть к ордынцам, покорившим тогдашних славян? Для чего? Это дает кому-то моральный выигрыш из этого? Пытались показать превосходство православной культуры над состоянием основного населения Золотой Орды того времени – кипчаков (в русских источниках половцы)? Но тогдашние разрозненные русские княжества были частью государства Золотая Орда и оставались в ее составе вплоть до конца XV века.
      Такими же суждениями, недоумением заполнены и страницы Интернета. Вот некоторые из них:
      Алексей: «Весь фильм пытался понять – а где же смысл? Какие цели преследовались при съемках? И в конце фильма понял, что потерял 2 часа из жизни ни на что».
      Катерина: «После просмотра фильма сложилось впечатление, что нас обокрали… украли 2 часа жизни. Фильм грязный, отвратительно мерзкий и мрачный… Сюжет вообще неприятен». Он «про старую страшную тетку, мерзких мужчин и кучу конского навоза».
      Один из зрителей пишет: «Даже не думал, что можно снять столь дерьмовый фильм. Неужели нужно извращать историю, чтобы показать богатейшую историю Руси!».
      Уважаемые Юрий Николаевич Арабов, Сергей Леонидович Кравец, эти вопросы обращены к вам, недоумение и осуждение – тоже.
      Вы предполагали на фоне отсталости, дикости правителей Золотой Орды выделить фигуру святителя Алексея, но народ, зритель его не запоминает, его образ теряется в этом дерме. Хотели подчеркнуть его духовное превосходство над правителями Орды, однако этого не видно – вы слишком примитивными представили другую сторону.
      И все-таки этот фильм, мне кажется, не случайное явление на поле современной русской культуры. Это плод того своеобразного снобизма среди части русской интеллигенции в столице нашей любимой Родины, интеллигенции, больной кичливостью, шовинизмом. Ее распирает осознание численного преобладания русских в составе населения страны. Она ожирела от нахлынувших в столицу денег, ей все дозволено, она не хочет считаться с мнением, настроениями не только нерусских народов России, но и основной массы самих русских.
      Не является ли все это выражением социального и духовного кризиса в стране?
      Или это надо рассматривать просто как проявление необузданности в каких-то слоях столичной идеологической элиты?
      Получается, что орда как скопище людей с определенными понятиями обрисовалась не только в фильме Прошкина, Арабова и Кравца, но и из них самих, скопище, которое посягает на взаимоуважение между народами России, растаскивает узлы, крепы, которые до сих пор связывали наши народы в единый народ – основу государства.
 

Г. САБИРЗЯНОВ.


Комментарии (6)
Гость, 03.11.2012 в 23:23

Показать татар уродами надо только с одной целью: обосновать свое господство над ними. Этой цели служит и вся русская историческая наука - сплошной поток лжи о татарах.
Русский социум, как по своему честная субстанция, настоянная на баснях о русской "правдивости" просто вступил бы в когнитивный диссонанс, если бы признал факт порабощения и векового угнетения ПОЛНОЦЕННОГО народа. Потому, что тогда коренная фраза для русского - "Где правда, Брат?", показала бы, что правда никак не у русских. Вся их жизнь - как социума и государства есть "кривда" и порабощение окружающих. А какой русский захочет менять розовые очки на черные?

Гость, 04.11.2012 в 15:56

Автору не следовало бы опошлять слово "интеллигент".Интеллигент по определению не может быть ни снобом,ни шовинистом,ни тем более быть кичливым.

Алмаз улы, 05.11.2012 в 14:00

Сказано же -"части РУССКОЙ интеллигенции. Они то мнят себя интеллигентами. А то обиделся, понимаешь ли... .

Гость, 08.11.2012 в 09:12

А что вы хотели? Москва начала крестовый поход на мусульман России. Идут массовые убийства на Кавказе. Теперь взялись за Поволжье и Урал. Фильм создан специально, чтобы оправдать престуаления властей против мусульман.

Игорь, 12.05.2013 в 20:07

Великолепная рецензия Сабирзянова. Только Арабов и Прошкин его на...уй пошлют. Они настолько уверены в своей гиперталантливости, что не могут слышать критику. Много ли ума надо сценаристу, чтобы понапридумывать своё? Свой сюжет, свои события, своих персонажей. Это ведь гораздо легче, чем скрупулезно восстановить реальные факты! Вот Арабов и напридумывал. Да, фэнтези-жанр в российском кино укрепляется.

Геннадий, 23.10.2016 в 18:53

Необходимо заметить, что фильм содержит не только откровенное пренебрежение к ордынской культуре, но и к русской, в частности, к православной. Кем перед нами предстаёт святитель Алексий? Ухарем в монашьей рясе с чисто мужицкими замашками!.. «Святитель» режет яблоко и прямо с ножа, не крестясь перед приёмом пищи, отправляет в рот куски. А на извещение князя о том, что «нужно, чтоб слепой прозрел!», мы слышим из «святительских» уст издевательски-ироничный ответ: «Может нужно ещё, что б безногий ходил, а безрукий – играл на дудке?!».

А дальше – только хуже!.. «Будущий святой» - «ничтоже сумняшеся» участвует в «богомерзком» (языческом) ритуале прохождения через огонь, а когда татары называют его «колдуном» - как бы молча с этим соглашается, ни разу не опротестовывая…! Между тем, как сказал один из отцов христианской церкви Григорий Богослов «Молчанием предаётся Бог!» и, как известно из житий святых, праведники, смиренно снося поношения и клевету, никогда не терпели обвинения в ереси и т.п. антицерковной мерзости! Библия так же осуждает подобные вещи: «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего» (Втор.18:10-12). Под конец же «будущий святой» - и вовсе решается покончить жизнь самоубийством, которое по милости ордынцев удалось предотвратить…!