11 июля 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Неприкаянные

20 июля 2012 года
Неприкаянные

     Сегодня, проснувшись ранним утром, я стал размышлять о слове «неприкаянный», которое почему-то выплыло из глубин подсознания и привлекло мой ум, вертелось туда сюда. Где-то на субатомном уровне бессознательного что-то варилось, плавилось и вдруг вытолкнуло в сознание. Да, вот такая спонтанность случается. Итак, неприкаянные.  
      Посмотрел в словаре, в гугле. Оно означает «не быть прикованным к чему-либо», «не находящий себе места, занятия», одним словом, «мотается как неприкаянный». Я бы добавил «айтишный» в связи с информационными технологиями тоже как синоним «неприкаянного» и «люди поверхности».
      В общем, это слово, может, что-то близкое к буддистской «непривязанности», «not attached», может, просто равнодушный. Есть такой тип людей. Им «по фигу», все равно. Это не значит, что «неприкаянность» автоматически или по умолчанию относится к темным, негативным сторонам человеческого духа или психопатологии, «странноватости». Вовсе нет. Вот молодые люди сидят в сквере и потягивают пиво. Они не особо пьяные, но и не трезвые. Вот средний возраст, копошатся, суетятся, работа, семья, дети. Рутина пожирает их силы. Вот старики сидят, греются на солнышке, ждут пенсию, никому не нужные, не востребованные, не привязанные, неприкаянные.
      Неприкаянные – это, по моему весьма субъективному взгляду, такая социальная болезнь или, точнее, отклонение от нормы, поражающая людей, которые не то чтобы отошли от мира сего с его мирскими страстями, они просто «ничейные». В религии эти лица, независимо христианство это, ислам, буддизм, они вне духовного ядра. Этакая маргинальная духовность. Вроде верят в Бога, а на деле далеки от него.
      Неприкаянные в этой сфере считают себя глубоко верующими людьми, научились молиться и даже очень искренне, и крестятся надо – не надо, но их поступки и решения полны гордыни, самолюбования и как всегда глупости. Не имея никакого реального опыта жизни, в свои неполные 30 лет они уже уверенно говорят о семейных ценностях, как будто имеют об этом понятие, и решительно требуют «отцов – стать отцами», «мужей – мужчинами». Сами-то эти айтишные люди (ИТ)) и ребенка даже одного не вырастили, имея прекрасные социальные условия, за которые они даже особо и не напрягались: квартира, машина, офисная «синекура», они уже видят «соломинки» в глазах других, «бревен” же у себя не замечают. Один мудрый человек сказал: «Истинное выздоровление души начинается с видения собственных прегрешений». Но они как-то пропустили эту истину мимо ушей. Некоторые из них не понимают и опять-таки никогда в своей чиновничьей жизни и понятия не имели, что значит быть народным депутатом. Они всю жизнь провели в своих машинах-симуляторах и, думают, что то, что происходит на экранах, и есть реальность. Без особого напряга они уже бац-бац сидят в Государственной думе, благодаря стечению обстоятельств и как бы «депутатствуют» на благо России. Какая чушь! Они, неприкаянные, думают, что никто их не видит и кругом одни слепые, что все происходит по примитивным схемам интернет-технологий. Нет, панове, это не так. Бог видит и во тьме.
      Даже атрибут «нейтральные» не передает полностью смысл этого нового качества так называемого «постмодернистского» человека.
      Есть одна интересная то ли теория, то ли миф на этот счет. Почти мистика. Она связана с гипотезой о происхождении первых людей, сотворенных якобы путем биогенной инженерии от создателей, инопланетян, которые миллионы лет назад посетили эту несчастную планету. Известная теория палео-контакта объясняет происхождение человека результатом встречи первых людей с пришельцами.
      В последнем фильме Ридли Скотта «Прометей» как раз выражено стремление человека встретиться со своим создателем, что заканчивается весьма печально. Но вернемся к мифу. Некто из создателей собрал группу первых людей и удалился на окраины Вселенной. Там он долгое время взращивал своих избранных, что-то добавлял, что-то убирал, но вернувшись, эти люди увидели, что на Земле многое переменилось. Главную роль стали играть другие потомки первых людей, более подверженные материализму, чувствам, страстям, короче, язычники со своим представлением о боге или богах. Так вот, этот миф повествует, что эти самые гомониды вошли в земной мир тихо, без шума. Но неприкаянность, как некая внутренняя заданность «не от мира сего» так и осталась «родимым пятном», но свыше, мы, дескать, от «высших».
      Они живут в неком «межмирье», на ничейной земле, между берегами, застрявшие в середине реки жизни и никогда не испивши ее водицы. Причем не внешняя ангажированность, будь то политика, бизнес, служение или личные увлечения, не могут скрыть их внутреннюю пустоту. У современного французского философа Жиля Делеза есть такое понятие – «ризома». Оно означает корневище, но только не в привычном традиционном смысле, к примеру, дерево, корни которого внизу, в земле, а крона вверху, есть ствол, ветви. Для ризомы неважно, где корни, крона, ветки, растение может иметь корни сбоку или вверху, или где-то, как у Кащея Бессмертного, совсем в другом пространстве, она (ризома) передвигается, распространяется внелинейно, непонятно куда, так как у нее нет традиционной логики развития. Ризома-номад-кочевник, постмодернист, сравнить его можно с неприкаянностью. Нет реального опыта, потому что она вне реальности. Она знак знаков. Чистая технология. Она копирует и сакральность, и причастие, и молитвы, и прочее, прочее.
      Наше общество не в состоянии отличить реальность от видимости, знак от объекта, форму от содержания, идею от материи, опыт от псевдоопыта. Мы можем успешно делать только одно – смешивать и смешивать. В Интернете есть такой термин «surface internet», означающий плавание на поверхности инета, бороздить, шататься как неприкаянные. Так оно и есть.
 

Р.Э. ЛЮКМАНОВ.


Комментарии (1)
Гость, 21.07.2012 в 02:52

Вернуться бы вам к своей, посконно-домотканной правде, Рушан Экранович. Вот вы все в эмпиреях витаете, аглицким языком балуетесь, о проблемах мира вещного задумываетесь. А чтобы задуматься о своем, о земном, о татарском? Вы же татарский человек, а слова татарского не знаете. И не интересуетесь даже. А надо ли так? По божески ли?
А может взмахнуть рученькой дебелой, да отринуть от себя проблемы жидо-масонской цивилизации, да вдохнуть всей грудью могучей запаха степного, ковыля-травы, да дыма пастушеских костров, да и вернуться к истокам, как тот половецкий хан, что пролил слезу над искомой травой? Может оно так по божески то будет?