15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Небесные жены Дениса Осокина
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Небесные жены Дениса Осокина

24 июля 2013 года
Небесные жены Дениса Осокина

     Когда читаешь Осокина, то впечатление складывается такое, будто и не было тысячелетней истории и культуры никакой не было. Несмотря на прогресс и нанотехнологии XXI века, человечество в глубине, в недрах своих остается где-то на уровне первобытно-общинного строя. Оно живет где-то там в пещерах, в лесу, а не в цивилизованном мире, живет там, где поклоняются ветру и небу, оставляют на деревьях полотенца, чтобы получить от Березы-богини исцеление. В этом осокинском мире женщины как бы и вовсе не люди, а нечто среднее между зверем и человеком, между демоном.
      И в современных женщинах есть все равно этот демонизм, они как мифические Суккубы-чудовища, жаждущие жертв, крови, энергии, сил нравственных и духовных. Они, эти женщины-суккубы, в постоянном поиске этой чужой энергии, чужого времени и сил. Описаны они у Осокина как тощие существа почти что без грудей, любят философствовать, все знают о растениях и постоянно страдают зубами, а это оттого, что существует целая армия ангелов, сокрушающих им зубы за все их грехи. У суккуб тощие ноги и большие головы, неуравновешенная психика, при случае они могут «хватить об пол самовар», а от обычных женщин суккубы отличаются тем, что то место, которое у людей называется пуп, у них отсутствует, ведь они не рождены естественным путем, это демоны, только распознать их сложно.
      Так из таинственного марийского леса всплывают дерзкие осокинские сказки эротико-мистического характера. Но все это не случайно. Сказочный, волшебный мир, где переплетаются реальность и фантастика, сон и явь – все под одной крышей в серии коротеньких осокинских книг про весьма любимых автором марийских женщин. Книга называется «Небесные жены луговых мари», как и одноименный фильм, поставленный режиссером Алексеем Федорченко и отмеченный на Канском фестивале, впрочем, как и снятый чуть раньше фильм «Овсянки» – тоже о любви и смерти, о женщинах и их месте и роли в жизни мужчин.
      Кто же они, женщины – реальные ли существа или демоны, оборотни, суккубы? Что за таинственный такой народ «луговые мари»? А небесные жены не те ли это существа, о которых сказано в древних книгах, что они спускались с небес к людям и входили в связь с земными мужчинами и женщинами? И от этой связи рождалось нечто среднее между земными и небесными существами. «Луговые мари» по Осокину и есть мистический народ, живущий на грани двух миров, земного и небесного, реального и призрачного. Поэтому часто между мертвыми и живыми женами почти нет отличая, они так же живут, чувствуют, у них свои собственные пристрастия и привычки.
      Смерти нет в их воззрениях, жизнь вечна, меняется только ее форма, а все остается прежним: и даже желания и страсти, и живые, и мертвые жены одинаково жаждут любви. И все в мире полно этой силой, ярью, любовью, жаждой совокупления и в прямом, и в высоком мистическом смысле, все жаждет соединиться, стать единым, стать сильнее.
      Дениса Осокина по его воззрениям можно назвать неким неоязычником, проповедующим возвращение к корням своим, к архетипам, именно там и черпает силу его мистический народ «луговые мари». Природа наполнена радостью, творческой силою-Ярью, и, может, поэтому такое сверхвнимание к сексуальной, к половой жизни у луговых мари, что эта сила сродни творчеству, мир постоянно пребывает в состоянии творения. И луговые мари, живущие в природе по ее законам, подчиняются этой силе, отдаются на ее волю, и нет ничего зазорного в том, что и детские игры их замешаны на этом познание себя как инструмента для этого творящего начала.
      Девочки играют в игру, у кого какие есть дырочки и не только на одежде, но и в теле, так с младенчества они начинают изучать себя, свое тело, и никто не видит в этом ничего предосудительного. Когда же они становятся старше и уже хотят начать половую жизнь, то прежде всего идут к богине-Березе, женщины или мужчины к богу – мужскому дереву и спрашивают на это разрешение. Лес – это их храм, а деревья в нем – святыни, объекты поклонения. Все самое дорогое у луговых мари связано с лесом, каждое событие в жизни предваряется молитвами и жертвоприношениями лесу. Чтобы попросить себе здоровья, женщины на березах оставляют свои полотенца. Целительница, долгое время врачевавшая народ, оказывается, за спиной больного показывала ветру свои половые органы, как бы вступая с ним в связь, и за это ветер исцелял больных, которые находились с завязанными глазами, они не видели, что делает целительница. Но только один раз кто-то подглядел тайное действо знахарки, и все чудеса кончились, она больше не смогла никого врачевать.
      В таинственный мир нельзя вторгаться грубой силе, и не каждому даются ключи к его тайнам. Вот женщины собрались у березы-матери просить себе помощи для рождения детей, вот девушки пляшут у костра, бросают венки на воду. А грибы, они и не грибы вовсе, а мистические существа грибы-женщины завлекают в чащи мужчин, грибы-мужчины – женщин. Все необычно в этом таинственном мире леса, и смерти нет, есть пребывание в разных состояниях, все вокруг наполнено духами, все одухотворено. Свои половые органы женщины тоже называют по–лесному «совушки», и все это ими примечено, замечено с детства, сходство с совой, где клитор – клюв совиный, а волосы разного цвета, у кого какие, – ее перья. Мужское достоинство называется радугой – оно дает связь, оно ведь мост, соединяющий два мира – мужской и женский.
      Все здесь связано с символикой природы леса, на этом построены и книги Осокина, и фильмы его, в особенности новый фильм «Небесные жены луговых мари», как, впрочем, если вспомнить «Овсянки», – тот фильм тоже построен на символике природной и сексуальной силе – яри. И там тоже и жизнь, и смерть – понятия относительные, а «овсянки» – только проводники между одним и другим миром. Секрет осокинских книг и успешной их экранизации именно в этой сакральной мистической силе, народ показан в необычном ракурсе, как бы изнутри, из глубины, когда всплывает самое потаенное, самое архитипичное в нем. Этот мир загадочен, непонятен сразу, как ребус, требует долгих размышлений и не всегда до конца бывает разгадан, в этом и сила его – непонятное и таинственное всегда притягательно, всегда интересно.
      Мир демонов вторгается постоянно в человеческую жизнь, вот вечеринка молодежная у луговых мари. Парни, девушки, кто-то предложил играть в «копыто», бросают коровье копыто по кругу, кому оно попадет, та девушка должна выйти танцевать и раздеваться принародно. Казалось бы, невинные забавы, но одна из девушек замечает: что-то здесь не так. Под предлогом самым простым она постаралась пукнуть как можно громче, и ее выдворяют на время на воздух, она убегает в деревню и рассказывает, что там на вечеринке что-то неладное творится, деревенские жители сразу догадываются, что это проделки демонов, и прибегают спасать молодежь к этому дому у леса. И что же они обнаружили? Девушки раздевались и танцевали как бы сами с собой, никого рядом не было, только копыто само собой поднималось вверх и плясало.
      Все это словно из мира мистических сказок, страшилок, рассказанных сумеречным вечером на завалинке – все это так, но и здесь глубокий символизм – мир реальный и нереальный постоянно соприкасаются, постоянно играют друг с другом. Где добро, где зло, все перемешалось, все относительно, все имеет тонкую грань. Сила яри и весна, и лето, и осень, и зима – все одинаково ценно, одно не может существовать без другого, все переплетено в мире, все врастает друг в друга, соприкасается друг с другом, мир – лес таинственный и далеко до конца еще не познанный нами. Сам автор Денис Осокин, словно леший, хранитель этого лесного мира, наблюдатель за ним, и недаром в фамилии его тоже звучит голос леса. Осокин – сын осоки, мистического растения, на котором часто гадают о благополучие того или иного дела, которым заговаривают себя на богатство и славу.
      А О – буква у Осокина священная, это круг, символ вечности, солнца и, жены луговых мари числом 38, тоже число мистическое, сакральное, все их имена на букву О, все они связаны с вечностью, они и живые, и мертвые жены одновременно. Число 38 – это два раза по 19, а в алхимии 19 – сакральный символ золота, число «философского камня», еще оно означает число ангелов ада, поскольку действие светлых и темных сил всегда рядом, то являются 19 ангелов света – рая и 19 ангелов тьмы – ада, что в сумме и дает число 38 – количество «небесных жен» луговых мари. То есть здесь опять идет речь о взаимодействиях света и тьмы, сил добра и зла, и одновременно все окрашено сексуальным эротическим началом. Успех фильма по сценарию Осокина и книги его как раз и заключается в том, что здесь затронуты глубины подсознательного, древнего в человеке, а это всегда было интересно, так как человек склонен к самопознанию.
      «Небесные жены» – ангелы и демоны, помощники мастера-колдуна Осокина, поющего гимн лесу и его лесному народу.
      В каждом из нас есть и светлое, и темное начало, добро и зло, и есть надежда на бессмертие души, все в мире дышит одухотворенностью, все живет в бесконечности вселенной. «Небесные жены» несут своего автора к признанию легко и уверенно, на крыльях своих, и ангельских, и демонических, несут.
 

Елена ЧЕРНЯЕВА.


Комментарии (0)