15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Мусульманское кино (ч.3)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Мусульманское кино (ч.3)

15 июня 2018 года
Мусульманское кино (ч.3)

     Актриса-монголка Бадема из фильма «Норжмаа» получила приз за лучшую женскую роль. Конечно, советский солдат в китайском фильме (напоминающем сюжет «Кукушки») выглядит странно, он, например, в больших аляповатых погонах, хотя тогда в знаках отличия в Советской армии еще носили «масонские» шпалы, ромбы и кубы, а не «белогвардейские» погоны. И звезда на пилотке у него несколько карикатурная. Бадема снялась у Никиты Михалкова в фильме «Урга: Территория любви» (1991 год) и в фильме «Монгольская Жанна Д,Арк», номинировавшемся на Золотого медведя в Берлине в 1989 году. Она не только актриса, но и композитор. В фильме она несколько раз с гордостью говорит, что в месте, где она живет, родился Чингисхан. На закрытии фестиваля она была в монгольском народном костюме, и было видно, что сильно волнуется, как ее примут в Казани. Первыми учителями монголов, как известно, были уйгуры, и в Монголии используется уйгурский алфавит. А уйгуры – это китайские татары.
     В Китае, как видим, Чингисхан является положительным персонажем истории, даже суперположительным. Фактически средневековый Мао Цзэдун. Чингисхан - ныне самый популярный герой в мировом кино. У него есть памятники в Китае (последний 22 метра), хотя в то же самое время, как Россия, Китай был централизован татаро-монголами, двоюродный брат Батыя хан Хубилай завоевал Китай, основал нынешнюю столицу Китая Пекин, основал династию Юань, которая правила Китаем около 200 лет. Раздробленный в то время, как и Россия, Китай был «собран» в централизованное государство татаро-монголами. Однако термина «татаро-монгольское иго» в Китае не возникло. Наоборот, многие китайские историки оценивают это завоевание как положительное явление в истории Китая. Не было бы завоевания Китая татаро-монголами, Китай остался бы скорее всего раздробленным на Южный и Северный Китай, на Западный и Восточный, это был бы конгломерат ряда государств. Так что роль татаро-монголов в возникновении китайской сверхдержавы высока. Китай ведет политику объявления наследия Чингисхана наследием Китая, не жалея никаких средств.
     Сложно представить в России памятники Чингисхану, даже в Татарстане, в Казани. Его память является в России табу. А Китай ими нашпигован. Это принципиальная долгосрочная геополитика Китая, он культурно завоевывает Монголию, в том числе и с помощью кинокультуры. Монголы удивляются, почему в Казани нет улицы Чингисхана. Китай, Казахстан, Монголия проводят курс на культ Чингисхана. Только татары от него стыдливо отмахиваются, от своего лучшего в мире полководца и государственного деятеля. Кого, например, из российских полководцев можно поставить в ряд с Чингисханом? Суворова, Кутузова, которые, оказывается, тоже татары?
     Еще раз повторюсь: складывается впечатление, что Татарстан является ключевой духовной точкой, центром Евразии. Монгольские легенды утверждают, что именно под Казанью имелся холм, к которому «тянуло» Чингисхана, это было его личное святое место. Его сердце находится здесь. Не зря, например, духовный лидер России Николай Рерих писал, что в момент, когда над Казанью прозвучит залп из тысячи орудий, Россия начнет путь к возрождению. Этот залп из тысячи орудий действительно прозвучал в момент тысячелетия Казани. Возможно, Казани придется играть роль «евразийской Мекки» в конце этого века. Поэтому Казани крайне необходима собственная киностудия, причем не вторичная, имитационная, «догоняющая» и подражательная – а основанная на татарских народных корнях, на сплаве тенгрианства и ислама. С этой точки зрения нужно учиться у иранского кино, которое очень поэтично. Но иранское кино все-таки камерное, а татарская глубинная культура космична, татары кочевали от Тихого океана до Атлантического. У Тарковского есть попытка приближения к лирике космоса, соединение человеческого и космического. Татарское кино есть, вероятно, некий сплав иранского кино и Тарковского.
     В России иная трактовка данной эпохи, которая идет скорее от западной традиции, так как именно татары спасли православие в России от разгрома со стороны восточного крестового похода. Именно татары взяли под защиту Православную церковь и монастыри на Руси.  Уничтожать и грабить церкви было запрещено ясой Чингисхана под страхом смерти. Наоборот, они защищались и были освобождены от налогов. В результате РПЦ в разных фильмах типа «Орды» в благодарность именует татар «погаными». Не пора ли Кириллу объективно осветить роль татар в истории РПЦ и проявить настоящую благодарность?
     Фильм из Сербии «Ничье дитя» получил приз за сценарий. В лесу среди волков находят ребенка и передают его в интернат. На наших глазах в реалиях Югославии он превращается в интернате в человека. Вук Ршумович, режиссер фильма, сам поклонник Юнга и на основе его теорий делал фильм. Мальчику дают мусульманское имя Харис. В приюте появляются сербские мальчишки-беженцы из Боснии. И когда начинается война с Боснией, он уходит из Белграда и на дороге встречается с военным грузовиком, где люди в военных робах говорят: «Ты Харис, так ты наш, бери в руки автомат». Мальчик Тарзан воюет и затем от ужаса войны бежит в лес и там встречается с волком и опять хочет жить с волками. Люди оказываются хуже волков. Режиссер исходил из фильма Трюффо «Дикий ребенок». Вук Ршумович - поклонник Тарковского и Элема Климова. Он говорит, что у него есть папка в компьютере, где примерно 50 фильмов, которые послужили «источником вдохновения для этой работы, думаю, что для режиссера очень важно смотреть самые разные фильмы, потому если вы видели, как снимали другие, то можете представить, как нужно снять вам». Как здесь не вспомнить отборщика Казанского кинофестиваля Сергея Лаврентьева, который говорит: «У нас часто каждый режиссер - гений. Он считает, что после братьев Люмьеров идет только он, а до него кино вообще не было».   
     В рамках кинопроекта «Россия молодая» прошли в кинотеатре «Мир» встречи с Юрием Быковым, кинорежиссером хитов «Дурак», «Майор», «Жить»; Константином Лопушанским, председателем Ассоциации христианских режиссеров Петербурга; Павлом Бусловым, режиссером фильмов «Бумер», «Бумер-2», «Спасибо, что живой». Константин Лопушанский закончил консерваторию по классу скрипки в Казани, преподавал в Казанской консерватории, потом был ассистентом Тарковского. Работает в стиле притчи. Его «Посетитель музея», который он снимал среди толп настоящих сумасшедших из наших психлечебниц, вызвал в Европе фурор, у него масса международных призов, он хорошо известен в Европе. Его концептуальный фильм «Русская симфония» - один из лучших фильмов последних 20 лет в русском кино, это убийственная гоголевская сатира на «русскую идею». Там показан апокалиптический потоп в Ленинграде, горком партии затапливает водами Невы, первый секретарь горкома женщина (похожая на Матвиенко) выступает перед массами в ночной сорочке, бунтующие массы громят партийную номенклатуру - и никто не хочет спасать погибающих в детском доме детей.  
     Он снял, по-моему, один из выдающихся фильмов последних 20 лет, и этот фильм не был показан в России, но его можно найти в Интернете. Даже Александр Прошкин сказал мне, что его не видел, но фильмы Лопушанского ему очень нравятся. Так как Лопушанский по первому образованию музыкант, он высказал идею, что в кино режиссер должен слышать внутреннюю музыку, кинорежиссер должен быть сначала композитором и сочинить внутреннюю музыку кинофильма. Если нет этой внутренней музыки, если режиссер ее не слышит, но кинофильм не получится, это будет подделка. Лопушанский к кинофильму в первую очередь подходит как к музыкальному произведению.

     Рашит АХМЕТОВ.
     (Продолжение следует.)

     На снимке:
     Константин Лопушанский.


Комментарии (6)
Guest, 25.06.2018 в 11:12

Лопушанский велик только потому, что бывал в Казани, которая по мнению Ахметова, является пупом земли. Но с ккой стати и когда Чингисхан стал татарином? При жизни он был рыжебородым статным монголом с лицом европейца.
Вот такое вот оно, мусульманское кино.

Акуна матата, 08.07.2018 в 02:03

Современное российское "кино" - это пародия на кино. Не зря российские зрители его не смотрят и оно проваливается на всех международных конкурса. Эбо это подражание Голливуда или индийскому кино. И спотреть его не надо. Любой советский фильм гораздо качественнее современных по всем параметрам. Плохие актеры, натянутые скучные диалоги, хреновая картинка, жалкая режиссура, отвратительный монтаж и т.д. Сразу видно, что это обыкновенная халтура, где Станиславским и не пахнет. Рассчитано на пипл, который все схавает! Смотрети наши современные фильмы - не уважать себя! Скучно, господа, жить в такое время! Правильно сказал Иосиф Бродский, что дикратара рождает литературу, а демократия - макулатуру!

Не зря люди смотрят кино в оригинале - американское кино, которое всегда было на высоком уровне, хотя и ниже советского. Поэтому рассуждения Ахметова о выдающихся современных российских фильмах- курам на смех!

Вот такое вот оно, мусульманское кино!

Акуна матата, , 08.07.2018 в 02:05

Извините ошибочка: Правильно сказал Иосиф Бродский, что диктатура рождает литературу, а демократия - макулатуру!

Guest, 08.07.2018 в 04:54

Мусульманское кино,в отличие от русских киносказок,основано на реалиях жизни.Вот на предыдущих кинофестивалях в Казани,был показан Кыргызстаном фильм "Курманджан Датка".Фильм о реальных исторических лицах 19 начало 20 века.Датка правила южной частью Кыргызстана,оставила после себя великую память.Жюри в Казани дало первую премию этому фильму.Так все шовинисты с манкуртами в России прямо сбесились.Как так, ведь в этом фильме русские показаны как захватчики и колонизаторы.Площадная ругань обрушилась на татар,посмевших дать премию кыргызскому фильму,сказавшему правду о русских колонизаторах.

Guest, 10.07.2018 в 18:39

А что такое - китайские татары? Это все равно как немецкие казахи.

татар, 31.10.2018 в 23:14

А что такое - китайские татары? Это все равно как немецкие казахи.
===========================
Он видимо имел ввиду, что уйгуры находятся в том же положении что и татары в России.