6 января 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Мирхайдар Файзи и его наследие (к 125-летию со дня рождения)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Мирхайдар Файзи и его наследие (к 125-летию со дня рождения)

29 мая 2017 года
Мирхайдар Файзи и его наследие (к 125-летию со дня рождения)

     «Язык произведений Мирхайдара Файзи характеризуется как подлинно народный язык, наполненный лаконичным точным смыслом и эмоциями… Своеобразный, свойственный только ему стиль, для которого характерна любовь к татарскому языку, умение видеть его выразительные возможности, благодаря которым автор виртуозно рисует жизнь и быт татарского крестьянина, его психологию, его душевный мир» (из кандидатской диссертации «Язык драматических произведений Мирхайдара Файзи Т.М. Гильманова).
     Слово «наследие» предполагает, что речь пойдет о том, что оставил после себя человек, уходя из этой жизни. Понятие это объемное. Оно включает в себя все: и имущество, и недвижимость, и потомков, и дела, и творения человека. К сожалению, ничего, кроме последнего пункта, Мирхайдар Файзи оставить нам не смог.
     Обратившись в Национальный музей РТ в надежде прикоснуться к семейным реликвиям, я была несколько разочарована: шесть книг, вышедших при жизни писателя, и одна фотография.
     Как могло случиться, что нет вещественных свидетельств жизни поэта и драматурга, так много сделавшего для развития татарской культуры? Не говорит ли это о том, что мы с вами разучились хранить самое дорогое, что есть у народа: память о своем прошлом? Так, мы не храним память о своем роде, вычеркнув за годы советской власти из памяти все, что могло «испортить» нашу «пролетарскую биографию». Так, этнос не помнит свершений своих предков, перейдя на чужой алфавит и оставив все свидетельства своей истории погребенными и непрочитанными в покрытых вековой пылью архивах.
     Что ж, это проблема для народа, чья тысячелетняя история оказалась тайной за семью печатями в связи с переходом с арабской письменности в начале прошлого века на латиницу, а затем - на кириллицу.
     Хотелось бы гордиться принадлежностью к своему народу. Но мы научились гордиться тем, что мы - «советский народ». За 70 лет нас приучили думать, что мы какая-то особая нация. Все говорят на «великом и могучем» русском языке. Мы изучаем и гордимся русскими писателями: Л.Н. Толстым, А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевским, М.Ю. Лермонтовым. Я тоже с удовольствием и восторгом читаю русских и известных зарубежных авторов. Неужели среди татарских писателей нет ни одного, достойного внимания? Конечно же, есть! И даже более достойные, более интересные мне как татарке. Они писали о тех временах, когда жили мои деды, живописали их быт и традиции. Это рассказы о том, как формировались мои корни, нравственные ценности моей нации. И мне стыдно за своих соотечественников, в т.ч. за себя, что мы не можем читать эти произведения, наполненные глубоким смыслом и народной мудростью, потому что просто недостаточно хорошо знаем татарский язык. Я набралась мужества произнести эти позорные, но известные всем слова. Сейчас даже русские удивляются, как это вы, татары, не понимаете по-татарски.
     Что говорить, поборничество за права татарского языка считалось у нас «национализмом», превозносить татарское - плохим тоном, безвкусицей. 
     Результат - мы не помним своих героев, своих лидеров, своих деятелей, не чтим своих классиков. Видимо, любая революция влечет за собой крушение традиций.
     Пришло время взглянуть правде в глаза. Мы живем проблемами сегодняшнего дня, недальновидно забывая обо всем, что ему предшествовало. Так кто же такой Мирхайдар Файзи? Боюсь, мне придется рассказать большинству читателей об этом славном сыне своего народа.
     Мирхайдар Файзи первым в истории татарской культуры написал и поставил татарскую музыкальную драму, являясь автором текста и музыки к ней. Он по праву считается основоположником этого жанра. Мирхайдаром Файзи написано более 200 стихотворений. Казанским книжным издательством выпущено двухтомное собрание сочинений драматурга, включающее его романтические пьесы и мелодрамы, выпущенное в прошлом веке.
     На написание произведений Мирхайдара вдохновляла красота природы родного края, музыкальность его народа. Он был влюблен в народные песни, услышанные им в родных местах. Одним из таких мест была деревня Кукшель в 50 верстах от Орска Оренбургской губернии. Здесь отец Мирхайдара Мустафа Файзуллин был управляющим в имении миллионеров Хусаиновых. К сожалению, в настоящее время этой деревни не существует. О ней осталась только память, воспоминания, связанные с именем драматурга и его семьей.
     Имя Мирхайдара Файзи носит Оренбургский татарский драматический театр, установлен бюст в Баймаке (Башкортостан). Справедливости ради надо сказать, что в Баймаке и в Казани есть улицы Мирхайдара Файзи. В Казани же эта улица насчитывает пару домов и находится на околотках города. Так что не каждый казанец назовет ее местоположение (не путайте с ул. Джаудата Файзи).
     Несмотря на то что жить в Казани Мирхайдару довелось недолго, всего три года, Казань была его любимым городом. Он боготворил этот город, считая его колыбелью великих татарских талантов, в числе которых его кумир Габдулла Тукай. Много раз Мирхайдар посещал город, останавливаясь в гостинице «Булгар».
     Каждое посещение Казани описано в дневниках Мирхайдара Файзи, которые он вел всю свою жизнь. Дневники эти хранятся в Научной библиотеке им. Лобачевского, в отделе редких рукописей и книг. Посетив отдел библиотеки, руководимый Эльмирой Исхаковной Амерхановой, где хранятся рукописи, дневники и письма Мирхайдара Файзи, я преисполнилась благодарности к тем людям, которые создали и бережно хранят архив писателя. Мирхайдар писал свои дневники на старотатарском, т.е. использовал алфавит арабской графики. Поэтому прочесть их для меня не представлялось возможным. Разобраться в артефактах мне помогли работники библиотеки, владеющие навыками перевода со старотатарского. Это большая удача, что рукописи сохранились и оказались в руках людей небезразличных, понимающих их значимость. Про таких людей, как Раиса Гамировна Шарафеева и Ильфира Арслановна Аль-Хамад, говорят: «Люди на своем месте».
     Я держала в руках письмо Мирхайдара к своему брату Саетгараю, который является моим родным дедом, не будучи в состоянии прочесть его. Арабская вязь не входила в программу обучения в школах советского времени. Осторожно, боясь потревожить прошлое, мы разворачивали одну за другой фотографии родных нам людей. Здесь мы нашли единственную сохранившуюся фотографию Хашима Файзуллина, племянника Мирхайдара. Фото, сделанное в 1941 году в солдатской форме перед отправкой на фронт, с которого он не вернулся. Хашим был сыном Саетгарая, в доме которого любил проводить время Мирхайдар Файзи. Саетгарай проживал в деревне Шуда Балтасинского района. Картины жизни деревни, ее молодых обитателей, их времяпрепровождение описаны в музыкальной драме Мирхайдара Файзи «Галиябану».
     Держать в руках и рассматривать материалы архива - все равно, что увидеть материализованный мираж из прошлого.
     Несмотря на то что я не могла постичь красоту изящества стиля Мирхайдара, я с трепетом прикасалась к его тетрадям. Удивительно было увидеть составленный им словарик с татарского на русский язык, анкету Мирхайдара для поступления на работу.
     Любой может получить пропуск в библиотеку, но за многие годы мы были первыми, кто проявил интерес к документам Мирхайдара Мустафовича Файзи.
     Справедливости ради надо отметить, что в 1998 году архив был тщательно изучен и систематизирован Дилярой Абдуллиной. Ею были составлены путеводитель и инвентарная книга, во многом облегчающая изучение архива, большей частью состоящего из рукописей на старотатарской графике. Надо отдать должное сотрудникам библиотеки, без чьей скрупулезной работы, ниточки, связывающей нас с наследием великих сынов нашего народа, не существовало бы. Низкий им поклон за их труд. Архив и его сотрудники - достояние Республики Татарстан.
     Еще много открытий можно совершить, изучая дневники Мирхайдара Файзи. Так, его «51-дневное путешествие» представляет собой описание его путешествия из города Орск Оренбургской губернии в Малмыж и деревню Шуда. Сведения, содержащиеся в нем, были бы интересны краеведам, занимающимся историей Балтасинского района. Подробнейшее описание быта и жизни деревень края имеет большую историческую ценность. Обо всех дневниках Мирхайдара Файзи можно сказать, что они неоценимы, как свидетельства очевидца исторических событий начала ХХ века. Кстати сказать, наука, называемая микроисторией и изучающая дневники и летописи, является перспективной отраслью исторической науки в настоящее время.
     Всего 37 лет было отпущено судьбой Мирхайдару. Делом жизни Мирхайдара стали театр и литературное творчество. Он беззаветно служил татарскому народу, и наш долг - отдать должное его гению, храня память о нем.
     Благодарю читателя, дочитавшего мою статью до конца, и желаю всем открыть для себя творческий гений драматурга, читая его произведения. И новых театральных постановок прекрасных пьес Мирхайдара Файзи всем нам!

     Диляра МУХАМЕДЬЯРОВА.

     На снимке: Мирхайдар Файзи.


Комментарии (0)