12 августа 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Мать Чингиза Айтматова
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
       

Мать Чингиза Айтматова

8 октября 2015 года
Мать Чингиза Айтматова

     В апреле 2015 г. вышла книга Фаузии Байрамовой «Ана» («Мать»). Еще читая предисловие автора к книге, поражаешься, как Байрамова глубоко прониклась судьбами своих персонажей. Эту книгу невозможно читать спокойно, с первых же строк у меня часто наворачивались слезы на глазах, настолько сильно эмоциональное воздействие описываемых событий.
     Я прочитал многие статьи автора по истории татарского народа, где она вместе с описываемыми событиями сама глубоко переживает за будущее татарской нации, за сохранение ее родного языка, многовековых традиций, обычаев.
     Но эта книга по богатству содержания, насыщенности описываемых событий, судеб людей, с использованием многочисленных источников, архивных документов, воспоминаний превзошла все предыдущие труды Фаузии Байрамовой.
     В книге много волнующих событий, неординарные личности. Главный герой произведения – Нагима-апа, мать выдающегося писателя ХХ столетия Чингиза Айтматова, произведениями которого зачитывались несколько поколений сотен миллионов читателей всего мира.
     Перед нами встает легендарная женщина-мать 4-х детей, усилиями которой, необыкновенной любовью к своим детям, испытывая часто тяжелейшие удары судьбы, хронически больная, сумела дать детям хорошее воспитание, образование, вывела их на международную арену.
     События, разворачивающиеся в книге, поражают своим многообразием, реальностью, выходящими из глубин народной жизни. Судьба матери Чингиза Айтматова удивительно похожа на судьбы многих татарских женщин того времени. Автор книги в самом начале, описывая село Мачкара (где жили предки Нагимы-апы) Кукморского района Татарстана, обращает внимание читателя на ухоженность многочисленных домов, их массивность. Здесь функционировало несколько мечетей, медресе. Про дом Утямешевых вот как она пишет: «Это не только дом, а и усадьба-комплекс, похожий на дворец хана, национально-историческое украшение Мачкары. Он был построен в 1980 г. Утямешевыми.
     Советское правительство хозяина дома Исмагила Утямешева, крупного купца, члена Казанской городской думы, в 1929 г. отправило в ссылку. Его семью и родных ожидала такая же судьба. Высланная за Урал Зайтуна Утямешева двоих своих детей выбросила через окно поезда, вслед за ними она сама также прыгнула. Слава богу, она детей нашла. Они вместе сбежали в Узбекистан. Позже ученый с мировым именем Рустам Утямешев оказался выброшенным тогда из поезда 3-летним ребенком. После этих событий через 85 лет сын Рустама Утямешева Ильдар Утямешев, приехав в Мачкару, поклонился дому деда.
     Неправда ли, удивительная история, достойная восхищения. Но особенно поражает поступок Зайтуны Утямешевой, которая своей решительностью сохранила себя как личность, уберегла детей и себя от унижений. В книге масса таких примеров. Я в свою бытность начал читать первые рассказы и повести Ч. Айтматова. В одной из них он поместил свою небольшую автобиографию, и я ее внимательно прочитав, узнал, что его отец-киргиз в 30-х годах был видным партийным работником в Киргизии, что он в конце 30-х годов был репрессирован. И как человек любопытный с малых лет – недоумевал: как же так, а где мама, не мог же он вырасти без матери. Ни одного слова о маме.
     Наконец-то, прочитав книгу «Ана», я узнал, в чем тут дело. Фаузия Байрамова еще в предисловии дала на мой вопрос исчерпывающий ответ. «Видимо, известный всему миру Чингиз Айтматов это величие не хотел делить с другим народом, потому что он стал национальным знаменем киргизов, считался их национальным богатством, потому что через Айтматова и самих киргизов узнал весь мир».
     В то же время я думаю: Чингиз Айтматов в первые десятилетия не смог до конца раскрыть перед обществом его и татарские корни, и прежде всего огромную роль матери в становлении и развитии необычайного незаурядного таланта и по другой причине. Она, эта причина, глубже. В советское время долгие годы вплоть до конца 80-х годов в обществе существовало настороженное отношение к татарам, оно началось еще со сталинских времен. Вспомните постановление ЦК ВКПБ от 1944 г., а также резкую критику со стороны властных советских органов татарского фольклорного эпоса «Идегей» – из содержания книги «Ана» уже в постсоветские годы. Чингиз Айтматов – обладатель высочайшего таланта, высокообразованный человек не мог не прийти к пониманию того, какую роль сыграла его татарская мать в воспитании и образовании его как неординарной талантливой личности.
     Он приезжает на юбилейные мероприятия по случаю 1000-летия со дня основания Казани. В 2006 году, во время празднования 100-летнего юбилея со дня рождения Мусы Джалиля, директор Кукморского районного краеведческого музея Лабуда Давлетшина перед Ч. Айтматовым развертывает родословную Ишмана. Увидев глубокие корни предков матери, он приходит в неописуемый восторг и присылает в музей письмо: «Дорогие учредители музея Кумара! Выражаю вам искреннюю благодарность за информацию о создании родословной Абдулвалеевых, моих предков по материнской линии. Для меня такая чудесная весть была неожиданной и исторически великой для всего нашего семейства Айматовых, для моих предков. Вы установили нашу родословную на кукморской земле. Теперь это место, эта деревня будет для нас святым местом…»
     Я думаю, не только этот эпизод повлиял на него, чтобы прийти к полному пониманию роли матери в его жизни, в жизни других детей.
     Часто читателю представляется право читать воспоминания через строчки. Фаузия Байрамова приводит в книге монолог, высказанный им сестренке Розе Айтматовой у постели умирающей матери в 1971 г. «Чингиз зашел в палату и, увидев, что я прикладываю ей салфетку на лоб, спрашивает, какая температура? Выше 41, говорю я. Он отошел к окну и зарыдал. А потом говорит: «У меня сейчас перед глазами, как темной ночью мама сняла нас с поезда в Маймаке (это был конец августа 1937 г. – Г.З.) На одной руке ты, шестимесячная, за другую держится Люся, и мы с Ильгизом тащим за ней чемоданы. Ильгиз кричит: «Я боюсь, мама, не отходи от меня далеко!». И этот перрон казался мне вечностью. Вот так, с той ночи, она одна тянула нас, была опорой, человеком, за которым мы шли. И теперь, когда мы встали на ноги, ей бы только жить. «Почему она сейчас умирает?» Приведя этот отрывок из статьи Р. Айтматовой «И дольше века длится материнский путь», Фаузия Байрамова пишет следующие слова: «Да, пока эти дети встанут на ноги, станут людьми, матери придется пройти мучительный путь. Около нее нет мужа, родителей, родственников с 2-х сторон, самой, детям, родственникам приклеен черный ярлык «враги народа», а жить надо. А после счастливого детства в цветущем Караколе, в большом отцовском доме, Нагима-апа попадает в родную деревню мужа Шекер с 4-мя маленькими детьми, в дом с земляным полом, жизнь впроголодь.
     Впоследствии Чингиз Айтматов в произведении «Анакыры» («Материнское поле») пишет: «Потерявшая мужа, с 4-мя детьми на полях сражений мать – это его мать. Только это война на другом фронте – на кровавых полях культа личности, объявленная против своего народа. Эта война была направлена на его отца, мать, родных, его род». Перед глазами Туракол, его судьба, продлившаяся на 20 лет неизвестность. Этот труднейший мучительный путь она пройдет с честью ради своего мужа, своих детей.
     Мне хочется привести еще один отрывок из книги, настолько волнующий. Эти слова в своих воспоминаниях «Детство» написал сам Чингиз Айтматов 60 лет спустя. «Раздались свистки, отец сошел на перрон. Поезд постепенно набирал ход, отец вначале шел, а потом рядом бежал наравне с поездом, задыхаясь и махая рукой. Я сразу же при входе в купе занял место на верхней полке. Не знаю почему, но я знал, что больше мы не встретимся с отцом, что в последний раз я вижу его, вижу, как, натыкаясь на людей, он бежит в белой косоворотке по перрону вслед за поездом, уносящим его детей и жену… Уткнувшись в подушку, я горько рыдал, чувствуя в груди застывший комок. Чувствуя временами прикосновение теплых маминых рук к моим вздрагивающим детским плечам, слышу ее тихий ласковый голос: «Ты не один, сынок, ты не один, смотри, сколько вокруг людей». Детское сердце интуитивно почувствовало то страшное горе, что постигнет их семью, почувствовало, что он последний раз простился с отцом. Так оно и случилось. Уже в декабре 1937 г. отец не отвечал на письма матери. Это страшное раскрылось лишь через 20 лет в 1957 году. Подробности стали известны лишь через 50 лет. Туракола Айтматова вместе с 137 «врагами народа» 5 ноября 1938 года расстреляли во Фрунзенской тюрьме, тела их выбросили в большую глубокую яму в пригороде около старого кирпичного завода. 
     30 августа 1991 года останки их с почестями перезахоронили на кладбище в мемориальном комплексе Ана-Бейет, находящемся здесь же рядом.
     Долгие месяцы до расстрела с них пытались получить признания невыносимыми пытками за несуществующую их вину, якобы за участие в подготовке контрреволюционного переворота. Автор книги воскликнет при этом: «Так трагически оборвалась жизнь фактически элиты киргизской республики». В церемонии перезахоронения принимали участие все 4 детей Туракола Айтматова. Только его жена Нагима-апа ушла из жизни, не узнав трагическую судьбу любимого мужа. И Чингиз Айтматов похоронен здесь же по его последнему желанию.
     Фаузия Байрамова с присущим ей эмоциональным глубоким смыслом напишет следующие слова: «Вот они сейчас отец и сын лежат рядом». 
     19 ноября 2014 года в Бишкеке провели 110-летний юбилей Нагимы-апы, где принимала участие автор этой книги Фаузия Байрамова, писатель Ркаил Зайдулла. Были на этом юбилее дети Ильгиз Айтматов, Роза Айтматова и другие родственники. Все они, выступая, с теплотой вспоминали Нагиму Абдулловну Айтматову.
     Несмотря на то что она пережила ужасную трагедию, оставалась сердечной, мудрой, доброй, ни при каких обстоятельствах не теряла свое человеческое достоинство.
     Юбилейное торжество прошло в светлом большом зале Государственного музея Кыргызстана. Эту замечательную книгу я прочитал буквально на одном дыхании. Написать эту рецензию меня подтолкнуло два обстоятельства. Своим характером, жертвенностью Нагима-апа похожа на мою мать. Моя мать, когда в начале 90-х друг за другом потеряла 3 детей, мою среднюю сестру Фанию, старшего брата Юнус-абый, мою жену (с первых же дней совместной жизни она приняла ее как дочь.) На одной из встреч моя мать искренне в сердцах воскликнула: «Была бы воля моя, я, не задумываясь, отдала бы по 10 лет каждому своей жизни».
     Во-вторых, в 1981 году (май). Я, тогда возглавлявший научно-методический отдел в Главной библиотеке Башкортостана, совместно со связанной с моей работой сотрудницей базовой библиотеки областного совета профсоюзов, завотделом культуры из города Белебея находился неделю в городе Токмаке. Эта поездка запомнилась мне навсегда своими приятными воспоминаниями. Приехав тогда в город Фрунзе, только вошли в автобус, не было моему удивлению предела. Несколько молодых парней-киргизов дружно вскакивали со своих мест, уступая нам место, несмотря на то что мы тогда были сравнительно молодыми. И в городе Токмаке на улице мы общались с такими же молодыми парнями, узнав, что мы из Уфы, они не скрывали свое дружелюбное отношение к нам.
     В конце книги Фаузия Байрамова с горечью напишет следующие слова: «Когда-то в этом городе Каракол заложили основы промышленности и торговли зажиточные татары (кстати, автор приводит интереснейшие данные: в начале ХХ столетия из 102 купцов 78 были татары, сегодня здесь люди в основном занимаются туризмом и торговлей, своему народу нет работы, они подметают улицы России.
     Только жаль, у этой богатой насыщенной книги очень маленький тираж – 1000 экз. Книга отлично иллюстрирована, много фотографий, копии документов. Это книга поучительная, урок некоторым легкомысленным женщинам.
     Еще мое пожелание автору: книгу обязательно нужно перевести на русский и киргизский языки.

Гайса ЗИГАНШИН,
заслуженный работник культуры
Республики Башкортостан,
кавалер ордена «Знак Почета».


Комментарии (76)
Расим, 09.10.2015 в 09:10

Это такая попытка прихватизировать у киргизов поэта и город и представить их татарскими? Не даром говорят - татары враги тюрков.

Кунак, 09.10.2015 в 09:57

Расим, 09.10.2015 в 09:10
Это такая попытка прихватизировать у киргизов поэта и город и представить их татарскими? Не даром говорят - татары враги тюрков.

Ты думай, когда трепишся. Фавзия Байрамова восполнила пробел в биографии Чингиза Айтматова, отдав силы на воспитание своих детей в такие тяжелые и опасные годы. Трудно и страшно было жить с клеймом жены "врага народа", а так же их детям. Вопреки всему сумела воспитать , дать образование, и сделать всех состоявшимися людьми. Мнение киргизов от твоего отличаются. Это для татар значимо.фцкк

Расим, 09.10.2015 в 10:40

Айтматов - киргиз. И город его киргизский. Никакой
татарской прихватизации!

Guest, 09.10.2015 в 10:49

Кунак, 09.10.2015 в 09:57
Расим, ты думай, когда трепишся.
=============================
Для расима это невыполнимо, думать ему нечем, ему ненависть застила разум и теперь это совершенно безумное существо, зомби эдакий, зацикленный на ненависти к татарам. Ничего его не остановит, нет ему преград на пути к полной подлости и глупости.

Guest, 09.10.2015 в 11:25

Кунак, 09.10.2015 в 09:57
Расим, 09.10.2015 в 09:10
Это такая попытка прихватизировать у киргизов поэта и город и представить их татарскими? Не даром говорят - татары враги тюрков.

Ты думай, когда трепишся. Фавзия Байрамова восполнила пробел в биографии Чингиза Айтматова, отдав силы на воспитание своих детей в такие тяжелые и опасные годы.
---------------------
Ничего не понятно. Байрамова - это мать детей Чингиза Айтматова?

Guest, 09.10.2015 в 11:31

Эх,татарлар,ничего не хочу сказать про творчество Ч.Айтматова.Но точно знаю одно, почти до конца своей жизни,у него не нащлось в Киргизии публичных слов благодарности для своей матери-татарки. Под конец своей жизни в Киргизии для него уже не было прежних почестей,он и не жил в Киргизии.Тогда то и вспомнил про мать и чьего народа она дочь. Не знаю как он на том свете посмотрел ей в глаза.А когда его отца арестовали,то родственники отца не нашли у себя место для нее и детей.Она вынужденна была за 900 км,на перекладных,где пешком, добираться до своей родни в Кара-Кол,где они и выжили.Он же когда власть его приподняла,быстро нашел эту отцовскую родню,предавшую его мать с детьми,ему надо было быть полноценным киргизом с киргизской родней.
Все это святая правда,Ф.Байрамова написала в своем русле,но правда такова. Никто не гордился родством с народом выставляемым русскими историческим врагом,а все киргизы,казахи,узбеки и пр.в этом вопросе были за русских.Это сейчас они свободные и гордые,а раньше не пикали и голосовали за советскую власть 99,9%.

Guest, 09.10.2015 в 11:35

а разве чингиз айтматов не башкурт,
расимка?!
покопайся в его биографии,авось найдешь
доказательства.

Guest, 09.10.2015 в 11:38

даа..
киргизам далеко еще стать людьми.
задворки.

Расим, 09.10.2015 в 12:58

Восполнила пробел... Улыбнуло. Фаузия Байрамова в отличие от татарских "историков" конечно более честный человек. Она всё-таки признаётся, что писатель. А написанная ей книга точно укладывается в шаблон татарской фолк-хистори. У них всегда выясняется, что пришлось поменять национальность в связи с вынуждающими обстоятельствами. То, оказывается, пять миллионов татар в Башкирии переписались башкирами из-за выгоды. То оказывается что Айтматов татарин. Всегда какой-то бедный татарин, скрывающий это, благодетельствующий другим национальностям, и не получающий благодарности. Пора бы уже сменить шаблон. Пора быть честными. И не претендовать на роль вождя, духовного поводыря для тюркских народов. Ведь чему могут научить татары других народов, не имея нравственности? Ничему.

Guest, 09.10.2015 в 14:30

Расим, 09.10.2015 в 12:58
Восполнила пробел... Улыбнуло. Фаузия Байрамова в отличие от татарских "историков" конечно более честный человек. Она всё-таки признаётся, что писатель. То, оказывается, пять миллионов татар в Башкирии переписались башкирами из-за выгоды.
=========================
Бедный расим не может сказать ни слова, чтобы не солгать, ни сказать какую-либо подлость. Во-первых, кто говорит о 5 миллионах татар в Башкортостане? Да все тот же расим, больше никто! Это так типично для русских нацистов и переметнувшихся к ним разных выкрестов - врать и ссылаться на свою же ложь! Во-вторых, сотни тысяч татар не переписались в башкиры из-за своей выгоды, а были переписаны путем прямой фальсификации. Но что до этого расиму, по совместительству александру, лжецу и по совместительству подлецу?

верный башкорт, 09.10.2015 в 15:32

Ты ошибаешься были переписаны только русские.Так как только на арицев мы равняемся. тюрки нам не пара.

Расим, 09.10.2015 в 16:13

И вот бедный, никому не нужный, старый Чингиз Айтматов пришёл к татарам, и те его простили и приняли.

Ну что за чушь! Какая вина у Айтматова перед татарами? Никакой. А татары почему-то у себя в голове делают его виноватым перед собой и снисходят. Это видимо механизмы психологической защиты преступников. Татары просто крадут личностей, историю, землю у других. Этим и живут.

Guest, 09.10.2015 в 17:38

Мы всегда будем за русских.Они отдали нам татарские земли,город Уфа,научили читать и писать.А татары,что для нас сделали,только танцевать научили и лисью шапку с хвостом для нас придумали.Мы за расию всегда будем.

Расим, 10.10.2015 в 09:23

"Уфимские татары" за Расею.

Guest, 10.10.2015 в 09:42

А ты че против?

чын башкир, 10.10.2015 в 14:10

Мы всегда за расию,нищаво для расия не щалко.Будем помогать,лошадка зарежем,путину мясо повезем.

Расим, 10.10.2015 в 14:24

А вот интересно какие-такие татарские земли, а? Где документы? У башкир всё по документам. Поэтому Хамитов сейчас хочет государственный исторический архив уничтожить. А у татар кроме фолк-хистори сказочек что?

Guest, 10.10.2015 в 20:26

Какие у башкиров документы могут быть исторические.После революции читать только научились.Ты сам что ли документы эти написал, баран ценурозный.

Guest, 11.10.2015 в 01:25

Как я всегда я и говорил - с себя он и списал про анкурдов.

М.К., 11.10.2015 в 01:26

Как я всегда я и говорил - с себя он и списал про манкурдов.

Баш корто, 11.10.2015 в 13:11

Караул! Татары хотят украсть киргиза Айтматова, так же как украли Акмуллу, Мажита Гафури, Мустая Карима, Ангама Атнабаева и десятков других башкортских писателей и поэтов. Ладно эти хоть писали на татарском, потому что не знали башкортского языка, но Чингиз Айтматов ведь не писал на татарском.

Баш корто, 11.10.2015 в 22:27

Я баш корто а ты чючмек киргизкий

TSIMBAL, 12.10.2015 в 09:02

Расим, 10.10.2015 в 09:23
"Уфимские татары" за Расею.

В годы установления диктатуры Рахимова ТОЦ РБ стоял на пикете с требованием и татарскому языку гос. статуса. Но наш пикет быстренько арестовали и увезли, а на наше место встали башкирские пикетчики с требованием гос.языка только им, башкирам. Ибо якобы два гос. языка не выдержэит бюджет республики...
Эти расимы хлынули во все органы правления в РБ сразу же с приходом Рахимова. И терроризировали татар в течении всех 25 лет. А Татарстан, и его чиновники, и даже участники татарского национального движения не доросли до того, чтобы поддержать собственных татар, которых в РБ, если и не 5 миллионов, то 2-то миллиона точно будет. Все школы вмиг превратились в башкирские, радио и телевидение так же перестали работать...
Многие думают, что это только проделки Муртазы. Нет, ошибаетесь. Это проделки силовых структур с подачи дугиных-жириновских-зюгановых-раисексулеймановых... Ныне власть еще более ужесточает условия жизни татарам РБ в области национально-культурного развития. При Хамитове ликвидировали даже ту теле. передачу в 25 минут в месяц, которая функционировала при Рахимове. Да и полно дроугих ужесточений...
Непонятно, каким местом думают эти структуры?! Неужели прислушиваются к расимчикам. Или расимчики у них на службе, и делают свои черные дела, выполняя важное гос. задание... Какой позор!

Расим, 12.10.2015 в 11:59

Вспомним интервью Альберта Мифтахова Радио Свободы в 2009 году. http://www.svoboda.org/content/transcript/1778759.html

Альберт Мифтахов: К укрупнению региона я отношусь очень положительно. Но я думаю, что этот регион не должен ни в коем случае назваться Башкортостаном или Татарстаном. Это может быть Уфимская губерния, Казанская губерния...

Вот такие служилые татары. Что поделать. За Расею.
Как при этом можно говорить чепуху о национальных правах, родном языке? Это же шизофрения настоящая!

Расим, 12.10.2015 в 12:00

Совершенно верно. Украли Мажита Гафури, Мифтахетдина Акмуллу и так далее. Курай теперь постепенно крадут. Телеканал Курай уже украден. И всё за Расею.

верный башкорт, 12.10.2015 в 12:11

Мы воровали и будем воровать на благо русскому народу

Guest, 12.10.2015 в 17:32

турыкол или тюрякул?
не похож совсем на кыргыза.
метис тоже?!

Guest, 12.10.2015 в 20:13

Какой жалкий и мелкий тип этот "Расим"! За деньги готов обливать грязью татар - ничего святого у него нет, как это грязно, низко и мерзко!

Guest, 12.10.2015 в 22:46

а если бесплатно, из идейных предпочтений?

Guest, 12.10.2015 в 22:49

Бесплатно толь сыр.

Guest, 13.10.2015 в 00:49

татары судят посебе

Расим, 13.10.2015 в 07:28

Я обливаю татар дерьмом заслуженно. Основываясь на богатейшем жизненном опыте, знании татарского языка, татарской литературы, татарского менталитета, татарского характера. И делаю это бесплатно.

Guest, 13.10.2015 в 08:43

Шишшбулды Ку.акбаш(13.10 в 07:28), на твоем фото видно, что ты немножко беременный(может арбузом).Когда уйдешь в декретный?Когда родишь?Ну и рожа у тебя!!А глаза.., а по глазам видно, что ты просто старый, наглый сибайский шизик и врун, которому обидно, что его время уже прошло и ты никому не нужен..Отсюда и все твои комплексы малочисленного народа.

Guest, 13.10.2015 в 09:53

Ну зачем вы так,хороший клоун для сайта.

Guest, 13.10.2015 в 20:41

Расим шизофреник,никогда не перестанет писать свою бредятину.У таких в голове мысли идут по кругу,верно не верно,роли не играет,шизофреник не может вырваться из лабиринта своих умозаключений.Без компьютера,это просто деревенский дурачок на которого никто не обращал бы внимание.А с компьютером он может доносить свою иде-фикс до других людей.Нормальный человек не понимая сути этого заболевания,начинает оценивать этот бред нормальной человеческой логикой,пытается возражать,указывать на неверные суждения,ошибочные выводы,но все это бесполезно.Это до некоторой степени подстегивает больную психику шизофреника и усиливает его циклическую,замкнутую на чем то мыслительную деятельность.

Аналитик, 13.10.2015 в 21:02

Определенно, расим свихнулся, все признаки разума утеряны. Действительно, у него в голове какая-то пластинка по кругу крутится, даже разговаривать бесполезно. Лжет и гадит, лжет и гадит и так по кругу. Ему бы помощь психиатра нужна, но, похоже, уже поздновато - у расима-александра ненависть к татарам уничтожила все остатки разума.

Расим, 13.10.2015 в 21:27

В меня летят фекалии. Между тем вспомним. Татарский общественный центр ЕЖЕМЕСЯЧНО стучит Путину, что башкиры - враги России, что Башкортостан надо ликвидировать, присоединить к Татарстану или на худой конец они согласны на Уфимскую губернию (область). Татары заявляют лживо, что северо-запад Башкортостана - их. Восстание Чёрный Орёл татары что ли поднимали? Что за чушь! А восток "татарстана" - башкирский между прочим! Татарин Рустем Хамитов ведёт антибашкирскую политику. Татарин Ганеев Рамиль залез в телеканал Курай и сделал его татарским! Татары воруют башкирский курай, горловое пение, историю, восстания, земли, народ! Очерняют Салавата, Валиди. И воруют их. Уфагуб - "русский" шовинистический сайт был татарским. Его делал Институт Истории имени Ш.Маржани Академии Наук Татарстана. Сейчас в Интернете травят башкир. Татары охренели совсем! Берега потеряли. Надо ставить на место!

Guest, 14.10.2015 в 05:27

Диагноз товарища Саахова,явно подтверждается.

Guest, 14.10.2015 в 08:59

А че своего клона александра шовиниста не закидываешь фекалии расим. .

Guest, 14.10.2015 в 20:33

Расим, 13.10.2015 в 21:27
В меня летят фекалии.
======================
В тебя не надо кидать, все фекалии именно от тебя и исходят. Не путай причину со следствием, шизик! Не сри здесь, иди в какой-нибудь башистский форум! Там тебе самое место и там ты найдешь много друзей и единомышленников!

Guest, 15.10.2015 в 04:21

"расим" (он же "александр") страдает психической болезнью по причине своего агрессивного, неуравновешенного характера и ненависти ко всем порядочным людям, ко всему гуманному, чистому, светлому и справедливому. Это очень опасно для его здоровья, от этого часто бывают инсульты, инфаркты и даже рак!
Но он как одержимый, в него, видимо, вселились какие-то бесы, и его невозможно остановить без помощи медицины. Почему доктора не обратят на него внимания? Может быть его еще можно вернуть к нормальному человеческому облику, успокоить, пока он не натворил чего-нибудь из-за своих приступов и припадков ненависти? Для общества такие люди представляют большую опасность, ведь он не может контролировать свою агрессию, ему мерещатся везде враги, и он с пеной у рта повторяет одни и те же заученные бессмысленные мантры, которым его кто-то научил, и в порыве гнева он может сделать что угодно! Такие больные должны быть под постоянным наблюдением врачей. Или сам пусть попьет валерьянку, пустырник и т.д., может быть тогда кошмары перестанут мучить.

Расим, 15.10.2015 в 07:27

Татары украли у киргиз Чингиза Айтматова. Очередное воровство. Я говорю им: он не татарин, он киргиз. Сын киргиза. И татары, у которых больше нет аргументов, поднимают истерику.

Guest, 15.10.2015 в 09:30

Расим латентный питушок.

Александр, 15.10.2015 в 09:59

У татар нет Чингиза Айтматова. У татар есть Шафи Алмас - основатель гитлеровского татарского Легиона Идель-Урал. Есть Гаяз Ицхаки - стукач, интриган, сказочник, сепаратист. Есть Садри Максуди - турецкий жопализ, интриган, обманщик, осведомитель. Есть Гариф Солтан - выходец из отдела пропаганды Легиона Идель-Урал, до 1989 года основатель и руководитель татарской редакции Радио Свобода - азатлык.орг. Есть Кадерле Имамутдинов - стучит русским на башкир, в ООН и американцам на русских. Вот татарские герои. Что ни герой - стукач, жулик, интриган, трус, лжец, подлец, предатель. Перманентная готовность воткнуть нож в спину беззащитным - русским, России, башкирам, чувашам, марийцам и так далее.

Guest, 15.10.2015 в 10:37

сынок,у тебя ИСТЕРИКА.
выпей воды,что ли?!

Guest, 15.10.2015 в 10:49

Какой сынок, Вы что?))))Эта шизоидная сибайская тварь с 1954 г.р.Вот и делайте выводы...

Александр, 15.10.2015 в 11:42

Вам просто нечего ответить по существу вопроса. У татар позорная история и ещё более позорные "герои".

Guest, 15.10.2015 в 12:31

Петушок расима каго что предали.

Guest, 15.10.2015 в 16:34

имя александр так подходит расимке-жантимеру.
такая собачка малая,такой визг!
а кроме-ничего и нету.
пусто как в бочке без дна.
сейчас разлается!

Guest, 15.10.2015 в 21:09

Татары никогда Ч.Айтматова и не считали татарином.Это и не надо. Под конец своей жизни он сам прибежал к татарам,начал искать корни своей матери,по отношению к которой у него в свое время не находилось добрых слов.Мать его конечно была настоящая татарка.В ее несчастной судьбе отразилась, как в зеркале, вся горечь и несправедливость той жизни которой и сейчас живет много татар,плачущих и смеющихся под чужую песню и речь и воспитывающих детей для чужих народов и которые вырастая начинают стыдится своих матерей татарок.

Александр, 15.10.2015 в 21:45

Ах какие мы татары, бедные несчастные. несправедливо обиженные. Может хватит из себя целочек строить? Татары по всем показателям - отвратный народ. И Россия к ним хорошо относится. Татары предали Россию в годы Великой Отечественной Войны. Сто тысяч татар-предателей служили Гитлеру в Легионе Идель-Урал. И за это татар даже не депортировали. Это была большая ошибка Сталина. А вы тут невинность строите.

Guest, 15.10.2015 в 23:24

Расима питушок каго и что предали.

Guest, 17.10.2015 в 09:47

чингизу было некогда:
-премии,медальки,ласки
от местной и центральной власти
отнимают драгоценное время,
которого для матери уже не остается.
вот он и не доехал до родины матери
километров шестьдесят-неожиданно ПОМЕР.
судьба.
нет,не длится столь долго день для кое-кого,
дальше века!
так и не добрался до кукмора,до мачкары.

Guest, 17.10.2015 в 12:28

Да манкурт он был, на это разговор закончен.

Guest, 17.10.2015 в 17:04

Вообще-то зная его творчество, можно сказать, что тему манкуртизма Айтматов изучил досконально.
До него и слова-то такого я не слышал.
Айтматов - мудрец, хоть и не очень, возможно, счастливый. Но если бы он был счастлив, откуда бы он взял мудрость?

Guest, 17.10.2015 в 19:49

Айтматов несомненно имеет талант писателя.Но у кыргызского народа имеются и более талантливые поэты и писатели Алыкул Осмонов,Шукурбек Бейшеналиев,Т.Касымбеков и др. Просто эти таланты не попали в свое время в ту когорту национальных советских писателей,кого Москва решила поднять до союзного и международного уровня.

Guest, 18.10.2015 в 05:14

Всё правильно, ислам в казахстане насаждало царское правительство чтобы хоть как-то пытаться управлять разношерстными бандами неуправляемых косоглазых ублюдков, объединённых общим названием киргиз-кайсаков и верой в тэнгри...Собственно говоря сами казахи узнали что они именно "казахи" да ещё и единый народ(?!) не ранее 20-х годов ХХ века, и кочевые племена сегодня бывшие "казахами" а завтра "узбеками" окончательно обозвали и закрепили за определённым названием только советские специалисты.

Вы ещё киргиз-кайсаков и кара-киргизов вспомните - а теперь ничо: "социалистические нации"улыбкаулыбкаулыбка


А чего тут вспоминать? Царское правительство мало интересовалось обезьянскими делами, так-что разделение на киргиз-кайсаков и кара-киргизов было столь же условным, как и более позднее разделение на казахов и узбеков. Для царского правительства гораздо важнее были бухарцы, хибинцы, какандцы - это были реальные народности, и хрен с ними что состав их перманентно менялся, десяток племён туда-сюда, какая в конце то конца разница?! А то, что киргизцы должны носить прикольные шапки и жить в горах, а киргиз-кайсаки шапки-треухи да исчо с лисячьей шкуркрй, окончательно додумались придумать только в савейцкам союзе, когда вдруг понадобилось на ВДНХ чтобы туземные ублюдки выступали непременно в "национальных" костюмах...да, единственным национальным костюмом для средней азии были халаты и тюбутейки, причём каждый таскал кто чё надыбал, не больше...Такие вот индейские выкрутасы ппппанимаешь..

Про казахов согласен, но узбеки - оседлый народ. И зачем было прививать ислам? Почему не православие?

Извините, но Вы не правы, узбеки не оседлый народ, узбеки кочевники, а оседлыми стали узбеки только тогда, когда савейцкие "учёные" стали придумывать "узбекский народ", процентов 60 (минимум) узбеков собственно не узбеки, это сарты (Саратов, кстати, не от корявой придумки порога ХХ века "сары тау", когда всё со страшной силой пытались подогнать под придуманное во второй четверти Х1Х века пресловутого уйобисча - "татарманголскаваига", Саратов - это Сартов, т.е. поселение оседлых ираноязычных земледельцев, тупо - таджиков по нашенски...), а сарты по отношению к узбекам занимали подчинённое положение, да и туповаты они были, не потянули бы сложное с загогулинами православие, да и пёрший из Ирана шиизм был южным индейцам ближе, нежели далёкие северные непонятки...(напомню Иран практически три четверти Х1Х века был региональной сверхдержавой и имел нехилое влияние в индейском подбрюшье России, поэтому для туземцев подобрали адаптированный татарский суннизм, довольно конкурентноспособный на фоне диковатого шиизма, можете даже проследить момент закачки царским правительством татарских мулл в среднюю азию для исправления дикой азиатчины шиизма)

Guest, 18.10.2015 в 09:42

придумки порога ХХ века "сары тау", когда всё со страшной силой пытались подогнать под придуманное во второй четверти Х1Х века ______________

насколько известно, Саратов - Сары тау, Симбер - Ульновск - все это территории Казанского царства.

Расим, 18.10.2015 в 09:49

Вот как татары говорят про узбеков и казахов - косоглазые ублюдки. Но это всё ложь. Узбеки - древний народ с богатым культурным наследием. Казахи - по-моложе, им 500 лет, но наследие не менее богатое. И все они были мусульманами. А что касается татарских мулл - царское правительство навязывало их башкирам, казахам и другим народом потому, что они "благонадёжные". Проще говоря - стукачи. Система указных мулл - это система стукачей. И на эту роль сгодились только татары. Этим всё сказано.

верный башкорт, 18.10.2015 в 11:30

Мы то поклонялись члену и как оберег на шее таскали.Русский хозяин за это нас любил и от муслим оберегал и щас мы продолжаем покланятся этому символу мужской любви

Guest, 18.10.2015 в 11:43

Дак дураку ясно,что башкир в то время и не было,русские их создали позднее,чтобы татар как то сдерживать.Что з.валиди и сделал,сразу продал татар москве и похерил Идель-Урал.А сейчас башкиры просто русские жополизы,служивые ослики.

Guest, 18.10.2015 в 12:06

Ещес и золотишка прихватил удиUGTTZрая.

Guest, 18.10.2015 в 21:18

"Башкыртнын кэртэсе булмас, башкыртнын арбасы булмас, башкырт безгэ дус булмас".
Золотые слова.

Guest, 19.10.2015 в 00:20

Татар стали записывать татарами с 1919 года.
Вот и вся история.

Guest, 19.10.2015 в 05:50

Главное как народ сам себя позиционирует. А кто как запишет,зависит от многих обстоятельств.
Тут много разных шизофреников ошивается,будем теперь ихней писаниной руководствоваться что ли.

Александр, 19.10.2015 в 07:15

Раис Сулейманов открыл русским правду о татарах. Мы будем вешать татар.
Изображение

Guest, 19.10.2015 в 08:16

ляпота

Guest, 19.10.2015 в 08:31

Голубая мечта рузке и бощкрота,это наши враги.

Guest, 19.10.2015 в 10:51

ради истины:
-по телевизору чингиз
однажды на память прочел
знаменитое стихотворение
"ЛЮБОВЬ" тукая.
некоторые слова звучали у него
по киргизски,но не портили,
а добавляли изюминку.
так что -он всенародно признавал,что ТАТАР.
то было в давнее советское время еще.

Guest, 20.10.2015 в 03:44

Жизненное пространство захватывают те, у кого меньше цена жизни и кто лучше организован. Раздробленному российскому обществу были противопоставлены клановая структура и дикие обычаи. У русских не было выработано механизмов защиты; Россия ушла в никуда, а по ее территории гуляют полудикие полчища азербайджанцев, чеченцев, дагестанцев и других им подобных. Произошла обычная экспансия — Россия оказалась нишей без хозяев, вернее без одного хозяина — без национального правительства. Российские кланы и картели имеют основные доходы от внешней торговли (доходы от экспорта превосходят национальный продукт), основные их ресурсы, в т. ч. и человеческие, стянуты на охрану внешторговых связей. А дела страны ведутся постольку-поскольку у кого-то оказывается избыток людей. В основном территориями занимаются картели, но они чаще предпочитают сотрудничать с крупными мафиями против мелких, так что российские власти оказываются даже заинтересованными в иноземной экспансии.

Российские корпорации, хотя и пользуются силовыми приемами, тяготеют к мирному решению проблем. Азиатские — придерживаются военной доктрины, открыто захватывают и делят ниши. Им не трудно побеждать: они воюют, а российские — нет. И где они укрепились — там они и ведут себя как на оккупированной территории — в Москве, например. И пресловутые восточная наглость и грубость — просто проявление синдрома оккупанта. Продолжение лозунга: "Горе побежденным".

Собственно Азии вся советская эпоха не коснулась. Для них это может выглядеть совершенно иначе: "В 1880 году пришел русский хан и обложил страну нашу данью и наших ханов ставил по своему усмотрению. В 1991 году вышла замятня в Русской Орде и отложился наш хан Ниязов от русских. И было русского правления 111 лет". Все это время Азия жила своей, азиатской жизнью. Так же, как и в старину, существовала жесткая иерархия, существовало неофициальное рабство, ниши жизненного пространства были поделены между кланами. Хозяева сидели в парткомах и администрациях, воины служили в органах — охраняя собственно хозяев, слуги выбивали дань из работников, а работники ловили бомжей и обращали в рабство.

Нахождение в составе Союза увеличило иерархическую пирамиду на еще одну ступень — руководство страны. А руководителям принято посылать подарки. Нельзя сказать, что корпоративная болезнь пришла из Азии, но Азия своим наличием ускорила ее течение. Азия же укрепила и улучшила свое положение — естественно, что она выступала против демонтажа Союза. Российская атомарная система имела преимущества при ускорении научно-технического прогресса, а при регрессе побеждают корпоратисты. Всякие и почти все.

Guest, 20.10.2015 в 07:06

Что же до конца вывод не сделал.
Русским нужна своя национальная республика,со своим русским порядком. Если сейчас устанавливать именно русский порядок на всей территории рашки,то это возможно только силой оружия т.к. будут массовые недовольства.В русской республики,если она будет создана,никто пикать не будет,все будет законно,как и в любой другой стране,поэтому и все мигранты в русской республике будут исполнять ее законы. И Россию не надо будет разрушать,пусть будет настоящая федерация. Ее выгоду все поймут.

Guest, 20.10.2015 в 08:25

Я не против отделения части регионов.
Но!
Это отделение возможно только после нормального народного волеизъявления с полным осознанием политических, экономических и прочих последствий.

Guest, 02.04.2016 в 17:28

Когда кто то хочет вешать татар как Александр ,посмотрите на данные убиенных в Луганской и др регионов Укр.. русских . Чем больше ты мечтаешь , тем больше убивают твоих , конечно если ты не провокатор укр или чув. Людей мне очень жаль там ,а тебя самого надо убить .

Русский коллаборационизм во Второй мировой войне, 02.04.2016 в 17:37

Андреевский флаг, использовавшийся некоторыми русскими коллаборационистами......а территориях, оккупированных Третьим рейхом и его союзниками, оказалось около 70 миллионов советских граждан[3]. В частях Вермахта с 1940 по 1945 гг. служило до 1,5 миллиона граждан СССР[2] (только в одном 1944 году до 1-го миллиона[3]:20), ещё около 3-х миллионов находилось в Третьем рейхе на принудительных работах..........По данным К. Александрова, военную службу на стороне Германии в 1941—1945 годах несли примерно 1,24 млн граждан СССР: 400 тыс. русских (в том числе 80 тыс. в казачьих формированиях), 250 тыс. украинцев, 180 тыс. представителей народов Средней Азии, 90 тыс. латышей, 70 тыс. эстонцев, 40 тыс. представителей народов Поволжья, 38,5 тыс. азербайджанцев, 37 тыс. литовцев, 28 тыс. представителей народов Северного Кавказа, 20 тыс. белорусов, 20 тыс. грузин, 20 тыс. крымских татар, 20 тыс. русских немцев и фольксдойче, 18 тыс. армян, 5 тыс. калмыков, 4,5 тыс. ингерманландцев

Основные коллаборационистские формирования, 02.04.2016 в 17:51


Батальон Муравьёва
Боевой союз русских националистов
Братство Русской Правды
Высшая немецкая школа для русских офицеров
Дивизия Россия также — Дивизия «Руссланд»
Добровольческий полк СС «Варяг»
Зеленая армия особого назначения
Казачий Стан
Комитет освобождения народов России (КОНР)
Локотская республика
Народная Социалистическая Партия
Народно-трудовой союз российских солидаристов
Организация Цеппелин
Республика Зуева
РОНА
РОА
Российский Имперский Союз-Орден
Русская гражданская вспомогательная полиция, Севастополь
Русский корпус
Русский отряд 9-й армии вермахта
Русская национально-трудовая партия
Российская фашистская партия
Хиви
Русская вспомогательная полиция (шуцманшафт)
28-я добровольческая танко-гренадерская дивизия СС «Валлония»

15-й казачий кавалерийский корпус СС
1-я русская национальная бригада СС «Дружина», известна также как 1-й Русский национальный отряд СС
29-я гренадерская дивизия СС (русская Нр.1)
30-я гренадерская дивизия СС (2-я русская)

ВВС КОНР (ВВС РОА)
1-я дивизия РОА / ВС КОНР (600-пехотная дивизия вермахта)
2-я дивизия РОА/ВС КОНР (650-я пехотная дивизия)

600-я русская дивизия вермахта
602-й Ост-батальон
645-й батальон
РОНД/РНСД

Бригада Асано — русские подразделения Квантунской армии
Гвардия русской фашистской партии
Корпус русской монархической партии
Русские на службе японских и маньчжурских спецслужб Маньчжоу-Го
«Russen» (Россия) — агентство новостей и пропаганды

ильдар, 24.05.2016 в 07:46

Кто сказал что он нам нужен ?,задаром НЕ НАДО. Всю жизнь стеснялся сказать , что его мать татарка уводя разговор о матери говорил , что его бабушка воспитала , он сам и есть манкурт .