9 мая 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Концлагерная фантастика
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Концлагерная фантастика

4 ноября 2015 года
Концлагерная фантастика

     Этот заголовок появился у меня после прочтения романа татарского писателя А. Абсалямова «Вечный человек», вышедшего в 1981 году стотысячным тиражом в московском издательстве «Советский писатель».
     Долгое время я не решался писать о фантастике в Бухенвальде, описанной А. Абсалямовым в «Вечном человеке», но когда прочитал в 1988 году на страницах «Вечерней Казани» главы из романа другого татарского писателя И. Салахова «Тернистый путь» о сталинских исправительных лагерях, где тоже есть фантастические главы, уже потянуло меня на некоторое размышление.
     В обоих этих лагерных романах просачивается игривая нотка, причем идентичная, как бы выходящая из унифицированных мозгов, и будто эти писатели, сидя за одной партой и используя общую шпаргалку, написали школьное сочинение о высоком моральном духе наших граждан, оказавшихся на Колыме и в Бухенвальде.
     Судите сами, в романе А. Абсалямова «Вечный человек» узники немецкого концлагеря Бухенвальд военнопленные бойцы и командиры Красной армии организовали внутри лагеря целую подпольную армейскую бригаду во главе с подпольным комбригом татарином Бакием Назимовым (подполковник КА, он и есть вечный человек), а потом и целую армию во главе с подпольным командармом И.И. Смердовым (подполковник КА), причем эта армия имела типичную структуру КА и состояла из отделений, взводов, рот, батальонов, дивизий, бригад, во главе которых стояли соответствующие подпольные командиры (стр. 190 – 195, 267).
     В этих армейских подразделениях проводились подпольные служебные совещания (стр. 142), изучали Краткий курс истории ВКП(б) (стр. 183), вызывались комбаты к комбригу для получения задания (190), накладывали на командиров домашние аресты: комбриг Назимов подверг комбата Смердова домашнему аресту за легкомыслие и запретил ему покидать барак, причем предупредил о том, что за период ареста будут проверяться каждый его шаг, каждое слово (206). (На стр. 267 романа И.И. Смердов центром назначается главкомом Бухенвальда, став по должности выше Назимова), проводили боевые учебы (224), по случаю расстрела Э. Тельмана (247) организовали траурные митинги с портретами Тельмана (247), испытывали в подвале лагеря самодельные гранаты (262), в ведре, где содержался гуталин для чистки сапог, хранили подпольный радиоприемник (263), соорудили фотолабораторию для размножения карты Бухенвальда (266), комбриг Назимов хранил под матрацем карту Бухенвальда с нанесенными огневыми точками (268), 7 ноября узники Бухенвальда организовали военный парад и прошли по лагерю строевым шагом по команде «смирно» (290), проводили смотр боевой готовности подпольной армии (307), организовали концерт узников Бухенвальда в честь 27-й годовщины КА (311), у узников Бухенвальда в карманах и под пазухой были гранаты и пистолеты (331) и т.д. и т.п.
     Не фантастика ли это, хотя здесь перечислена малая часть фантастических эпизодов романа. Может быть, это не концлагерь, а пионерлагерь? Такие мероприятия, на мой взгляд, невозможно организовать даже в пионерлагере. Попробуй, организуй подпольный хотя бы самый безобидный, кружок в пионерлагере! Такой кружок продержался бы всего 3 – 4 дня, и обязательно нашелся бы там современный Павлик Морозов и тут же «заложил» бы всех подпольщиков, а потом принимались бы самые строгие меры со всеми вытекающими отсюда последствиями.
     Поскольку сам писатель А. Абсалямов не был, кажется, узником Бухенвальда, поэтому на фантастический сюжет романа могли повлиять два обстоятельства: или А. Абсалямова кто-то сильно обманул, или он хотел видеть жизнь Бухенвальда именно такой. Но при втором варианте автор должен был перенести действие романа куда-то на дальние созвездия, скажем, на Тау-Киту, как это делал в своей песне В. Высоцкий, и сменить подлинные имена героев романа на другие.
     А в романе другого татарского писателя И. Салахова «Тернистый путь» в декабре 1940 года на Колыме в сталинском исправительно-трудовом лагере под названием «Прииск Линкольна» в тяжелых условиях (цитирую автора: «Перехватывает дыхание. Воздух обжигает горло. На ресницах – лед. Кожа на лице побелела. Невозможно собрать расползшиеся губы. На каждом шагу спотыкаемся. Конвоиры ругаются, грозятся, на спины упавших сыплются удары прикладов...») смертельно усталые арестанты, идя с работы, по своей воле и не по указанию начальников тащили в зону на плечах глыбы льда или снега (цитирую автора: «Таким образом, вечером мы шли в зону, неся на одном плече топливо – ветки, на другом – глыбы льда или снега. Понемногу, но гора у палатки росла...»)
     Кто не читал роман-хронику И. Салахова «Тернистый путь», может ломать голову до конца своей жизни над тем, почему же измученные голодом и холодом умирающие «враги народа» тащили с собой глыбы льда или снега, спотыкаясь на каждом шагу и получая удары прикладов? Думаете, для кипятка?
     Нет. А может, для стирки белья? Не угадали. Не трудитесь – не догадаетесь ни за что!
     Оказывается, арестанты, отбывающие сроки на «Прииске Линкольна» в основном по статье 58, решили по своей инициативе, без указания лагерного начальства благоустроить зону, создав там аллею северных зверей. Именно для этой цели потребовался им снег, как строительный материал.
     Вот как описывает автор романа «Тернистый путь» И. Салахов красоту лагерной зоны после того, как была сделана в ней аллея: «Если идти от ворот вахты, вас встретит олень. Он настороженно застыл, на миг прервав свой стремительный бег.
     Большие ветвистые рога откинуты назад, уши – торчком. А перед ним, встав на задние лапы, удивленно обозревает тундру белый медведь. Дальше – лиса, волк, заяц, пингвин, чайка, морж... Все они в натуральную величину и естественной масти. А снег все идет. Звездопад продолжается. Эти звезды ложатся на постаменты. Фигуры сверкают, горят волшебным сказочным светом. Удивительная красота!
     Аллея придала лагерю особый вид, обогрела наши души. Звери, птицы утром провожают нас на работу, а вечером еще издали, встречая, тянутся к нам. И мы спешим к ним, будто ждут нас там родные. Единственный выходной – банный день (раз в месяц) – все арестанты проводят на аллее. Кто вспоминает зоопарк и когда-то виденное им, другие с юмором рассказывают охотничьи истории. А третьи, будто язычники, подолгу стоят у фигур, опустив голову, глубоко задумавшись...»
     Почти что Эрмитаж! Не знаю кому как, но эта концлагерная экзотика напоминает мне пилюлю, с помощью которой поддерживали здоровье приговоренного к смерти. Надо же, «враги народа», специально отправленные Сталиным на Колыму для перевоспитания и даже для умертвления холодом (основные сталинские лагеря были расположены в холодных местах: Соловки, Колыма, Норильск, Воркута и другие), проводят свой единственный выходной день после бани на обжигающем горло морозе, глядя на ледяных зверей. Вот что значит крепкий моральный дух!
     Однако какой бы ни был моральный дух человека, его тело умирает от сильного мороза, и поэтому постоянно бывающий на морозе человек не только не желает смотреть на лед, но не желает и слышать о нем. Кстати, отвращение к холоду мы ощущаем каждый раз, когда в холодной квартире видим на экране телевизора купающихся в прорубе «моржей».
     Когда читаешь эти слащавые строки писателя И. Салахова, так и приходят в голову грешные мысли о том, будто он хочет еще раз погулять на этой прекрасной аллее, хотя даже не бывавшему на Колыме в качестве политзаключенного человеку страшно подумать об этом.
     После несложного анализа этих романов приходишь к выводу, что их авторы И. Салахов и А. Абсалямов, стремясь сделать добрую услугу для читателей, кажется, сделали медвежью, ибо однобоко изображенные стойкость и находчивость советских людей в условиях гитлеровских и сталинских концлагерей уводили читателей от основного: ведь эти лагеря были созданы в основном для истребления неугодных людей, а не только для содержания их за колючей проволокой, где они свободно могли заняться нужными и любимыми своими делами.
     Дело, видимо, в том, что внушительный сталинский страх, охвативший страну в течение длительного времени, повлиял на людей по-разному и у некоторых из них произошли как бы генетические сдвиги. А для завершения необратимого сдвига у Сталина не хватило жизни. Если бы после смерти Сталина захватил власть Берия, то он, продолжая воспитывать людей страхом, мог бы добиться этого где-то через 30 – 40 лет. Однако спас нас от этой трагедии Н.С. Хрущев на XX съезде партии, рискованно разоблачив преступления Сталина, в противном случае нам бы не видать сегодняшней перестройки никогда.
     И вот многие люди, жившие когда-то под сталинским страхом, уже не в состоянии полностью освободиться от этого остаточного страха даже через много лет, как и намагниченное железо долгое время остается под влиянием остаточного магнетизма. Есть металл, в котором остаточный магнетизм держится вечно и не исчезает даже при разламывании его на куски: это всем нам известный со школьной скамьи «постоянный магнит».
     Ни писателя А. Абсалямова уже нет сегодня с нами, ни писателя И. Салахова. Но Салахов признался в своем остаточном страхе, когда он дал интервью студенту КГУ Р. Фаттахову для «Вечерней Казани» N290 от 19.12.88 года.
     В этом интервью есть встреча бывшего, но уже реабилитированного Н.С. Хрущевым политзаключенного И. Салахова с бывшей узницей Колымских лагерей, но тоже реабилитированной, писательницей Евгенией Гинзбург, которая свои негативные, порочащие в брежневские времена советский и общественный строй произведения тайком с помощью Ильи Эренбурга издавала в Риме. И вот, когда в начале 1970 года в доме отдыха Переделкино Е. Гинзбург предложила И. Салахову помочь издать его роман «Тернистый путь» в Париже, у него, по его словам, мурашки побежали по спине и он твердо сказал ей при этом: «Нет, Евгения Соломоновна, я не хочу быть вторым Солженицыным».
     И напрасно тогда опасался Ибрагим Назимович стать вторым Солженицыным, ибо он никогда им не станет: ни вторым, ни десятым, ни двадцатым. Ведь за такой упрощенный роман, где политзаключенные после изнурительного тяжелого труда, ночью и по своей инициативе занимаются украшением лагерной зоны, вряд ли дадут Нобелевскую премию по литературе.

Лукман ЗАКИРОВ.

На снимке: Ибрагим Салахов.

Комментарии (42)
Guest, 04.11.2015 в 20:20

Сегодня ванька и расима должны провести ночь вместе. Дань уважения своим предкам ,полвека назад они добровольно скрепили любовные узами брака.

Guest, 04.11.2015 в 21:14

а в портфеле-рукописсь романа.

Александр, 04.11.2015 в 22:06

Изображение

Татары! Утритесь! Русские вышли на Русский марш в Казани в День Русского Народного Единства и показали кто хозяин. Мы, русские - хозяева русской земли - Казани и Казанской области! Татарский язык запретим! Татарстан сделаем областью, русский губернатор! Эх, заживём!

Александр, 05.11.2015 в 00:01

Какая-то татарва сравнивает себя с корифеем русской литературы Солженициным?

Guest, 05.11.2015 в 11:18

трудно определить,кто более фантастичен:
-ТАТАРВА или солженицИн...
и там,и там-издержки стиля.

Александр, 05.11.2015 в 12:26

Солженицин писал правду. А писульки татарвы о том, что Сахалин - исконно татарская земля, потому что на берегу Татарского пролива, годятся только на туалетную бумагу для бомжей.

Расим, 05.11.2015 в 16:06

Александр! Иди ко мне, мой сладенький - поимей меня!

Александр, 05.11.2015 в 21:08

Татары сосут: татары поддержали Русский марш, Азнакаевский депутат поднял плакат "Татары - часть русского мира" вместе с Михаилом Щегловым. http://www.ng.ru/regions/2015-11-04/100_rmarshk.html

Guest, 05.11.2015 в 21:15

Расима зашкваренный сибайский питух азаза

Венер Муратов из Сибая, 06.11.2015 в 08:34

Татарский неонацизм поднял голову! Айдар Халим открыто сказал: русские, чуваши, мари, удмурты, башкиры - не халяльные люди. Жить с ними харам (недозволено) по халялю. А значит, нас надо убивать! http://www.azatliq.org/content/article/25476976.html (Кто не умеет читать по-тактарски -Яндекс-переводчик!) Они хотят нас убивать. Прославляют 100000 татар-предателей Легиона Идель-Урал, которые убивали русских и белорусских партизан и мирных жителей на оккупированной территории. Фильм Война непрощённых http://www.azatliq.org/content/article/27252047.html и http://www.azatliq.org/content/article/27323008.html - кто не знает татарского - Яндекс-переводчик! Или спектакль Легионер Туймазинского татарского театра. Убивайте татар пока не поздно! Убивайте татар, пока они не начали убивать нас!

Guest, 06.11.2015 в 15:09

Почему все пидики вылупляются из сибая там ще мировой садом

Александр, 06.11.2015 в 19:24

Татары - национал-предатели России. И готовятся вонзить ей нож в спину, как сделали сто тысяч татар в годы Великой Отечественной Войны, пойдя служить в гитлеровский татарский Легион Идель-Урал. На передовой их не было. Они убивали русских, белорусов, украинцев - партизан, мирных жителей - женщин, детей, мужчин, стариков. На их руках сотни тысяч человеческих жизней. Жизней людей русского мира! Татары - враги России. И я это докажу.
1. Айдар Халим без обиняков заявил: русские, чуваши, мари, удмурты - нехаляльные люди, жить с ними по халялю не дозволен. А стало быть надо, чтобы их не стало на этой земле. Статья на татарском. Но на русский пеервести может Яндекс-переводчик. http://www.azatliq.org/content/article/25476976.html Кстати я в этом вопросе не согласен с Щегловым. Русским надо учить татарский язык - язык врагов. Чтобы знать, что они пишут.
2. В 2014 году перепечатали статью 1917 года о "вопросе, волнующим всю татарскую интеллигенцию". К сожалению, пишут авторы перепечатки, проблема, поставленная в 1917 году - окончательное решение башкирского вопроса - уничтожение башкирского народа, не достигнута сто лет спустя. Практически в том же состоянии. http://www.azatliq.org/content/article/25307788.html
3. В полный рост началась реабилитация ста тысяч татарских национал-предателей гитлеровского татарского Легиона Идель-Урал. Оказывается те сто тысяч татар, которые убивали русских партизан и жителей на оккупированных территориях - это герои. Убийства русских на Украине и в Прибалтике тоже начались с обеления фашизма. Это же мы наблюдаем и в "Татарстане". И это не частный фильм, он под патронатом Минниханова. http://www.azatliq.org/content/article/27252047.html и http://www.azatliq.org/content/article/27323008.html
4. "Татаризация России есть единственное спасение от наступающей неофеодальной раздробленности." - пишет татарский национал-сепаратист Рашит Ахметов в своем предыдущем номере. Цель татар - захват и дерусификация России. В России - Золотой орде все кроме татар не халяльные. Выводы делайте сами. http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/stolitsa-20-10-2015.html
5. На крайняк, коли не получится пункт 4 - продать Россию её врагам, например США, но теперь новое веяние - Китаю. Рашит Ахметов пишет: "Китайцы в принципе считают Татарстан своим самым дружественным регионом в Европейской России, фактически своим готовым плацдармом. По отношению к татарам китайское правительство будет проводить политику наибольшего благоприятствования." http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/sever-12-08-2015.html

Можем ли мы ждать, когда враги русского народа, татары начнут нашу ликвидацию или пора таки действовать на опережение? Русский долго запрягает, да быстро скачет!

Guest, 06.11.2015 в 22:25

Интересно, когда русские принесут извинения за 4 миллиона своих предателей служивших Гитлеру во власовской армии, в полицейских частях, в вермахте и даже дивизиях СС? Англо-американцы были крайне удивлены, когда в 1944 во Франции захватили сотни тысяч русских, одетых в немецкие мундиры, они до этого считали русских страшными патриотами. А на деле русские оказались самыми страшными предателями СССР! А когда в 1945 союзники захватили власовскую армию и казачьи части, они всех их с брезгливостью передали СССР - с вашим русским дерьмом разбирайтесь сами! Когда был СССР, с власовцами разобрались. А вот когда Россия стала независимой, власовский флаг появился над московским Кремлем! Какой позор!

Guest, 07.11.2015 в 00:32

Русские, украинские и др. предателя давно были осуждены Сталиным. Многие повешены, расстреляны, осуждены и закончили жизнь в колымских лагерях.
Многие пособники Бандеры, которых не расстреляли, были сосланы в Сибирь. В детстве среди моих знаковых были дети ссыльных бандеровцев.

А в Москве флаг не власовский, а Петровский. Хотя флаг СССР был лучше.

Guest, 07.11.2015 в 00:35

На кой Закиров вспомних неких Абсялямова и Салахова?
Их и раньше никто не читал, а сейчас и подавно.

Кунак, 07.11.2015 в 11:23

Guest, 07.11.2015 в 00:35
На кой Закиров вспомних неких Абсялямова и Салахова?
Их и раньше никто не читал, а сейчас и подавно.

Ну вспомнил, и что тут такого? Я в молодости в школьные годы, и после,zw читал военную тематику разных авторов под впечатлением того что написано. В нв этих авторов не то что молодежь, да наверное люди и среднего возраста не читают.

Михаил Щеглов, 07.11.2015 в 11:43

Изображение
Русский мир или смерть!

Guest, 07.11.2015 в 12:41

кавказ вам не брат случаем?

Guest, 07.11.2015 в 13:07

Интересно, когда русские принесут извинения за 4 миллиона своих предателей служивших Гитлеру во власовской армии, в полицейских частях, в вермахте и даже дивизиях СС? Англо-американцы были крайне удивлены, когда в 1944 во Франции захватили сотни тысяч русских, одетых в немецкие мундиры, они до этого считали русских страшными патриотами. А на деле русские оказались самыми страшными предателями СССР! А когда в 1945 союзники захватили власовскую армию и казачьи части, они всех их с брезгливостью передали СССР - с вашим русским дерьмом разбирайтесь сами! Когда был СССР, с власовцами разобрались. А вот когда Россия стала независимой, власовский флаг появился над московским Кремлем! Какой позор!

Аналитик, 07.11.2015 в 13:18

Guest, 07.11.2015 в 10:13
Русские, украинские и др. предателя давно были осуждены Сталиным. Многие повешены, расстреляны, осуждены и закончили жизнь в колымских лагерях.
============================
Ворон ворону глаз не выклюет. Многие полицаи и власовцы были осуждены, но работали в сталинских лагерях охранниками. Это были ценные кадры для Сталина - умели охранять и привыкли выполнять не рассуждая самые жестокие приказания начальства. А в 1955 году все лица, служившие в немецких частях были амнистированы и выпущены из тюрем на год раньше тех, кто служил в советской армии!

Александр, 07.11.2015 в 14:02

Татары - отсасывайте молча. Айдар - Борис Халимов под следствием и подпиской о невыезде, татарский общественный центр Елабуги лишился помещения. Фирдаус Хужин тоже под следствием http://www.azatliq.org/content/article/27349470.html

Раис Сулейманов, 07.11.2015 в 16:03

У меня вам один ответ.
Изображение

Guest, 07.11.2015 в 17:38

рожает русского дитю-
голубоглазого.
отец значет рускай парень.
теперь и голубки в материнстве!
шагнуло человечество..

Guest, 07.11.2015 в 23:08

Guest, 07.11.2015 в 17:38

близкая тема?
не опускайся.
Хаджа, тебя уважают за ум, а не за острословие!

Guest, 07.11.2015 в 23:09

не узнаешь?


Изображение

Guest, 07.11.2015 в 23:51

Guest, 07.11.2015 в 23:09
не узнае

Когда не чего сказать лучше молчать правда рускай пидорокч.

Guest, 08.11.2015 в 00:20

Чего сказал - непонятно. Переведи.

Guest, 08.11.2015 в 00:39

Guest, 07.11.2015 в 23:51
не к тебе обращение
вали в Гоби грызи саксаул!

Александр, 08.11.2015 в 12:10

У татарских национал-сепаратистов не осталось средств, кроме как кливляться и извращенческие картинки постить, чтобы отвлечь внимание. В отношении Айдара Халима возбуждено уголовное дело, Айдар Халим под подпиской о невыезде. http://www.azatliq.org/content/article/27349470.html Русский мир восторжествует! У Казанской области будет РУССКИЙ губернатор!

Guest, 08.11.2015 в 17:14

Guest, 08.11.2015 в 00:39
Guest, 07.11.2015 в 23:51
не к тебе обращение
вали в Гоби грызи саксаул!

А тэбе в свинарник щрать говноца азазабольшая улыбка

Александр, 09.11.2015 в 20:00

Русские решат татарский вопрос окончательно.


Изображение

Михаил Щеглов: Приглашаем в Русский мир!
Ноя 9, 2015

ОБРАЩЕНИЕ
председателя Общества русской культуры Республики Татарстан Михаила Щеглова
ко всем этническим татарам

В 2015 г. в День народного единства 4 ноября на проведённом в Казани традиционном Русском марше «За русский мир, за Русское единство» был выдвинут принципиально новый лозунг: «Татары — это часть Русского мира». Организаторы и участники, среди которых были и татары – разъяснили суть данного лозунга. Считаю необходимым обсудить его тему шире.

Во-первых – необходимо разъяснить понятие «Русский мир» и суть лозунга.

По большому счёту Русский Мир – это система ценностей русского человека, включая, конечно, и духовно-нравственные приоритеты, ментальность, идеи устройства идеального общества, культуру, территории проживания, желание и как нигде – понимание ценности мира, устойчивости и традиции. Ещё Русский мир – это русский язык и внутренняя тяга к торжеству справедливости.

Отличительная особенность Русского мира как уникального явления земной цивилизации – его открытость для всего иного, нерусского – для взаимодействия и сотрудничества.

И Россия-то как государство исторически сформировалось с такими уникально огромными территориями именно благодаря этому принципу, органично и крепко вплетённому в ментальность русского человека.

Русский мир ПРИНИМАЕТ, но НЕ ПОГЛОЩАЕТ, НЕ ПРИНУЖДАЕТ, НЕ АССИМИЛИРУЕТ.

Кавказская бурка и папаха, ногайская плётка – принимается, татарская тюбетейка и выпечка – тоже. И, так далее…

Но это приятие ни в коей мере не претендует на переделывание народа-оригинала.
Современные немцы из ФРГ говорили, что у поволжских немцев язык за сотни лет жизни в России сохранился лучше, чем на исторической родине!

Можно привести и символы органичного понимания Русского мира выдающимися представителями нерусских народов.

Не даром на плакате «Татары — это часть Русского мира», ставшем главным явлением нынешнего Русского марша в Казани, изображен портрет великого татарского поэта Габдуллы Тукая (1886-1913) и приведено его стихотворение «На Русской земле»

На русской земле проложили мы след,
Мы — чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года,—
Шутили, трудились мы вместе всегда.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,
Как кони, работаем в мирное время.
Мы — верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны?

Аналогично, можно сослаться на великого просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева (1848-1930) – тоже нашего земляка. Глубочайший по содержанию документ – его Завещание чувашскому народу, разъясняет и значение Русского мира и русского народа для чуваша.
Первое – вера в Бога.
Второе – русский народ и Россия (читай – Русский мир – прим. М.Щ.)
И далее – как сохранить приоритеты чуваш, идейные советы и наставления.

Полный текст исторического документа приведён на сайте http://yakovlev1848.ucoz.ru/index/zaveshhanie_chuvashskomu_narodu_ivana_jakovlevicha_jakovleva/0-11

, а мы здесь процитируем тему Русского мира в этом завещании

«Чтите и любите великий, добрый и умный русский народ, таящий в себе неисчерпаемые силы ума и воли. Народ этот принял вас в свою семью, как братьев, не обидел и не унизил вас. Ведомый Провидением к великим, нам незримым целям, народ этот да будет руководителем и вашего развития: идите за ним и верьте в него. Трудна была жизнь этого народа, много горестей и несчастий встретил он на своем долгом и скорбном пути, но он не угасил в себе светочей духа и не утратил понимания своего высокого призвания. Да будут его радости вашими радостями, его горести вашими горестями, и вы приобщитесь к его светлому и грядущему величию. Народ этот не обидел вас в прошлом, он не обидит вас и в будущем. Любите его и сближайтесь с ним. На всяком поле есть плевелы, но мой долгий опыт да будет порукой тому, что среди русского народа вы всегда встретите добрых и умных людей, которые помогут вашему правому делу. Русский народ выстрадал свою правду, и нет сомнения, правдой этой он поделится с вами. Верьте в Россию, любите её, и она будет вам матерью. Залогом и путеводной звездой да послужит бессмертное имя учителя моего Николая Ивановича Ильминского, олицетворяющего для меня все величие и всю красоту русского народного характера.»

Конечно, мы описали идеализированную картину Русского мира – своеобразной мечты русских людей, к которой нам следует стремиться. Понятно, что реальность отличается от мечты. Но, тем не менее, в связи со всем выше сказанным крайне удивляет реакция на мою фотографию с плакатом «Татары — это часть русского мира» на ряде татарских националистических ресурсов.

Поэтому переходим ко второй части данного обращения — нашей оценке данной реакции, достаточно внятно характеризуемой одним из комментариев, который приводим в оригинале.

«Неужто они не понимают, что для татар стать частью русского мира-это все равно, что всем стать педерастами и педофилами? Когда русские нацисты пишут, что «татары — часть русского мира», они не имеют в виду защиту татарского языка и культуры, они не имеют в виду ценность татарских национальных ценностей, они имеют в виду ценность татар как навоза для процветания русского народа. Покажите мне русского нациста, который выступил бы в защиту татарского языка? Нет такого! Зато все русские нацисты выступают против преподавания татарского языка и не имеют ничего против уничтожения татарских школ по всей России.»

И дело здесь не в том, что явление «русский нацизм» в природе отсутствует. Складывается уверенность, что в своей русофобии и искусственном запугивании соплеменников страшилками об «ужасных и агрессивных русских» эти люди просто помутились разумом.

Я обычно не реагирую на голословные обвинения меня и соратников в несуществующих страшных грехах по отношению к татарскому народу, потоками несущихся со стороны татарских национал-радикалов.

Однако, наблюдая поистине истерическую реакцию по поводу идеи «Татары — это часть Русского мира» со стороны татарских национал-радикалов, полное извращение, как идеи, так и деятельности представителей русского движения в республике, считаю необходимым опубликовать в настоящем заявлении на доступных информресурсах, ещё и ответ на эти извращённые трактовки. Дабы официально разъяснить исходный посыл и прекратить потоки вранья про деятельность Общества русской культуры Республики Татарстан, меня лично и моих соратников – как со стороны татарских интернет-истериков, так и со стороны ряда официальных местных СМИ.

1. Ни я лично, ни мои соратники никогда не выступали за отказ татар от своего языка, культуры, своих собственных национальных ценностей. Наоборот, мы всегда последовательно и однозначно поддерживаем сохранение самобытности, языка и культуры каждого народа, населяющего Россию. И мы это всегда доказывали делом, Общество русской культуры стояло у истоков Ассоциации национально-культурных обществ РТ, а потом — и ассамблеи народов Татарстана, где наша организация, много лет будучи единственной в РТ, представляющей интересы 1,5 миллионной русской части республики, имела точно такой же голос, как и все другие организации, например — Общества казанских немцев или ассирийцев, хотя последних, может быть, здесь лишь несколько сотен. Однако, хочу здесь заметить, что поднять татарскую культуру и их язык — ни наша организация, да и никто русский вместо самих татар — не смогут. Уж извините нас!

2. Я не раз говорил и писал, что Общество русской культуры готово обратиться к любому губернатору с письмом поддержки открытия татарских школ в других регионах. До сих пор таких просьб нам не поступало.

3. Относительно закрытия татарских школ в самой Республике Татарстан. Мы всегда открыто выступали ЗА расширение сети татарских школ для татарских детей в республике. И никогда, нигде и никаким образом я или мои соратники не характеризовали это явление как положительное, даже тайной радости либо злорадства мне не удастся приписать по этому поводу, поскольку я искренне, а не показушно осуждаю закрытие татарских школ и классов.

4. Что же до «запрета татарского языка» и «превратить татар в слуг у русских», «поглотить, ассимилировать» — эти обвинения — просто за гранью разумного.

Подобные истерики национал-радикалов – обычное кликушество, но оно, к сожалению, легко заражает их соплеменников. Например, после решения главы Республики Татарстан Рустама Минниханова, о котором стало известно в этот же день 4 ноября 2015 г. о строительстве в Болгаре исламской академии и воссоздании в Казани собора Казанской иконы Божьей Матери, по последнему поводу также мгновенно развилась истерия. В Интернете создана группа «Мы против строительства собора в центре Казани!» (http://vk.com/club20327616) В ней, хоть она создана 6 ноября, т.е. через два дня после подписания указа Миннихановым, уже насчитывается 2,5 тысячи участников, градус ненависти и негатива — зашкаливает. Самые безобидные аргументы – что в центре Казани уже итак много церквей, а эта по площади будет больше, чем мечеть Кул-Шариф, недавно возведённая в Казанском кремле. А, ведь, для русских Казанского края этот храм – как Храм Христа Спасителя для москвичей – некий сакральный символ. И, кстати, также имеет сакральное символическое значения для России! Только, вот, в Казани правители припозднились с этой идеей возрождения православной святыни на четверть века. Но почему же вы Интернет-ненавистники ставите как вывеску изображение этой нашей святыни перечёркнутым красным крест-накрест? Вы что – против России? Вы – враги России? Одумайтесь, пока ещё не поздно!

И последнее, больше эту часть нашего общества я увещевать не буду.

Так, вот, если вы, господа, хотите быть убедительными в сиюминутном отрезке времени и в узком кругу, то лгите и приписывайте другим несуществующие демонические намерения, тешьте бесов – запретить этого вам я не в силах, да и не собираюсь более время тратить.

Но в долговременной перспективе на основе лжи вам объективно существующей Правды Татарского Народа для своих соплеменников — не добиться никогда.

Идейным же татарам откровенно скажу: необходимо прекратить навязывать ущербные идеи исторической закомплексованности, давно невозможного реванша своим соплеменникам – они тянут весь ваш народ назад. Это безответственно по отношению к своему собственному татарскому народу.

Убеждён, нужна татарская «перезагрузка». Исходя из ясного понимания, что Татарстан – навеки с Россией, а татары – с русскими.

Ведь, надо согласиться с тем, что жить в одной стране сотнями лет с фигой в кармане – весьма странно!

Есть русская поговорка: «Кто прошлое помянет – тому глаз – вон!», но у неё есть и продолжение: «А кто забудет – оба!»

И, поэтому – последнее, третье.

Татары, не забывайте своего прошлого, своего языка, культуры, веры – будьте татарами во всей полноте!

И примите искреннее приглашение в дружественный вам Русский мир – это не помешает, а только поможет вам в движении к вашей Правде, вашей благородной цели сохранить свой народ.

Ведь девять из десяти ваших соплеменников владеют русским языком, а значит – уже фактически пребывают в Русском мире.

Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан,
9 ноября 2015 года, г. Казань

Кунак, 09.11.2015 в 21:39

Ужели бесправными быть мы должны?

Поживи Тукай дольше своих 27 лет, то его понимание в корне изменилось. Он воочию убедился бы что мы бесправны, школы закрываются в массовом порядке, лицеи закрылись московскими прокурорами,наперекор статьям основного закона всплывают другие законы, называющиеся поправками. Приказ №309 исключающий этно компанент в системе школьного образовании не русских народов, ЕГЭ только на русском. "Мэрхум Тукай, кайтса бу Казанга, чумар иде Камал башеннан Кабанга".(Илсияр Бадретдинова)

Расим, 09.11.2015 в 22:20

Тукай бы ужаснулся что делают татарские националисты Башкортостана: выступают за объединение Башкортостана и Татарстана в Казанский край с утратой государственности, выступают за добровольное изучение татарского языка в Татарстане. Габдулла Тукай переворачивается в гробу от того, что татарские национал-сепаротисты сделали башкирский и татарский народ врагами.

Расим, 09.11.2015 в 22:21

Габдулла Тукай ужасается от того, что "уфимские татары" пишут доносы на башкир в Кремль каждый месяц по нескольку штук.

Аналитик, 10.11.2015 в 05:06

Михаил Щеглов, к вам есть ряд вопросов:
Что мешает русским оставаться русскими и знать при этом татарский, башкирский, чувашский и другие нерусские языки? Если 90% татар знают русский язык и остаются при этом татарами, что мешает 90% русским знать татарский язык?

Русские, примите наши искренние приглашения в татарский мир и давайте изучайте татарский язык! То же самое относится к русским, проживающим в Башкортостане - добро пожаловать в башкирский мир, в Бурятии - в бурятский мир, в Якутии - якутский мир и т.д.!

Александр, 11.11.2015 в 19:43

Обращение к русским!
Изображение

Дорогие друзья! Лёд наконец-то тронулся. Против человеконенавистника, татарского национал-сепаратиста, предателя России Бориса Низаметдиновича Халимова (кличка Айдар Халим) наконец-то возбуждено уголовное дело. С 30 октября Борис Халимов находится в Набережных Челнах под подпиской о невыезде. Айдар Халим является автором русофобской книги Убить Империю. Здесь одна из глав книги. https://iberiana.wordpress.com/ruseti/khalim/ Айдар Халим прямо призывает к ликвидации русского народа, России, русского православия. Мотивирует это тем, что русские, Россия и их вера ущербны, фактически низводя нас до уровня животных. Айдар Халим постоянно участвует во всех русофобских движениях, митингах. 31 августа 2014 года на званом ужине в честь Курбан Байрама сказал прямо: русские, чуваши, мари, удмурты - нехаляльные народы. Жить с ними недозволено по халялю. Их пребывание на татарской земле нехаляльно. http://www.azatliq.org/content/article/25476976.html (Можете воспользоваться Яндекс-переводчиком, если не знаете татарского языка).
Борис Халимов - непримиримый враг России и русского народа.
Возбуждение уголовного дела - безусловно позитивное событие. Однако избрание лишь подписки о невыезде в качестве меры пресечения - глубоко недостаточно. Это показывает, что Борис Халимов не понесёт заслуженного наказания: амнистируется, отделается штрафом или получит условное наказание, которое снимут через несколько месяцев, как это случилось с Фаузиёй Байрамовой.

Наша задача такова: Борис Халимов должен получить реальный срок лишения свободы! Для этого нам, русским, надо направлять обращения Президенту России, создавать общественную инициативу. Вопрос наказания татарских национал-сепаратистов должен стать центральным в повестке дня!Также необходимо привлечь к работе Раиса Сулейманова и Михаила Щеглова. Наше дело правое! Победа будет за нами! Ликвидация "Татарстана" начнётся с этого!

Максимальный перепост.

расим, 12.11.2015 в 11:19

саси у меня

Александр, 13.11.2015 в 21:58

Новая атака татарских национал-сепаратистов на Российскую государственность. Научная Конференция "Суюмбика - видная женщина и правительница. К истории связей татарских государств 16 века." в городе Касимов Рязанской области: "Разянь - исконно татарская земля." http://www.azatliq.org/content/article/27363788.html

Максимальный перепост.

Александр, 13.11.2015 в 22:08

Не владеющие татарским языком - добро пожаловать в Яндекс-Переводчик https://translate.yandex.ru

Александр, 14.11.2015 в 12:25

И вина Путина в этом тоже есть. ФСБ работает не эффективно. Необходимы массовые репрессии татар.

Николай, 15.11.2015 в 06:18

Тварь черножопая,какой ты Александр,какой ты русский.Русский говорит о русских делах.Гавно кобылячье,не лезь к русским.

Alexander, 15.11.2015 в 10:03

Справедливость восторжествовала. Татарский национал-сепаратист Рафис Кашапов получил три года. Приговор вступил в силу. Перевод с татарского на русский. Проверяем в Яндекс-переводчике https://translate.yandex.ru
http://www.azatliq.org/content/article/27361404.html
Суд над Кашаповым: В Татарстан вернулся 1937 год

13 ноября Верховный суд Татарии оставил в силе приговор о лишении Рафиса Кашапова свободы сроком на три года. Общественные защитники это событие оценили "Возвращением в Татарию 1937 года".

Изображение
Рафис Кашапов

гафиулла газиз
Обновлено 13.11.2015 15:54

13 ноября в Верховном суде Татарии рассматривалось дело Рафиса Кашапова. Установленный Набережночелнинским городским судом трёхлетний тюремный срок не уменьшился, только запрет по выходу на свободу использовать Интернет в течение двух лет был снят.

В Казани общественный защитник, член Президиума Всемирного татарского общественного центра Рашит Нургали, пришедний на заседание Верховного суда Татарии с надежной на то, что восторжествует справедливость, по завершении заседания заявил Азатлыку, что в нашей стране значение слов "суд", "право" закончилось.

"Защитники и адвокат Камалова до того сильные доказательства привели. Детально сказали почему это судебное дело должно быть прекращено, а Рафис Кашапов должен быть оправдан. Сторона обвинения - прокурор не смог сказать ни одного слова. "Я это читал, так вижу, я это вижу преступлением." - не смог сказать ничего кроме этого. "Он против правительства, он против государства, значит, он разрушает страну." Вот попробуйте сравнить позиции. Выводы сама общественность делает." - сказал Нургали.

Также общественный защитник, председатель Всемирного татарского центра Фарит Закиев оценил это "возвращением 1937 года".

"Деда в 1937 году забрали. Был муллой. В Минзелинске закрыли. Почему его закрыли? Суда не было, следствия не было. Для Кашапова нет никаких доказательств его вины, но сидит. Кому-то наверное его политические взгляды не нравятся. Поэтому он сидит. 1937 год достиг Татарстана." - сказал Закиев.

У представителей национального движения была надежда, что Верховный суд смягчит приговор Кашапову.

"На этом суде в отношении Рафиса Кашапова правильные, справедливые мысли будут сказаны, ошибки Набережночелнинского городского суда исправив, мы надеемся, что выйдёт справедливый приговор." - сказал Азатлыку Гамил Камалетдинов.

Национальное движение в каком состоянии?

В декабре будет год, как Рафиса Кашапова взяли под стражу. После его ареста, осуждения очень многие оценили эти события как действия против татарского национального движения, в особенности установление преград деятельности Рафиса Кашапова, стремления полностью прекратить деятельность Татарского общественного центра Набережных Челнов, которым он руководил. Вот после взятия под стражу прошёл примерно один год, после приговора Набережночелнинского городского суда - около двух месяцев. Каково положение национального движения в Набережных Челнах, Татарстане?

Собрания Набережночелнинского татарского общественного центра раньше проводились каждый понедельник. Сейчас проводятся раз в две недели. В прошлые годы 30 августа, в День Памяти, в Казани собрания проводились сравнительно оживлённее, больше людей участвовало. Рафис Кашапов мог организовывать разными путями, через окрестность путь из Набережных Челнов в Казань.

Не собираемся говорить слова обвинения в адрес руководителей национального движения, представителей. Так же для представителей национального движения городов вдоль Чулмана, пожелавщих поехать в город Казань на национальные мероприятия, были устроены препятствия. Из Челнов и Егабуги только несколько человек, окольными путями только, смогли приехать на День Памяти. Оставшимя дорогу прервали обысками, остановками. В Елабуге представители и руководители национального движения собрались, чтобы выразить своё отношение к этому самоуправству. Их повалили на землю, поволокли в управление полиции. В дальнейшем отобрали комнату Татарского общественного центра Елабуги. После этого в отношении активиста ВТОЦ, члена Президиума Рината Нургали, журналиста, члена ТОЦ Елабуги Фирдауса Хужина следственный комитет отрыл какие-то дела, вызвал их на допрос. В добавок, с них была взята подписка о неразглашении материалов следствия.

В отношении писателя, общественного деятеля Айдара Халима с сентября-месяца ведётся давление, обыски, допросы. В последнее время ему, его записям о трагической судьбе татарской нации, произведениям, обращениям письмам особенно большое внимание уделяют. Дескать, там написаны высказывания, оскорбляющие русскую нацию. В ряду национального движения число преследуемых не ограничивается этими личностями.

Творчество, посвящённое Кашапову

Мы уже говорили, что заседания ТОЦ Набережных Челнов не проводятся еженедельно, а раз в две недели. Эти собрания проводит заместитель Рафиса Кашапова Гамиль Камалетдинов. Здесь о Рафисе Кашапове вспоминают, обсуждают. В октябре-месяце на одном из собраний прочитали стихи самодеятельной поэтесса Сима Сафина, написанные после посадки Рафиса Кашапова в тюрьму. Там такие строки:

Демократия диләр илдә...
Демократия диләр илдә
Фикер хөрлеге диләр,
Кеше хокуклары диләр,
Халыклар дуслыгы диләр.
Ләкин миллиард талаганнар
Кануннар чыгарып утыра.
Туры фикер белдергәннәр
Рәшәткә артында утыра.
Утыра Рәфис Минзәләдә
Бер-бер җинаять эшләгән?
Юк, җинаять кылмаган,
Милләт фикерен белдергән.
Халык өчен янган җанны
Дивар сыйдыра алырмы?
Үз фикереңне җиткерү
Җинаять була алырмы?
Озакламый бер ел була
Рәфис кулга алынганга.
Сәбәбе-исәпләре халыкларны
Кысан иярдә тотарга.
Хәерчелек арта бара,
Кеше кадере тиен тормый.
Хәерче һәм надан белән
Идарә итү берни тормый.
РәфисҖан кулга алынгач,
Куркак җаннар өреккәндер,
Хөсет җаннар сөенгәндер,
Милләтпәрвәр көенгәндер.
Сәяси тоткын юк диләр.
Ләкин Рәфис бит төрмәдә!
Чиктән ашкан гаделсезлек
Бездә нәфрәт уята.
Син безнең белән Рәфис,,
Син милләтем аләме!
Иблис туе мәңге бармас,
Гаделлек бер җиңәр әле.
Гомер зая уза димә,
Халык өчен янылгандыр.
Халык өчен янган гомер
Йолдыз булып кабынгандыр.

Не только Сима Сафина выражает свои мысли о Рафисе Кашапове в стихах. В "нашей газете" (Безнең гәҗит), номер от 28 октября, было опубликовано стихотворение Н.Габдельбарева "Возмите ваши руки". Так же читателям была представлена некоторая информация из записи Рафката Ибрагимова "Моё сердце болит за Рафиса Кашапова".

На одном из следующих собраний председатель Татарского общественного центра Набережных Челнов Рафис Кашапов будет объявлен "национальным героем", в этом направлении будет объявлено о начале конкурса на записи, фотографии, статьи о нём. Какими будут условия конкурса - определят на это собрании.