15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Кинотавр 2013. Итоги
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Кинотавр 2013. Итоги

22 июня 2013 года
Кинотавр 2013. Итоги

     24-й «Кинотавр» окончил свою работу. Интриги не произошло. Как и предполагалось, гран-при фестиваля достался ленте Александра Велединского «Географ глобус пропил». Картина завоевала также призы за лучшую мужскую роль, музыку и удостоилась приза жюри кинопрокатчиков. 
      Примечательно то, что «Географ» считался фаворитом фестиваля еще до начала конкурсной борьбы. Приезд в Сочи господина Хабенского, грамотное программирование и популярность книги создали благоприятные условия для успеха фильма. И хотя у жюри был богатый выбор – в отличие от предыдущих лет, не баловавших комиссию разнообразием стилей и тем, конкурсная программа нынешнего года предоставила зрителю практически весь спектр жанров, от жесткой мужской драмы до этнической мозаики – члены авторитетной комиссии почему-то решили ограничиться тремя-четырьмя картинами, коим и присудили все награды.
      Колористичный альманах Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» получил призы за операторскую работу, сценарий и лучшую женскую роль. Картина «Интимные места» Натальи Меркуловой и Павла Чупова получила ожидаемую награду за лучший дебют. А документальная лента «Труба» Виталия Манского удостоилась приза за лучшую режиссуру. Все три фильма также отмечены наградами гильдии кинокритиков.
      За бортом внимания профессионалов и критиков остались такие картины, как «Майор» Юрия Быкова, «Жажда» Дмитрия Тюрина, «Иван – сын Амира» Максима Панфилова, способные претендовать на фестивальные награды различного уровня – «Жажда» могла быть удостоена приза за режиссуру, «Иван – сын Амира» – за операторское мастерство и актерские работы, ну а мощный и цельный «Майор», бесспорно, мог получить главный приз. Симптоматично, что жюри, словно спеша выполнять директиву Минкульта, поспешило осчастливить призами «позитивные картины». Фильмы, жесткие, проблемные, многослойные будто намеренно выпали из линейки приоритетов профессиональной коалиции.
      Мощный, жесткий, бескомпромиссный «Майор» оказался не по зубам председателю жюри, который с самого начала выказал свое негативное отношение к картине. Маститого режиссера, обладателя почетного приза «Кинотавра» и автора самого занимательного учебника по драматургии не подкупили ни безупречный сценарий, ни блистательная операторская работа, ни мощнейшие актеры, существующие в кадре на пределе человеческих сил и возможностей, ни великолепная музыка, точно цементирующая метроритмику картины. Целостное художественное произведение высочайшего уровня изначально стояло особняком конкурсной программы. Возможно, члены жюри посчитали, что участник каннского конкурса «Неделя критики» слишком разительно отличается от остальных участников конкурса, и на всякий случай решили обойти его своим вниманием. Да и тематика уж больно сомнительная – коррумпированная милиция, произвол, беззаконие – зачем нам с этим связываться. Лучше отметить тихую историю про алкаша-неудачника, в легкую окрестив его героем нашего времени. Интересно, до каких пределов может дойти страна с такими героями, готовыми взять на себя ответственность за чужих детей и при этом напиться в первый же день совместного похода.
      Решение вручить приз за лучшую мужскую роль Константину Хабенскому выглядит довольно келейным. Не совсем понятно, для чего народному артисту России, лауреату всевозможных национальных кинопремий очередная железяка на полку. Объективно, роль Хабенского в картине «Географ глобус пропил» выглядит довольно традиционной в галерее образов, созданных артистом на театре и в кино. В то время как в конкурсе хватало ярких актерских работ, сделанных не столь обласканными властью и киносообществом артистами. Ну а приз картине за музыку выглядел нелепым даже в глазах ее продюсеров.
      Обидно, что молодой талантливый режиссер Дмитрий Тюрин, выступивший с таким мощным дебютом, как «Жажда», остался незамеченным профсообществом. Видимо, как и в случае с «Майором», неудобную тему чеченской войны решили обойти. Чтобы совсем уж не выглядеть неловко и странно в глазах сообщества, жюри вручило фильму диплом за мужской актерский ансамбль. Приятно, конечно, но в контексте такого уровня материала и режиссуры подобного рода утешительные дипломы выглядят еще более нелепо, нежели полный игнор. Как говорится, тот случай, где лучший не получает ничего.
      Полагаю, следующую свою картину Юрий Быков навряд ли отдаст в конкурс «Кинотавра», предпочтя придержать ее к какому-нибудь крупному международному киносмотру. А любимый Тавр, будучи главный национальным кинофестивалем, благодаря решениям, подобным тем, что были приняты жюри в нынешнем году, постепенно будет терять репутацию и статус в глазах профессионального сообщества. Очень не хочется, чтобы один из самых конструктивных и мощных кинофестивалей страны превратился со временем в некий междусобойчик, где одни и те же режиссеры и артисты из года в год будут получать очередные призы, а яркие самобытные молодые художники будут оставаться в загончике для молодняка.
 

Мария БЕЗРУК.


Комментарии (0)