15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории (ч.4)
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории (ч.4)

1 февраля 2014 года
Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории (ч.4)

      По-разному можно сегодня оценить их деятельность, возможно, неодинаковый они внесли вклад в развитие православия в Казанском крае, в духовное окормление паствы, в строительство и благоустройство одного из красивейших монастырей Казанской епархии. Но сегодня вспомнить, по возможности, хочется почти о каждой из них.
     Первоначальный штат монастыря, утвержденный царем Иваном IV, состоял из игуменьи и 40 сестер. Царь Федор Иоаннович увеличил его до игуменьи и 64 насельниц. В конце XVII века штат был увеличен до 101 монашествующей.
     В 1764 году обитель становится монастырем II класса, и только в 1809 году ему опять возвращается уровень I класса при штате: игуменья, казначея и пятьдесят монахинь.
     По легенде, первой инокиней, а потом и настоятельницей монашеской общины, возникшей сразу же после обретения иконы, была обнаружившая ее Матрона, в монашестве Мавра, но достоверных данных об этом не сохранилось.
     Второй настоятельницей с 1582 по 1584 год была игуменья Петронилла. О ней упоминается в грамоте, данной Казанскому монастырю на деревню Кузьмино-Займище.
     При царе Федоре Иоанновиче, когда монастырь приобрел официальный статус и был построен собор, общиной в 1588 – 1593 годы руководила игуменья Мария.
     1631 год - игуменья Феодосия.
     1643 – 1646 годы – игуменья Анфиса (Левашева).
     1652 год - игуменья Ольга.
     1654 – 1656 годы – игуменья Марфа (Киреевская).
     1680 – 1681 годы – игуменья Иулия.
     1699 – 1704 годы – игуменья Марфа (Воронова).
     1735 – 1742 годы – игуменья Марфа (Соловцова).
     При игуменье Евдокии (1764 – 1778) под ее присмотром в монастыре проживала некая секретная особа, для содержания которой из Казанской губернской канцелярии было выделено с 20 ноября 1774 года по 20 января 1775 года 20 руб.
     При настоятельстве Евдокии монастырь подвергся разорению пугачевцами. 12 июля 1774 года около 6 часов утра разбойная вольница Е. Пугачева потянулась по Сибирскому тракту к городу. Перегруппировавшись у села Царицыно, повстанцы пошли на город четырьмя колоннами. Обойдя справа главную вторую батарею, что стояла в самом центре Арского поля, по словам А.С. Пушкина, «из буерака в буерак, из лощины в лощину переползала через высоты толпа заводских крестьян, вооруженная кольями и дрынами, – их вел поручик Минеев. Развивая успех, поручик сходу пошел дальше и ворвался в ограду девичьего Богородицкого монастыря».
     Составитель путеводителя по Казани М.В. Казанский писал в 1899 году: «Особенно тяжелая участь выпала на долю тех казанцев, которые укрылись во дворе и церкви Казанского женского монастыря. Пугачевцы ворвались во двор монастыря, и... стоны в монастырской ограде заглушили службу в церкви... Борьба перешла на паперть и под окна запертой церкви. Дребезг стекол... и пули засвистали в церкви через окна... стон, вопли, крики ужаса и смерти! Наконец тяжелая железная дверь церкви под ударами мятежников заскрипела и половина, сорванная с петель, с грохотом упала внутрь храма, давя народ. Залпы выстрелов в храме рассвирепевшей толпы пугачевцев беспощадно убивали укрывшихся в монастыре. Отметим, что повстанцы, разоряя обитель, не посмели посягнуть на чудотворную икону.
     Выстрелом в упор был добит, как писал П.М. Дульский, изрубленный до того саблями и исколотый пиками Нефед Никитич Кудрявцев, 98-летний старик, один из «птенцов гнезда Петрова», служивший первому императору в чине поручика Преображенского полка.
     Разграбив монастырь, Минеев выгнал прочь из его стен игуменью Евдокию и монахинь и, поставив одну пушку на паперти, а другую у монастырских ворот, открыл пальбу по крепости.
     Однако сходу взять крепость не удалось, и тогда началась дикая оргия грабежей и расправ: было разорено и разграблено около трех десятков казанских церквей и монастырей; в городе, подожженном со всех концов, сгорело около 2200 домов. «Огненное море разлилось по всему городу, – писал Пушкин. – Искры и головни летели в крепость и зажгли несколько деревянных кровель... Преосвященный Вениамин, (митрополит Казанский) во все время приступа находился в крепости, в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан... К вечеру буря утихла. Настала ночь, ужасная для жителей! Казань, обращенная в груды горящих углей, дымилась и рдела во мраке».
     Игуменья Александра (1778 – 1787) была переведена из игумений Симбирского Спасского женского монастыря. За излишнюю самостоятельность и независимость Казанским архиепископом она была отстранена от управления монастырем и в декабре 1787 года отправлена обратно в Симбирский монастырь, но уже рядовой монахиней.
     После Александры настоятельницей святой обители (1788 – 1795) была избрана казначея Павла, вдова священника села Рыбная Слобода Лаишевского уезда Казанской губернии. За три года до этого, в 1785 году, она была переведена казначеей из Крестовоздвиженского женского монастыря Крутицкой епархии. В настоятельницы Казанского монастыря Павла была произведена Казанским архиепископом Амвросием (Подобедовым) 8 сентября 1788 года в монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В начале декабря 1795 года, согласно ее просьбе, была уволена переводом в Симбирский Спасский женский монастырь. На место игуменьи Павлы была избрана монахиня София (княгиня Любовь Борисовна Болховская), оставившая о себе добрую память у монашествующих и прихожан обители. Она происходила из состоятельного казанского дворянского рода и пользовалась большим уважением и влиянием среди духовенства и горожан. Произведена в игуменьи в монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы 7 декабря 1795 года.
     В монастырь София (Болховская) поступила с разрешения императрицы Екатерины II в 1785 году. 22 февраля 1894 года была пострижена в монахини ректором семинарии архимандритом Амвросием.
     Это была одна из выдающихся и деятельных настоятельниц в истории обители. Игуменья София ревностно принялась за обновление и украшение монастыря. С разрешения Епархиального управления она в 1796 году на собственные средства перестроила старую каменную богадельню, где проживало до 24 стариц преимущественно духовного звания. На их содержание из Архиерейского дома ежегодно выделялось до 240 руб. ассигнациями.
     Она же в 1797 и 1798 годах собрала от благодетелей обители 1125 руб. и с соизволения Казанского архиепископа Амвросия использовала их на строительство для монахинь каменного корпуса, что у западных Пятницких ворот. В последующие годы она вносит от себя в церковную ризницу такую же сумму, за что от Казанского архиепископа Серапиона (Александровского) получает письменную благодарность. Кроме того, игуменья София выстроила на собственные средства каменный двухэтажный дом размером 10 C 6 сажен (или 21 C 12 м), завещанного еще при ее жизни монастырю. За усердие награждена орденом св. Екатерины 2-й степени. Скончалась в апреле 1807 года. Погребена за алтарем холодного храма.
     1807 – 1822 годы – игуменья Назарета (Шванвичева) указом Св. синода на имя Казанского архиепископа Павла переведена в Казань из настоятельниц Тверского третьеклассного Христо-Рождественского монастыря. Вместе с игуменьей прибыла в Казань и монахиня этой обители Павла Шкурина.
     В свое настоятельство, как отмечает протоиерей Зеленецкий, игуменьи Назарете пришлось перенести немало несправедливых притеснений и обвинений как со стороны монастырского причта, так и местного управления. Она обвинялась в самовольном распоряжении монастырскими суммами, в неправильном ведении приходно-расходных книг. Ее даже временно отрешали от настоятельской должности. Но Св. синод, рассматривая доношение Казанского архиепископа Амвросия (Протасова), не нашел серьезных оснований для ее обвинения. Выдвигавшиеся против Назареты гражданскими и церковными властями обвинения в самоуправстве не подтвердились.
     Решение Св. синода было основано на результатах ревизии епархиального управления делами Казанской епархии, учиненных по высочайшему повелению Ионой, епископом Тамбовским и Шацким.

Анатолий ЕЛДАШЕВ,
лауреат Макариевской премии.


Комментарии (0)