15 июня 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Главная Культура и искусство Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории

9 января 2014 года
Казанско-Богородицкий женский монастырь: вехи истории

     История церковной жизни вообще, а монастырская, в частности, являются неотъемлемой составной частью истории развития любого государства и общества, имеющих конфессиональные сферы бытия. Россия – именно такое государство с глубокими традициями в религиозной сфере. Изучения интереснейших процессов в истории русской православной церкви имеют серьезное значение для исследования культурной, социально-экономической и политической жизни страны в целом. Снятие в новейшее время идеологических запретов в России открыло широкий простор для научных исследований в этом направлении.
     Русская православная обитель... Много самых разных чувств возникает у человека, прочитавшего эти три слова. Без православных монастырей нельзя представить себе Россию – нашу Святую матушку-Русь. 
     На протяжении всей истории страны в русских монастырях всегда сбиралось все самое лучшее: люди – прославившиеся на весь православный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры – храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила – безвозмездная помощь нуждающимся, духовное окормление и старческое руководство верующих. 
     Русская православная обитель – это и чудотворные иконы, цельбоносные мощи святых угодников Божиих, благодатная помощь и исцеления от которых не поддаются исчислению. Православный монастырь – это прообраз, отблеск Царствия Божия на земле, место, где таинственно соединяется Церковь воинствующая, земная и Церковь небесная, торжествующая.
     Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Одной из таких святых обителей и является  Казанско-Богородицкий первоклассный женский I класса монастырь.
     История возникновения монастыря. Возникновение монастыря связано с обретением одной из главных святынь Русской Православной церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас чудотворной Казанской иконы Божией Матери. История почитания Казанской иконы связана с важнейшими событиями русской истории.
     Явление, обретенной в земле небольшой иконы Богоматери, описано «самовидцем» события, казанским митрополитом, впоследствии Патриархом – мучеником, Ермогеном (авторская рукопись повести хранится в фондах  Государственного Исторического музея в Москве).
     В 1579 году Казань пострадала от пожара, который, начавшись близ церкви св. Николая, испепелил часть посада, прилегавшего к кремлю, а потом перекинулся и за крепостные стены, причинив постройкам значительный ущерб.
     Пожар начался от того места, где стоял дом стрельца Даниила Онучина, сгоревший также вместе с другими. Когда стрелец вознамерился начать постройку нового дома на своем пепелище, десятилетней Матроне, «дочери простого, искусного в военной стрельбе воина и явилась оная чудная и пресветлая Богородичная икона».
     В первый раз при явлении своем отроковице во сне, Богоматерь изрекла ей, что икона сокрыта в земле на том месте, где стоял дом их и повелела сообщить об этом архиепископу и воеводам. Девочка только спустя некоторое время поведала об этом матери. Мать же, женщина простая и загруженная работой, не поняла смысл рассказанного и не обратила должного внимания.
     Тогда икона явилась во сне девочке во второй раз. Матрона вновь поведала матери свой чудесный сон и с того времени не переставала повторять о видении, которое занимало всю ее душу. Но по-прежнему мать оставила без внимания слова дочери. Наконец икона явилась Матроне в третий раз. 
     Это произошло следующим образом: однажды девочка, во время сна сверхъестественной силой была перенесена из своего дома на середину двора, где увидела икону пресвятой Богородицы, от лика которой исходили огненные лучи, столь грозные, что Матрона боялась сгореть от них. От иконы слышался страшный глас:  «Если ты не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь».
     От этого страшного видения девочка пала на землю и долго лежала, как мертвая. Придя в чувство, она громко стала звать мать свою, рассказала ей услышанное от иконы Богоматери и просила немедленно идти к воеводам и архиепископу и воеводам.
     Только после этого мать вняла мольбам дочери и вместе с ней отправилась к казанским градоначальникам – князю Андрею Ивановичу Нотреву и дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. Девочка подробно поведала им троекратное явление ей иконы Богоматери, пересказала все, что говорила ей Владычица во время своих сновидений, и указала место, где хранится икона.
     Но воеводы не только не поверили сказанному, но, кажется, и посмеялись над ней с матерью, которые со слезами вышли от них и отправились к Казанскому архиепископу Иеремию, бывшему архимандриту Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Но архиепископ также не поверил рассказчице.
     Вернувшись домой в 12-ом часу пополудни (а это было 8 июля по старому стилю), мать сама взяла заступ (мотыгу) и начала копать землю в том месте, какое указала ей дочь. Копала она долго, но все безрезультатно. Вскоре к ней присоединились другие люди, но и они также успеха не имели. Тогда уж сама Матрона взяла заступ и начала копать в том месте, где в их доме стояла печь. И вот на глубине более двух аршин (свыше 1,5 метров) показалась икона пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем на руках, завернутая в рукав ветхой одежды, из сукна вишневого цвета, светлая, без малейшей порчи дерева и красок, как будто только недавно писанная.
     Как считает авторитетный дореволюционный исследователь истории чудотворной иконы, профессор Казанской Духовной академии Григорий Елисеев, ее сокрыл в земле еще во время владычества татар в Казани либо русский пленник, живший здесь, либо мусульманин, принявший православие.
     Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была списком с чудотворной иконы Богоматери, известной под именем Одигитрии. Весть о чудесном обретении иконы немедленно разнеслась по всему городу, и жители Казани поспешили на пепелище. Получили сие известие  архиепископ и воеводы, которые также прибыли сюда и со слезами просили пред святой иконою Богоматери прощения за свое неверие.

Анатолий ЕЛДАШЕВ.
(Продолжение следует.)


Комментарии (1)
Ислам, 15.01.2014 в 13:36

Очень странно, конечно! Как на исконно исламской земле, после уничтожения, ограбления и полного изгнания местных жителей (мусульман) появилась эта икона.
Всякая религия не приветствует вражду между народами, завоевание чужих земель, оскорбление и уничтожение народов других религий.
А тут все наоборот. Как это объсняется, я не понимаю