6 января 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

"И в ночь Перун…"

16 февраля 2015 года
"И в ночь Перун…"

     Близится к концу 2014 год, год культуры в России. Естественно, что он проходит под знаком некоего «отчета» или анализа четвертьвекового существования нашего общества. И не случайно в заголовке приведена фраза из древнего источника (Беловолод Просович «Слово о полку Игореве», 1185 г.), где древний черниговский автор размышляет об ответственности предпринимаемых военно-политических шагов русичей. Этот автор пишет, в частности, что «…И в ночь Перун, бог-громовержец, стонал вдали ему грозою» (прочтение автора).
     Именно так, помнится, мы ощущали историческую ситуацию в конце восьмидесятых. Предчувствие не обмануло. Мы сошли с рельсов вековечно свойственного нам коллективистского пути бытия. Избрали либеральную, то есть «атомарно-раздробленную» схему существования общества. Стали жить кто во что горазд. А чаще всего рыночной спекуляцией, отбросив в сторону весь свой созидательный настрой. И, главное, ведь результаты есть! По уровню жизни мы стали догонять образ жизни западных стран…
     Но… нельзя отделаться от возникающего в уме сакраментального вопроса. Какой же ценой мы достигаем сегодняшнего повышения уровня жизни, если мало что производим? Распродажей природных достояний? И это тоже. Однако, похоже, не в этом главное. А в чем?
     Здесь уместно вспомнить очень полезную и поучительную статью М.М. Решетникова «Идеи и психозы» («ЛГ», N30, 2014), где он предупреждает о том, что наряду с уровнем жизни следует различать еще и качество жизни. Он поясняет, что если уровень жизни – это экономическое явление, то качество жизни – это внутренняя удовлетворенность граждан общей ситуацией в стране. Речь идет о доступности удовлетворить свои основные потребности в бытии. Думается, что это очень серьезный момент как в современном состоянии нашего благополучия, так в будущем тоже. Ведь именно здесь сокрыты наши чаяния, такие, как стабильность существования, образование и культура в обществе, состояние здравоохранения, жизненные перспективы и некоторые другие наши животрепещущие ценности. 
     Осознаем ли мы то, что нам уже не спеть слова: «Кто был никем, тот станет всем». Это исключено. И может быть, надолго. С другой стороны, наша «медицина» уже спокойно направляет деревенского (неизлечимого) больного словами: «Вы поздно пришли и мы вам ничем помочь не сможем» (речь идет о конкретном факте с близким мне человеком). О несуразностях в сфере образования говорить не будем. Устали. 
     Но, а чего же делать, если мы попали в ситуацию, угрожающую внутреннему благополучию нашего общества? Выход, конечно, есть. И он в условиях России, как думается, реален. Речь идет о поддержании или развитии нашей внутренней личностной культуры. Благо, что именно у нас в стране и именно в Казани за последние 20 лет удалось значительно продвинуться в постижении глубинных секретов науки о культуре. В начале 90-х годов мы резко отказались от прозападного толкования явления «культура». Это нам позволило провести глубокие исследования вопроса о том, что есть «культура». Оказалось, что это не песенки-танцульки, картины и т.д. Это все продукты культуры. А сама культура оказалась в душе человека как личности. Это такая же энергетика души аналогично температуре тела в 36,6 градуса. Но уровень развития внутренней нашей культуры, естественно, у каждого свой. Впрочем, и качество ее тоже(!).
     Для наглядности вспомним несколько более выразительных суждений о личностной культуре (кстати, носителем культуры является только человек и общество как коллективная личность). Итак, культура – это способность воспринимать высокие ценности. Воспитание культуры – это производство счастья. Культура – это стремление к самосовершенствованию. В ученом мире также считают, что «культура – это экзистенция (фр.), то есть это гуманизм вовне». Кстати, и последнее тоже не чуждо нашему обществу.
     В заключение можно сказать и о том, что существуют цивилизации, существуют культуротворческие общества (и сообщества). И, как показывает «великий учитель мира» ее величество История, российская цивилизация, похоже, относится ко второму типу своего исторического существования. То есть нашему обществу как-то свойствен не столько такой показатель, как «уровень жизни», сколько «качество жизни». Нас больше интересует внутреннее наше самоощущение, а «богатыми» быть нам не совсем предписано самой судьбой, то есть от Бога. Ибо мы «дети Алтая», потомки великих тенгрианских идей, где человек не имел права даже наследовать своим детям то, что он нажил за свою жизнь. Все шло в общественную собственность. В результате не было и сиротства, ибо все брало на себя общество. Таким образом, как бы «в лице» культуры, которую считают стратегическим ресурсом России, мы видим некий путь к преодолению наших общественно-житейских неурядиц. 
     Однако, как оказалось, и здесь есть свой неприятный «нюанс». Культура не возникает сама по себе. Она требует большого труда над собой, как это обозначил Ф. Ницше, «культура – это жестокий труд над собственным духовно-душевным преобразованием». Как видим, опять мы попадаем в некую тупиковую ситуацию. Трудно рассчитывать на то, что кто-то добровольно начнет заниматься развитием своей внутренней культуры, тогда как вообще еще неизвестно – зачем? 
     Хотя это уже другая «сторона медали» и об этом говорить придется нам отдельно. А цель данного разговора сводилась к выяснению того, где следует нам искать пути выхода из сложившейся непростой ситуации – в развитии уровня жизни или в повышении его качества. Тем не менее заметим, что положение наше небезнадежное! Сделаем несколько замечаний в этом направлении, подчеркнув особую роль российской ментальности, ее личностной культуры да опыта, нажитого нашими предками в тысячелетиях.
     Первое. Конечно, трудно требовать от нас, граждан современной России, заниматься развитием внутренней культуры, когда иные избрали «другой путь» и живут, далеко «не жалуясь на судьбу». Это факт. Но возникает вопрос, а насколько далеко это нас заведет?
     Второе. Чем опасно наше современное «благоденствие» в перспективе? Думается, что это может привести к разрушению созданного в таких трудах и лишениях нашего сообщества народов, даже не успев осознать, какое великое культурно-историческое достояние мы теряем. Однако, поплевав через левое плечо, скажем о следующем. 
     Нам пора услышать уважаемого президента РФ, который, неоднократно предлагая нам написать историю России, «бросает нам спасательный круг». А о чем говорит наша история? Вспомним только один факт. Римляне русских обозначали прилагательным «Rusticus», то есть (прошу прощения) «неразумный», «бесхитростный». Плохо ли это с культурологической точки зрения? Нет, это не только прекрасно, но на этом факте можно построить все наши надежды на будущую благополучную жизнь да в единстве всех развитых у нас форм культуры (что раньше мы обозначали термином «национальные культуры»). Таким образом, мы, похоже, приходим к осознанию того явления в нашем обществе, которое в мире называют «особенностью России». Повторим еще раз, особенность наша заключается именно в приверженности к культуротворческой жизни, нежели к западной рационалистической цивилизационности образа жизни. Может, разыграем эту карту?! Авось и развитие духовности и культуры не повредят. Во всяком случае, я приглашаю читателей задуматься нам всерьез над внутренне культурным развитием всех наших наций России.
     Конечно, нельзя упускать из виду и обратную сторону ситуации, когда мы рискуем потерять благополучие всех народов наших и даже страну в целом. Однако рассматривать этот вариант здесь не будем. Это может выглядеть просто как некая угроза нашему обществу. Нельзя же исключать и превратного восприятия текста. В то же время говорим, что «культура – это способность воспринимать высокие ценности». Надо полагать, что мы воспринимаем, поэтому и воспрянем.

Р. НУГМАНОВ,
доктор культурологии,
профессор.


Комментарии (3)
Guest, 16.02.2015 в 20:44

Мамонт советской эпохи,пытающийся приспособиться со своей эклектичной сутью к сегодняшнему дню.
Раньше были зав.кафедрами истории КПСС,научного коммунизма,а теперь смотри-ка,доктора культурологии.Пытаются выжить.

Аналитик, 17.02.2015 в 00:16

Россия как «необщественное общество»

Сегодня, обсуждая вопрос о том, прочна ли созданная в России в 2000-е годы политическая система, большинство дискутантов не учитывают ее внутренней комплексности. Рассуждения об «авторитаризме» и «возврате к советскому прошлому», «нефтяной игле» и «эффекте пропаганды», как и многие другие, уводят нас от важнейших принципов функционирования современного российского общества и мешают оценить потенциал и перспективы путинской стабильности.

На мой взгляд, в последние годы в России сложился уникальный тип социальной структуры, которому трудно найти аналог. Я менее всего верю в то, что его образ был априори создан в мозгу жителей кооператива «Озеро» и затем воплощен в жизнь, однако то, что в итоге возникло, требует долгого и глубокого анализа. По сути, это своего рода «необщественное общество», как бы коряво этот термин ни звучал.

Россия начала второго десятилетия XXI века — совершенно особая страна по ряду признаков. Это открытое общество, граждане которого больше всего боятся именно этой открытости. Это относительно жестко управляемое общество, но не имеющее никакой идеологии, общество с массой формальных ограничений, но допускающее немыслимую степень личной свободы. Наконец, что самое важное, это общество, которое кажется единым и сплоченным, но основано на неограниченном индивидуализме.

Формирование этой социальной системы шло по нескольким направлениям, на каждом из которых власть достигала впечатляющих успехов.

Первой ее победой стало преодоление угрозы со стороны внешнего мира. Властям удалось добиться полного иммунитета против того влияния Запада, которое в ХХ веке разрушило десятки ранее закрытых авторитарных режимов.

Вторым выдающимся достижением стала деидеологизация общества, в большинстве случаев крайне опасная для недемократических систем. На смену идеологии, которая позволяла всему обществу смотреть в одном направлении, пришла круговая порука коррупционеров, которая кооптирует в правящую клику все новых людей на основе личной лояльности. Это сплачивает «элиту», так как выбраковывает из нее принципиальных граждан и трансформирует любые личные качества в деньги и богатство.

Третий фактор даже более важен и вытекает из двух уже отмеченных. Свобода в России не отменена — она умело вытеснена из общественной жизни в личную.

Четвертый момент кажется мне самым принципиальным. Начиная с первых постсоветских лет в России стало складываться общество, в котором человек мог добиться практически всего, но в условиях, когда он действовал индивидуально и не стремился опираться на общественную консолидацию. В результате у людей возникает, причем небезосновательно, понимание контрпродуктивности коллективных действий. Коррупционная система не вызывает отторжения, так как предлагает практически идеальный вариант повседневного нарратива, позволяющего решать массу существующих у каждого человека проблем, причем более эффективно, чем любой иной вариант.

У российского общества нет будущего. Но у той безликой и беспринципной массы, которая населяет сегодня страну, оно есть. И это более чем устраивает и саму массу, и тех, кто паразитирует на ее послушности. Ведь от народа никто не просит жертв — от него требуется только немного смирения. А это значит, что на скорые перемены рассчитывать не стоит.


Владислав Иноземцев

Guest, 18.02.2015 в 11:07

срочная госпитализация!
предписан покой.
неопасен для окружающих.
(комплекс наполеона-называет себя ПРОФЕССОРОМ КУЛЬТУРОЛОГИИ).