17 июня 2017 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
       

Гергиев

2 апреля 2017 года
Гергиев

     В рамках XV Московского Пасхального фестиваля Валерий Гергиев провел в Казани, в БКЗ им. Сайдашева, 3 мая два концерта. Вечерний концерт посетил митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, который отметил важность проведения столь масштабного, охватывающего десятки городов России, музыкального фестиваля в Пасхальные дни, а также поздравил Валерия Гергиева с днем рождения, который состоялся накануне, и подарил дирижеру икону Богородицы. Феофан заявил: «К нам приехал великий Гергиев. Я много слышал именитых исполнителей за свою жизнь. Но Гергиев - самый великий среди них. Гергиев - символ величия России».
     Действительно, игра оркестра была неповторимой своим особым тончайшим неуловимым «гергиевским» звуком. Тот, кто его слышал, не забудет уже никогда. Во всех иных концертах при всей их талантливости у звука все-таки наблюдается индивидуальная «тяжесть», звук имеет «трение», у Гергиева же звук словно не имеет массы даже нейтрино. Гергиевский звук - «музыкальное нейтрино», столь всепроникающий, как некое поле пятого измерения.  
     В концертах прозвучала музыка С. Прокофьева, А. Лядова, С. Рахманинова, К. Дебюсси, Р. Вагнера, И. Стравинского и др. По традиции, музыканты перемещаются специальным поездом Московского Пасхального фестиваля. В его составе 14 вагонов, из них 8 вагонов для музыкантов, штабной вагон, вагон для журналистов, 2 вагона-ресторана, вагон-душ и багажный вагон для инструментов.
     В этом году Пасхальный фестиваль посвящен 125-летию Сергея Прокофьева. Гергиев отметил на пресс-конференции, что этот год, конечно, Год кино в России: «Но, например, в фильме «Иван Грозный» даже и не понимаешь, что больше потрясает: режиссура Эйзенштейна, игра Черкасова или гениальная музыка Прокофьева. У Прокофьева все очень интересно написано. Мне нравится выступать в Казани. Я был у вас в оперном театре. Часто встречаюсь с Александром Сладковским в Москве. Через несколько недель он будет выступать в нашем чудесном зале. Часто выступает у нас и Альбина Шагимуратова. Раза три выступала Аида Гарифуллина. Михаил Казаков выступает. Хотя у нас огромный конкурс на каждую партию. У нас три большие площадки. Но у нас еще и во Владивостоке театр стал частью Мариинского театра. Там государство построило отличный театр. Это довольно значительно мне лично усложняет жизнь, но это мудрое решение. Что касается соотношения музыки и веры на наших концертах, то я считаю, целиком ставить соотношение музыкальной классики и великих нравственных принципов какой-либо религии - очень опасный путь. Если взять Римского-Корсакова, то как теологи могут оценить «Сказание о граде Китеже» или «Снегурочку»? Возникает вопрос, играть третью симфонию Бетховена или не играть? Какая там идея? Переходишь к словам от музыки и тут же попадаешь в опасную ловушку. Мне очень интересно находить в музыке патриотическое звучание. Мы играем все семь симфоний Прокофьева. Даже сегодня думали, может, сыграть третью симфонию. Этот «Огненный Ангел» выходит за рамки религиозного представления. Но мы играли кантату Прокофьева к 25-летию Октября, там слова Сталина, Ленина. Даже Маркс, Энгельс и Людвиг Фейербах. Но это остается музыкой Прокофьева. Для меня наши главные герои - русские композиторы. Их, к счастью, много. Я много играл Рахманинова, сейчас сам меняю о нем представление».
     Необходимо отметить, что центральной частью концерта стали отрывки из оперы «Золушка» и первая симфония Прокофьева. Конечно, это первая симфония и она еще выражала раннего Прокофьева. И все равно, для меня Рахманинов где-то сродни Бунину, а Прокофьев глубже, диалектичнее, он сродни Достоевскому. Музыка Прокофьева изначально цельна и разорвана (как жизнь) одновременно в желании Прокофьева не остановиться на одной «глубине» фокуса взгляда и при этом она не замкнута, не герметична, как музыка Рахманинова. При поразительной психологичности музыка Прокофьева является при этом открытой. Она заставляет человека входить в процесс «думания», мышления, изначально развивает его самостоятельность, апеллируя к внутреннему ритму человека, он рождает творчество, пробуждая внутреннее сознание. А музыка Рахманинова все-таки остается «внешней» для человека, она даже несколько мелодраматично-манипулятивна, она остается красивой именно искусством. В то время как музыка Прокофьева агрессивно-природна, стихийна. У Рахманинова музыка - ручей, озеро, красота локальной тихой природы, даже немного осенняя, пассивная, аристократичная, причем по-русски аристократичная. Прокофьев, несмотря на внутренний трагизм, - это скорее музыка горных водопадов, активная, но в то же время религиозно активная, а не прометеевски богоборческая. Гамлет у Прокофьева явно отвечает: «Быть!». Поэтому музыка Прокофьева есть музыка растворенности в бытии, чувство ощущения человеком своих творческих сил, рожденных искрой божьей. Где-то музыка Прокофьева даже глубже музыки Бетховена. Отрывки из оперы «Золушка» звучали сильно, они «возвышались» над исполненными произведениями Лядова, Стравинского и Дебюсси, которые тоже были хороши, но до гениального Прокофьева не дотягивали.
     Гергиев продолжал: «Прокофьев написал здравицу к 60-летию Сталина, но оставался великим композитором. Мне кажется, их нужно играть. Театр Казани мог бы сделать очень сильную постановку оперы «Семен Катко». Рихтер считал, что это сильнейшая опера Прокофьева. Я общался с Ростроповичем, он тоже так считал. Нужно обращаться к своей базе. Сейчас мы испытываем интерес к опере «Опричник» Чайковского. О ней мало кто знает. Это отличается от «Пиковой дамы», и слава богу. Болезнь 70-х, 80-х, шли три оперы Чайковского, в то время как у Чайковского 9 опер. «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского всегда шли с огромными купюрами. «Обручение в монастыре» - грандиозная опера Прокофьева. Мы должны выйти за рамки 5 русских опер, 5 опер Верди и чуть Пуччини, чуть Россини. К сожалению, это то, к чему стали привыкать, я старался от этого уйти. С Альбиной Шагимуратовой мы тесно сотрудничаем, я ей все стараюсь придумать что-то новое».

     Рашит АХМЕТОВ.

     На снимке: Валерий Гергиев.


Комментарии (3)
Guest, 02.04.2017 в 12:55

два ! вагона-ресторана..
представить,как они там ПоЮТ !
майт чисная..

Guest, 02.04.2017 в 22:37

А куды делися другие комментарии? Они тут были!

Guest, 03.04.2017 в 17:18

куды закусь делась?