6 апреля 2018 г. независимая общественно-политическая газета
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Эпос

2 декабря 2014 года
Эпос

     Студенты татарского отделения университета должны помнить: после первого курса всех отправляли в фольклорную экспедицию. Наша группа бороздила по Оренбургской области. Сенокос, весь деревенский люд на ушах. Мы тоже спозаранку начинали обходить окрестные села, нам нужны оставшиеся присматривать за хозяйством бабушки да дедушки. Они очень удивлялись: такие здоровые бугаи за сказками гоняются, мучают почтенных старцев… Руководитель экспедиции по обыкновению приставлял к нам девушек. Та, которая была со мной своим вопросом: «Бабушка, нам нужен миф», – чуть с ног не свалила бедную старушку.
     Несколькими годами раньше нас отправившийся в подобную экспедицию Фаннур Сафин, затюканный руководителем, начал сам придумывать стилизованные под фольклор стихи:

Прямо посредине дома
Пребольшая печь.
На кого ты нас покинул
Владимир Ильич?

     Ничего удивительного, в тридцатые годы прошлого века во все учебники уже вводили «народные песни», написанные пролетарскими поэтами-фантомами, пестревшие строчками подобными этой: «Если ты жив, мы тоже будем жить, Вечно живи, Сталин!».
     Недавно журнал «Чын мирас» (Истинное наследие) переименовали в «Безне? мирас» (Наше наследие). Мол, наследие оно всегда истинное, обманным оно быть не может. Эх, если б оно на самом деле так было! Ложь и истина – это неразлучная парочка во всех сферах жизни, и ложь зачастую берет верх.
     В 1797 году в одном гамбургском журнале была напечатана такая новость из России: «Два года тому назад в наших архивах отыскался отрывок поэмы «Слово о полку Игореве», ее можно сравнить с лучшими поэмами Оссиана». Якобы граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин нашел список этого произведения, сделанный в средние века, в одном из старинных сборников. Сегодня у нас и этого списка не осталось, потому что он сгорел при пожаре, случившемся в Москве в 1812 году. Сравнение журналистом «Слова о полку» с поэмами Оссиана само по себе поучительно. Потому что эти поэмы от имени древнего шотландского барда Оссиана на стыке XVIII – XIX веков написал на английском языке поэт Джеймс Макферсон и передал печатным изданиям, выдав за переводы с гэльского. О том, что оказавшие огромное влияние на европейскую поэзию баллады – фальшивки, вскрылось лишь много лет спустя.
     Находка Мусина-Пушкина вдохновляет и чешского поэта и русиста Вацлава Ганку. В Чехии подъем национального самосознания, а своего эпоса нет! Наконец старания Ганки вылились в находку двух эпосов. Но Ганка совершает большую ошибку, оставив  «оригиналы» после того, как они были переписаны (хотя пожары в этой стране случались с не меньшей регулярностью, чем у нас). Через много лет выяснилось, что и эти эпосы – фальшивка. Но справедливости ради нельзя не сказать о том, что они, эпосы, оказали положительное влияние на чешскую культуру. На основе  Зеленагорcкого эпоса композитор Бедржих Сметана даже написал оперу «Либуша».
     Да зачем далеко ходить за примерами – давайте вспомним хотя бы «??гъф?р тарихы» («Историю Джагфара»), дастан «Шан кызы» («Легенда о дочери Шана»). Эти «древнебулгарские» произведения дошли до нас лишь в переводах на русский язык. Драгоценные оригиналы якобы исчезли в тридцатые года прошлого столетия. Конечно! Потому что нашедший их Фаргат Нурутдинов знал только русский язык. Интересно, кто, какой талантище смог бы изготовить фальшивку на «древнебулгарском»?.. Самое печальное в том, что «альтернативные» историки, создавая свои фантазийные изыскания, пытаются выдавать выдумки Нурутдинова за серьезные открытия. Некоторые чувашские писатели, считающие свою нацию главной наследницей древних булгар, приравнивают «истории Нурутдинова» к древней истории чуваш. Созданный Тавилем Хаджиахметом портрет Кул Гали я недавно увидел в серии «Знаменитые чуваши» и чуть не рухнул на пол, благо подо мной был крепкий стул.
     В последнее время древние чувашские эпосы всплывают один за другим. Один из них, «Атилл и Кримкильте», был издан на чувашском и немецком языках. На немецкий его перевел ученый и писатель Кай Элерс. Материальные расходы он тоже взял на себя. Удивительная книга получилась – с основательным предисловием, цветная, с подробными географическими картами и поясняющими ремарками. Эпос о любви вождя гуннов Аттилы (V век). На протяжении тысячи лет, переходя от одного поколения к другому, этот эпос дошел до нас на чувашском (они и гуннов прямые потомки!). Чудеса! И как его не заметили раньше? Не знаю, в чем причина, но этот эпос лишь в девяностых годах находит чувашский писатель Михаил Юхма и показывает гостившему у него Каю Элерсу. Ох, я прямо живо представил, как это было: вот Юхма открывает старинный сундук и оттуда с важным видом извлекает пожелтевший свиток. А может, это был сам пергаментный оригинал?! Когда Юхма рассказывает содержание эпоса, Элерс восхищенно причмокивает: как сильно ваш эпос похож на нашу «Сагу о Нибелунгах»! Удивительное совпадение! На протяжении тысяч лет немцы и чуваши ничего друг о друге не знали, а древние эпосы так похожи. Действительно, есть чему удивиться. Сейчас Элерс переводит еще один чувашский эпос «Ылттынпих». Его тоже нашел Юхма. Ылттынпих – последний булгарский (читай, чувашский) эмир, погибший в 1236 году при защите Биляра от нашествия монгол. Вы помните, наверное, легенду о сыновьях последнего булгарского хана Габдуллы Галимбеке и Алтынбеке. Габдулла и Галимбек мусульманские имена, они в чувашском эпосе неуместны, а вот Алтынбек (чур, Ылттынпих) – в самый раз! В закромах Юхмы есть еще один эпос. Называется «Жиде кыз» («Семь девушек»). Баит о семи девушках помните?
     Недавно чувашский эпос «Улып» вышел в переводе на турецкий язык. Сказки про Алыпа широко распространены во всех тюркских народах. А у чувашей эпос! Его все в те же девяностые годы нашел и обработал чувашский поэт Федор Сюин. В эпосе около 20 тысяч строк. На русский язык эпос перевел Аристарх Дмитриев: «Когда прочитал произведение, решил, что надо обязательно перевести и на русский язык. Тем более, у многих «соседей» изданы эпосы: у башкир, у татар, а вот у чувашей на русском – нет».
     И Кай Элерс искренне переживал: «К сожалению, чувашские эпосы появились слишком поздно. Если бы это произошло пятьдесят, сто лет тому назад, они звучали бы совершенно по-другому». Не в бровь, а в глаз! Но пятьдесят, а тем более сто лет тому назад не было ни Юхмы, ни Сюина, ни кого-то еще, подобного им. Но переживать не стоит, через пятьдесят, сто лет эти эпосы действительно зазвучат по-другому. Будут с гордостью говорить, истинное наследие! 

Ркаил ЗАЙДУЛЛА.


Комментарии (15)
Guest, 02.12.2014 в 22:25

..слишком умный Пыл(был)..
о том,что ленин был чуаш анекдот старый.

Аналитик, 02.12.2014 в 22:26

300 лет маятника
Виктор Резунков
Опубликовано 01.12.2014 23:33
В Петербурге, в рамках социального проекта "Открытая библиотека", состоялся диалог писательницы Людмилы Улицкой и кинорежиссера Александра Сокурова. Тему их разговора организаторы озаглавили так же, как эссе Людмилы Улицкой "Европа, прощай!", речь на встрече шла о катастрофическом будущем России.
Пожалуй, ни одна встреча, которые в последнее время устраивает организатор и идеолог проекта "Открытая библиотека" Николай Солодников, не привлекала такого пристального внимания петербуржцев, как выступление Людмилы Улицкой и Александра Сокурова 30 ноября в библиотеке им. Маяковского. Небольшой актовый зал библиотеки не смог вместить всех собравшихся, люди стояли в проходах. В соседнем зале, где велась видеотрансляция встречи, тоже собралась толпа. В полнейшей тишине все слушали откровения выступавших. Людмила Улицкая, которой только что вручен французский орден Почетного легиона, говорила о российской трагической формуле взаимодействия культуры и политики:
– Вот уже 300 лет качается этот маятник. Россия между Европой и Азией совершает все время колебательные движения. Возможно, что не было за последние 50 лет большего "ухода" от Европы. Что для меня чрезвычайно печально. В этом году весной я была в Австрии. Там проходил потрясающий Зальцбургский фестиваль. В его рамках выступали видные политики. В частности президент Австрии. Я была глубоко поражена тем, что он сказал. А он сказал, что культура и политика находятся во взаимоотношениях, похожих на те, которые связывают супругов, очень давно находящихся в браке, друг другу надоевших, но которые разойтись не могут. И именно в последнее десятилетие чрезвычайно важно, чтобы политика прислушивалась к культуре. Потому что, так же как супруги ссорятся, так же постоянно находятся в ссоре культура и политика. И чрезвычайно важно, чтобы сегодня не политика руководила культурой, а культура – политикой. На этом месте я чуть не заплакала. Это действительно чрезвычайно важная вещь. Ведь у политиков есть иллюзия, что миром правит политика, в то время как на самом деле культура, несомненно, гораздо более высокая субстанция. И политика на самом деле является фрагментом, частью культуры, а не наоборот. Эта чрезвычайно важная мысль совершенно ушла из нашего обихода. Отчасти это произошло потому, что 70 лет жизни России были совершенно идеологизированы. Существовала институционная установка на то, что культура должна была подчиняться политике. С этим довольно быстро смирились, хотя борьба была тяжелая. Я вспоминаю прошедшую Олимпиаду в Сочи. Были очень убедительно, пышно, торжественно показаны наши культурные достижения. Но, если вдуматься, то все эти художники, писатели, деятели культуры, которых показывали, все были объектами постоянного преследования политики. Начиная от Александра Сергеевича Пушкина, который в жизни своей имел бесконечное количество неприятностей от власти, и заканчивая художниками русского авангарда. Мне не надо говорить в этом городе, в Петербурге, сколько погибло художников, писателей. Позвольте мне не разглашать этот список. Но именно это наша местная, отечественная формула взаимоотношений культуры и политики. Она установившаяся, она очень тяжелая. И надо сказать, что без осознания людьми, которые работают в культуре, этого факта, мы никуда дальше не двинемся. Только форма новых взаимоотношений между политикой и культурой в состоянии вылечить весьма больную ситуацию, которая сегодня сложилась. Пару месяцев тому назад у нас был оглашен документ, подписанный министром культуры, который нам рассказал, как в течение ближайших лет должна развиваться культура. Культура никому и ничего не должна. Культура по своей природе – это то, что производит человек. Это то, как мы едим. Это то, как мы чистим зубы. Как общаемся между собой. Это культурная антропология. Это абсолютно уникальный продукт нашего абсолютно уникального вида, человека, который на самом деле подошел к очень опасной грани. Есть такой британский астроном Мартин Рис. Он занимается космогонией, изучает устройство мира. Лет десять тому назад он написал книгу, в которой доказывает, что у человечества очень мало шансов пережить ХХI век, потому что разрыв между техническим прогрессом, между тем, что он знает и умеет, и нравственностью человека стал столь велик, что человек себя погубит еще до исхода этого века. Правда, прошло несколько лет, и он подумал и написал еще одну книгу, в которой дает некоторый шанс человечеству пережить этот рубеж. Но этот шанс он связывает исключительно с некоторой революцией в сознании. Успеет сознание человека как-то реформатироваться или нет? Если не успеет, то Земля останется прекрасной, будут плавать рыбки в морях и океанах, будут летать птички, но этого вида, который мы с вами представляем, больше на Земле не будет, потому что он абсолютно в состоянии себя уничтожить. Таково соотношение политики и культуры. Вот то, что мы можем услышать с Запада. Вопль западный я сегодня постоянно слышу. Это вопль просвещенных людей. Это вопль культуры. Если сегодня мы не поменяемся внутри себя, то появится картинка Рея Брэдбери: крутится Земля, работают приборы, что-то записывается, только никто этого не может уже услышать.
Еще более пессимистичен в ответе на вопрос, как относиться к политике, был кинорежиссер Александр Сокуров. Никому в мире, по его словам, даже признанным демократиям, не удалось создать "равновесное демократическое пространство", а Россия как государство разрушается, но самое ужасное, что это разрушение происходит в душе народа:

– Сегодня понятно, что та федеративная структура в стране, которая существует, она не развивает, не устраивает Россию. Она не сближает людей. Она разрушает единство. Порождает постоянно тенденции к саморазрушению. К внутреннему разрушению.
Потому что общество и государство могут разрушаться в результате многочисленных странных, деструктивных действий руководящего класса, а может разрушаться, и что чаще всего, на мой взгляд, происходит тогда, когда происходит разрушение сознания, разрушение гармонии, разумного гармонического начала внутри самого народа. Внутри значительного числа людей. И никто сегодня не может предложить никакого варианта.


Еще одной угрозой существованию России, по мнению Сокурова, является отсутствие обратной связи между обществом и государством:

– Попыталась эту тему осмыслить коммунистическая практика. Через смесь абсурда, каких-то научных исследований и сверхнапряжение воли и силы правящего класса и правящей партии. Мы понимаем, что в условиях социализма простой человек был более защищен от произвола, чем сегодня. Вы сегодня не найдете ни одного государственного института, который бы поддержал требование или несогласие гражданина в его повседневной жизни, по сравнению с тем, что в советское время, я конечно упрощаю, но вы могли пойти, условно говоря, в райком партии и найти управу на любого зарвавшегося бюрократа. Сегодня этой системы практически нет. И в работе над этой точечной системой государству не хватает ни энергии, ни социальной, ни политической, ни нравственной, для того чтобы ее сбалансировать хотя бы на этом уровне.

Есть, без всяких сомнений, эволюционный путь изменений обстоятельств. которые сложились в стране, и социальных, и правовых, и т. д. Через совершенствование институтов, через допуск к власти трезвых людей, через борьбу с коррупцией, через целый ряд последовательных шагов, которые власть должна предпринять. Если таких шагов нет, то, соответственно, происходит то, что происходит. Очень многие проблемы, о которых говорим мы сегодня, стали видны очень давно. Мне, например, было совершенно очевидно в 2008 году, а еще раньше, в 2001 году я уже мог, совершенно публично, сказать, что война с Украиной неизбежна. И в 2008 году я об этом публично говорил. Так же понятно, что назревает совершенно сложная ситуация с Казахстаном. Это очевидно. Почему же люди, у которых в руках нити управления, не видят этого? Почему в стране не работают интеллектуальные институты, силы, которые могли бы размышлять, предвидеть это? Это же все очень просто! Это же очень видно! Это видно глазами, уже даже не мозгом!
http://www.svoboda.org/content/article/26719907.html

Guest, 03.12.2014 в 02:41

Дорогие земляки татарская молодежь .
НЕ занимайтесь пустозвонством . Человек 21 века это инженер .Занимайтесь химией , физикой , математекой , электроникой , механикой и т д Нужны ученые с результатами в науке , технике и т д Учитесь в развитых странах , изучайте языки , набирайтесь опыта . Мир в Ваших руках .
Татарские юшоши и девушки - только ВЫ можете сделать ТАтарстан -нашу Родину - великой . Это можно сделать только одним путем - учиться , развитетие экономики и единство всего татарского народа .

Guest, 03.12.2014 в 10:51

хищная стая булгаристов где?!
вон чуаше разворовывают самое дорогое,
растаскивают прям на глазах!
-встанем грудями в защиту!!

Аналитик, 04.12.2014 в 00:42

Guest, 03.12.2014 в 02:41
Татарские юшоши и девушки - только ВЫ можете сделать Татарстан -нашу Родину - великой . Это можно сделать только одним путем - учиться , развитие экономики и единство всего татарского народа.
============
А как Татарстан может быть великой Родиной, будучи российской колонией, лишенной какой бы то ни было экономической, политической и даже культурной самостоятельности? Как он может развиваться, отдавая 90% собранных налогов в российский бюджет? Как Татарстан может планировать свое развитие, если в любой момент все созданное им может быть отнято русским империализмом простым увеличением налогообложения, например, с 90% до 95% или 100%?
]Единственный способ обеспечить развитие Татарстана - это независимость, других вариантов просто не существует!

Guest, 04.12.2014 в 04:40

Вывод из слов Аналитика - не учитесь, не развивайтесь, не крепите единство - бесполезно, ибо... (далее по тексту)

Guest, 04.12.2014 в 09:11

Guest, 04.12.2014 в 04:40
Вывод из слов Аналитика - не учитесь, не развивайтесь, не крепите единство - бесполезно, ибо... (далее по тексту)___________________

Вывод в тексте аналитика подчеркнуто, а это твой !

татары Красноярска, 05.12.2014 в 00:12

Аналитик, 04.12.2014 в 00:42

Guest, 03.12.2014 в 02:41
Татарские юшоши и девушки - только ВЫ можете сделать Татарстан -нашу Родину - великой . Это можно сделать только одним путем - учиться , развитие экономики и единство всего татарского народа.
============
А как Татарстан может быть великой Родиной, будучи российской колонией, лишенной какой бы то ни было экономической, политической и даже культурной самостоятельности? Как он может развиваться, отдавая 90% собранных налогов в российский бюджет? Как Татарстан может планировать свое развитие, если в любой момент все созданное им может быть отнято русским империализмом простым увеличением налогообложения, например, с 90% до 95% или 100%?
]Единственный способ обеспечить развитие Татарстана - это независимость, других вариантов просто не существует!



Уважаемый Аналитик ,а как создать независимое ,татарское государство?

Guest, 05.12.2014 в 08:24

про налоги все кудахчет:
-ЗАЕЛО.

Guest, 05.12.2014 в 09:36

тут чуваши растаскивают булгарское все добро-
присваивают прям-таки на глазах-
а вы,провокаторы,о каком-то татарстане,о каких-то налогах!..

ззм, 05.12.2014 в 12:33

После многолетних воин, чуваши и башкиры договорились о границе Башкирии и Чувашии по реке Вятка.

Guest, 05.12.2014 в 16:49

они закидали лисьими шапочками
врагов вековечных-татар.

Я, 05.12.2014 в 23:19

Правильно всё, так и надо.
Какая разница, когда эпос появился, кто его написал.
Главное, чтобы качественный был, остальное неважно.

Можно подумать, через 20-30 лет (не говорю уже 200-300 ) кто-то вспомнит кто написал и когда.

Guest, 06.12.2014 в 09:57

каждый по мере скромных своих сил
вносит лепту,добывает хлеб семье:
-придумывает эпос,переводчика находит,
перед прогнившим западом самоутверждается.. телодвижения всякие, полезные здоровью,
совершает.
глядишь - чувашей признают скоро наследниками
великой Б. - булгаристы наши попрыгают!
-это вам не со своими переругиваться лениво..
-отстаивайте,флаг вам в руки!
караул кричите-грабят,мол средь бела дня-
претендуют на святое!!

-что-то не слышно булгаристов.
приумолкли.
растерялись от наглости чувашских братьев.

Guest, 06.12.2014 в 11:05

кинутся теперь булгаристы родимые доказывать
с летописями,с цифрами,с аргументами,с фактами,
архивными материалами,могильными камнями,
средневековыми картами географическими,
сведениями арабских,итальянских,венгерских
путешественников,монахов,секретарей посольств,
ископаемой керамикой, скелетами людей и домашних животных,монетами,академиками,
а также исторически достоверными(пудов на двести!) воспоминаниями старожилов-аборигенов -
кинутся булгаристы,топча друг друга,доказывать
ПЕРВОРОДНОСТЬ перед чувашами,
и остановятся перед извечным барьером,аки стадо
БАРАНОФФ-в качестве судьи,кто бы подумал?-
есснно,бротан старший в лице евреев-академиков!!
кто помнит по советской эпохе эту катавасию-
а она далеко не нова-в москве существовала
научная практика :
диссертации по булгарской тематике как от татарских,так и чувашских исследователей
РЕЗАЛИСЬ КАК БАРАНЫ,с соблюдением сангигиенических
требований,а на освободившейся вакансии защищался
свой московский еврей.
такая была картина в те доисторические времена.
сегодня же БУЛГАРИСТЫ вряд ли издадут вопль-
помолчат в тряпочку и все..